Лососевые водоемы - Озера Камаковской низменности

Поражающее разнообразие пойменных озер на полуострове, безусловно, можно найти в пределах среднего и нижнего течения р. Камчатки в особенности на участке ее течения, примерно в 80–150 км от впадения в море. Эта часть бассейна ограничена: с запада — старыми разрушенными вулканами Харчинским и Заречным, с севера — крупным вулканом Шивелуч, с юга — огромным вулканическим массивом группы Ключевских вулканов. Низменность с востока, словно огромной дамбой прикрыта горным хребтом Кумроч. Река Камчатка через узкое ущелье в этом хребте, так называемые Верхние Щеки, прорывается к своему последнему приустьевому участку (Куренков, 1967а, 2005).

В начале четвертичного периода Камаковская низменность являлась ложем большого холодноводного озера. В более позднее время, после того, как воды реки прорезали хребет Кумроч, озеро обсохло и только наиболее глубокие впадины в его ложе остались заполненными водой. Рыхлые грунты этого ложа усиленно разрабатываются основным речным потоком и многими мелкими рукавами р. Камчатки. В это время в период паводка, когда обширные площади низменности заливаются водой, здесь происходит аккумуляция взвешенных наносов, приносимых речными водами с участков верхнего и среднего течений.

Интенсивные аккумулятивно–эрозионные процессы являются причиной образования пойменных водоемов самых разнообразных размеров и очертаний: старицы, замкнутые в межень озера, искривленные рукава (отделенные от прирусловой поймы возвышенными береговыми валами). В паводок воды реки, переливаясь через эти валы или прорывая их, образуют новые рукава, а вместе с ними и новые возвышенные валы вдоль берегов. Цепи таких валов, смыкаясь со старыми, образуют замкнутые озеровидные участки, проточные в паводок и частично или полностью отшнуровывающиеся в межень (Куренков, 1967а, 2005).

В высокие паводки большинство озер поймы заливаются, образуя одно сплошное озеро. Над водой остаются только ряды деревьев, по которым можно проследить направление береговых валов отдельных проток. Кроме аккумуляции и эрозии аллювиальных отложений, на генезис и режим местных водоемов воздействует еще два специфичных для этого района фактора (Куренков, 1967а, 2005):

Первый из них — фактор тектонический. Он определяет постепенное опускание цоколя Ключевского массива вместе с прилегающими к нему участками земной поверхности в зоне тектонического разлома. Последнее, в свою очередь, ведет к понижению базиса эрозии в южной части Камаковской низменности и вызывает здесь большую интенсивность эрозионной деятельности русловых потоков.

Второй из них — фактор вулканический, действующий не постоянно, но порой весьма существенно. Имеется ввиду эрруптивная деятельность окружающих долину вулканов, приводящих к более или менее значительным пеплопадам, а также образованию селевых потоков (лахаров), возникающих от таяния снегов на вулканах при извержениях.

Так, весной 1956 г. при мощном извержении вулкана Безымянный, лахар вынес со склонов Ключевского массива через долину р. Большая Хапица в Камаковскую низменность огромную массу пепла, почвы и наземной растительности, засыпав ряд одних водоемов, изменив конфигурацию других и нарушив нормальный гидрологический режим третьих (Куренков, 1967а, 2005). Такому воздействию подверглись водоемы южной части низменности, прилегающей к нижнему течению р. Большая Хапица (Остроумов, 1984; Бугаев, 2004).

Большинство озер Камаковской низменности имеет много общих черт в своей морфологии и гидрологическом режиме. Все они мелководны, наибольшие глубины в межень обычно не превышают 2,0–3,5 м, а преобладающие — 1,2–1,8 м. Донные грунты озер, врезаны в коренные берега долины или расположены у моренных холмов, встречаются песчаные и галечные грунты.

Термический режим озер Камаковской низменности в значительной степени определяется своеобразными климатическими условиями этой части долины р. Камчатки, которой свойственна значительно большая континентальность климата, по сравнению с приморскими районами. Благодаря малым глубинам, озера низменности после вскрытия, которое обычно наступает во второй половине мая, быстро прогревается, причем температура воды бывает тем выше, чем меньше проточность озера. Так например, в озерах Куражечное, Харчинское, Каменское она в июне–августе в некоторые годы достигает 22о–24оС, в то время как в основном русле р. Камчатка обычно не превышает 15оС.

Малые глубины и значительная ветровая экспозиция обусловливают равномерное распределение температуры воды по вертикали. Разница температур поверхностных и придонных вод обычно не превышает 2оС, и только в зонах выхода ключевых вод может наблюдаться резкая стратификация, вызываемая подтеканием холодных ключевых вод под теплую озерную (Куренков, 1967а, 2005).

Зимой (ледостав начинается обычно в конце октября–начале ноября) некоторые мелкие озера, не связанные с рекой, промерзают до дна, что ведет к гибели зимующей рыбы и многих донных беспозвоночных. Толщина льда обычно превышает 1 м. В озерах, принимающих в себя грунтовый сток, небольшое пространство между льдом и дном озера заполняется ключевыми водами, имеющими несколько более высокую, чем в реке, температуру и большую прозрачность.

Летом прозрачность озерной воды невелика, в период сильного цветения синезеленых водорослей она обычно не превышает 0,7 м, весной и осенью повышается до 1,5 и даже 2,0 м.

Кислородный режим озер в зимний период зависит от степени их проточности, но, как правило, заморы здесь сравнительно редки и наблюдаются преимущественно в малых озерах центральной части низменности.

Высшая водная растительность озер не богата и представлена в основном, обычными для всей Голарктики видами. Заболоченные участки, образованные выходами грунтовых вод у подножья вулканов, обычно зарастает осоками (Carex pallida, C. descendes, C. schmidti) (рис. 251) и вейником Calamagrostis purpurea (рис. 252 — левый). Отмели и подтапливаемые в половодье участки проток покрыты пышным ковром хвощей Equisetum silvaticum (рис. 10). На отмелых берегах южной долины развит ситник Triglochin palustris, покрывающий отмели, сложенные вулканическими песками, вынесенными из долины р. Большой Хапицы (Куренков, 1967а, 2005).

Камыш занимает иногда значительные площади озер и из жесткой водной растительности наиболее типичен. Тростник Phragmites communis, наоборот очень редок и растет редкими разрозненными порослями. Редок также и рогоз Tipha latifolia. Местами обычна частуха Alisma plantago aquatica, стрелолист Sagittaria natans, вех Cicuta virosa и некоторые другие болотные растения.

Из погруженных растений наибольшую площадь мелководья занимает водяная гречиха Poligonum amphibium, рдесты Potamogeton perfoliatus, кубышка Nuphar pumila  (рис. 253), уруть Myriophillum sibiricum. Но, видимо, совсем отсутствует такой обычный компонент подводной флоры западных водоемов, как роголистник. Зато ложа многих проток устланы ковром длинных стеблей шелковника Ranuculus trichophyllus. В нижнем течении некоторых притоков, впадающих в озера северной части низменности, обильно развивается водяная сосенка Hippurus vulgaris.

По данным И. И. Куренкова (1967а, 2005), фитопланктон большинства озер перед вскрытием их представлен сравнительно малочисленными диатомеями Surirella robusta, Girosigma acuminatum, Campylodiscus sp. и несколькими видами Navicula. При распалении льда и начинающемся прогреве озерных вод, часто наблюдается вспышка численности Asterionella formosa, в некоторых озерах — Synedra ulna, Tabellaria fenestrata. В меньших количествах встречаются Diatoma vulgare. Несколько позже развивается Melosira italica.

С начала июля и в течение всего лета встречаются, в сравнительно малых количествах, часто одиночными колониями или клетками, зеленые водоросли — Pediastrum duplex, Volvox globator, Scenedesmus quadricauda, одиночные нити Oedogonium sp., Spirogyra sp. и др. Весьма значительное развитие Microspora sp. наблюдается в некоторых озерах в августе.

Наиболее многочисленна в озерах синезеленая водоросль Anabaena spiroides, появляющаяся в июне и достигающая максимума развития  во второй половине июля. В это время озера "цветут", приобретая интенсивную зеленую окраску (Куренков, 1967а,  2005).
 
По данным И. И. Куренкова (1967а, 2005), список видов зоопланктона, встреченных в озерах Камаковской низменности, содержит 8 видов копепод (Copepoda), 9 — кладоцер (Cladocera), 18 — коловраток (Rotatoria). Кроме того, в планктоне часто встречаются гидрокарины и личинки хирономид ранних возрастных стадий. Наиболее обычным и многочисленным (по биомассе) представителем ракового планктона является Cyclops kolensis, встречающийся практически во всех озерах. Кроме него, ведущая роль в биомассе зоопланктона принадлежит и другим ракообразным — Daphnia longispina, Bosmina longirostris и, в некоторые годы, Leptodora kindti.

Бентос озер Камаковской низменности представлен в основном личинками хирономид и мелкими моллюсками. Наиболее богаты бентосом озера северной части поймы, получающие дополнительные биогенные добавки с грунтовыми водами из пролювиального шлейфа влк Шивелуч (Куренков, 1967а, 2005).
 
Позже, состав бентосных беспозвоночных в оз. Куражечном изучала Т. Л. Введенская с коллегами (Введенская и др., 2001). Хирономид в бассейне этого же водоема рассматривала и Т. Н. Травина (2004), которая показала, что в пробе 7 августа 2000 г. здесь присутствовал только один вид хирономид из семейства Chironominae.

Нерестовый фонд на данном отрезке р. Камчатки и в самих озерах невелик. Нерестилища приурочены к выходам грунтовых вод у бортов долины, где имеются лимнокрены и реокрены со значительным дебитом вод, В последние 50 лет, по причинам антропогенного характера, большинство этих некогда богатых лососями водоемов ныне свое значение утратили (А. Г. Остроумов, персональное сообщение).

Крайне важно то, что весь лабиринт пойменных озер низменности играет большое значение для первичного нагула молоди лососей — чавычи, кеты, нерки, кижуча и др., и успешно акклиматизированных здесь серебряного карася и амурского сазана, использующих значительные кормовые ресурсы района (Куренков, 1954, 2005; Бугаев, 2007).

В нижнем течении р. Камчатка, в районе р. Еловки и озер Камаковской низменности (Куражечное, Кобылкино, Собачье, Уроколон и др.), расположенных выше озер Низовцево, Красиковского, Азабачьего и Курсин, в плейстоцене и позднее, так же как и в верхнем течении р. Камчатки, существовало большое озеро (Куренков, 1967a; Крогиус, 1983). Река Камчатка, прорезав хребет Кумроч, привела к понижению уровня воды в этом водоеме. По существу, настоящие озера Камаковской низменности, это "лужи" на дне бывшего Пракамакского озера. Авторы провели реконструкцию уровней воды, результаты которой показаны на рисунках (Бугаев, Кириченко, 2008 - см. другую статью на страничке автора).

При подъеме уровня воды в районе Камаковских озер на 10 м, верхняя граница существавшего озера доходила до 160–170 км от устья р. Камчатки. Это озеро, учитывая его гигантские размеры, безусловно, имело значительно большую роль в нагуле молоди нерки бассейна р. Камчатки, чем все эти озера играют в настоящее время.  Но по классификации  И. И. Куренкова (1978а, 2005), при таких уровенях воды  это Пракамакское озеро  все-таки относилось к "мелким": средняя глубина этого водоема в районе современных Камакских озер была не более 11–12 м.    

Настоящий расцвет численности нерки р. Камчатки вероятно пришелся на период, когда Пракамакское озеро еще имело большие средние глубины — более 13–18 м, т. е. было "глубоким"  (Куренков, 1978а, 2005). В этом водоеме в течение всего года существовала устойчивая кормовая база для молоди нерки, т. к. жившие в его водах виды зоопланктона в зимний период не выпадали в диапаузу. Когда средняя глубина в Пракамакском озере (в районе современных Камчаковских озер) была около 31–32 м, то наиболее удаленная часть этого водоема (в районе устья р. Быстрой Козыревки) отстояла от устья р. Камчатки приблизительно на 300 км.

В дальнейшем, воды р. Камчатки разрабатывали грунты хребта Токинец и уровень воды в Пракамакском озере постепенно понижался. С какого–то периода, когда была пройдена граница средних глубин, отделяющая "глубокий" водоем от "мелкого", здесь начал изменяться видовой состав и соотношение видов зоопланктона. Последнее привело к снижению численности нерки р. Камчатки. Эти процессы достаточно интенсивно продолжались до тех пор, пока ситуация в бассейне р. Камчатки не стабилизировалась (уклон реки стал минимально возможным) и озера Камакской низменности приняли современный вид.   


Литература

Бугаев В.Ф., Кириченко В.Е. 2008. Нагульно-нерестовые озера азиатской нерки (включая некоторые другие водоемы ареала) // Петропавловск-Камчатский: Изд-во "Камчатпресс". - 280 с. 

Бугаев В.Ф. 2011. Азиатская нерка-2 (биологическая структура и динамика численности локальных стад в конце ХХ - начале ХI вв.) // Петропавловск-Камчатский: Изд-во "Камчатпресс". - 380 с. + Цв. вкл. 20 с.

На фото: озера Камаковской низменности (по: Бугаев, Кириченко, 2008). В левом верхнем углу - оз. Куражечное; в правом нижнем углу - р. Камчатка прорезает горный хребет Кумроч в урочище "Верхние-Щеки".


Рецензии