Прожорливый Паренёк

Прожорливый Паренёк

(Пересказано Анной Михайловной Семёной, 43 года, из Конецщелья) (мез.)

    Жили старик да старушка. Старик говорит:

Я, старушка, пойду, БолвАшка сделаю.

     Ну вот сделал, зашёл. Старушка МотАт, сидит. СтронИла Клуб да ПрОсьтень пОд пол. БолвАшек-то ЗабежАл.
Бежи-ко, БолвАшек, пОд пол, занеси  Клуб да ПрОсьтень, я СтронИла.
    Ну вот он побежал там и съел. Зашёл из-под полу и говорит:
БАбушка, Нать тебе СкАзочку СкажУ?
Ну, СкажИ, БолвАшко, СкажИ дОбренький, скажи, хорОшенький!
Я, Гыт, был в подполье, съел Клуб да ПрОсьтень и тебя, БАбушка, с МотовИльцем съем.
Что  ты, говорит, я тебя ЛОчьну МотовИльцем.

   Он взял Ей и съел.
   Вышел на улицу, Дедушка там и ТЁшит.
Дедушка, дЕдушка,  Нать тебе СкАзочку СкажУ?
Он Гыт:
СкажИ-ко, скажИ, БолвАшко, скажИ, дОбренький, скажи, хорОшенький!
Я, Гыт, был в подполье, съел Клуб с ПрОстнем, Бабушку с МотовИльцем и тебя, СтарицькА, съем.
Он говорит:
Я ТЮкну топоркОм-то, тАк вот ты и съЕшь-то!
Он его и съел.

Ну вот и дальше пошёл. Идёт дЕвица Сь ведром.
ДЕвица, ДЕвица, не нАт ли, я тебе СкАзочку СкажУ?
Она Гыт:
СкажИ, скажИ, БолвАшецька, СкажИ дОбренький, скажи, хорОшенький!

Он опять стал с конца скАзывать:
Был в подполье, съел Клуб да ПрОсьтень, СтарУшку с МотовИльцем, СтаричкА с  топоркОм и тебя, ДЕвица, с ведром съем.
Она Гыт:
Я ХвОсну ведром, вот и съешь.
Он Ей и съел. Опять пошёл дальше. Опять Поп с КрестОм СтрЕтился.
Поп, говорит, не Нать тебе СкАзку СкажУ?
СкажИ, скажИ, БолвАшко, скажИ, дОбренький, скажи, хорОшенький!

Опять стал СкАзывать:
Был в подполье, съел Клуб да ПрОсьтень, бАбУшку с МотовИльцем, СтаричкА с  топоркОм, дЕвицу с ведром, тебя, ПопА с Крестом съем, говорит.
И съел.
Опять дальше пошёл. Потомм ПопадьЯ с ПестОм СтреТилась.
ПопадьЯ,  не Нать ли я тебе  СкАзочку  СкажУ?
СкажИ, скажИ, БолвАшко, скажИ, дОбренький, скажи, хорОшенький!

Вот опять с конца:
Был в подполье, съел Клуб да ПрОсьтень, СтарУшку с МотовИльцем, СтаричкА с  топоркОм, дЕвицу с ведром, ПопА с Крестом, тебя, ПопадьЮ, с ПестОм съем.

И тУ съел опЯть. Опять дальше пошёл. Встретились с СенАми едут СенникИ.
СенникИ,  не Нать ли  я вам СкАзочку  СкажУ?
СкажИ-ко, скажИ, БолвАшко, скажИ, дОбренький, скажи, хорОшенький!
Я был в подполье, съел Клуб да ПрОсьтень, СтарУшку с МотовИльцем, СтаричкА с  топоркОм, дЕвицу с ведром, ПопА с Крестом,  ПопадьЮ, с ПестОм, и вас, СенникОв, с СенАми съем.
Я, говорит, СтёгнУ РемЁнкой, тогда узнАшь!

Он их Со ВсемА КОнема съел. Тут опять дальше пошёл. Едут опять с ДровАми ДровеникИ, дровА везут опять.

ДровеникИ, ДровеникИ, не Нат ли  я вам СкАзочку  СкажУ?
СкажИ-ко, скажИ, БолвАшко, скажИ, дОбренький, скажи, хорОшенький!
Я был в подполье, съел Клуб да ПрОсьтень, СтарУшку с МотовИльцем, СтаричкА с  топоркОм, дЕвицу с ведром, ПопА с Крестом,  ПопадьЮ, с ПестОм, СенникОв, с СенАми, и вас, ДровЯников, с дровАми съем.
Я возьмУ полЕно, КолонУ, да и съЕшь.

Опять дальше пошёл.  Шёл, шёл, шёл. СтоИт ИзбУшка на Курьей нОжке об ОднОм окОшке.

ИзбУшка, ИзбУшка, повернИсь к лЕсу глазАми, ко мне ворОтами!

Избушка повернулась. Он зашёл в избушку. Старушка сидит в избушке. Он говорит:
Старушка, старушка, топИ-ко Пець, да вари-ко мне кАшу. А я, говорит, тут отдохнУ На ПЕци.

Ну вот она ЗатопИла Пецьку, а он ЗашЁл  на ПЕцьку.  Она Крюк (КоцергУ) НажигАет в ПецИ. Он опЯть тоже СпрАшиват:
Скоро ли кАша?
СкОро.
СкОро ли?
СкОро.

Сколько рАз так. Потом НажглА да ему в брЮхо-то ГорЕць КрЮк и ШвАрнула. Из ЁгО и ПоЕхали все, кого съел.

И бОле всЯ.


Клуб - клубок
ПрОсьтень - веретено для пряжи


Рецензии
В этой сказке удивляюще положительная роль (условно-неназванной) Бабы Яги. Она избавительница-воскресительница-освободительница народная. Даже попа с попадьёй, похоже, высвободила, хотя могла бы и подумать...

Наверное, очень архаичный образ. Более древний, чем в привычных бабоёжных сказках.

Евгений Рыбаченко   18.11.2013 16:31     Заявить о нарушении
Женя, Ты тоже учуял! я потому эту СкАзку и поместила - поразмыслить...

Нина Гринбанд   18.11.2013 19:02   Заявить о нарушении