08-07. Известные сюжеты нового спектакля

Как грустно, что мы не просто Машины, но и еще машины, в которых нет постоянного устройства управления – то одна программа в нас действует, то другая. Без хозяина дом сирота. Без руководителя плохо не только Машине нашего Я, но и, например, нашей фирме. Давно пора осветить и эту сторону  моих блужданий по дорогам жизни. Тем более, что «Спектрэнерго», кажется, оказалась знаковой остановкой моего Пути.

Сюжеты, которые в  настоящее время разыгрываются в «Спектрэнерго», поражают меня узнаваемостью. Все происходящее до боли напоминает мне то, что уже однажды здесь было. Те же действующие лица, те же позы, жесты и драматические развязки, - только актеры другие. А я все еще не зритель, а участник спектакля: все так же  я вскакиваю со своего места в зрительном зале и ору на актеров, дурно играющих свои роли. Я снова забываю, что перед глазами не реальный мир, а сцена, с которой меня развлекают и учат,  совершенно не обязывая так сильно переживать происходящее, все принимая близко к сердцу.

То, что я наблюдаю в нашем «Спектрэнерго», наводит меня на мысль о трех возможных причинах: 1) это – глупость руководства; 2) это – шоу, за занавесом которого прячется хитрый расчет и выгода, которых я не улавливаю; 3) это – результат деятельности Машин, которые не могут быть иными, чем есть, ибо такова их природа.

Так что же я наблюдаю? Шеф снова лежит в больнице – на этот раз с трещиной в ноге.  Вместо него уже в знакомой мне роли технического директора, которую прежде исполнил Шамраев, выступает наш новый работник Анатолий Сергеевич Горбунов, пришедший на смену изгнанному  Яковлеву. Горбунов приблудился к нам с «Чайки», у которой мы выкупили нашу собственность. В поисках лучшего места (хорошо там, где нас нет), он  простодушно проглотил байки  Литвинова о лазурных перспективах нашей фирмы и сейчас верит в это больше всех нас, вместе взятых. Горбунов пока на подъеме: он весь в трудах и хвалит перед Заказчиками  результаты нашей деятельности так, словно сам все это в свое время смонтировал и сдал. Он не глуп, энергичен, работящ и организован – совсем как Шамраев в первые месяцы своей деятельности! Как и в бытность Шамраева в то лето, когда шеф лежал с инфарктом, у нас опять нет ни начальника производства  (пьяницу и лентяя Фоломеева, сменившего нашего Васю, мы  уволили месяц назад), ни начальника службы эксплуатации, поскольку Андрей Меркулов, работавший в этом качестве  аж целых три месяца,  ушел сам, обидевшись на нас и не  пожелав тяжко и в поте лица  своего  зарабатывать очень смешные деньги.

 Товарищей, которых громадьё наших планов и обширность районов приложения сил («с территорией, как две Франции») прельщает и удерживает больше, чем конкретный размер заработка, я давно уже не встречаю. Из альтруистов на нашей фирме осталось только двое – я да Литвинов. Правда, наши личные заработки несколько отличаются. Как можно заниматься  производством при постоянной смене коллектива и полном неумении (или нежелании?) удержать рублем тех, от кого может быть польза для дела,  я не понимаю.

 Кадровая политика Подруги, которую здесь незримо  проводит именно она, ставит меня в тупик. Ее действия наводят меня на мысль о хорошо спланированном шоу, только внешне кажущимся глупостью. Ведь в случае финансового краха,  к которому мы время от времени подходим с завидным постоянством, меньше всего пострадает только Сладкая Парочка, у которой все необходимое для жизни уже  приобретено и запасено. Стареющий Шеф войдет в славную летопись города в качестве заслуженного энергетика-альтруиста (о чем он более всего сейчас и печется), Подруга, с ее деловой хваткой, молодостью и массой полезных знакомств, легко найдет себе новую работу, а все мы пойдем туда, откуда пришли – на улицу. Есть ли им смысл растить и удерживать надолго толковых работников, с которыми потом придется делиться?

Ввязавшись в проблемы эксплуатации наших котельных (ни одна приличная фирма не связывается сейчас с этим убыточным делом!),  наше Спектрэнерго  постоянно не получает  вовремя денег от потребителей тепла, из-за чего мы принуждены вечно изворачиваться  с выплатой собственной зарплаты. Не имея свободных денег на банковском счете, мы по воле Шефа продолжаем  свой странный мазохистский бизнес, работая почти без прибыли и при этом именно от Шефа вечно выслушиваем упреки за отсутствие в нас самоотверженности и вечной, бесплатной  готовности к подвигу. Единственное, что идет у нас хорошо, это реклама: благодаря стараниям, личным контактам и полезным знакомствам Шефа, со стороны фирма выглядит очень прилично, а его искренние и зажигательные речи о реформировании энергетики зажигают не только посторонних, но и меня, дуру. Шеф активно  зазывает к себе новых специалистов, запудривая им мозги грандиозностью перспектив и при этом легко теряет старых -  не худших, чем новые.

Елена Евгеньевна (Подруга) с недавних пор – мой непосредственный начальник. Я теперь - экономист по сбыту тепловой и электрической энергии, хотя и без  приказа и без ясно оговоренного оклада. К моему великому удовольствию, я  нахожусь в постоянной рабочей загруженности  с 9 до 18 часов, без перерыва и перекуров, не считая двух ежедневных часов, затрачиваемых  на дорогу и на множество местных командировок в течение дня по всему городу, необеспеченных оплачиваемым проездом. Работа мне нравится, она разнообразна и приобрела наконец конкретные и практические очертания. Подруга относится ко мне хорошо: не кричит и претензий по работе не высказывает. Несмотря на все это, я прекрасно понимаю, что ни я, ни кто-то  другой здесь, не представляет для нее особой ценности и  не даст повода для ее грусти при расставании. Любой из нас легко может быть заменен на нечто подобное. Приходишь – спасибо, уходишь – прощай!

При той скорости, с какой перед глазами Подруги сменяются кадры, полное отсутствие в ней сентиментальности объяснимо. Я и то уже теперь не дергаюсь, оформляя документы на увольнение. Выживем. Главное, самой не попасть в их число, ведь для меня здесь все пока не только приемлемо, но и интересно, учитывая мой возраст, характер, жизненные ценности, потребности  и кармический опыт прошлого. Я учусь жить сегодняшним днем и с интересом смотреть необходимый мне спектакль, на который меня пригласили.   


Рецензии