Книга электронная или бумажная?

Мир меняется, банальная фраза, скажете вы и будете правы. Мир, вернее, люди его населяющие, находятся в фазе постоянного и непрерывного изменения. Это не плохо, это – замечательно. Мы стремимся быть сильнее наших предков, быстрее и умнее. Наука двигает прогресс, и мы стараемся успеть за ним, стараемся следовать новым правилам, пользуемся его достижениями и просто живём.

Кроме фундаментальных научных достижений и открытий есть ещё и маркетинговые околонаучные элементы повседневной жизни. О чём я? О книгах, точнее об одной книге, но во множестве исполнений и оформлений – электронной.

Удобный и полезный гаджет. С электронной начинкой и маленьким (большим) монитором, чёрно-белым или цветным. Некоторые модели могут вмещать в себя 10000 книг, а может уже и больше, таких нужных и таких занимательных. Сама цифра вызывает у меня некоторую оторопь – десять тысяч, совершенно фантастически, огромная библиотека на ладонях. Хотел бы я иметь такую? Да! Дайте две! Это же 20000. И так далее…

Стоп! Неужели я прочитаю такое количество книг? А почему бы и нет, если задаться целью. Можно чем-то пожертвовать, сном, например, или общением с людьми. Хорошо, а куда мне девать свою библиотеку, из книг, конечно же, но бумажных, так бережно собираемых мной, братьями и моими родителями в недавнем прошлом. На свалку, в макулатуру? Просто жалко. Это же книги, их люди писали. Продать? Не вариант, больше потратил на покупку. Места много занимают? Да. Все свободные шкафы ими заняты. Подарить? Опять же, кому? В наши времена людям не то, что книги читать, жить для себя некогда. Многим просто некогда или лень текст прочитать, который больше половины стандартного листа формата А4. Работал я на один сайт, так админ прямым текстом говорил: «много не пиши, максимум 2000 символов, с запятыми, точками и тире на всю статью, люди много не читают, они больше на фотографии смотрят».

В современных реалиях, минимальная стоимость электронной книги – 400-500 гривен (примерно, 1600-2000 российских рублей). Огромное количество цифровой информации и… цена четырёх – пяти бумажных книг. Очевидная экономическая выгода, не просто выгода, а ошеломительная инвестиция, причём секрета открывать не буду, практически всю литературу можно найти в сети – бесплатно. Шикарная перспектива.

Компактность, лёгкий интерфейс, сочинения на любой вкус, от классики до женского романа, от детской сказки до зубодробительного боевика; научная литература и сборники анекдотов, одним словом – ВСЁ!

Но… Первое, задам я себе вопрос, дам ли я свою электронную книгу кому-нибудь почитать? Нет. Почему? Она денег стоит. Дам ли я бумажную типографскую «рукопись» почитать? Однозначно, да. Вернут же! Книга для меня – элемент межличностного общения, можно делиться, с тем, кто попросит. Я не жадный. Даже если книгу будут долго не возвращать, не беда, я же её уже прочитал, вернут когда-нибудь. Вернут ли мне электронную? Хм, не знаю, потому что не дам. Шутка ли, несколько тысяч книг вот так взять и отдать, это сколько времени он (или она) их читать будет?

Второе, а если супруге почитать тоже хочется, а книга одна? Прямо конфликт назревает, семейная ссора. А так выбор есть – бери на полочке и читай себе молча, гармония и спокойный вечер обеспечен. Думаете, не бывает такого, что больше одного человека в доме читает? Отвечу просто – бывает. Не все проводят личное время, общаясь в социальных сетях или занимаясь домашним хозяйством.

Третье, книга для меня – это подарок, который с радостью приму я и с огромной радостью подарю другому. Почему? Потому, что я разделяю мнение, отображённое в поговорке «Книга – лучший подарок». Почему не деньги? Деньги тоже хорошо и даже очень, но книга – лучше. Книга – это память. Память о человеке, который выбирал, проявил внимание и заботу о тебе, зная, что ты очень любишь читать.

Четвёртое, книга – это маркер статуса. Всё очень просто. Первые книги, рукописные манускрипты, берестяные грамоты, монастырские летописи – бесценны. Или их цена вызывает изумление у даже очень обеспеченных людей. Огромное спасибо господам Гуттенбергу и Фёдорову за то, что они изобрели первые печатные станки и упростили изготовление книг, цена первых книг (если они остались) тоже вызывает восхищение. Огромное спасибо советской власти за издание книг просто в колоссальных масштабах, не только собраний сочинений ведущих идеологов коммунизма, но классической литературы и просто хороших книг. Да, и уровень грамотности людей при советской власти приближался к абсолютным ста процентам. Ну, это так к слову. Не могу сказать «спасибо» рыночной экономике, с ценами на книги, приближающимися к первым книгам того же Иоганна Гуттенберга. Это преувеличение, но весьма скромное.
Для книг надо место, много места. Для этого в поместьях и отводились огромные комнаты с высокими потолками – для книжных шкафов и, они не пустовали, целые поколения собирали книги, наполняя полки фолиантами. И вмещали они, бывало, и более десяти тысяч уникальных томов. Разных. В телячьей коже, в золоте и серебре, с драгоценными каменьями. Рукописные и с ручными литографиями, с дарственными надписями и с дыханием и душами верстальщиков, наборщиков, писателей. Книги были с душой.

Я сомневаюсь, что современные ручные библиотеки несут в себе души писателей, скорее, души безымянных китайских работников, часть их работы. Всё остальное надёжно спрятано в полупроводниках и кремнии. Обезличено и подчинено движению не руки, но пальца, листающего виртуальные страницы. Что будет дальше, для облегчения нашей жизни, имплантация книг сразу в мозг? Не страшно? Пока нет, а там видно будет.

Я знаю ваш вопрос или думаю, что знаю. Почему мой рассказ в сети - предтече электронных книг? Всё просто, так больше людей прочитает, наверное…
Не накопил пока, ни сочинений, ни денег на их издание. Но всё впереди!


Рецензии
Для меня книга только бумажная. Люблю держать книгу в руках, люблю ее листать, лиюлю читать, лежа на дивване. Электронный вариант - не то, не то и еще раз не то!
Спасибо!

Виталий Овчинников   19.11.2013 14:49     Заявить о нарушении
Наши мысли совпадают, спасибо за отзыв)).

Пётр Волошин   20.11.2013 08:41   Заявить о нарушении