Случаи из школьной жизни

                Шёл солдат с ученья,
                Своего мученья,
                При-то-мил-си…(солдатская песня)

       Всё больше убеждаюсь, что не надо ходить на концерты юмористов. Жизнь иногда подкидывает необыкновеннейшие сюжеты и жаль, что лишь в последние годы своей работы в школе я начала их записывать. Всё что тут записано посвящаю ученикам старших классов школы №4 казахстанского города Кокчетава и обеих школ российской Змиёвки. Вместе с ними я училась, веселилась и, конечно, работала. Спасибо за это вам, мои бывшие ученики. Ваша НМ.
   
                ДЕТИ, КАКИЕ ОНИ?

       Захожу в спортзал, а там учитель физкультуры объясняет ученику 8 класса, как надо вести себя в спортзале. Ученик, отвешивая низкий, прямо в пол поклон. говорит:
- Спасибо, С.В.,за то, что научили. Буду теперь знать, как вести себя в спортзале.
       Окружающие его одноклассники смеются.

       Начало второй четверти. 10-й класс бежит навстречу
-Н.М., сейчас алгебра или электив?
- Алгебра.
- Нет, не может этого быть. Посмотрите наши дневники. В них с начала года в расписании стоит электив!
- Не буду смотреть ваши дневники. Я работаю согласно расписания уроков. Идите и посмотрите расписание.
- Там новое расписание! Что его смотреть?
       Веду этих неверующих учеников к расписанию, показываю его правый верхний угол, где стоит печать, номер приказа, дата утверждения расписания и подпись директора.
- Теперь понятно, что расписание изменилось ещё месяц назад? Эх, вы!

       Девятиклассник Сергей постоянно старается притиснуть девчонок. Когда поясняю ему, что такие действия называются сексуальными домогательствами, недоверчиво слушает.
       Прихожу в 10 класс, а там то же самое делает Денис. На замечание реагирует вопросом
- А что я делаю?
- Сходи в девятый класс, там Сергей объяснит тебе что ты делаешь, - советую Денису.
       После урока иду по коридору, а мне навстречу мчится Сергей:
- Н.М., ко мне Денис пристал из 10 класса. Что я должен ему объяснить?
         
       Школу решено озеленить!
       Лесхоз для посадки привёз 70 молодых дубков.Ребята по руководством учительницы биологии выгружают их, откладывая в сторону нежизнеспособные саженцы. Таких набралось аж 20 штук.
- Как я буду отчитываться о посаженных саженцах? Где я возьму ещё 20 дубов? - горюет биологичка.
- Г.Д., у нас в классах столько "дубов" сидит! ПосАдите их!- утешает её один из учащихся.

- Поглядите, НМ! К нам Гитлер пришёл! Наверное учиться с нами хочет?!
Повернув голову, я увидела чёрно-белого кота, стоящего на пороге школы. Под носом у него было чёрное пятно, похожее на усики Гитлера.

- Вот такая я! Женщина настоящая! - продолжает разговор десятиклассница Юля.
Мгновенно откликнулся с соседней парты Евгений:
- Уж точно! Это про тебя "Коня на скаку остановит...
- В горящую избу войдёт...- подхватывает класс.
- Да, я такая!- смеётся Юля.
Насколько я её знаю - она именно такая. Сквозь стену пройдёт, если ей это надо.

      В школах всё больше гиперактивных детей. Ну, не могут они высидеть урок спокойно, работая. Поэтому когда с очередной проказой восьмиклассник Альберт залез во время урока под парту, решила, что пора его как-то активизировать. Теперь он в классе у меня на подхвате.
- Альберт, вытри доску!
- Альберт, сходи узнай сколько времени осталось до конца урока!
- Альберт, раздай тетради…
Через несколько лет в класс пришёл новый ученик. Ребята меня встретили смехом:
- А в нашем классе теперь террорист будет учиться!
- Какой ещё террорист?- заинтересовалась я.
- А его из соседней школы выгнали. Он её взорвать хотел!
Посмотрела на нового ученика – Вова, младший брат Альберта теперь будет у нас учиться.

       Контрольная работа в 11 классе, скоро звонок. Прохожу по классу, заглядываю в тетради одиннадцатиклассников посмотреть кто на каком этапе решения находится, и поторопить слишком медлительных.
- Лёша, скоро урок закончится, быстрее работай, - наклоняюсь я к будущему медалисту. Со словами "НМ, а я не тороплюсь"  Алексей опять что-то пишет на черновике.

       Десятиклассник Антон, получив тетрадь, в которой вместо отметки стоит "См" и что означает "Смотрено учителем", громко говорит:
- Пора мне менять мозги!
- Не поняла!? - я поворачиваюсь к нему.
- Что не понятного? Я с пятого класса знаю, что "См" расшифровывается как "сменить мозги"!
Догадливые у нас всё-таки дети и умные выводы всегда делают.

        В школьной раздевалке услышала разговор одиннадцатиклассников.
- Кирилл, что по литературе получил?
- Два!!!
- Ты же вчера прочёл 300 страниц "Войны и мира".
- Зря читал. Всё равно двойку поставили.

        Пришёл ко мне после уроков Мирослав, ученик одиннадцатого класса, пришёл не для того чтобы  подтянуть знания по математике, он почти отличник, а чтобы научиться решать задания продвинутого уровня и набрать на ЕГЭ как можно бОльшее количество баллов.
Заниматься мне с ним – одно удовольствие, он быстро схватывает суть решения.
Но, есть одно НО!  Перед началом решения задачи ли, уравнения ли, неравенства ли, он громко начинает причитывать, растягивая слова, как перед покойником:
- Это невозмооожно решить!!! Это убийство!!!
- Это слооожно, слооожно, невозмооожно…
Потом, приглядевшись к заданию, воодушевляется знакомым содержанием и уверенно заявляет:
- Тут легко, это я решу сам. Давайте дальше.

- Что это за смешное слово «центнер»? – Даниил захохотал! - И что оно означает? И слово какое-то несуразное: центнер!
Нет, я не удивилась. Я оторопела! Дар речи чуть не потеряла! Как же так! десятиклассник, претендующий на пятёрку по математике, впервые слышит эту меру веса, не знает, что такое центнер.
Я схватываю обычную школьную тетрадку, переворачиваю её, показываю Даниилу таблицу мер и весов, и тычу карандашом на строчку, где напечатано: 1 центнер = 100кг.
- А я никогда сюда не заглядывал, - говорит Даниил. – Да и никто эти таблицы не читает.
Своих слов для описания этой ситуации у меня нет. Могу дишь процитировать М.Ю Лермонтова: "С печалью я гляжу на наше поколенье…"

        Снова Даня отличился. Я начинаю урок словами:
- А здесь проведём доказательство от противного...
- Ха-ха-ха! - хохочет Даниил - От противного!? Противный! Ну и доказательство! От противного... - он с удовольствием смакует услышанное.
     Я с осуждением качаю головой и думаю о том, как же гей-пропаганда обедняет наш язык. Вот уже слово "голубой" дети не говорят и радугу не рисуют. Неужели теперь за математическую терминологию взялись? Им видите ли словосочетание "противное ему" или "доказательство от противного" смех вызывает? Исключить из науки их что-ли в угоду кому-то надо. Не много ли требует пресловутая толерантность?


- В его движениях есть какая-то торжественность. Он какой-то совсем отдельный, как остров, – так описывает Наталия Сац Сергея Васильевича Рахманинова, знаменитого композитора.
Когда же я вижу входящего в класс высокого, степенного десятиклассника Стаса, то сразу вспоминаю вот эту фразу Наталии Сац.

        Дети доверяют нам, своим учителям многое.
- НМ, а вы знаете, кого я больше всех люблю? – перегнулся всем телом с первой парты на учительский стол  пятиклассник Славик.
- Кого же ты больше всех любишь, Слава? – продолжая записывать тему урока в классный журнал, спросила его я.
-Вас! - серьёзно ответил он.
Ручка замерла в моей руке. Я глядела на него, не зная, что сказать в ответ. 

        Тема сегодняшнего классного часа «Правила хорошего тона». Рассказываю сама, выступают ребята. А в конце подводим итог беседы такими словами: «А при прощании надо не только сказать до свидания, но и пожелать хозяевам доброго здоровья».
Наконец, классный час окончен. Ребята хватают портфели, рюкзаки и молнией вылетают из класса, выкрикивая на лету:
- До свидания, НМ. Доброго вам здоровья!
Что ж, я удовлетворена. Беседа не прошла даром.

       Разговаривают две одиннадцатиклассницы.
- Катя. Пойдёшь на консультацию?
- Нет, не пойду! Мне думать больно!

       Опаздываю на урок в 10 класс. Бегу. На ходу скидываю пальто, шапку, не переобувшись, залетаю в класс:
- Ребята, извините за опоздание...
- Да ладно, НМ, ничего страшного, мы без претензий, мы можем и ещё подождать! - слышу в ответ весёлые голоса ребят.
Тёплое чувство признательности к десятиклассникам, прощающим нас - их учителей, захлёстывает меня, и я с умилением уменьшаю текст предстоящей контрольной работы.

       Март, весна, перемена. Весь десятый класс столпился у окна на первом этаже. В окно  с улицы лезет Иван. Одноклассники, смеясь, комментируют его движения. Увидев меня и отхлынув от окна, ученики поясняют ситуацию:
- Посмотрите! Отличник, а в окна лазит!
- А что? Раз отличник так и в окно нельзя залезть? - парирует уже спрыгнувший на пол Иван?!
- А зачем ты это делаешь?
- А захотелось!
Весна, однако! Кровь бурлит у молодёжи.

       Уже декабрь, а Кирилл никак не может купить учебник. Объясняет на уроке:
- Я ходил на рынок, учебников нигде нет.
- А ты не смотри там, где одежда висит, а сходи туда, где книжки лежат... - смеясь, объясняют одноклассники.

       Девятиклассник Андрей опять без тетради, опять пишет на листочке, опять без домашней работы.
- А как я куплю тетрадь? В школьном буфете тетрадки не продают, а в магазин Вы меня не отпускаете! - поясняет Андрей ситуацию.
- Андрюша, почитай закон о образовании. Там чётко прописаны обязанности родителей.
- НМ, законов мы не читаем, - улыбается Андрей.

       Неподалёку от школы открылся новый книжный магазин, который с целью привлечения большего числа покупателей, оформил всем учителям именную скидочную карту. Как то магазин мне не по дороге и поэтому я там не появляюсь.
Узнав о моей скидочной карте, подходит Сергей:
- НМ, дайте мне, пожалуйста, Вашу скидочную карту. Я учебник хочу купить.
Назавтра карта опять у меня.
Вскоре подходит с аналогичной просьбой Иван. Назавтра карта опять у меня. И так идёт раз за разом. Рынок, однако!
В магазине, наверное, думают, что я у них активный покупатель.

       Летом пришкольный лагерь выезжает на природу, в лес. У учителей-воспитателей напряжённая работа-следить, чтобы никто не потерялся. Ребята же как вышли из автобуса так и рассыпались по лесу. Кричим, всех созываем. Руслан бегает вдалеке. Наконец его догнали, отругали и поставили в лесу в угол, т.е. лицом к дереву. Стоит, а мы вдвоём потихоньку отходим от лагеря,гуляем. Наконец решили вернуться, а там Руслан стоит у дерева, даже не отошёл. Вот, что значит послушный ребёнок. Нам всем стало очень стыдно.
       Через несколько лет повстречала Руслана. Уже заканчивает колледж. Напомнила, как в лесу мы умудрились его поставить в угол. Руслан, смеясь:
- Лес помню, автобус помню, а про угол не помню... Да шутите Вы!
       Слава детям, которые помнят только хорошее и не таят зла на своих воспитателей.

       Уроки закончены. Вся школа ломанулась в раздевалку. Гардеробщица подает ученикам одежду охапками, сопровождая свои действия словами:
- Пальты берите! Быстрее пальты берите!
Ребята, поглядывая друг на друга, смеются.

                О КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ

       Сегодня слышу в столовой как пятиклассник протискиваясь, говорит девочке
- Подвинься, пожалуйста, толстая хрюшка!
       Культурные всё-таки у нас дети.

- Закрой варежку! – кричит ученик начальной школы.
- А ты захлопни свой сундучок! –слышится в ответ.

       Впереди меня идут двое пятиклассников.
- А я тем кого уважаю говорю «здравствуйте», а кого не уважаю – «здрасте».
- А я тем кого уважаю говорю «здрасте», а с теми, кого не уважаю, совсем не здороваюсь, отворачиваюсь и иду мимо.
Вот, оказываются, какие проблемы волнуют ребят, а мы и не знали.

       Десятиклассник Андрей влетает в столовую. Там обедают учителя.
- Ничего себе. Вы уже жрёте, а мы ещё и не ели!!!-громко удивляется он.
- Никакого представления об субординации у учащихся -покачивая головой, произносит учительница истории.

       Дети иногда угощают учителя конфеткой или печенькой. Вот и сегодня подошла к моему столу семиклассница Олеся:
- Возьмите шоколадный батончик.
- Не надо. Съешь сама.
- Ешьте, я всё равно не хочу.
Поражённая цинизмом ученицы, возвращаю батончик:
- И я не хочу.
Позже узнала, что шоколадные батончики всем ученикам раздавали в столовой во время завтрака. Получилось в точности по пословице "Бери Боже, что мне не гоже".

       Дети походя такие сравнения придумывают, что остаётся лишь подивиться. Дмитрий входит в класс и громко кричит:
- Ирка, у тебя не голова, а рюкзак с ушами!
      
       Физкультура. Баскетбол. Игрок, ведя мяч, кричит:
- Уйди с дороги, сушёный Геракл!

       Четвероклассник Костя, пробегая мимо меня, и на ходу оборачиваясь назад, кричит:
- Дашка-дура!
- Ногу сломаю! - слышится в ответ.

       Дима взахлёб рассказывает мне о прошедшем хоккейном матче. Из вежливости говорю ему:
- Надо мне тоже сходить за вашу команду поболеть, посмотреть как вы лихо играете.
       И в ответ услышала неожиданное:
- Нет не надо вам туда ходить. Там взрослые мужики матом ругаются.

      Классный час в восьмом классе. Дмитрий, сидящий на последней парте, так на неё склонился, что просто лежит на ней. Опустил голову на сложенные руки и ждёт окончания.  Я, стараясь выделить голосом важный факт, делаю паузу. Дмитрий поднимает голову:
- НМ, Вы закончили? Можно домой?
- Нет! Ещё не закончила.
Голова снова падает на парту.

       К выпускникам на классный час пришёл юрист из местного суда. Он в костюме, в белоснежной рубашке, в галстуке.
- К нам государственный человек пришёл? – спросил Андрей.

                УЧИТЕЛЯ

       У доски в одиннадцатом классе Ира, будущая медалистка. День у неё что-то сегодня не задался, пример не решается, но она упрямо трёт и пишет, трёт и пишет. Ребята, замерев от неожиданного кульбита Иришкиной Судьбы, с сочувствием следят за ней. Поняв, что перед ней замаячила тройка (впервые за одиннадцать лет), по Ириной щеке покатилась слеза. Отойдя в конец класса, невидимым для учеников движением смахиваю показавшуюся свою слезу, объявляя тройку.

       Модный сериал «Просто Мария» захватил сердца ребят. У девочек взбитые чёлки а-ля Мария. Скромницу Машу переименовали в Просто Марию.
Очередным утром проверяю явку на уроки – все на месте.
Третий по счёту урок – математика. Начиная урок, отмечаю отсутствующих и замечаю, что
- Петьки нет! А ведь с утра был. Смылся с математики. Дом тут рядом со школой. Надо после уроков родителям позвонить.
Класс молча раскрывает тетради, дневники, как ни в чём не бывало. Что ж, начинаю урок. В середине урока резко распахивается дверь, в проёме стоит радостный Петька и громко орёт:
- Девчонки, не волнуйтесь! С Марией ничего не случилось. Вечером сами увидите. – И обращаясь ко мне, снизив звук, извиняющим тоном говорит -   Извините, НМ, я дома очередную серию смотрел, девочки попросили.
Ну что на это сказать? И я, улыбаясь, говорю:
- Проходи в класс, джентльмен.

       Сижу в школьной столовой – обедаю. Запыхавшись,подходит ученик 7 класса.
- Можно спросить?
- Нет, я обедаю. Подожди (надо учить правилам этики, т.е когда уместно и когда неуместно).
Я ем первое,  ученик стоит - ждёт. Ем  второе – ученик стоит, разглядывает меня, пищу, столовую, ждёт и не уходит. Наконец допит чай. Обращаюсь к нему:
- Что хотел спросить?
- Ничего. Ну, я пошёл.

       Девятиклассники всё изысканнее стараются приколоться надо мной. Заходят на урок, и я со всех сторон слышу:
- Здравствуйте, НМ. Как Ваше драгоценное здоровье сегодня?
- Здравствуйте, НМ. Хорошо ли спали? Желаем хорошего Вам настроения!
- Здравствуйте, НМ. Желаем Вам хорошо провести день! (и так повторяется многократно)
Спрашиваю одного:
- Ты зачем со мной уже пятый раз здороваешься?
- Ну, надо же что-то сказать, молчать как-то неловко.
Уходя домой, выхожу на школьное крыльцо и со всех сторон слышу притворно-заботливые голоса девятиклассников:
- До свидания, Н М. Желаем Вам хорошей дороги.
- Не упадите в лужу, идите осторожнее.
- Хорошего Вам вечера.
Я только улыбаюсь.

        Урок в восьмом классе. Приветствуя ребят, вижу, что у отличницы Иринки фингал под глазом.
- Ирочка, что такое с тобой случилось? – спрашиваю её.
- А её Сурен ударил, - наперебой заговорили девочки.
- Он всех девчонок обижает. И меня ударил! – обиженно сказала Света.
- И меня.- добавила Оля.
Что ж, надо дать ему понять, что бить это больно. Я вызываю Сурена к доске, ставлю перед классом и предлагаю:
- Девочки, все кого он бил, подойдите и ударьте его в ответ. (Ой, что делаю – выгонят с работы с треском же выгонят). Пусть тоже походит по школе с фингалом.
Что делалось… Девчонки под моим прикрытием ладошками отхлестали Сурена по лицу, а потом мы продолжили урок.
Сурен оказался настоящим мужчиной – никто не пришёл со мной разбираться, но девчонок больше не бил.

       Никак не могу начать урок в девятом классе. Максим нагло смотрит на меня и продолжает громко на весь класс разговаривать. Просто смотрит на меня и говорит всякую чушь, лишь бы урок не начался. Однозначно, срывает урок.
На замечание отреагировал так:
- А я что делаю? Я вам не мешаю?
Что ж, прошу его дать дневник.
- А я его дома забыл! Нет у меня дневника!
- Дневник – лицо ученика, как же ты в школу пришёл без лица? – спрашиваю я – И вообще, что у тебя есть?
- Вот кепка есть! – издеваясь, он протягивает мне свою кепку.
Я беру из его рук кепку и размашисто пишу чернилами на жёстком её козырьке замечание: «Поведение неуд!» и ставлю свою размашистую подпись. Кладу кепку на парту и начинаю урок в мёртвой тишине.

        Закончен урок в 10 классе, собираю свои тетрадки, сумку и вдруг вижу пробирается ко мне Антон с дневником. Со смущением говорит:
- Н.М., запишите сами в дневнике название урока и поставьте пятёрку, пожалуйста.
А в дневнике абсолютно пусто. Нет ничего! Пустые страницы!
- А тебе не стыдно, что Н.М. будет тебе не только расписание писать, но и месяц заполнять и дату ставить? - смеются ребята.
- Ну поставьте пожалуйста пятёрку...- стонет Антон.
Я заполняю дневник и выставляю 5. Антон радостный уходит, не забыв, конечно, поблагодарить.

       Сегодня у меня уроков нет, а маршировку, т.е. репетицию парада провести с ребятами должна, поэтому приезжаю в школу на велосипеде, ставлю его у школьной стены и иду в класс за ребятами. Выхожу с классом на крыльцо и вижу, что мой велосипед уже вовсю катается по дорожке. Вокруг него бегают ребята, крича:
- Эй ты! Хватит! Дай и нам на велике покататься!
- Спроси у хозяина, тогда и катайся! - слышат они в ответ.
- А ты спрашивал?
- Спрашивал, мне разрешили. Когда и тебе разрешат, тогда и покатаешься. - кричит в ответ ездок.
Один из подростков поворачивается к нам и кричит: "Эй вы, кто хозяин?"
Я поднимаю вверх руку и отвечаю им: "Ребята, это мой велосипед".
Велосипедист, резко затормозив, остановился. Понурив голову, подвёл велосипед к стенке, поставил его и чуть слышным голосом прошептал: "Извините, НМ. Это мы случайно взяли покататься".

        Репетиция парада на 9 мая. Рядом с пятым классом идёт их классный руководитель Н.В. Пятиклассник Данил, оглядывая её сверху вниз, очень серьёзно говорит:
- Пальто горчичного цвета и берет тоже в тон - цвета спелой горчицы, туфли черные. Н.В., Вы очень элегантно сегодня выглядите.
- Спасибо, Данил, - растерянно отвечает ему учительница.

                ДЕЖУРСТВО ПО КЛАССУ
 
       Учащимся предложили придумать 3 вредных совета. Тут же выкрикнул дежурный по классу
- Не надо убираться. Пыль будет всегда!
Как он прав!

      Суббота. Хочется пораньше вернуться домой. Спрашиваю дежурного по классу:
- Ваня, сможете сами, без меня, убрать класс?
- Конечно, И.В., Вы же нас научили полы мыть. Спасибо Вам за это.

       Генеральная уборка. Ребята драят парты время от времени обсуждая нарисованные на них рисунки и подписи под ними. Принимая их работу, вдруг вижу на задней парте неотмытую рожу. Слушаю их объяснения:
- Эту рожу Серёжка нарисовал на биологии. Пусть сам и отмывает.
- Можно подумать, что вы ничего не рисовали. Работу не приму. Надо дочиста отмыть парту.
- Не будем! Он знал, что наша очередь генералить и специально нарисовал. Мы его предупреждали, а он смеялся и рисовал! – мальчишки кипели от захлёстывающей обиды.
Назавтра утром захожу в класс и вижу как Сергей остервенело трёт нарисованную рожу, вокруг стоят ученики старших классов, а позади них его одноклассники.
Справедливость торжествовала!

        Несмываемая надпись на парте выцарапана ножичком:
- Если любишь самогон, нарисуй ещё вагон!
А под ней в конце недели всегда был поезд из множества вагонов.
Кабинетная система за неделю пропускала через эту парту, как минимум, двадцать учащихся. Искушение нарисовать очередной вагон было слишком велико – с каждым учебным днём состав увеличивался.

        Нецензурщина замучила. Надо с нею что-то делать. Собираю классное собрание. Повестка дня "Как будем бороться с нецензурными выражениями в школе?"
- А пусть они вне очереди делают генеральную уборку класса.- предложил Ренат.
- Пусть делают уборку!!!-громко поддержали остальные. Они сразу усекли этом решении плюсы своего положения.
- А я и не буду больше выражаться! Вот, так-то!- стали выкрикивать провинившиеся.
- Не докажете, что я плохое слово сказал!
- Не буду мыть класс!
- А мы свидетелей приведем. Они докажут, что ты матерился, - нашлось решение проблемы у других.
На том и постановили: два свидетеля должны в присутствии нарушителя подтвердить факт произнесения нецензурного слова. Назавтра школьники всех классов, оскорблённые и униженные моими подопечными, начали подтягиваться ко мне на приём, все вели с собой свидетелей. Все они жаждали справедливого возмездия. И я больше не имела проблем с генеральной уборкой класса. Генералить класс пришлось почти каждому. Вот тут-то я поняла, что история лукавит. Людей не надо было сгонять на казнь. Они сами туда шли. Массы всегда жаждут чужой крови.

                Трудовая повинность

       Одиннадцатому классу поручили разбросать навоз на пришкольном участке. Они ходили-ходили вокруг кучи, стебаясь друг с другом. Наконец засучили штанины джинсов до колен, надели рабочие перчатки, привезли тележку и работа закипела. Уморительное зрелище: взрослые парни в белоснежных носках и белых кроссовках азартно с шутками грузят на тележку навоз!

       Весной для перекопки пришкольного участка всем классам определили по делянке. Я разделила делянку на полосы для каждого, и ребята начали копать.
Сергей, не приученный работать, медленно ковыряет землю, рассчитывая, что ему помогут, как бывало всегда. Но не сегодня. Сегодня ребята поняли, что он их использует, поэтому через двадцать минут закончив работу и поставив в сарай лопаты, не обращая внимания на мой несмелый призыв:
- А теперь, ребята, давайте поможем отстающим. пригрозили Сергею:
- Если не вскопаешь до конца, завтра пожалеешь! -  разошлись по домам.
Серёжа докапывал свою полосу ровно целый урок с разговорами, с понуканиями, с раздумьями. Я же, как наказанная, вынуждена была всё это время стоять с ним рядом.
Великая сила коллектив!

                ШКОЛЬНЫЕ ОБЛОМЫ

        Урок алгебры в 11 классе - контрольная работа. В классе тишина. Вдруг громко на весь класс негодующий вопль Сергея:
- Всё зло от корней!!!
Класс повернулся, смотрит на Сергея
- От каких корней?
- От квадратных корней! Откуда же они всё время появляются?

        В девятом классе провела тестирование, раздаю работы. Вдруг раздаётся негодующий вопль Владика:
- Вот - дурак! Вот - дурак! Забыл корень извлечь!
- Владик, ты это кому говоришь?
- Да себе я, себе говорю. Дурак я! Одно действие недоделал, дурак!

       Окончены уроки. Захожу в девчоночью раздевалку, куда повесила сегодня пальто. Одеваюсь.
Распахивается дверь, вихрем влетает девятиклассник Андрей и, увидев меня, растеряно останавливается.
- Андрюша, что тебе надо в раздевалке девочек? - интересуюсь я.
- С Вами ещё раз хочу попрощаться! - находит выход Андрей.

       В праздник Дня Учителя в школе согласно многолетней традиции проводится день самоуправления. Учителя заранее готовили учеников с целью проведения ими уроков, ученики с интересом и волнением готовятся.
       С утра принаряженные вновь испеченные "учителя" волнуясь идут по урокам.
 Но всё когда-то заканчивается, заканчивается и этот учебный день. После уроков Илья подходит к Д.Н., своей учительнице по русскому языку..
- Д.Н., а когда Вы мне деньги отдадите?
- О каких деньгах ты говоришь?
Илья недоумевающе посмотрел на учительницу.
- Ну я же провёл за Вас урок, отработал. Вы мне должны заплатить.
Немая сцена! - прямо-таки по Гоголю.

       Роман, ученик 9 класса, не был в школе. Выясняя причину, спрашиваю:
- Почему пропустил учебный день?
-У нас поминки были, пришлось помогать. 40 дней со дня смерти дедушки.
       Проходит несколько дней. На родительском собрании встречаюсь с отцом. Отец уважаемый человек - главный инженер предприятия.
- Мои Вашей семье соболезнования.
- Н М, о чём Вы?
- О поминках. Роман рассказал, он в школе не был.
- Не знаю. Не было никаких поминок. Ромик что-то напутал.
       На следующий день говорю Ромику
- Роман, почему-то отец не знает о поминках своего отца. Говорит, что не было их.
- Н М, он просто забыл, путает! Были поминки!

        В школе переполох. По двору широким шагом идёт ОМОН-группа захвата. Все сбежались к окнам, забеспокоилась администрация.
Оказывается, трое десятиклассников решили прогулять уроки – отдохнуть от уроков. Отправились в посадку невдалеке от железнодорожных путей, разделись и стали загорать в разных позах - очень хотели загореть красиво.
Мимо ехал состав, машинист, заметив в посадке подозрительных людей, сообщил куда следует. На задержание террористов прибыл ОМОН. Теперь бойцы ОМОНа вёли по школьному двору трёх почти голых террористов с сумками.

                ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

       В преддверии женского праздника, радостное волнение в классах. Поздравления учителям несутся со всех сторон:
- Поздравляем Вас с наступающим праздником! Желаем Вам ... и т.д.
Закончились уроки, собираюсь домой, в сумке колода из шоколадок, как у секретарши.
Жизнь упрощается донельзя, без выкрутасов и этих старомодных заморочек, лишь которые признавались настоящими подарками, то бишь букета цветов и коробок конфет.
- Вот, НМ, Вам шоколадка. С праздником.
Однако грустно.

       Под новый год к нам в класс пришёл учиться Игорь, приехавший из далёкого Анжеро-Судженска, где его судьба претерпела не очень хорошие перипетии. Будучи старше своих теперешних одноклассников, он пользовался среди них безоговорочным авторитетом и поэтому перед праздником 8 марта ребята, видимо полагаясь на его авторитет, приобрели для меня сногсшибательный подарок.
- Поздравляем с праздником, НМ!!! – оглушительный мальчишеский хор прогремел в ответ на моё: «Здравствуйте. Садитесь»
Мальчики, принаряженные столпились у стола, отдавая мне упакованный в прозрачный целлофан подарок.
- Боже мой! Внутри стоял коньячный набор тёмно-вишнёвого цвета. Сосуд изготовлен в виде большого чёрта и вокруг стояли 6 маленьких чертенят. Что им сказать-то? – пронеслось в моих мыслях.
Но, надев на лицо праздничную улыбку, радостно хвалю подарок.
Оглушительный смех моих домашних над подарком встретил меня дома.

- Ребята, завтра в школе состоится костюмированный новогодний Бал! Все придите на маскарад в костюмах. Повеселимся около ёдки.
- Н.М., это не Бал, это называется "Ёлка"! - цедит через зубы Алексей.

       Восьмой класс обсуждает сценарий к Новому году. По сценарию они показывают пародию на семейные отношения известной поп-звёзды. Распределяют роли: мать, отец, ребёнки, и т.п.
- Алина, ты будешь матерью поп-звезды.
- Денис, ты сыграешь отца поп-звезды.
- А кто сыграет талантливого сына поп-звезды?- вопрошает классная.
Входит Кирилл.
- Кирилл, с тебя ребёнок! - обрадовано кричит Алина.
Кирилл остолбенел... Немая сцена как в Ревизоре Гоголя.
- В каком смысле? - после паузы с опаской спросил он. А все засмеялись.

       На улице 33 градуса мороза. Занятия в школе отменены. Мы. Учителя, слоняемся вокруг наряженной ёлки, рассматривая плакаты с дедом Морозом, Снегурочками, с санями, впряжёнными лихими тройками коней. Что же будет со школьным Новогодним праздником? Никто не придёт, родители не отпустят. Но в назначенный час вваливаются в школьные двери со смехом и шутками, с заиндевевшими бровями на лицах, наши ученики. Как же, как же? это от уроков их освободили, а на праздник придти - святое дело!И начинается прогон сценария, затем медленные танцы, а в конце праздника всех нас удивил Сергей, станцевавший брек. Он его танцевал и на ногах и на руках и на спине и на боку и возносился вверх и падал вниз. Учителя смотрели, разинув рты. Я впервые видела брейк!
       А когда всё закончилось и мы с ребятами вышли из школьных ворот, то все завопили:
- НМ, давайте пойдём на горки! Покатаемся!
- Нет-нет! Ребята, мороз на улице. Заморозитесь! Идите по домам. - запротестовала я.
Но толпа ребят, не слушая меня, с весельем и смехом зашагала на площадь, где были и ледяные горки и ледяная крепость и ледяные Дед Мороз со Снегурочкой и много ещё чего было. Молодость! Всё им было нипочём, всё по плечу! 

       У меня специфический класс. В нём только мальчишки, девочек нет совсем. Мальчишки собрались в конце классной комнаты и обсуждают наряды к Новому году. 
- НМ, можно на новогодний вечер придти в костюме репера? – поворачивается ко мне Александр.
- Это как? – отрываюсь я от проверки тетрадей.
Саша поясняет:
- Ну, это штаны такие специальные и бандана на голове.
- Какая бандана? – всё ещё не понимаю я, - И что за специальные штаны?
- Штаны вот с такой мотнёй, а бандана это платок на голове с нарисованным черепом! – объясняют мне, показывая на себе как это есть, хохочущие ребята.
Что ж, пришёл Александр вечером в костюме репера. Вполне приличный наряд, видела такие на улицах.

                К ВОПРОСУ О ШКОЛЬНОЙ ФОРМЕ

       Что в школе делается...В классах схлестнулись субкультуры! Без подсказки не разберёшься.
Вот Дмитрий сидит, развалившись, на своей задней парте в чёрной футболке с огромным белым черепом на груди. Рядом с ним через проход сел Павел в чёрной футболке, но с огромным гербом СССР цвета красного с золотым на груди.
В соседнем же классе я усмотрела  Аню тоже в чёрной футболке, а на груди огромный слоган «Я КРУТАЯ».
- Аня, я прямо-таки тебя боюсь к доске вызвать, - заулыбалась я.
- Почему это? Я страшная что ли? – надулась Анна.
- Да нет, ты же крутая. Вдруг побьёшь! – весело поясняет ей Роман.

       Школа озаботились внешним видом учащихся. На общешкольном родительском собрании решен был вопрос следующим образом – в школу дети должны ходить в одежде делового стиля: брюки, юбки, светлые рубашки и блузки.
Проблема у меня высветилась на следующий день. Аня пришла в леггинсах. Сделала ей замечание, записала в дневник. В конце уроков появилась сердитая Анина мама с ярлыком от леггинсов.
- НМ, вот бирочка. Почитайте что тут написано.
- Брюки дев. – читаю я, затем поворачиваюсь к маме и спрашиваю её: «И зачем вы её мне принесли?»
- А затем, что эта бирочка от якобы леггинсов. Видите, написано, что это брюки, а не легинсы! Поэтому Аня будет в этих брюках ходить на уроки. Мы не нарушаем решения общешкольного собрания.
Я, вздохнув, соглашаюсь с мамой: «Конечно, можно ходить в школу в леггинсах, если они брюки».

                РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

- НМ, прошу Вас, поставьте Ивану двойку, и не одну! – попросил при встрече Ванин отец.
- В чём дело? – не поняла я.
- Ну, понимаете, пишет он как курица лапой. Почерк ужасный. Я уж с ним бьюсь-бьюсь, а он никак не реагирует. Разгильдяй!
Я зарадовалась. Редкий случай, когда родители хотят работать в содружестве с учителем. Конечно, лучше сейчас, в 7 классе, показать Ивану кузькину мать, чем потом переучивать перед выпускными экзаменами, когда уже учащихся «кондрашка хватает».
- ВВ, поставлю двойку! Не сомневайтесь. Легко!
      И поставила! И не раз! И снижала отметки в контрольных работах за просто неразборчивое, т.е. нечитабельное для меня слово.
      Зато сейчас, перед выпуском, Иван не только в своей тетради, но и, выходя к доске, тщательно выписывает каждую букву, уважая сидящих за партами учащихся, которые сверяют своё решение с решением на доске.

      Беседую с мамой восьмиклассника Никиты.
- Не дорабатывает Никита. Домашнее задание наспех делает, - рассказываю я маме, - теоретические основы хромают. У него хорошая память и способности. Они-то его на хилую четвёрку и вытягивают. А вот если бы основательно готовился, то была бы у него крепкая пятёрка.
      Мама заинтересованно выслушала, пообещала, что примет меры, и мы расстались. Четверть Никита окончил на отлично.
      После родительского собрания спрашиваю маму Никиты:
- ОВ, очень я довольна результатом. Вы просто волшебница, сына преобразили.
- А хотите расскажу  как мне это преобразование досталось? – улыбнулась ОВ.
- Конечно хочу. – встрепенулась я(мне всегда интересны педагогические приёмы воспитания) – Слушаю Вас, ОВ, очень внимательно слушаю.
Мама начала свой рассказ.
- Когда в тот самый день Никита собрался, не доделав как следует домашнего задания, погулять с ребятами на улице, я ему сказала, что пока пятёрки по математике не принесёт, никаких ему гуляний.
- Жёстко, однако. – Поразилась я. - За свою свободу люди насмерть ведь бьются.
- О! Был огромный скандал! – улыбнулась ОВ. -Кричал, что из дома уйдёт.
- Да неужели до этого дошло? Что же вы?
- Я распахнула дверь и сказала «Уходи насовсем! Живи неучем!» Он глянул на меня, на отца, и пошёл учить уроки. С тех пор и учит их как следует.


- НМ, Серёжа не понимает геометрию, ну совсем не понимает. – Завела разговор Серёжина мама, Н.И. – Учит. Все теоремы знает – я ведь  проверяю. Но не даётся ему геометрия. Что же нам делать, подскажите.
      Мне мгновенно представилась широкая Серёжина улыбка, как он перемигивается с друзьями, мало обращая внимания на доску. А в тетрадочку при этом – не придерёшься - умудряется с доски всё подробно  переписать.
- Что ж, - вздохнула я, - Сергею поможет лишь метод обучения Володи Ульянова. Методика бесхитростная, но она потребует от Вас, Н.И. , много терпения. Зато результат должен быть отличным.
- Что нам надо делать?
- Да ничего сложного. Объясняю: перед тем как приняться за выполнение домашнего задания, вы берёте его классную тетрадь и предлагаете Серёже в Вашем присутствии ещё раз на листочке выполнить классную работу. А потом сверить результаты с записями в тетради. Если всё правильно сделает, то Серёжа переходит к выполнению домашней работы, а если неправильно, то пусть по тетради научится её делать. Вам самой объяснять ничего не надо, с непонятными вопросами назавтра пусть Серёжа подходит ко мне с этой тетрадочкой и просит объяснить ещё раз непонятное место. А Вы на следующий день снова заставляете его перед Вами решать вчерашнюю классную работу. После такой работы, Сергей разовьёт внимание, на уроке будет ловить каждое слово учителя. Результат увидите сами.
       Под Новый год снова встречаю Н.И.
- Н.И., поздравляю с праздником! А Сергея Вашего не узнать как переменился! На уроках руку тянет, прямо-таки из кожи вон выскакивает, так ему хочется к доске. Не только геометрию, но и алгебру прекрасно понимает. С лёту новый материал схватывает.
- Ох, НМ! – Н.И. счастливо смеялась. – Не сладко нам всем пришлось. Вся семья два месяца не включала телевизор – воевали за геометрию. Он понял, что на уроках надо быть очень и очень внимательным, что в школе учиться надо.
 
       Учительская. В приоткрытую дверь заглядывает ученик
- А можно мне с урока ОБЖ уйти?
- Зачем? И почему с урока?
- У меня запись к мастеру, в парикмахерскую. Постричься. А то мой мастер потом будет занят или на обед уйдёт.
- А почему не записался к парикмахеру после уроков? А родители в курсе?
- Конечно! Меня мама и записала к парикмахеру.

       После родительского собрания оставляю для разговора маму восьмиклассника Саши.
- Мне не понятно, почему Вашего Сашу все называю "Пузырь"?
- Знаете, он маленький был такой пухленький и мы его ласково Пузырьком называли. А ребята потом переделали его в Пузыря.
Давно уже Саша закончил школу, а при встрече его так и кличут Пузырём. Он откликается.      

       Веду урок. Стук в дверь. Открываю. Стоит Сашин папа.
- Объясните, Н М, почему в дневнике у моего сына написано "поведение неуд"? Он не понимает за что Вы это замечание написали. Он у нас хороший мальчик и ничего плохого не может сделать.
Я обомлела! Вспомнить ничего не могу! Замечание написано давно. Отец стоит, строго смотрит, ждёт.
- Н М, это он, когда из трубочки плевался, Вам в лоб попал! - напоминают мне ребята.
- Слава тебе, Господи! Я вспомнила! Действительно так и было. За этот плевок я и написала "поведение неуд". Ещё есть вопросы? - обращаюсь к отцу.
Отец молча вышел и закрыл дверь.

        Разгневавшись на учеников своего класса, заявила:
- Ко всем приду сегодня в гости, поговорить с родителями! Ждите!
Конечно, не пошла, позвонила родителям всех учеников, кроме Павла – у них нет телефона.
- НМ, мы с мамкой на Вас обиделись, - заявляет на следующий день, заходя в класс Павел.
- Вот те раз! – удивилась я, - Ты дисциплину нарушаешь, а вы с мамкой на меня обиделись. Странно это.
- А как Вы думаете? Мамка торт купила, вас в гости ждала, а вы не пришли. А ведь обещали.
- Что сказать? – Святая простота.

        Беседую с мамой и её сыном-семиклассником. У сына проблемы и с учёбой и поведением.
- Алёша, вот ты расскажи мне, какую ты сейчас книгу читаешь? - спрашиваю я.
- Чапаева читаю, - отвечает Алексей.
Мама в возмущении вскидывается: «Чапаева? Да ты его уже полгода читаешь и никак не прочтёшь!»

        Урок окончен. Подходит ко мне Иван - ученик восьмого класса.
- Что извиниться хочешь за то, что не был готов к уроку? - спрашиваю я.
- Не только извиниться, но и объяснить, почему я не сделал домашнее задание.
- Ну объясни как получилось, что ты, отличник, был не готов к уроку?
- Понимаете, все у меня списывают домашнее задание, а мне это не нравится. Поэтому я решил его не делать, чтобы они не списывали.

       Дома зазвонил телефон. Беру трубку - это мама Ивана (Иван - ученик 9 класса):
- Н.М., школа готовится к аттестации?
- Да, конечно. А в чём дело?
- У Ивана некоторые оценки, в том числе и Ваши, замазаны корректором и поверх поставлены другие.
- Интересно... Я не замазывала. А что Иван говорит?
- А то, что в связи с аттестацией школы, директор обязала всех учителей, у которых плохой почерк и которые небрежно выставляют отметки в дневники, поправить свою небрежность, т.е. замазать старые отметки и поставить их аккуратно.
Пауза! Я потеряла дар речи от такого развода родителей. Так разводят родителей лишь умные дети. Не отсырел ещё порох в пороховницах! На следующий день интересуюсь у Ивана
- Какие же отметки я исправила?
- Извините, Н.М., это я двойку исправил на четвёрку.

       Родительское собрание в четвёртом классе. Мама Ксюши обращается к маме Павлика:
- Ваш Павлик постоянно дёргает Ксюшу за косички. Проведите с ним беседу.
- А косички у девочек для того, чтобы за них дёргали!- парирует мама Павлика.

       Сегодня очередное тестирование по геометрии в 9 классе. Прихожу пораньше, чтобы не спеша подготовиться. Облом! В классе десяток ребят. Ждём остальных.
Начало урока, в классе нет пятнадцати человек. Ждём.
Через 5 минут пришли две девочки:
- Можно зайти на урок, мы проспали?
Ждём остальных.
Через 15 минут от начала урока завуч заводит троих:
- Вот эти трое в раздевалке прятались.
Тестирование отложили на вторую половину урока. Ждём. Пока решаем задачи на повторение.
Урок закончился. Тестирование так и не было проведено, 10 учеников срочно заболели.
Спрашиваю себя:
- Как же знакомить учеников с условиями проведения ЕГЭ? Им это не нужно. Всё, что от меня зависело, я сделала. Ещё раз убедилась, что образование это содружество учителя, ученика и родителей. Один (я-учитель) в поле не воин!

                ДЕТСКИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ УЧИТЕЛЮ

       Вчера проводила родительское собрание, а сегодня опрашиваю тех ребят, чьи родители не были на собрании.
- Серёжа, почему мама не была на собрании?
- Она в тюрьме.
Через несколько лет в такой же ситуации спрашиваю Серёжиного брата Ивана:
- Ваня, почему мама не была на собрании?
- НМ, она тюрьме.
- Понятно.
PS. Мама – адвокат, поэтому часть рабочего времени работает с подзащитным в тюрьме.

       Разговариваю с Катей-девятиклассницей о том, о сём. Наконец завершаю разговор:
- Маме передавай привет. Как у неё дела, здоровье?
- Всё нормально. Завтра передам привет. А то сегодня она поздно с работы придёт. Она сегодня пьянствует.
- Катя, ты меня насмешила. Я прекрасно знаю твою маму. Что такое у неё на работе?
- Ну, у них там мероприятие. Они должны там быть и принять участие в пьянствовании.
Бесхитростные у нас всё-таки дети.

       Девятиклассник спрашивает меня:
- А давно Вы в школе работаете?
- Больше 30 лет, - отвечаю.
- Так Вы ещё с прошлого века работаете?! - удивлённо вскрикивает один из рядом стоящих учеников?

                ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА

       Дежурю в школьной столовой, смотрю за порядком. Распахивается дверь, влетает ученица 6 класса Аня и оглушительно кричит:
- Н М, Лёнька в классе Андрея душит! Схватил за горло и давит! Андрей уже не говорит!
Схватываюсь и бегу! Бегу так, что чувствую, что сама уже задыхаюсь. Бежать далеко, класс в другом крыле школьного здания. Бегом преодолеваю 4 лестничных пролёта. Вбегаю в класс! Лёнька с Андреем стоят друг против друга и тяжело дышат, ребята на них навалились - держат. Спрашиваю:
- Что случилось? Лёня, зачем ты его душил?
- Он меня обозвал!
- Ну и что? Душить то зачем?
- А пусть не обзывается.

       Подростки дерутся так, что и подойти к ним опасно - ненароком зашибут. Одну из таких драк бросилась разнимать учительница физической культуры - получила несколько кровоподтёков. После разбора инцидента  драчунов обязали извиниться перед учителем. Двое извинились сразу, а третий - никак! Сообщаю родителям и слышу в ответ:
- Он у нас такой, никогда не извиняется, не привык.
Подросток извинился лишь через неделю.

- Лёша, что с рукой? (рука висит на перевязи в гипсе)- спрашиваю пришедшего на урок ученика.
- Двойку по биологии получил.
- А рука причём?
- А он когда двойку получил, то этой рукой с размаху треснул по парте, -поясняют подошедшие одноклассники.
- Теперь вот - рука сломана, писАть не могу. Можно я не буду писАть? Так посижу?

       Глеб радостный пришёл в школу со сломанной рукой. Спрашиваю:
- Как руку сломал?
- В футбол играл и упал, а рука и сломалась. Можно я тихо посижу на уроке и писАть не буду.
Назавтра Глеб появляется с двумя сломанными руками. Я с недоумением:
- Что случилось со второй рукой?
- В футбол играл и не удержался на ногах, упал.
- Я это знаю. Что со второй рукой?
- А я и говорю, что опять играл в футбол, упал, рука и сломалась. Можно я просто посижу, послушаю урок?

       Захожу в класс и вижу Антона с рукой на перевязи.
- Антон, как же ты так? Ты же такой аккуратный. Как ты мог руку сломать?
- А я на медосмотре был, у меня из вены кровь брали, а рука и посинела и опухла. Там и подвязали руку - улыбается Антон.
- И у меня посмотрите руку. Тоже писАть не могу - поворачивается ко мне лицом Алина.
- И у меня рука заклеена. Это у нас кровь брали!- со всех сторон подходят девятиклассники, показывая руки,- и даже без перчаток. Разве можно без перчаток кровь брать?
Вот и сходил класс на медосмотр, часть класса выведена из учебной деятельности.

      Не помню из-за чего началась война  между Белой и Алой розами, а война между Глебом и Алиной началась из-за трёх столовских коржиков.

                МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОШКА

       Пришла ко мне домой за книжкой восьмиклассница Оля. Перед дверью её встретила моя персидская кошка Буся, которой всё любопытно, она любит всех встречать, потому что дети кошку-красавицу сразу гладят, теребят за ушками, иногда достают что-нибудь вкусненькое из кармана. Оля, естественно, не исключение. Поглаживая кошку, она спросила:
- НМ, сколько Вашей кошке лет.
- Она старушка. Ей уже 14 лет, - отвечаю я.
- Ну, надо же! Даже кошка старше меня! - с возмущением воскликнула Оля. И мы с ней  засмеялись.
Вот так и Буся вошла в историю случаев из школьной жизни.

- НМ, Ваша кошка вероятно лучше всех учеников математику знает! - сказала Оля, поглаживая по спинке мою персидскую кошку Бусю, пришедшую из кухни в зал поглядеть на новую гостью.
- Отчего ты так подумала, Оля? - рассмеялась я.
- Ну, как же? это ведь математическая кошка! Она всю свою жизнь математику слушает!

- НМ, вот который раз прихожу к Вам и чувствую, что чего-то не хватает. А чего не хватает, никак понять не мог. Лишь сейчас понял, что кошки нет. И куда она подевалась, почему не выходит? – Даниил поглядывает то в одну, то в другую сторону, стараясь увидеть Бусю.
- Нет у меня теперь кошки, Даниил. Умерла моя Бусенька. Меланома-раковое заболевание у неё было.
- Жалко кошку. – растерянно сказал Даниил.
- Самой жалко. Почти 19 лет она прожила. До сих пор горюю.

                ШКОЛЬНЫЕ ПРИКОЛЫ

       Урок истории в 5 классе. Тема: Древняя Ассирия. В конце, подводя итоги урока, учительница И.В. спрашивает:
- Скажите, ребята, за что же мы должны быть благодарны быть древним ассирийцам?
- Они лопату изобрели и научили всех ездить на коне. А то бы до сих пор пешком бы ходили и огороды бы не копали.

       Урок обществознания, 8 класс пишет мини сочинение по теме "Ода домашнему труду". Кирилл написал:
- Я мыл посуду, мыл полы, но при этом никогда не испытывал радости!
Как он прав!

       Десятый класс, строим графики функций. Построили, любуемся красотой. Вот тут-то Андрей с особым вниманием вглядывавшийся в график, произнёс:
- А график-то похож на Гарри Поттера.
- Точно, его шрам! - увидели и остальные.
- Так вот по какой функции чертили шрам у Гарри. По уравнению третьего порядка, однако,- произнёс Андрей.
Все засмеялись.

       Объясняю восьмиклассникам тему о построении параболы. Никита, вырисовывая ветви параболы скептически улыбается.
- А объясните, НМ, зачем парабола нам нужна? Вот как она нам в жизни может пригодиться? Ведь ею даже забор не подопрёшь!
Ребята, обрадовавшись минутке веселья, откладывают карандаши. Затем оборачиваются к Никите и смеются.
Что ж, Никита в своём репертуаре. Редко когда объяснение нового обходится без вот этого его вопроса: «А мне в жизни это может как-нибудь пригодится? А зачем мы это учим?»
Но сегодня я на высоте. Об отличии движения ракеты по кругу и по параболе я знаю. О параболической траектории полёта снарядов при стрельбе тоже знаю.  И ещё много чего про параболу могу рассказать.
       Но как же хочется, повысив голос, сказать: «Рты закрыли! Продолжаем работать!»

       Начиная урок в десятом классе, спрашиваю:
- Ну как сегодня работаем? Ставить отметки или нет?
- Н.М., а давайте просто порешаем!- кидает  в пространство идею Евгений.
- Конечно, Н.М., давайте порешаем на доске, ещё немного поучимся, - поддерживают ребята.
- Хорошо. Но тогда на следующем уроке проведём самостоятельную работу по этим примерам.
- Ну, что? Хорошо придумал? - с негодованием поворачивается к Евгению Алина,- Опять самостоятельная?
- Вот сам и решай её за всех. Ну поставили бы на уроке три отметки, а теперь сиди, учись, готовься! - слышу со всех сторон негодующие отклики ребят.
- Ну ладно, ладно! За всех напишу самостоятельную, - смеётся Евгений.      
Спасая положение, строго говорю:
- По нормативам третью часть урока должна занимать самостоятельная работа. Всё нормально! Работаем.

       Урок биологии в 5 классе. Говорят о происхождении человека и его появлении на Земле. Денис поднимает руку
- А я так и не понял откуда появляются люди...
Класс завеселился. Со всех сторон понеслись выкрики:
- Да мамка тебя родила!
- Не знаешь, что ли, что в капусте тебя нашли!
- Аисты нас приносят! и т.д.
Урок окончен. К столу учителя подошёл тот же Денис. С молитвенно сложенными ладошками, обращается к учителю:
- Умоляю, покажите дырочку, из которой Человек появляется.

- Ну не снижайте оценки, пожалуйста. Эти ошибки к алгебре не относятся - они по русскому языку!-упрашивает класс.
- А как мне тогда относиться к Вашим ответам: "было 2 мыжика и 3 бабы" или "15 км/ч ехал вилосипедуст"?
- Признайте, что такую работу отличной не назовёшь! Однозначно, снижаю оценочные баллы за работы.

       Сегодня после урока подходят десятиклассники:
- Н.М., вот скажите кто из нас прав? Жизнь человека как развивается по синусоиде или по циклоиде?
- А вы как считаете (рисую циклоиду и синусоиду)?
- А так, - объясняет Иван, - смотрите синусоиду. Под осью абсцисс график, значит ты в тюрьме. Вышел из неё, поднялся по синусоиде наверх, деньги заработал и опять сел в тюрьму. И т.д. Цикличность жизни!
- А по циклоиде тюрьмы нет. Жизнь без тюрьмы, но те же взлёты и падения, та же цикличность, - парирует Андрей.
- Да ладно вам, оба правы, -подводит итоги Юля.
Верно говорят, что на пороге третьего тысячелетия математика переживает небывалый расцвет. И это не просто слова, а наши реалии.

       Звонок с урока. Десятиклассники подтянулись к учительскому столу - сдавать работы. А за третьей партой над тетрадкой упрямо склонилась Даша. Подождав немного, я решила её поторопить:
- Даша, сдавай работу. Пора, время вышло.
Даша подняла голову, на глазах заблестели слёзы:
- Да? Все пятёрки получат, а я четвёрку? Да?
И она снова склонила голову над тетрадкой. Что мне делать? Жду!

       Идёт урок в 9 классе. Ребята тихо решают задачу в тетрадях. Вдруг Андрей поворачивается назад и громко во весь свой ломающийся голос кричит на Ивана, сидящего за ним:
- Замолчи! Ты мешаешь мне учиться!
Иван, вытаращив глаза, ничего не поняв, смотрит на него. Класс онемел! Немая сцена!
У меня же в голове пронеслась благостная мысль: "Неужели через 40 лет работы в школе я сподобилась увидеть ученика, стремящегося получить не просто знания, а хорошие знания!"

       Конец учебного года. Выставляю годовые оценки по алгебре и по геометрии.
У Насти оценка по геометрии фифти-фифти... Надо девочку поддержать. Начинаю ей задавать  наводящие вопросы.
-Ух, наконец, перед классом не стыдно и Насте поставить 4 по геометрии. Смотрю далее, а по алгебре у неё всё-таки международная тройка.
После уроков подходит Настя:"НМ, у меня все хорошие отметки, единственная тройка по алгебре, поставьте по алгебре четвёрку, ну пожалуйста..."
-Господи, и зачем же я тебе на геометрии вытягивала четвёрку? Настя, милая, не страдай из-за одной тройки. Сейчас я тебе по геометрии  незаслуженную четвёрку исправлю на тройку. 


       Утро. Один за другим в класс, говоря мне «Здрасьте», входят восьмиклассники. Затем идут к своим партам, достают книжки с тетрадками, ручки, дневник - готовятся к первому уроку.
Вдруг дверь резко распахивается - влетает Юрик. Мах рукою! и его портфель по воздуху летит к нужной парте. Сам же Юрик, лавируя между ребятами, несётся ко мне.
- НМ! Я правило выучил! - кричит он. - Спрашивайте меня, пока я помню…


       В учительскую заходит учитель английского языка
- Представляете, девятиклассники стали совсем неадекватны! Вот Влад, двоечник, на уроке начал стучать палкой по парте. Это он так развивается... Все смеются, а он на замечание ещё и грубит.
- Что же он Вам сказал?
- Ну, что я не имею права делать ему замечания и вообще мешаю ему развиваться! И продолжает стучать по парте! Не дал урок провести!
- Интересный способ развития у детей. Обязательно завтра его на математике попрошу постучать, т.е развить мозги, а затем опрошу по новому материалу. Вот таким образом может и Влад станет отличником, надеюсь.

       Для современных учеников не существует запретных тем. Спасибо СМИ за это.
На уроке истории в 7 классе учитель рассказывает о существовании легенды, в которой говорится о том,что М.В.Ломоносов сын Петра I.
Тут же своим сокровенным открытием вслух поделился Кирилл:
- Я тоже скажу, что я сын Путина!
- Не рассказывай об этом отцу, - советует его сосед по парте,- Твой отец будет очень недоволен!

       Смех в 9-м классе. Вижу, что Илья держится рукой за щёку.
- Что случилось? -спрашиваю я.
Илья убирает руку, на щеке татуировка: веточка розы. Роза красная, а листики зелёненькие.
- Зачем тебе это нужно?- удивляюсь я.
- Я не виноват. Мы со Светкой наклейками дрались, а у неё наклейка сильная оказалась, вот не сдирается со щеки.
- А зачем ты в мой рюкзак воды налил? - возмущается Светка. Теперь с розочкой на щеке и пойдёшь домой.
- А ты с мокрыми тетрадями...      

       Урок истории. Учительница подходит к Рите:
- Рита, почему ты принесла на урок не учебник истории, а учебник обществознания?
- ИВ, я когда собирала рюкзак, подумала-подумала и решила: "А пусть будет обществознание"!
И зачем нашим детям расписание? Они подумают-подумают и сами решат чему учиться и как учиться.

       В школу в пятые классы пришёл молодой учитель математики. На перемене одна из пятиклашек делится своим впечатлением с классным руководителем:
- "Мииилееенькииий такооой..."

       Урок в 9 классе. За третьей партой сидит Андрей. Тетрадь отсутствует. Пишет на двойном листочке.
- Почему нет тетради?- спрашиваю я.
- НМ, извините. Забыл купить. Сегодня куплю.
Урок в 8 классе. На том же месте сидит тоже Андрей и также пишет на листочке.
- Вот на предыдущем уроке сидел девятиклассник Андрей без тетради, писал на листочке, и на этом уроке сидит восьмиклассник Андрей. Он также без тетради. Тоже пишет на листочке. Интересная закономерность!? Не правда ли? - замечаю вслух я.
- Что поделать, НМ? Имя Андрей заразное!- со смехом поясняет восьмиклассник.

       10-й класс. Прохожу по классу, контролируя работу учащихся в тетрадях. Денис поднимает голову от тетради, обращаясь ко мне за помощью.
- Посмотрите на мой чертёж. НМ, какая здесь буква написана? Не могу разобрать.
- Денис, эту букву ты написал! Как я могу понять, если ты сам не разбираешь свой почерк.
- Что же мне делать? -горюет он.
- А посмотри к Диане в тетрадь. - советуют ученики. - Ты ведь у неё списывал!

       Десятиклассники пишут контрольную работу. Сижу, наблюдаю. Тщетно, никто даже не пытается списывать. Собрав тетради, отмечаю этот факт как положительный, а в ответ вдруг слышу от тихони Ксюши:
- А мы в десятый класс пришли не для того, чтобы списывать, а чтобы знать!
       Вот так-то!

       В восьмых классах беда с двоечниками! Все их ответы у доски на хиленькую троечку, а вот контрольные начали писАть на хорошо и отлично. Естественно списывают! Но как?
Во время очередной контрольной работы, стою весь урок как цербер... Конечно, в тетрадях у отдельных учащихся никакого решения нет.  Звонок, все ребята сдают работы, а они ещё чего-то пытаются написАть. Наконец сдают тетрадь и они. Проверяю - четвёрки и твёрдые тройки!Пошла к ним за информацией.
- Ребята , ну расскажите мне, пожалуйста, как вы списываете. Ведь организую всех вас зачёт сдавать.
Они посмеялись и решили расколоться
- НМ, это делается так: отличники решают контрольную работу на уроке, затем снимают её на наши мобильники и пересылают их нам прямо на уроке, либо просто телефон передают. Вы ведь разрешаете отдать чужой телефон хозяину. Затем списываем контрошку прямо с экрана.
Я вспоминаю, что мобильники у них всегда лежат на парте. Следующий урок начала со слов:
- Убрать с парт мобильники.

       Новые технологии быстро усваиваются учениками. Отличник выполнил домашнее задание в своей тетради, сфоткал на телефон и переслал другу. Родители друга довольны: молодец сынок, всю домашнюю работу сделал.
Облом на следующий день, когда домашние примеры предлагаются на самостоятельной работе.

       Наступили морозы. Прихожу на работу к первому уроку. Детей нет - отдыхаем! Вдруг вижу у раздевалки на лавочке сидит девятиклассник Глеб один-одинёшенек. Спрашиваю его:
- Ты один?
- Да!
- Ну хорошо. Отогревайся и иди в класс. Начнём урок.
Через пять минут ищу Глеба.
- Он, как Вы отошли, сразу домой ушёл,- поясняет мне вахтёр.

       Стимулируя ребят во время самостоятельной работы, громко объявляю:
- Кто первый скажет ответ, тому сразу ставлю пять!
       Головы сразу опустились - восьмиклассники решают, стараются. Не прошло и минуты как Александр громко говорит ответ. Недоверчиво смотрю на него и размышляю:
- Ну не может ученик, даже способный, так быстро преобразовать уравнение и ещё довести его решение до логического конца. Но сказано, значит и сделано. Ставлю пять.
Только после уроков поняла, что Саша посмотрел ответ в конце учебника. Стало неприятно от обмана.
- Что ж, буду спасать ситуацию.
Назавтра беру с собой Божественную комедию Данте "Ад". И следующий урок начинаю с объяснения устройства Ада
- А на восьмом круге Ада, который называется "Злые щели",караются обманщики, которые обманывали людей...
Урок окончен, возле моего стола появляется Александр с дневником
- НМ, я вас обманул вчера, вычеркните пятёрку, пожалуйста.
- Никто не хочет проблем с Господом. - думаю я.

       Умные всё-таки у нас ученики. Прохожу по классу, просматривая в тетрадях выполнение домашнего задания. Не обнаружив оного, предлагаю ученику подать дневник для замечания. Он жалко смотрит на меня и сообщает:
- Забыл дневник дома.
- Тогда двойка за невыполненное домашнее задание в журнал.
- Подождите, НМ. Сейчас ещё разик поищу дневник – произносит ученик.
- Пишите замечание! – говорит он, подавая дневник.

      Много рассказывают ученики историй о причинах невыполнения домашнего задания; от "не было света" и "болела голова" до "домашняя работа есть в другой тетради, которая куда-то подевалась, не могу никак сейчас найти". А вот следующее объяснение доказывает, что у наших учеников всё-таки ума палата.
Прошу Андрея, ученика 9 класса:"Предъяви нам свою домашнюю работу".
- НМ, я её правда сделал, но собака на улице подбежала, схватила тетрадь и съела её вместе с домашней работой!

       Захожу в класс после болезни. После первых радостных восклицаний восьмиклассница Даша выпаливает:
- НМ, как же без вас было плохо!
- Да, ладно? почему так? - не верю я.
- А никто кроме Вас не говорит "Приготовились к уроку и вышли из класса! Дайте учителю отдохнуть!" Поэтому мы не гуляли на переменах, а сидели в классе. Скучно.

      Начинается урок. Саша, ученик 5 класса поднимает руку, обращаясь ко мне:
- У Вас ручка есть?
- Есть - отвечаю я и продолжаю урок.
Саша, не понимая ситуации, продолжает сидеть молча, поглядывая на меня.
Созреет у пятиклассника правильный вопрос только через несколько дней и он спросит по-другому:
- НМ, у Вас ручка есть?
- Есть.
- Дайте мне.
- Нет, не дам.
Ученик с недоумением переосмысливает мой ответ.
Но проходят дни  и кто-нибудь соображает как обратить ситуацию в свою пользу:
- НМ, если у Вас есть лишняя ручка, пожалуйста дайте мне. Я свою...

       На уроке подрались девятиклассники Сергей и Дмитрий. Сергей в сердцах кричит:
- Я тогда в окно выпрыгну! Вот так!
- Ну, и прыгай! – получает в ответ.
Я, как классный руководитель, заполошилась.
- Позвольте, позвольте! Серёжа, ты в окно на моём уроке сиганёшь, а меня с работы уволят. Нет уж. Я должна подстраховаться.
Вытаскиваю из сумки тетрадь по технике безопасности, ставлю в ней дату и записываю заголовок «Инструктаж по предупреждению выпрыгивания из окон».
- Дорогие мои, срочно предупреждаю вас всех о том, что прыгать из окна опасно, поэтому никогда этого делать не следует. Расписывайтесь о том, что я вас ознакомила.
Ребята, радуясь изменению хода урока, привычно ставят свои подписи. Сергей, внимательно смотрит на меня и спрашивает:
- А теперь, если я выпрыгну из окошка, Вас не уволят.
- Нет, Серёженька, не уволят и в тюрьму не посадят.

       У меня первый урок в девятом классе. Захожу и чувствую что-то неладное – запах перегара. Димка на первой парте явно с перепоя. Значит, вчера опять с отцом работал на погрузке–выгрузке, а потом отмечали. Домой его отсылать бесполезно, там ещё хуже ему будет. Поэтому иду в столовую, там повара наливают мне стакан крепчайшего чаю, приношу чай в класс и ставлю перед Димкой.
- Пей! Легче станет.
Димка качает головой и шепчет:
- Не хочу.
- НМ, видите, он не хочет чаю, отдайте мне, - весёлым голосом с задней парты просит Павел.

        Спрашиваю выпускника:
- Слава, тебе "Война и мир" нравится?
- Не знаю, я про войну читал.
- Это как?
- Мы же с Димкой сидим. Так вот он про мир читал, а я про войну.
- А как же отвечали на уроке?
- Так и отвечали - я про войну, а он про мир.

                ЭКЗАМЕНЫ

        На экзамене по ОБЖ Лёше задают добавочный вопрос:
- Что ты будешь делать, если кровотечение на голове?
- Жгут наложу на шею.
Оказывается, это был правильный ответ, хотя я до сих пор не понимаю, как накладывать такой жгут.

        Сижу на экзамене по истории ассистентом. От скуки развлекаюсь, задавая нестандартные вопросы отвечающим.
- А чем занимался твой прадед, кем он работал? (редко кто вспомнит его род занятий, а уж как звали совсем никто не помнит)
- А как зовут твою бабушку? (редко кто скажет её отчество, в основном, отвечают: Маша, Оля, и т.д)
- А кто такой В.И.Ленин? (поразил такой ответ: предприниматель)
- Расшифруй, пожалуйста, аббревиатуру СССР (никто не ответил!)

       Закончилось очередное вечернее занятие математического кружка по подготовке к экзаменам. Одеваясь, разговариваю с учащимися:
- Вот, ребята, не все на кружок пришли. Наверное сидят дома, пьют чай с вареньем, смотрят телевизор, а вы сейчас по темноте пойдёте домой.
- Ну и что?! Зато мы УЧИМСЯ!!! -,прокрутившись на одной ножке, громко заявила Даша.
Как здорово, что есть такие ученики как Даша.       

       Завтра репетиционный экзамен в 9 классе. Ребята взволновано задают вопросы о порядке его проведения. После всех подходит Сергей, тихим голосом спрашивает:
- Что ж вправду что ни у кого нельзя списать? В прошлом же году выпускники списывали?
- Серёжа, пойми сейчас не прошлый год. В этом году правила сдачи экзамена ужесточают, вы пишите его в другой школе.
Сергей тоскливо, с надеждой взглядывая на меня, произносит:
- А может заплатить кому-нибудь?
- Кому, Серёжа?

        Девятиклассник Андрей провалил экзамен по математике. Вдруг оказался в ситуации почти по М.Светлову: "Отряд не заметил потерю бойца...". Подал на апелляцию, прибавили 1 балл и в результате желанная тройка. И как следствие - экзамен сдан. Спрашиваю:
- Андрей, идёшь в 10 класс?
- Иду!!!
- И как же собираешься учиться?
- Пахать!!!

       Рассказываю дома о том, как в выпускном классе проводилось тестирование:
- Говорю ребятам:"Мобильники мне на стол, рюкзаки и сумки в угол. С собой берём лишь ручку и линейку".
Сын, уже давно взрослый, задумчиво слушает меня и вдруг произносит:
- Мама, да ты зверь!

       Дима завалил экзамен по физической культуре. Практическую часть он сдал, а теоретическую завалил. Не учил! Надеялся на авось! Что делать?! 
После вытирания слёз и утешительных слов напоила несчастного чаем с школьными пряниками, назначила на завтра время (надо же его готовить к пересдаче экзамена).
Пришёл вовремя. Начали учить ответы на экзаменационные вопросы. Заставляю Дмитрия многократно пересказывать найденные ответы, надеясь, что что-нибудь на пересдаче вспомнит. Таким образом занимаемся день, два... Жарко! Выходим на школьный двор, под берёзки. Сидим - учим и пересказываем. Уже сама могу все вопросы пересказать.
Смотрю Димина мама идёт. Увидела нас и говорит:
- Вот какой лентяй! Не хотел сам учить? Теперь сиди и учи с учительницей.
- А вы почему ему не помогаете? - спрашиваю я.
- А когда мне? Я во вторую смену работаю. Мне к четырём на работу надо.

       Выпускники сдают профильный ЕГЭ по математике. Заканчивается экзамен, ребята начинают выходить. Выходит Катя, берёт у распорядителей свой телефон, звонит родителям:
- Мааамааа! Пипец экзамену!... Ну, а я что говорю. То и говорю, что все задания решила. Экзамену, говорю, пипец!

                ПРАЗДНИК ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА

       Линейка, посвящённая последнему звонку в девятом классе, закончилась. Мальчишки при параде: белые рубахи, галстуки, колокольчики на груди, костюмы – у кого двойка, у кого тройка. Красавцы!
Подошла завуч.
- Мальчики, подождите здесь в спортзале полчаса, вы мне нужны.
Ребята немного постояли, потом попросили мяч у физрука и начали потихоньку его друг другу гонять. Затем скинули костюмы с рубахами и колокольчиками, разбились на две команды и начался настоящий футбол.
Родители схватили фотоаппараты, такого матча они никогда не видали. Ребята в парадных брюках с голыми торсами лакированными туфлями с остервенением гоняли мяч.

       Сегодня праздник Последнего звонка. Уроки закончились рано. Все классы побежали строиться на Линейку. Мои же дежурные семиклассники под шумок сбежали, класс остался немытый, забросанный скомканными бумагами, парты сдвинуты.
- Вот пока идёт Линейка, вымою-ка я полы, подготовлю класс к предстоящему дню. А завтра с нерадивыми дежурными и разберусь, – решила я.
Попросив коллегу присмотреть за моим классом на Линейке, начала уборку. Пока навела порядок, праздник закончился, и я довольная тем, что не задерживаюсь допоздна, вместе со всеми ушла домой.
- НМ, я вчера ушёл с неподаренным букетом домой. Вас искал-искал. Хотел подарить, а Вас нигде не было. Не нашёл. – Одиннадцатиклассник Лёша горестно смотрел на меня.
- Лёша, прости. Я полы за дежурных мыла.

        Закончился Праздник последнего звонка. Я в кабинете беру букет с сумкой, собираясь домой. Дверь кабинета открывается, входит выпускник Илья, держа в руках шоколадку. Вручает мне её со словами:
- НМ, я знаю, что вы любите зефир, но его в буфете не было. Поэтому вот Вам шоколадка.
- Спасибо, Илья.
В голове всплывает давнишний разговор ещё тогда, когда он был в восьмом классе.
- НМ, а какие конфеты Вы любите?
- Илья, не люблю я конфет. Я зефир люблю.
- Ладно, НМ, когда школу закончу, Вам зефир подарю.
- Ох! Когда же это будет, Илья,- смеюсь я.
И ведь подарил, пусть не зефир, а шоколадку. Помнил, значит о своём обещании. Молодец!

        Праздник последнего звонка. Стоим на Линейке, слушаем выступающих. Незаметно ко мне придвигается десятиклассник Денис.
- НМ, а Вы вправду уходите от нас?
- Да, Денис, я ухожу на пенсию.
- НМ, а я к Вам приду после окончания одиннадцатого класса.
- Зачем?
- Скажу спасибо.
- Денис, за что? Я ведь тебе одни тройки ставила.
- А за то, что показали, что если не пропускать уроков, то можно очень хорошо учиться!
Как же иногда долго прописные истины доходят до детей. Вот Денису для этого понадобилось аж десять лет.

                ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

- Ну, Василий, садись. Тройка в четверти! За все мои труды, ты на мою могилу должен потом принести огромный букет, - улыбнулась НН,
- Принесу, НН.– серьёзно сказал Вася.

- Зачем Вы от нас уходите? Вам же на пенсии без нас будет скучно. – спросили девятиклассники.
- Вот что Вы будете дома делать?
- Надену драный халат, галоши и буду целыми днями, лёжа на диване, смотреть телевизор!
- Классно! – выдохнули девятиклассники.

- НМ, я же обещал, что Вас заменю, когда выучусь на учителя математики. А Вы не дождались и уходите из школы, - с такими словами встретил меня девятиклассник Иван.
- Ваня, долго ждать. Я не доживу, умру на работе. А школа никуда не денется, она тебя ждёт. Ты приходи. - улыбаюсь я.
- Ваня придёт в школу работать. Ему нравится школьная жизнь. Он всегда заменяет учителей, - заговорили ребята.
- А Ваши уроки я все помню, свои уроки буду также вести, когда в школу вернусь. - серьёзно произнёс Иван.

                ПОСЛЕ ШКОЛЫ

       Встреча с выпускниками. Спрашиваю их:
- Ну как вам теперь живётся, в институтах? Радуетесь свободной жизни?
- Знаете, НМ, не нужны мы там никому. Это в школе о нас учителя заботились, бегали за нами, просили: «Выучи, пересдай». Плохо мы теперь живём, никому мы в институте не нужны!

       Повстречалась с бывшим учеником, разговариваем.
- Славик, а ведь и ты мог бы медаль получить. Не жалеешь, что не получил?
Ответ огорошил своей прямотой.
- Зато, НМ, у меня было счастливое детство!

       Прошлым годом в социальных сетях получаю послание:
- НМ, уже 20 лет прошло, как школу мы окончили – юбилей. Приезжайте в наш родной Кокчетав на нашу встречу выпускников 2 июня.
Задумалась я:
- За 2000 километров киселя похлебать! Да и куда ехать? Нет у меня в том городе никого и переночевать – то негде». Ответила своим ученикам отказом.
Через пару дней в сетях пишет мне коллега ЛА из Калининграда:
- НМ, ребята написали, что Вы едете на встречу выпускников. Вот и я задумалась ехать или нет. Всё-таки почти 2000 км только в одну сторону, да и дорого станет поездка.
- ЛА, ребята Вас развели! Хитрецы! А планируют, вполне вероятно, потом и меня развести на поездку. Я не еду.

      Жизнь всех выпускников разводит-разбрасывает  не только по разным городам и весям, но и по разным государствам. Время от времени узнаю, что выпускники класса встречаются уже не в родном городе, а совсем даже в удивительных местах. Задумавшись, рассказываю об этом сыну. Он, взглянув на меня, отвечает:
- Наши этим летом встречаются в Кёльне.
- Ты поедешь? – с удивлением я уставилась на него.
- Нет. Санкции же. Я не выездной. Не поеду. А выпускники параллельного класса встречались в Израиле, - с улыбкой, глядя на меня, добавил он.
- Вот и весь Мир для нынешнего поколения стал родным. – подумала я, - Разлетаются дети по разным странам, по всему Миру.

 


Рецензии
Наталья!Молодец! Юмор- это первое чем долженвладеть учитель. Замечание , что аписали на кепке ученика- Это ноу Хау.

Улыбнулся.
Хорошего дня
С теплом
Ваш
В.

Вахтанг Рошаль   19.09.2022 12:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Вахтанг. Рада, что улыбнуло, что день начался с улыбки.

Наталья Гузева   19.09.2022 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 47 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.