Ч. 2. Четверо суток в пути

   Ч. 2. Четверо суток в пути


Многие дети военнослужащих становятся с детства путешественниками, оттого что родители переезжают на новое место службы. Вот и Оксана путешествует уже не первый год. Одна бабушка везла её в автобусе из Черги до Бийска, а  с другой бабушкой она приехала поездом ко мне.

        Билеты в купе мягкого вагона я взяла в кассе заранее. Доплату к бесплатному железнодорожному билету сделала небольшую, так как  я в то время  один раз в год вместе с дочерью имела право бесплатного проезда по железной дороге Советского Союза. Школа, где я учила детей иностранному языку, относилась к ведению Министерства путей сообщения.  Оксана же ехала бесплатно. А вместе с нами поехала моя подруга Нина, которая  хотела посмотреть на природу Дальнего Востока и посетить город Владивосток.  Она ехала в другом вагоне, в купе на два человека. Её попутчицей до Иркутска была пожилая американка, которая преподавала английский язык в университете, в Токио. Из Иркутска она улетала на самолёте. Когда я приходила к ним в купе, то она рассказывала о себе на английском, я поддерживала беседу, а Нина боялась КГБ, сидела и молчала. И когда американка подарила нам ручки, подруга оставила её при выходе из вагона на столе.

В  купе, в котором мы ехали, был ещё один пассажир - студент, симпатичный кореец, по имени Ян. За четверо суток пути мы подружились с ним и помним его до сих пор. Ещё и потому что несколько лет Ян присылал моей дочери открытки из разных городов Советского Союза без обратного адреса. Поздравит с праздником, и вместо адреса напишет город и имя – Ян.

      Четверо суток  мы любовались из окна вагона  красотами природы Восточной Сибири. Сначала смотрели на покрытые лесом склоны гор Кузнецкого Алатау. Хвойные деревья росли, начиная от Красноярса,  по обеим сторонам железной дороги,  и  виден был этот зелёный массив на протяжении всего пути.  Долгие часы ехали по побережью  седого Байкала.  Он казался  седым, потому что погода была плохая. Хмурое небо нависло над водой озера, дул сильный ветер, который образовывал высокие волны, и поверхность воды была покрыта белыми бурунами. И когда вы услышите песню «Бродяга», который Байкал на лодке переехал, и навстречу шла родимая мать, то не верьте этим словам. Автор песни не видел Байкал, когда её писал.  На лодке Байкал не переехать. На другой даже самой узкой стороне Байкала домов нет, откуда бы могла идти мать.

А вот в Слюдянке  хорошо просматривалась противоположная сторона озера. Издали были видны большие круглые отверстия. Они расположены друг от друга на расстоянии в несколько метров. Казалось, что они находились на краю берега, почти у самой кромки воды. Между двух гор видна была впадина, внизу против этой впадины выделялись тёмными пятнами какие-то сооружения, а справой стороны был отчётливо виден вход в тоннель, прорубленный в горе. Оказалось, что там проходит Кругобайкальская железная дорога (КБЖД), но по ней сейчас возят только туристов, чтобы посмотреть на эту дорогу. Уже позднее мы пополнили свои знания новой информацией  о ней.

   В Интернете я прочла о том, что это особая страница в биографии Транссиба и один из впечатляющих участков байкальского побережья. "Уникальность этой дороги заключается в огромном количестве рукотворных объектов: 16 галерей, 470 виадуков, мостов и водопропускных труб.  А это мы видели отверстия водопропускных труб и одну из сорока тоннелей. На Кругобайкальской железной дороге насчитывается около 280 подпорных стенок над самим озером, сохранились различные станционные постройки, являющиеся памятниками архитектуры вековой давности. По западному участку транзитные поезда перестали ходить в июле 1956 года. С тех пор по участку в 84 км побережья Байкала совершают путешествия туристы, чтобы увидеть чудо русской инженерной мысли".

      Если написать о том, что понравилось или, что поразило в этом путешествии, то это, прежде всего, – впечатление от поселения  Сковородино, в котором  была  продолжительная остановка.  Ночью прошёл дождь, но солнце уже с утра светило ярко. Люди шли по улице в тёплой одежде: в шапках, фуфайках, галошах или в кирзовых сапогах. А это было начало августа.  Но дул такой холодный, пронзительный ветер, что пассажиры, покинувшие вагоны, чтобы «подышать» свежим воздухом, быстро возвратились назад.
   Тут сразу вспомнили поговорку, в которой говорилось о том, кто создал Сочи, а кто – Сковородино и Могочи. Сковородино зажато между гор, поэтому и ветер – пронзительный, и холод – «собачий».

         В Забайкалье  посмотрели на Яблоновый хребет, длина которого 650 км. Я прочла цифровую информацию в Интернете. Удивилась тому, что на его куполовидных вершинах ничего не росло. Каменистые вершины видны были издалека. Ниже пологие склоны покрыты низкорослыми деревьями, хотя встречались лиственничные и сосновые, и елово-пихтовые деревья.  Выше 1300-1400 м леса сменяются горной тундрой, поэтому куполообразные вершины были голые. "Яблоновый хребет образует часть водораздела между Северным Ледовитым океаном и Тихим океаном, его высота 1706 метров". Но там, где проложена железная дорога, высота склонов была небольшая. Из окна вагона была видна "Гора Лысая". А после неё, как мне показалось,  мы попали в субтропики. Деревья были густо насажены природой, – все кудрявые и невысокие. В Хабаровске проехали ночью мост через Амур. Залитый яркими огнями, он показался мне бесконечным, так долго и медленно шёл по нему поезд.

Фото из Интернета. Гора Лысая.

      Продолжение следует


Рецензии
Очень интересное и познавательное путешествие! С уважением.

Татьяна Чуноярочка   15.03.2015 15:43     Заявить о нарушении
Это из серии рассказов о путешествии по востоку. Непременно почитайте по этой сноске.http://www.proza.ru/2013/11/19/946 И Ваше мнение хочу прочесть. Спасибо.

Алифтина Павловна Попова   15.03.2015 16:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.