Откуда возникают новые мысли?

      Откуда и каким образом возникают  новые мысли? Могут ли быть совершенно новые мысли? Или новое - это, действительно хорошо забытое старое? 
      Сейчас распространено представление, что мысли приходят к нам в голову из некого "умственного поля", расположенного вне нас. Древний ум, всемирный ум, мыслеполе, мыслесфера, информационное поле и другие подобные метафоры используются для  обозначения чего-то, что никому не ведомо, но которое может создать чувство понимания при объяснении источника мыслей. Но пока никто ещё это не доказал. Так что будем придерживаться известных фактов и считать, что мысли возникают в мозге...   
     Эйнштейн как-то сказал примерно так: Достоевский мне дал больше чем Гаусс. Он имел в виду роман Достоевского "Братья Карамазовы". Что-то в этом гениальном романе Достоевского подтолкнуло гениального Эйнштейна  на создание новой  естественно-научной теории. Что именно надоумило - Эйнштейн не уточнил. Если бы мы знали, что имел в виду Эйнштейн, мы  бы поняли что конкретно стимулировало Эйнштейна на формулировку конкретных мыслей. А может даже и не конкретных мыслей, а способов их возникновения и  изложения. Чтобы представить, что имел в виду Эйнштейн в данном контексте, нужно понять не только его научные работы, но и знать его мировоззренческие представления. И где же такого человека найти?
    Очевидно, что гуманитарный подход является таким же необходимым и важным аспектом  восприятия,  отражения и познания Мира как и естественнонаучный. Можно назвать это - по аналогии с квантовой физикой - принципом  дополнительности художественного и научного познания Природы.
     "Вы когда-нибудь думали о том, каким оказался бы мир, будь у нас одним органом чувств больше? Почему мы навсегда ограничили себя пятью чувствами? Почему мы не можем когда-нибудь развить шестое? Или восьмое? Или двенадцатое? Разве мир не стал бы тогда совсем иным? Допустим, что с развитием шестого чувства уже исчезло бы понятие времени. Или пространства. Или смерти. Или страдания. Или морали. И уж, наверное, изменились бы теперешние понятия о том, что такое жизнь." (Эрих Мария Ремарк. "Чёрный обелиск"). Эта мысль Ремарка может  иметь важнейшее значение  для какого-то "подготовленного" ума. У человека, например, долго размышляющего над проблемами восприятия людьми окружающей среды  или над проблемами жизни и смерти, и уже  имеющего какое-то представление о преодолении этих проблем в форме ощущений, никак не получается сформулировать это в виде мыслей, фраз,  может произойти внезапное "озарение", трансформация ощущений от прочтения этой фразы и человек "вдруг" увидит полную картину решения своих проблем...
  Совершенно оригинальные, новые  мысли могут "возникнуть" под воздействием не относящихся к сути конкретных размышлений  и представлений мыслей, событий. Эврика! Архимед выпрыгивает из ванной и бежит по улице Сиракуз с полным пониманием того, как можно определить объём сложной фигуры по количеству вытекшей из ванны воды. Но чтобы это понять "вдруг" - он долго, долго размышлял.  Идеи, мысли, рассуждения Достоевского как-то подтолкнули Эйнштейна к нужному углу зрения...  Эти эвристические открытия возникают под влиянием совершенно не соразмерных воздействий, как, например,  крик ребёнка в горах может вызвать снежную лавину. Стороннему человеку, естественно, покажется - при чём здесь ничтожный звук и мощная, многотонная снежная лавина...
      Добавление от 04.07.14.
      Как возникают новые мысли? Вот сейчас ехал в трамвае домой. С утра консультировал студентов к завтрашнему экзамену по физической химии. Затем попросил их обучить меня создавать слайд-шоу (фотографии с музыкой). Вроде освоил. Далее поехал в магазин. Купил шесть книг Джоржа Р.Р. Мартина цикла "Песнь льда и огня" ( "Игра престолов" и до "Танец с драконами"). Приобрёл, также, одиннадцать романов Станислава Лема (давно хотел посмотреть все сочинения этого гения). Книгу ещё одного гения Михаила Жванецкого "Южное лето". Буду летом расслабляться.Приобрёл две шикарные рубашки с коротким рукавом к празднованию своего юбилея...
      Топаю от трамвайной остановки домой... Вдруг мыслььь...
99,9% людей совершенно не способны генерировать новые идеи, мысли. Они перебирают только то, что поняли, прочитав, услышав или увидев. Но, из них, 99,9% всегда готовы критиковать чужие идеи и мысли. На уровне своего понимания, которое они, естественно, не могут объективно оценить. Но ведь не Боги горшки обжигают. Знают они совершенно точно.
      Не дано большинству людей придумать, создать что-то действительно новое. Не их это беда. Так устроен мир. Кому-то дано, а кому-то нет. И не нужно из-за этого расстраиваться. Каждый при достаточном желании и настойчивости всегда может найти свой смысл существования, который будет приносить человеку чувство счастья... Не всем дано быть гераклитами, лао-цзы, аристотелями, ньютонами, моцартами, пушкиными, эйнштейнами, толстыми и т.д.
      Как грустно констатировал Макс Планк:
"Не следует думать, что новые идеи побеждают путем острых дискуссий, в которых создатели нового переубеждают своих оппонентов. Старые идеи уступают новым таким образом, что носители старого умирают, а новое поколение воспитывается в новых идеях, воспринимая их как нечто само собой разумеющееся."
     То есть действительно новые идеи никогда не принимаются носителями идей старых. Они всегда найдут для себя аргументы, чтобы не признать чьи-то идеи. "Доказать" можно всё, что угодно. Была бы вера. А как умудрённый знаниями хорошо образованный, респектабельный, всеми признанный "учёный", занимающий высокие посты в научных учреждениях, академик всех возможных академий может признать, что, оказывается, он всю свою научную жизнь заблуждался и просто не понимал сути того, чем занимался... Мало кто это способен признать. Макс Планк абсолютно прав.
     И природа, в целях развития и эволюции, поэтому придумала смерть. Ей не нужны вечные знатоки постоянно устаревающих знаний. Такие люди будут только тормозить развитие человечества и познание Мира. Сделал дело, гуляй смело. "Туда, где только ни и только не". А может и куда ещё подальше. И не мешай другим мыслящим людям...
     Резюме: откуда взялась мысль?

     "Откуда возникают мысли в нашей голове?" http://www.proza.ru/2015/08/24/756


Рецензии
Разум - это способность к ТВОРЧЕСТВУ новых знаний на основе приобретённых!
Кто не способен к творчеству нового, либо глуп от рождения, либо не имеет знаний, либо не способен творчески их применять и обрабатывать поступающую информацию. Задача любой школы - дать знания и научить применять их, творчески обрабатывая поступающую информацию!!! Если человек не способен к творческому мышления, о каком разуме может идти речь???

Ум - способность к выбору наиболее рационального решения из всех возможных, а интеллект - способность к более рациональному поведению. ибо знать, как надо делать, и делать, как знаешь разные вещи. Какой курильщик не знает, что курить вредно????? А курит.... Значительные ум и интеллект с добром – это мудрость, без добра – хитрость.

Есть ещё подсознание и интуиция, а вот это действительно почти синонимы и я ещё не нашёл их чёткое разделения в определениях. Возможно, что одно зависит от опыта, а другое от знаний и их разделяет моторика и энциклопедичность, но и они взаимосвязаны...

Аникеев Александр Борисович   04.07.2014 18:15     Заявить о нарушении
Александр Борисович, спасибо за отзыв. Вы затронули очень важные и не понятые достаточно однозначно до сих пор понятия. Вы изложили своё представление. Я не всё разделяю, что Вы высказали. Вы перебираете "понятные" лично Вам "кубики"(слова) так, как Вам кажется правильно. Определять "разум" через понятие "творчество", которое само нуждается в экспликации, ничего нового не даёт. Замена одной непонятности другой непонятностью. Из глины один человек может "сотворить" кирпич, а другой - арфу... "Глина" - это аналог приобретённого знания. Но для создания лопаты глина уже не подойдёт. Творчеству не обучишь. Это дар Божий. Сольери был прекрасно образован, а не мог творить так, как Моцарт... http://www.proza.ru/2014/06/12/999 Определять "ум" как способность выбора, по меньшей мере неполно.А "интеллект" через "рациональность" (а что это такое?) - это всё равно, что сливочное масло определять через масляность, а воду через мокрость... Прежде чем рассуждать о "подсознании", следует разобраться, что есть такое "сознание"...

Александр Ивашкевич   04.07.2014 22:44   Заявить о нарушении
Сознание - это способность психики к отображению действительности, ибо человек или какое-либо ДРУГОЕ животное без сознания не способно её отображать.
Иное дело УРОВЕНЬ такого отображения...

Аникеев Александр Борисович   04.07.2014 23:18   Заявить о нарушении
Надеюсь, вы не будете отрицать, что человек - это животное с более совершенной психикой и приобрёл он её в процессе эволюционного развития.
У одних она развита лучше, у других хуже...

Аникеев Александр Борисович   05.07.2014 00:08   Заявить о нарушении
Я делю людей на три категории, это хомо-анимэл, человек-животное, для которых поесть - поспать - потрахаться суть их жизни, остальное только для обеспечения всего этого. Хомо-сапиенс, для которых суть жизни в миросозерцании и познавании окружающего мира, а всё остальное для него большого значения не имеет. И хомо-фабер - человек творец, который всегда стремится этот мир улучшить, занимаясь творчеством в технике, науке, искусстве, и чем больше такой человек знает, тем плодотворнее его жизнь и он не жалеет своих сил для саморазвития и развития окружающего мира.
Естественно, что его творчество зависит от уровня его развития...

Аникеев Александр Борисович   05.07.2014 09:07   Заявить о нарушении
А психика есть не отражение окружающей реальности, а функция центральной нервной системы высших животных...

Аникеев Александр Борисович   05.07.2014 09:51   Заявить о нарушении
C точки зрения простейшей логики, первым было яйцо потому, что яйца были ЗАДОЛГО до кур, и это элементарно!!!
И никто мне не докажет, что куры были задолго до яиц!!!!
И мауглизация тоже жизненный факт, жаль, что многие не знают этого термина....
Благодарю за поддержку!!!

Аникеев Александр Борисович   06.07.2014 21:41   Заявить о нарушении
Да какой он астроном???
Он до сих пор верит, что солнце вращается вокруг земли...
Три класса ЦПШ...

Аникеев Александр Борисович   07.07.2014 13:25   Заявить о нарушении
Александр Борисович, Вы свои определения ума и интеллекта сводите к понятию " рациональное". Это понятие само нуждается в подробной экспликации. Обязательно порассуждаю о яйце и курице - очень глубокая тема... Серьёзно. Этот, сложившейся наивный подход в выяснении "первичности" и "вторичности" чего бы то ни было мне не нравился со студенческой скамьи...

Александр Ивашкевич   09.08.2014 17:08   Заявить о нарушении