Утопия и Похвала глупости

  На самом деле Томас Мор не задавался никакими вопросами, касающиеся философии. Роттердамский, в свою очередь, искал ответ лишь на один единственный вопрос, который до него волновал апостола Павла: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» . Вероятно, что именно с этим вопросом и связано направление гуманизма с католической церковью. Самыми яркими примерами расхождения взглядов Мора и Герхардса являются их произведения «Утопия» и «Похвала глупости».
  О произведении Мора, под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» уже говорилось в предыдущей главе. Что касается работы Роттердамского «Похвальное слово глупости» или «Похвала глупости», как принято ее сейчас называть, то ее идея посетила Эразма в 1509 году, когда философ гостил в доме своего друга в Лондоне. Издано произведение было, правда, только в 1511 году на латинском языке с использованием в некоторых предложениях греческих слов. Только прижизненных копий было около 30.
  Герхардс никогда не скрывал тот факт, что «Похвала глупости» была написана им «под дружеским давлением Томаса Мора». Видимо, именно по этой причине в своей книги, полной сатиры, Роттердамский из множества слов, написанных им по-гречески, оставил на латинском языке слово «глупец», которое пишется, как «moros», намекая, таким образом, своему другу, об истинном смысле своего произведения .
  Глупость, описанная Роттердамским, проявляется в двух значениях. С одной стороны, это глупость людей, которые стремятся либо занять место Бога, либо стать выше его. С другой-это глупость самой веры. По мнению философа, избежать эту глупость, возможно только при условии, что человек очистится и в своей простоте и вере сам захочет приблизиться к образу Бога, не прибегая при этом, к помощи церкви и, в частности, священников.
  Не смотря на разницу в смысловых значениях «Утопии» и «Похвалы глупости», философские идеи Мора и Роттердамского, в целом схожи. Если Мор говорил о честности и справедливости в границах государства, то Роттердамский делал то же самое, но только в границах церкви. Ведь если каждый человек будет стремиться к Богу исключительно через свою истинную веру, то все они будут равны между собой, точно так же, как и жители острова в произведении Мора «Утопия».    


Рецензии