Письмо гончатника гончатнику

(Из книги "Охота пуще неволи")

Петрович, здравствуй!
Письмо твоё получил. Благодарю, что не забываешь!
В своём письме я хочу поговорить с тобой как гончатник с гончатником. Я тщательнейшим образом проанализировал результаты  охотничьего сезона  и хочу высказать тебе свои выводы. Буду откровенен. Я задал себе вопрос: почему на открытии  охоты два года подряд  при наличии такой внушительной псарни на компанию из  пяти человек мы выжимаем с горем пополам в день одного-двух зайчиков, а много дней  вообще были абсолютно холостыми? Кроме той причины, что я не умею выходить на лаз, пугаю зайцев, а ты из-за этого мажешь, есть, видимо, и другие, более веские, причины.
Козьма Прутков говорил: «Зри в корень!» И он прав! Главным корнем наших неудач, на мой взгляд,  является то, что собачки твои на открытии охоты не гоняют. А почему? А потому, что ты, Петрович, с ними не работаешь! Что было в позапрошлом году? Бушуй и твой перехваленный Заграй лежали трупами. Бушуя  рвало, Заграй  не ел, даже не шёл в поиск. Ты тогда выдвинул «теорию больных лап»
Что было в прошлом году? Практически – то же самое. Разбой физически слаб, гонит до скола. По букварю гончатника, чтобы с молодой собаки спрашивать мастерство, с ней надо выйти в лес минимум пятьдесят утренних зорь. Сколько вышел ты? Пусть десять. Это всё равно, что ничего.
Перейдём к суке Найде. Петрович, большего глумления над гончими собаками, как это ты проделал над Найдой, я в жизни не видел и думаю, что  не увижу! Ты  действительно  выжловку готовил. Только не для охоты, а для сдачи  ловцам бродячих собак. Её старый хозяин через меня передал тебе гончую в рабочем состоянии, которая по глубокому снегу могла работать сутками. В этом я убедился на пробе,  это подтверждают и другие охотники . Что нужно было сделать тебе? Тебе нужно было поддерживать собачку в хорошей форме, т.е. ходить с ней в лес.
Это ж какое удовольствие - набросить выжловку в остров, гаркнуть  во всё горло: « Улю-лю-лю, собаченька!»,- а потом слушать, как во время гона она «запоёт», идя по зрячему! Нет лучше музыки для гончатника.  Но я подозреваю, что ты в этом прелести никакой не видишь.
В твоём распоряжении были весна и лето – семь месяцев! Если ты считаешь себя хозяином собаки, ты должен был проверить, как она работает одна, как в стае, как её вызвать из леса, изучить характер гончей. Ты же засунул её в будку на девять месяцев, кормил чёрт знает чем. А своему Заграю позволял  в доме на диване валяться, кормил одной тушёнкой. Каков же итог? Найду загрызли блохи,  она всё время чешется, она лишилась голоса, она вся дрожит, она обрюзгла,  на последней охоте  из её лап потекла кровь. И ты с неё спрашиваешь работу? Совесть у тебя есть?! Больше того, ты её обзываешь, материшь, мешаешь с грязью её старого хозяина. Тут же придумываешь теорию о неспособности гончей  работать по чёрной тропе. Получается: все - дураки, собака – дрянь, а ты один герой! А на самом деле при соответствующей тренировке Найда по чёрной тропе работала бы не хуже твоего захваленного и избалованного Заграя. Но ты нашёл хороший выход из положения - одворняженную тобой гончую ты сунул мне. Дескать, посмотрите, какую дрянь мне привез Воронин, потому как сам с ней не может справиться. Я прихожу к выводу, что эта собака тебе не нужна была с самого начала. Будь это не Найда, а другая гончая, ты поступил бы точно так же. Так зачем ты морочил мне голову насчёт рабочей собаки? Чтобы посмеяться надо мной и над выжловкой?
Про Разбоя ты тоже выдумал теорию молодости. Какой же он молодой? Выжлец шёл второе поле и при хорошей нагонке он в прошлую осень был бы полнокровной рабочей собакой. Но от того, как ты с ним обращаешься, его ждёт судьба Флейты.
 Петрович, давай вспомним историю твоих собак: Флейта застрелена, щенок от неё тоже. Дозор задавлен, Найда превращена в дворнягу, на очереди Разбой. Ты скажешь: у меня есть Заграй. Так ты его нагонял только потому, что охотимся весной и летом. Специально с гончими ты никогда не работал.  Странно, что тебе все собаки  нравятся, кроме тех, которых я тебе искал. Я считаю, что пока тебе собаки больше не нужны. Ты разберись с тем, что у тебя было и что у тебя есть. А за мной дело не станет.
Теперь ещё про Найду. Честно тебе скажу, что на её месте  я бы с таким хозяином, как ты,  в лес не пошёл бы вообще. Не исключено, что ты её загубил окончательно. От таких перегрузок организма, связанных с её содержанием, мог надорваться любой внутренний орган, в том числе и сердце. Не глумись над собакой, она этого не заслужила! Если не будешь с ней работать, сразу напиши. Я её увезу обратно. Я договорился с другом, который будет её держать. Кстати, он был на пробе и страшно на тебя обижен за то, что ты так поступил с хорошей гончей. Если ты её окончательно не угробил, мы её восстановим, т.к. рабочие собаки на дороге не валяются.
А как ты вёл себя, как охотник и как человек, который считает себя  другом по отношению ко мне? Стоило мне уехать в Белозерск, как ты тут же и подгадил, мягко выражаясь. Говорил, что не пойдёшь в лес без меня со своими дохленькими собачками, а сам всё сделал наоборот. Так зачем говорил? А ведь я в Белозерск ездил ради тебя: надо  было сделать дело для нужного человека, чтобы он достал полотна на сети.
Как же в тебя дальше-то верить? Ты можешь предать в любое время. А что касается твоих насмешек надо мной, так ты ещё соплив по возрасту надо мной смеяться и дразнить меня! Я приезжаю в Чагоду в отпуск, отдыхать. Мне не нужны твои зайцы, а мне нужна работа  гончих, тогда этих зайцев можно возить возами. А ты мне каждый раз на открытии охоты подсовываешь дохлятину для сдачи ловцам  дворняг. Так вот что я тебе скажу: больше не морочь мне голову, не приглашай на охоту, если не можешь подготовить собак! А то после твоей охоты надо идти к невропатологу нервы лечить.
Подумай над этим письмом и напиши мне, нужен ли я тебе вообще. Если нужен, то веди себя порядочно  по отношению и ко мне,  и к собакам, которых я для тебя искал. Тогда и охота всегда будет в радость и нам, и собачкам.
 С гончим приветом  Сергеич!
P.S.  Я разговаривал с тобой как гончатник с гончатником и как старший по возрасту. Всё остальное остаётся, как было. Приезжай ко мне в любое время, с семьёй. Привет ей  и всем участникам наших совместных походов по лесам и болотам!

 


Рецензии
Замечательно, Светлана, и со знанием дела. Мне, правда больше приходилось иметь дело с ездовыми собаками - http://www.proza.ru/2015/04/07/1014, но у приятелей были и гончие, поэтому тоже приходилось сталкиваться.
С уважением,

Александр Антоненко   24.03.2016 09:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!А мне про ездовых собак только читать приходилось.С уважением

Светлана Дурягина   23.03.2016 16:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.