Путь богов из рима

Рим гордый пал, и боги Рима пали.
(Их изваяния валяются в пыли).
Иные времена для них настали,
С Востока боги новые пришли.

У Ники голову отбили,
Лишилась рук своих Венера,
О мелких богах просто позабыли,
Иная  появилась вера!

Лишились алтарей и храмов,
Что оставалось делать им?
Чтоб зализать хотя бы раны,
Покой, простор необходим.

Идет движение народов –
Восток идет на Запад и на Юг,
Иной, языческой природы, -
Средь них не обретешь уют.

Пришлось отправиться на Север.
Есть остров, слабо заселен;
Пришли туда, и там уселись.
Но значим ли, кто прежде был силен?

Изнеженным здесь не хватает места.
Здесь часто хмурый небосклон.
Что делать здесь богине Весте?
Гермес что будет делать, Аполлон?

Геракл здесь превратиться в Тора,
Юпитер станет именем – Один.
Борей здесь носит имя Бора.
Но бог огня, здесь, правда,- господин!

Да, он лукав, но он – подвижен!
Он – зачинатель всех интриг, -
Укусит там, а там – полижет,
Его услышат Фрейя, Фригг...

По свету разнесут и приумножат,
Так исказят, что – не узнать!
Их обмануть совсем несложно...
Что от болтливых можно ожидать?

Нашла себе местечко Либитина,
Богиня римских похорон,
В Хель превратилось ее имя,
Всегда в сопровождении ворон!

А был ли мирным переход?
Иль бились с местными богами?
О том не говорит народ...
Подумайте над этим сами...

НОРДИЧЕСКИЕ  БОГИ

       На севере все надо было начинать с нуля. С создания жизненного пространства. Опять Хаос?.. Опять он... Но следует, обратиться к  сагам и мифам Исландии. Что мы обнаружим в них, говорящего о создании мира? Хаос представлялся бездной туманного инея. Из этой бесформенной массы родилась чудесная корова, по имени «Аудумла». Огромная, бело-голубая с  фиолетовыми пятнами. Что она ела и что она пила, нам неведомо. Одно хорошо известно: она вскормила своим молоком первое антропоморфное существо - откуда-то взявшегося великана Имира.
        Великан был настолько велик, что из тела и духа великана его, позднее, детьми бога Бора будут созданы земля и небо. Материала много, но как взять его? Да очень просто – нужно убить! Так и сделали. Вилли и Ве, братья Одина,  убили великана, разрубили его тело и создали небо и землю! Технику изготовления они не донесли до моего сознания!

СОЗДАНИЕ  ЗЕМЛИ И  НЕБА

Из бездны инея, заполнившего мир
Сама собою выросла корова.
Вскормлен был молоком ее Имир –
Гигант, огромный и здоровый!

И дальше продолжались чудеса
Неутомимо постоянно.
Земля образовалась, небеса –
Из тела, духа великана.
          На этом чудеса того времени не кончились! Питалась эта корова тем, что лизала соленые скалы, покрытые тем же бесформенным инеем.  Из этих облизанных ею камней возник предок всех богов, названный – «Бури».

БУРИ

Buri – «родитель» - предок богов, отец Бора и дед Одина. Возник из соленых камней, которые лизала корова Аудумла. Представлял собой огромного великана с копной светлых волос на голове, короткой но густой бородой и огромными светло-серыми глазами.
Первозданный пейзаж,
Нереально – мираж.
Не застывши,  колеблются формы.
Изобилие трав
Средь разломов и скал –
Предсказали Грядущее Норны.

 

Время вскачь понеслось,
Созидает Хаос –
Все творенья из крови и плоти,
В назиданье векам, -
Здесь и там великан.
Ну, а бога, пока не найдете    

Много всюду воды –
Реки, речки, пруды...
И пасутся коровы и кони.
Много всяких зверей,
Но не видно людей
И картины сражений, погони...

Среди скал - есть одна,
Отовсюду видна,
Состоит из поваренной соли.
К ней тропинок не счесть,
Всё приходит, что есть:
Кто кусает, кто лижет, кто колет!

Раз корова пришла,
Содрогнулась скала,
От того, что ту соль полизала.
И скала поднялась,
До небес вознеслась,
Дедом бога грядущего стала.

О деяньях его
Не дошло ничего –
Великан, только брови нахмурит,
Убегает все прочь,
День трясется и ночь.
Имя дали созданию – Бури!

По-видимому, характер бога был настолько неукротим, что ему присвоили это имя. Оно и вошло в наш русский лексикон практически в неизмененном виде.

Borr, Burr – «рожденный», сын Бури, отец Одина и его братьев – Вили и Ве, рожденных им от Бестлы, дочери великана Бёльторна. Вили и Ве убили великана Имира и из его тела построили мир.
 
Легенда пришла из-за гор,
Как песнь прилетела из мрака-
Родился на севере Бор –
Владыка великого страха!

У страха немного ума,
С безумием чаще граничит.
Но жизнь, полагаем, сама               
Различит в нем, что-то отыщет!
Имя этого бога тоже вошло в наш лексикон, только под
другим значением, означающим нечто дикое, могучее,
первозданное.

ЗАСЕЛЕНИЕ  МИРА

      Уже в разделе информации о Боре идет упоминание о том, что он  был женат на дочери великана Бёльторна – Бестле.  Следует признать, что до отца Одина уже существовали великаны и карлики. Царству богов предшествовала война с гигантами. Затем последовало соглашение между великанами и богами. Великаны уступили, уйдя в труднодоступные места, почти непригодные для нормального существования. Часть великанов и карлики остались жить рядом с богами, приняв их правила поведения. Где же жили те, кто не принял божественных законов? Где ареалы их обитания?
Располагались ли они на территории Исландии или нет? Во всяком случае, остановимся на кратком описании этого острова:

ИСЛАНДИЯ

Суровый край, суровый быт.
Как обойтись без бога,
Когда природа говорит
Так скучно и так много?

То мелким говорит дождем,-
Тоска и скука смертная,-
То обжигает, как огнем,
Крупою снежной, ветрами.

То пепел выбросит вулкан,-
И наступает холод,
То урожай сожрет туман, -
Люд посещает голод.

То урагана, бури ждем,
То обжигает паром.
И даже серым тусклым днем,
Коль «соль» под одеялом, *

От бед, печали, не уйти,
Не унесут нас ноги.
Немногочисленны пути,
Так множественны боги!

Явленье есть,- к нему и бог,
Чтоб мы не забывали,
Что результат бывает плох,
К пощаде мы взывали!

А что нас ждет в лесу глухом,
Где тролли, великаны,
Да в настроении плохом?
А змеи, а вараны?..

Нагроможденья серых скал,
Там гейзеры плюются.
А там пещеры и провал, -
В них звуки раздаются...

То темень там, то яркий свет,
Там нибелунги,  гномы.
Туда мужчинам ходу нет,
Зато проходят жены!

Спасенье – хижина и печь,
Когда в ней жар пылает,
Да есть копье и острый меч,
(Им пищу добываем).

А остальное просим мы:
«Спасите наши боги
И от тюрьмы, и от сумы,
От бед великих, многих!
Примечание:  Соль – солнце (лат.)

НИФЛЬХЕЙМ

Niflheimr -  «темный мир» - мир мрака, существовал до творения, и существует, но за пределами доступного мира, освещаемого солнцем. В темном мире течет река забвения – Хвергельмир. Ушедшие туда, пусть и случайно, назад уже не возвращались. Но древние знали об этом мире,  боялись и трепетали, и никогда не делали попыток проникнуть туда. По этой причине потомкам не было указана сторона света, определяющая направление к нему.

Мир мрака вечного, скорей – извечного,
Поскольку был он до творения.
Течет поток в нем – Хвергельмир,
Не покидая темный мир,
Мир древнего и вечного забвения.

     Несколько слов о великанах. Тех великанах, которые ушли за пределы обитаемой богами земли. Каковы они были до борьбы с богами? Светлыми, или темными, какими их представляет древнескандинавская мифология? Может, озлобление их и было вызвано поражением? Ведь зло рождается неравенством, источник ее – зависть! Отсюда и темень душ гигантов?..  Называли великанов единым словом – ётунами, к ним относились и турсы, и тролли.

ЁТУНЫ

Iotunn, purs – турсы, тролли. Они – двойственны в скандинавской мифологии. Представители его – исполины, великаны. Они – были первыми творениями Хаоса, предшествовали появлению богов. Одни великаны были мудры и правдивы, величественны и красивы, служа украшением всего живого. Они были создателями и учителями богов. Одним из них был великан Бёльторн – отец матери Одина, дед верховного бога, подаривший внуку руны (по другим мифам руны были подарком древа мира). Таков и Вафтруднир, соревновавшийся в мудрости с Одином, и не раз побеждавший его. Это – и мудрый  Мимир, хозяин медвяного источника, откуда черпает мудрость Один; с головой которого он в трудных случаях советуется.  Есть и противоположности в мире исполинов. Например, глупый тролль Хюмир, у которого Тор обманом добывает котел для пива. Есть олицетворение зла и силы – великан Сурт. Между богами и великанами существует молчаливое соглашение, не забираться во владение друг друга. Но в последнее время между великанами и богами поселилась вражда, она растет изо дня на день, принимая разные формы. И только хитрый, изворотливый Локи, бог огня, является посредником, улаживающим конфликты. Кстати, он сам и является инициатором этих конфликтов. Беда в том, что слишком часто Один доверяет Локи. Слишком кратковременными и ничтожными являются наказания Локи за его предательства! Это позволяет ему и впредь лукавить. Мало того, своими действиями, он ослабляет богов. Становится достижимой сама мысль о захвате власти, выпавшей из ослабевших рук Одина!

Мир иной – Ётунхейм и иные ётуны,
Их впервые создал своей мыслью Хаос,
Пели песни свои и играли на струнах...
Только, как и зачем? – есть великий вопрос.

Были мудры средь них великаны и тролли,
Были так же средь них простаки и глупцы.
И дворцы, города великаны построят.
И богов, и богинь, великаны – отцы!

Боги ложью у них их богатства отняли,
Отнимают у них, что осталось, и жен.
Не всегда исполины богов понимали,
Но, светильник вражды между ними зажжен!

     Местность, в которой проживали ётуны, была пустынная, холодная, каменистая. Зелени мало. Вода, и та текла тяжело, цветом напоминая свинец. Ни смеха, ни напевов не слышалось оттуда. Только глухие удары, визг,  крики ужаса и стоны. Назывались эти страны - Утгард и  Ётунхейм.  Чем там занимались великаны, тролли, демоны, - неизвестно?  Находились земли Утгарда и Ётунхейма на севере и востоке. Конкретных указаний нет, ибо древние плохо знали географию!

УТГАРД

Utgardr (др. исл.) – в скандинавской мифологии окраинная зона земли, где обитают демоны и великаны (ёгуны), примерно совпадает с Ётунхеймом.  Редко кто достигал этой страны. Боги туда не ходили, соблюдая территориальные соглашения с темными силами. А люди были тогда вообще в малом числе и слишком слабы, чтобы оказать сопротивление демоническим силам. На границе с Утгардом всегда клубились черные тучи, густой туман тянулся по земле. За стеной их видны были сполохи огня, и слышался тяжкий грохот. Что там происходило, никто не знал. Побывал там единожды  верховный бог Один. То, что он там увидел, настолько потрясло бога, что он долго не мог прийти в себя, уединяясь. Что он там видел и что там делал, совету богов не сообщал...

Окраина земли туманной,
Где злобных демонов не счесть,
Где обитают великаны,
Где и иная нечисть есть,

Дубы и сосны – исполины,
И топь бездонная болот,
Где ядовитых трав долины,
Где  крепость Хаоса, оплот

Где пауки с большое блюдо,
И сети толстых паутин,
Где сгинуло бессчетно люда,
Сегодня побывал Один.

Но не решился в бой вступить,
Здесь богу негде развернуться,
Не заманить, не усыпить...
Пришлось в Исландию вернуться!

              Была еще земля, как и Нифльхейм, существовавшая до начала творения. Где она располагалась, кто знает?  Может быть, в пучинах вулкана Геклы, извергающего огонь непрерывно? Называлась эта страна Муспелль.

МУСПЕЛЛЬ

Muspell – «огненная страна», существовавшая еще до начала творения. Здесь, в этой стране, содрогалась и вспучивалась почва от сил, бунтующих в глубине недр земли. Взлетали вверх огромные струи кипящей воды, рождаемой бесчисленными гейзерами. Из огнедышащих вулканов  вверх поднимались фейерверки  вулканических бомб, потоками текла густая тестообразная масса, все сжигающая на своем пути. Нужно быть особыми существами, пусть и существующих в форме человеческих тел, чтобы тут  попытаться выжить?.. Владел этой страной черный, огненный великан Сурт. Он был сюда изгнан тогда, когда первые порождения Хаоса (гиганты и демоны) вступили в битву с богами. Стоило бы, наверное, вспомнить, что о борьбе гигантов и богов имеются сказания и у древних эллинов. Позднее, когда наступит Рагнарёк, * сыны Муспелля, руководимые Суртом, еще раз попытаются принять участие в битве богов. Они будут стараться перебраться на небеса  по мосту Биврёст, но мост под ними проваливается...

Хозяин огненной страны.
С названием Муспелля,
А жители уметь должны
Коктейль творить
из огненного зелья.
Примечания : Рагнарёк – судьба (гибель) богов и всего мира, решается она битвой с хтоническими чудовищами, первоначальными порождениями Хаоса.
 
СУРТ 
Surtr – «черный  - огненный великан. Живет он за пределами земли. Черен, как ночь, в длинном черном плаще, усыпанном яркими звездами, показывается он в лунную ночь. Иногда видно, как прочеркивает меч Сурта яркую светлую полосу на темном, как чернила небесном своде.  Могуч, неукротим Сурт, но связан клятвой, данной им верховному богу Одину. Нарушит условия договора бог, и поднимется Сурт и двинет из своей страны Муспелля многочисленную рать своих подданных. Взойдет это войско на небесный мост – радугу. Не выдержит тот тяжести, сначала прогнется, а потом рухнет, увлекая за собою в бездну кричащую и вопящую живую темную массу! Придет он с юга.  В битве богов убивает Сурт бога Фрейра, а затем сжигает мир.

Нет чернее Сурта, нет черней,
Где-то он на юге обитает.
Днем не видно. В темноте ночей
Голубым огнем лицо пылает.

И чего коснется, то горит,
Пепел остается от металла.
Великан молчит, не говорит,
Тело его схватки ожидало.

Скован по рукам и по ногам
Цепью слов и заклинаний
страшных.
Он пока покорствует богам.
И о нем забыли. Но – напрасно?..

АНГРБОДА

Имя великанши в переводе звучит – «сулящая беды».  Само имя ее раскрывает суть характера. А он и подстать внешности, с зеленоватой бугристой кожей, огромными раскосыми глазами; изо рта появляется в лижущих движениях раздвоенный язык. И с этим чудовищем вступил в сексуальные отношения бог огня – Локи. Результатом было появление на свет гигантских демонических созданий: огромнейшего змея Ермунганда, огромных волков Гарма и Фенрира и хозяйки подземного мира Хель.
Клокочут чувства у Ангрбоды,         
Сулящей многим беды,               
Из той же, ветреной породы
И бог огня. Отведал

Он с нею прелести любви.
В объятиях пламенных дрожала.
В отсветах огненных крови.
Химер чудовищных рожала.




 

               

Красавцы все, как и Ангрбода.
Такой же  демоничный нрав,
И прет, кипя, наружу злоба –
Съедая мира чудный дар!

ЕРМУНГАНД

Irmunganor – «великий посох)  змей Мидгарда – одно из порождений великанши Ангрбоды от Локки. Живет великий змей в мировом океане, окружив обитаемую землю –
Мидгард. Он не сдавливает ее в объятиях своих многочисленных колец, но и не расслабляет их. Жителям Мидгарда не позволено покидать родину, иначе они бы давно покинули ее, поскольку приходится платить дань. Два раза в год змею выдаются на пропитание по десять девушек и по десять юношей. Змей их заглатывает живьем. Ничего они поделать с этим не могут. В последней битве бог Тор и Ермунганд сойдутся в схватке между собой. Тор поражает змея, но и сам погибает от его яда.
Обитаемый остров, где-то есть в океане.
А в пучине его змей великий живет.               
Погибающих в море остров зеленью манит,
И живым будет тот, кто к нему доплывет.

В мир волнений, тревог, из него не приходят,
Не отпустит Мидгард от себя никого.
Даже боги путей в этот мир не находят,
Он запретен для них и для прочих врагов.

Миры  зла и добра, будет время, сойдутся,
С ядом явится змей, ну, и Тор с топором,

Но победы ни тот, ни другой не добьются,
Не закончится битва для обоих добром!

ГАРМ  И  ФЕНРИР

Garmr и Fenrir (Fenrissulfr) -  два демонических волка-пса, порожденных великаншей Ангрбодой от бога огня Локи. Чудовищных размеров, черные, без единого светлого пятнышка, со светящимися огромными глазами. Чудовищных размеров клыки способны перекусить ногу слона. Тяжко дышат они, наполняя зловонием округу. Из пасти каждого капает на землю ядовитая слюна. У каждого волка по шесть ног, вместо четырех. Вначале боги держали их у себя, рядом со своим жилищем. Зачем они так поступали, ведь все пророчества говорили о том, что эти создания появились на погибель богам?   Боги надели на них цепь, но Фенрир, более злой и опасный из волков – близнецов, легко порвал толстую стальную цепь, порвал он и вторую цепь, значительно толще первой. Тогда черные альвы (карлики) сделали по просьбе богов крепчайшую цепь, изготовленную из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны. Этой цепью боги приковали волков, и поместили в пещеру Гнипахеллир. Хотя Фенрир уже тогда откусил богу Тору правую руку. В последней битве волки выступили против богов. Фенрир проглатывает бога Одина, но гибнет от его сына Видара, разорвавшего руками пасть волка. Фенрир до этого проглатывает солнце. Гарм  и бог Тюр в этой битве убивают друг друга.
               
О том предание гласит –
Как создавался мир.

А в чаще леса Ярнвид
Ангрбодою рожден Фенрир.               

Потом на свет и Гарм рожден –
Два волка исполина.
Был цикл созданья завершен.
Не слышно Локи имя.

Коварен ложью бог огня, -
Мысль у него едина, –
С рожденья не проходит дня:
«Как свергнуть власть Одина?»

Услышал он от старых Норн,
Что уязвимы боги,
От зверей, схожих с волком форм,
Но только шестиногих.

И звери дивные растут,
С цепей им не сорваться,
Но ярость стонет, воют, ждут
Чтоб с богами сражаться!

ХЕЛЬ

Hel – в  скандинавской мифологии царство мертвых. Хозяйка этого царства, с таким же именем – одно из чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от Локки, бога огня. Она сутулая, свирепого вида. Одна половина тела имеет синий цвет, как у разлагающегося мертвеца, другая половина цвета мяса, сочащегося кровью. Ее палаты называются Мокрая морось. Здесь вода каплями висит в воздухе, сочится  всюду, хлюпает под ногами. Вход в Хель помещается под одним из корней ясеня Иггдрасиль. Путь к входу проходит по мосту, перекинутому через реку Гьёлль. Мост, узкий, не позволяет двоим, идущим друг другу навстречу, разойтись; охраняет его дева Модгуд, одетая в шкуры животных, с тяжелой палицей в руках. Волосы ее цвета грязного снега, свисают на лицо, изъеденное глубокими язвами. Уже, находясь в пределах видимости моста, чувствуется  резкий запах тухлых яиц. В этом царстве находятся души низких людей. Души избранных попадали в царство Вальхаллы, куда их приносили валькирии, дочери бога Одина, красивые крылатые девушки. Не найдя сына Бальдра на земле, ко входу в Хель приходил бог Один. Побывал здесь и брат Бальдра – Хермод. Вопрос остался открытым: почему Бальдр, погибший на ристалище, где он сражался со слепым богом, попал в Хель, а не в Вальхаллу? Что поделать, приходится доверять историческому материалу. Попал и попал...
 
Два мира мертвых:
Есть Вальхалла,
Невидим, в воздухе парит, -               
Душа погибших попадала,
В нем благоденствие царит.

А Хель для грешных и уродов,
Он находился под землей
К нему тяжелая дорога
Для тех, кто кончил путь земной               

Предательством, продажей чести,
От неприятеля бежал,
Кто упоенный ложью лести,
Пред силой гордою дрожал.

И Один приходил сюда,
Везде разыскивая сына;
И Хермод был, да вот беда –
Хель и для них непроходимый.

Под корнем ясеня нора,
Пред ней сидит хозяйка мертвых,
Зима ли лютая, жара –
Здесь разница меж ними стерта.

Везде холодная вода:
И сверху каплет, под ногами,
Здесь тьма, и света нет следа,
Да скользкий мох под сапогами.

Сильна хозяйка, безобразна,
Сутула. Слева видна синь.
Цвет мяса справа... И напрасно
Ответа ждать? Надежду кинь!

 К чудовищам, порождениям тьмы и зла относится
и человеко-волк. Человек-оборотень становится волком
 по ночам, нападает на людей и скот. Днем с него спадает
 волчья шкура, и он вновь становится человеком. Вера
в такую возможность превращения существовала еще в
древности у хеттов. Ее переняли скандинавы, германцы и восточные славяне. Последние даже ссылаются на исторические личности, обладавшие
такими особенностями, например князь Всеслав 
Полоцкий, живший в 11 веке.

ВЕРЛЬВОЛЬФ

Werlwolf – человеко-волк.  В христианских представлениях – слуга дьявола. Культ волка, похоже, пришел сюда из Древнего Рима. Вспомните, кем были вскормлены основатели Рима – Ромул и Рем?.. В древнем Риме был и специальный праздник «луперкалий», посвященный волкам. Волкам приписывались различные чудесные и магические свойства. Это из Рима пришла вера в возможность превращения некоторых людей в волков.
У нас, на деревне, был случай такой:
Откуда-то взялся злодей,
Он в лунную ночь, да и ночью глухой,
На скот нападал, на людей.

Но, что интересно, живое убьет,
Но тело оставит, не тронет,
За горло ухватит, его разорвет...
Как месяц – кого-то хоронят.

На ночь запирались, гасили огни,
В жилищах поют заклинания...
Спокойно проходят короткие дни,
А ночью – вернутся страдания.

Но, как-то в деревне у нас побывал,
Так, среднего роста, детина.
Мы все рассказали. Как вечер настал,
Он вышел во двор. Близ овина

Их встреча случилась. Услышали вой, -
Мороз заходил за спиною:
«Ну, меньше на свете душою одной...
А так был хорош сам собою!»

Но диво случилось – он зверя убил,
То старосты была жена...
А как все случилось, о том я забыл...
Да, властен людьми сатана!

      Остальная часть живых разумных существ располагалась в центральной части страны,
называемой Мидгардом. О ней шла речь, когда говорилось о порождении великанши Ангрбоды змее Ермунганде. Он, кольцеобразно располагаясь в океане вокруг обжитой части земли, не давал возможности ничему и никому к ней приблизиться, защищал ее, и это – была его позитивная роль. В дальнейшем в мифах говорилось только о его  демонической сущности. Часть земли, скормившая бога Тора, занимающего вторую ступеньку в иерархической лестнице нордических богов, называлась Ёрд.

ЁРД

Iord – «земля» - обожествленная земля. Сыном Ерд является бог Тор. Мир обжитой богами и людьми, в котором есть свет и смена времен года. Источниками этих явлений были солнце и луна. В этом мире могли находиться карлики и великаны, но только те, которые не вступали в открытую борьбу с богами. Живут карлики и великаны обособленно, стараясь, чтобы пути их не пересекались с людьми, и покровительствующими им богами. Иногда, все же, подобное происходило. Тогда конфликт улаживался мирным путем. Если не удавалось, карлики и великаны либо гибли, либо покидали обжитые ими места.

Земля – родительница Тора,
Земля – кормилица всего,
Источник вечного раздора.
Земля – всего и ничего!

Умрет и мертвого укроет,
На ней как будто и не жил,
И даже если был героем,
Бессмертия  не заслужил.
В Мидгарде проживали боги, люди, карлики и те великаны, которым была не в тягость власть верховного бога Одина.
Остановимся вначале на краткой характеристике карликов, играющих заметную роль в повествовании.

КАРЛИКИ

Эльфы, гномы, цверги, нибелунги – существа необычайно малого роста. Они не живут в одиночку, как это делают великаны. Карлики – это народ. Живут они в лесу, пещерах, воде. Некоторые из них боятся света, солнечные лучи превращают их в камень, как это произошло с Альвисом.

АЛЬВИС

Alviss – мудрый цверг (карлик), посватался к красавице Труд, дочери бога Тора, второго по значимости в пантеоне скандинавских богов. И Тору сватовство карлика, желавшего породниться с богами асами, едва ли хоть чем-то нравилось? Но, наживать неприятностей со всей многочисленной живностью цвергов не хотелось. Поэтому, Тор, делая вид, что испытывает временем мудрость Альвиса, дожидался губительного для цвергов рассвета, превращающего их в камень. Отныне у входа в жилище бога будет вечно стоять еще одна коленопреклоненная каменная фигура влюбленного карлика.

Красавица у Тора дочь,
Нежна, белее снега, Труд.
Лишь спустится на землю ночь,
А карлик Альвис тут как тут.
 

Считался кладезем ума,
Но ум его любовь отняла,
Считал, что девушка сама
Ему в любви не отказала...

Принес подарки богу он
И деву сватает у Тора.
Он в Труд давно уже влюблен
И станет зятем богу скоро.

Тор не решался отказать,
От цверга ожидая мести,
Просил немного подождать,
Когда придет сама невеста.

И карлик глупость допустил, -
Он долго ждал ответа.
Свет цверга в камень превратил,
Он не выносит света.
          Карлики искусные мастера. Только они могли выковать золотые волосы для богини Сив, жены Тора; волшебное кольцо Нибелунга, золотой шлем-невидимку  и другие вещи. Они, как и великаны, мудры, и как те, относятся к глубокому прошлому, поэтому им присущи атрибуты старости: глубокие морщины, седые длинные бороды. Им присуща явно выраженная эротическая функция. Например, Алвис сватается к дочери бога, богиня Фрейя последовательно проводит ночи любви с четырьмя карликами, выковавшими ей прекрасное ожерелье. Нередко карлики похищают женщин, если те забывают осторожность и оказываются в зоне досягаемости гномов.
Хаос родил не только великанов,
Родил и крохотных существ,
Они старательны, упрямы.
Жилище их – пещеры, темный лес.

Они владеют тайнами металлов,
Сковали Тору молот и топор,
И кольца, что богини надевали,
И надевают женщины с тех пор.

Они готовят разные напитки:
Пьянящий мед и сладкий терпкий квас.
Но причиняют боги им убытки,
Так, беспричинно, всякий час.
      В центре живого мироздания древних скандинавов находилось древо мира. Выше уже указывалось, что с одной стороны дерева находился вход в Хель, подземное царство. На противоположной стороне от Хеля находился источник жизни и мудрости. Основу его составлял мед. Листья древа мира были поутру покрыты медвяной росой, стекающей каплями по ветвям и стволу к корням, оттуда, обогатившись соками самого дерева, напиток поступал в источник. Хранителями источника являлись боги Хеймдалль и Мимир.

ХЕЙМДАЛЛЬ

Heimdallr – «светлейший из асов», «предвидящий будущее». У Хеймдалля было немало прозвищ: «златорогий»,  «златозубый», «страж богов», «сын девяти сестер», «дитя девяти матерей». Он – высокого роста, стройный, с густой гривой светлых волос, голубыми глазами, какими бывают воды девственных озер. Рельефный рисунок могучих мышц поражал своей красотой и гармонией.. Но спокоен бог,  не суетлив. Жилище его находилось вблизи моста «Биврёст», соединяющего небо с землей. Отличался необычайной остротой зрения и слуха. Он же – владелец источника мудрости, вытекающего из-под корней дерева Иггдрасиль. Содержит тот источник медовый напиток, пьют из этого источника боги Хеймдалль и Мимир. Изредка приходит сюда и верховный бог Один, чтобы испить медового напитка и посоветоваться с головой бога Мимира. Придет время, называемое Рагнарёк (гибели богов) зов его рога – будет зовом, обращенным ко всем богам, призывающей всех их к последней битве. В этой битве Хеймдалль гибнет, сражаясь против Локи, бога огня, но перед смертью своей он убивает этого неуживчивого бога. 
      Большинство исследователей (В.Грёнбек, Х. Пиппинг, У.Харва) считают, что Хеймдалль -  это иносказание солнца. Солнечный бог рождается из моря, его девять матерей – это волны и девять месяцев одновременно беременности. И все-таки, наиболее правильной, мне кажется, - это персонификация Хеймдалля с древом мира.

Есть страж богов,
Зовут Хеймдалль,
Светлее нет из асов,
И слух ему хороший дан,
Мир оглашает
мягким басом.

И острый взгляд,
И острый ум,
И дар большой прозрения,
И слышит самый
легкий шум, -
Движений зарождение.
 
Он девяти сестер дитя,
Есть девять матерей.
Частицы мудрости летят
Для множества людей.

Он мост на небо создает,
Цветной, красивый, крепкий,
Когда в Вальхаллу он идет,
Хоть веселится редко.

Коль заиграет его рог –
Призыв последний к бою.
Погибнет в нем сам светлый бог, -
Так решено судьбою.

МИМИР

Mimir – в мифологии таинственный хозяин источника мудрости, находящегося у корней мирового дерева Иггдрасиль. Из каких он богов – неясно. Известно, что Мимир пьет мёд из источника, в котором спрятан глаз Одина. Глаз свой верховный бог отдал за обладание мудростью!  Известно, что Один перед началом последней битвы богов и чудовищ, предшествовавшей концу мира, советовался с головой Мимира. Это сочетается с утверждением в отдельных исторических источниках, что Мимир был обезглавлен когда-то ванами, голову его Один забальзамировал и хранил в источнике.
     Скорее всего, здесь мы опять имеем дело с персонификацией древа мира. Из всего исторического материала, имеющегося по этому вопросу, трудно определить роль Мимира. Он не участвует в Рагнарёк. Пожар, вызванных действиями Сурта, приводит к тому, что древо мира засыхает, иссякает источник. Мимир гибнет вместе с древом.
Кто он такой, Мимир?
Из асов или ванов?
Иль только Одина кумир?
О том немного данных.
 
Он был заложником. Кого?
И кем-то обезглавлен?
Владетелем он был чего?
Деяньями был славен.

Источник мудрости создал,
И рядом поселился?
За это Один глаз отдал?
Заботами делился.

          Язычество характерно тем, что число богов в нем не поддается учету. Не является исключением и скандинавское. Все боги делились на две большие группы: низшие (альвы)  и высшие (асы). Промежуточное положение занимали ваны, время от времени пополнявшие ряды асов.

АЛЬВЫ

Alfar  - низшие природные духи, возможно,  древние скандинавы к ним относили и души мертвых.. Имели прямое отношение к плодородию. Альвы противопоставлялись высшим богам – асам. Иначе, альвы относятся к черным божествам, а асы к светлым, белым. Альвы живут в земле, асы – на небесах. Правда, такое деление очень условно. Группу асов возглавлял бог Один. К ним относились: Тор, Ньёрд, Тюр, Браги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Улль, Локки. К ним относили и сыновей Одина и Ньёрда – Бальдра и Фрейра.  По другим спискам  Ньёрд  и Фрейр  были ванами, т.е. близкими к альвам. Из богинь к асам относились  Фригг, Сага, Скади, Эйр, Фрейя. Из богинь - Фригг, жена Одина, и Фрейя тоже перешли к асам из ванов. Валькирии являлись связующим звеном между альвами и асами.

Души мертвых, а может, живых,
Иль иные творенья природы?
Ночью в брызгах лучей голубых,
На полянах ведут хороводы.

Прячась днем от палящих лучей,
Под корнями, в глубоких пещерах;
Знают тайны подземных ключей,
И земли недоступные сферы.

Большинство из них ростом малы,
Люди кажутся им – великаны.
Называют их  просто альвы,
Среди них есть и асы и ваны.


Рецензии