Седьмой вопрос. Почему я хочу?
– Ну вот, теперь еще и ручка закончилась! – с досадой говорит Сережа и лезет в ящик своего письменного стола в поисках замены.
– Возьми мою ручку, сынок! – предлагаю я.
– Да у тебя же все ручки черным пишут, а я уже полтетради синей исписал. Нам разными цветами делать задание не разрешают!
Что тут поделаешь? Надо в магазин бежать, за новой ручкой! Сережа уходит и скоро возвращается – но уже совсем с другим настроением: глаза горят!
– Купил ручку, Сережа?
– Да купил, купил! Папа, представляешь, в продаже уже появилась новая модификация планшетника! Это просто класс!
О новом планшетном компьютере Сережа уже несколько месяцев мечтает. Он уже много раз нам рассказывал о том, какие у него «навороченные» функции и как самозабвенно пользуются ими ребята, которые уже смогли откуда-то эту новую игрушку достать.
– Ого! Выходит, что больше этого твоего желания ждать не надо – можно пойти и купить? Или ты уже больше не хочешь такой планшетник?
– Папа, это что за провокация? Хочу, конечно! Еще больше хочу, раз он уже продается!
– Сережа, а почему ты хочешь, ты помнишь?
– Папа, ты решил меня проверить? Я хочу, потому что надо ждать! Я это еще в семь лет знал.
– Ну вот, а теперь ждать не надо! Откуда же у тебя желание возьмется?
– Наоборот! Теперь я не только планшетник хочу, я еще хочу не ждать! То есть ждать не хочу! Меня тревожит, что у многих уже есть, а у меня нет. Меня это унижает.
Да, видно, что Сережа хорошо запомнил ответ на этот хороший вопрос, который он нашел в семь лет!
– Ну, раз ты так долго ждал и раз теперь тебя это ожидание унижает, мы этот планшетник сегодня купим! Только вначале сыграем в игру из трех вопросов. Хорошо?
– Да с удовольствием! Играть – не ждать!
– Все три вопроса будут про твои желания, про то, почему ты хочешь. И вот тебе первый вопрос: а почему какие-то желания надо так долго ждать, что они превращаются в долгожданные?
– Наверное, потому, что их сразу не достигнешь. Просто есть какие-то непреодолимые препятствия на пути к моим целям. Вот как с моим планшетником: его просто еще в продаже не было!
– А если бы не было препятствий? Если бы ты мог сразу – пойти и купить, и деньги бы у тебя на покупку были?
– Тогда бы это желание было не целью, а потребностью. А все потребности – в моем круге влияния! Могу их спокойно сам удовлетворить.
– А где же граница твоего круга влияния? Чем она определяется, пока ты еще живешь в мире нищеты?
– Граница?.. Получается, что мой круг влияния кончается там, где начинаются непреодолимые пока для меня препятствия! Вот они-то меня и унижают, и заставляют ждать!
– Отлично! Значит, долгожданные желания, или, по-другому говоря, цели – за кругом твоего влияния, поэтому их и надо ждать.
– А на самом деле, папа, не ждать, а побыстрее расширять мой круг влияния, чтобы они поскорее в потребности превратились!
– Согласен! Тогда второй хороший вопрос: что приходит к тебе раньше: тревога или унижение, когда начинает возникать твое желание?
– А я не знаю… Может быть, вместе приходят?
– Ну что такое унижение?
– Это когда передо мной стоит препятствие, которое выше меня! Непреодолимое пока.
– Молодец! А тревога – что такое? Когда ты начинаешь тревожиться?
– Это я помню! У нас в ответной тетрадке такой был вопрос! Я начинаю тревожиться, когда в чем-то чувствую свою бедность!
– Получается, откуда тревога приходит?
– Получается, что из мира нищеты!
– Ну и что же раньше наступает: унижение или тревога?
– Конечно, в мире нищеты – унижение!
– Замечательно! Вот теперь третий вопрос: а тревога – это хорошо или плохо?
– Конечно, плохо! Она же получается от унижения, которое я чувствую в мире нищеты!
– А как ты думаешь, Сережа, в мире изобилия есть тревоги?
– Наверное, нет... О чем там тревожится? Все же в изобилии!
– Ты думаешь, нет? Но, значит, и целей нет в мире изобилия?
– Это еще почему?
– А вот почему. Ты помнишь про «айсберг» и «орешек»?
– Про подсознание и сознание? Помню, конечно. Сознание ночью спит, а подсознание всегда трудится – и ночью и днем.
– А над чем трудится? Над какими задачами?
– Не знаю… Над всеми подряд?
– Ну подумай… Какие решения ищет ночью твое подсознание?
– Задач, которые для меня важные… Которые меня тревожат!
– А над теми, которые тебя не тревожат?
– А над теми, которые не тревожат меня, оно и не трудится!
– Так тревога – это хорошо или плохо?
– Выходит, что очень хорошо! То, что я очень сильно хочу, моя цель, она меня тревожит, потому что я хочу ее достичь поскорее! Вот мое подсознание и трудится и днем и ночью над моей тревогой по моему же заданию!
– Выходит, почему же ты хочешь?
– Потому что меня тревожат препятствия на пути к моей цели!
– А зачем тебе тревожиться?
– Для того чтобы расширять мой круг влияния!.. Класс!
И это, конечно же, надо записать в ответную тетрадь!
Седьмой вопрос:
ПОЧЕМУ Я ХОЧУ?
Ответ:
ПОТОМУ ЧТО МЕНЯ ТРЕВОЖАТ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К МОЕЙ ЦЕЛИ!
А зачем мне тревожиться?
ЧТОБЫ РАСШИРЯТЬ МОЙ КРУГ ВЛИЯНИЯ!
Новая игра. Почему я хочу?
Потому что меня тревожат препятствия
на пути к моей цели!
Какой-то получился длинный и не очень понятный ответ на простой вопрос: почему я хочу? Что же выходит – если что-то, чего я хочу, меня не тревожит (в том числе и ночью, во сне), значит, я этого и не хочу по-настоящему? Надо разобраться!
– Папа, у меня что же, только тогда желания есть, когда я хочу достичь каких-то целей? Когда есть препятствия для этого?
– Сережа, ты сам ответь. Ты же знаком с такими своими сверстниками, у которых легко исполняются все их желания? Кого родители балуют и во всем им потакают?
– Знаком, знаком… Да, у них, пожалуй, не желания уже, а одни капризы… А мне – как отличить настоящие цели от всяких… ну…
– Прихотей?
– Да, прихотей!
– Хочешь, мы для этого начнем играть в новую игру? И сразу научишься отличать одно от другого!
– Конечно, хочу!
Вот Сережа берет ручку, которую он только что купил, и лист чистой бумаги. По моему заданию он пишет заголовок: «Мои цели». И начинает все свои цели, начиная с нового планшетника, пункт за пунктом записывать под этим заголовком. Получается солидный список: целей двадцать, не меньше.
– А теперь, Сережа, переверни листок и на его обороте поставь другой заголовок: «Что меня тревожит».
– Тревожит – это значит, о чем я все время думаю, даже когда сплю?
– Именно.
Снова Сережа пишет пункт за пунктом список – теперь уже своих тревог. Он получается поменьше первого, но не намного.
– А теперь сравни оба списка и отметь кружочком номера тех целей и тревог, которые совпадают друг с другом.
– Это как?
– Очень просто. Вот у тебя первый пункт в списке целей: «Новый планшетник». А в списке тревог четвертый пункт: «Очень старый ноутбук». Значит, эти пункты совпадают – оба обведи кружочком.
Сережа с заданием справляется быстро.
– А теперь смотри: те цели, которые ты обвел, – это настоящие цели, они тебя и по ночам тревожат, а значит, твое подсознание постоянно ищет возможности, как эти цели достичь. Те тревоги, что ты не обвел кружочком, независимо от того, что ты их целями не считаешь, все равно заставляют твое подсознание искать какие-то возможности. А значит, лучше всего с подсознанием согласиться и признать их своими целями, чтобы уже осознанно и их достигать.
– Папа, я не пойму. Вот я написал, что меня тревожит то, что я у Миши взял «Трех мушкетеров» почитать, а сам куда-то книгу подевал – наверное, она потерялась. Что же это за цель?
– Пока ты этого не осознал – это самая настоящая подсознательная цель. Твоя совесть как раз и провоцирует тебя этот факт осознать. А когда осознаешь (например, с помощью нашей новой игры) – она и в самом деле превратится в потребность.
– А, я понял! Привычка отдавать другим то, что я взял на время, у меня есть. Навык тоже есть: надо просто пойти в магазин и эту книгу купить. Я же покупать умею! А вот знаний о том, что мне книгу надо вернуть, чтобы унижение убрать, у меня не было, пока мне наша игра не помогла!
– Замечательно! Только лучше сказать не «знания», а «осознания». Это как раз пример того, что знания могут от привычек и навыков отставать и поэтому не давать кругу влияния расширяться.
– Потому что круг влияния – это мои З*П*Н!
– Точно!
– Папа, а что же тогда такое те цели, которые я кружочком не обвел? Которые меня не по-настоящему тревожат?
– А как ты сам думаешь?
– Я думаю… Я думаю, что, раз они меня не тревожат, то это вовсе и не мои цели! А чьи-то чужие.
– А откуда же тогда они в список твоих целей попали?
– Наверное, кто-то меня заставил их целями считать…
– Кто же мог тебя заставить? Кто мог тобой и твоими желаниями управлять?
– Не знаю… Кто мной управляет? Только я сам!
– Верно. У нас это был двадцатый вопрос в нашей ответной тетради семь лет назад. Ты этот вопрос запомни, Сережа, и мы на него ответим обязательно, только чуть попозже. И все будет ясно!
Привычка получилась замечательная! И вправду, мало у кого есть такой волшебный инструмент: свои настоящие цели отличать от не своих и не настоящих. А все тревоги свои в цели превращать!
________________
1. Джон Кехо, «Подсознание может все»
Свидетельство о публикации №213111900761