Не положено!

               
Жара расплавляет мозги... Лето в Ростове-на-Дону жаркое, и это норма. Помню, как приехала после института  в августе 1963 года работать учителем  в молодой шахтерский поселок Шолоховский. Я такой жары в Рязанской области и в Москве не видела. Вся семья переживала ее с привлечением поселкового врача, т.к. температура у маленького сына и других членов семьи поднималась под 40 градусов. Адаптация была долгой и тяжелой, но чего только мы ни переносили в этой жизни! Последние годы жара тоже  вызывает аритмию, но, как говорят некоторые представители науки, - это не катаклизмы природы, а нормальное временное явление, связанное с периодом повышения активности Солнца.
Чем старше, тем труднее переносить жару. Спасает работа со сплитом. Дома тоже есть сплит, но проблемы на кухне он не решает. Посидишь в "холодильнике" - и в пекло, потому что все окна в квартире - на южную сторону. Солнце в восхода и до заката проверяет на прочность.
Надумала я продать квартиру и построить себе домик, возле которого будут сад и прохлада. Решила, что это не запретное желание, и каждый гражданин имеет на него право. Но, когда денег нет, землю не купишь и право не реализуешь. Решила  воспользоваться тем, что отношусь к категории ветеранов Великой Отечественной войны - житель блокадного Ленинграда. Решила, что мне положены льготы на получение участка под жилищное строительство. Написала заявление в городской департамент жилищного строительства и землепользования с просьбой  удовлетворить мое  желание. Не тут-то было!.
Во-первых, сам отдел департамента, который занимается приемом документов и составлением списков выделяемых участков,  нужно было умудриться разыскать. Разыскала. Мне говорят: "Вам не положено." По закону "О ветеранах" бесплатные земельные участки выдаются по постановлению  администрации города только живым Героям Советского Союза или России и кавалерам трех Орденов Славы (где их живых найдешь!). Если купить - вставайте в очередь на общих основаниях. Прошу выделить участок в садоводческом товариществе - говорят, земли для СТ в Ростове-на-Дону  нет, а право в законе на первоочередное получение участка есть. Ну и что?
Пока сидела, ждала специалиста, рядом сел краснощекий мужчина кавказской национальности, с печаткой на руке и добротной кожаной, распухшей от содержимого барсеткой. Заложив ногу за ногу, он брезгливо посмотрел на меня, отвернулся и стал рассматривать свои выхоленные ногти рук. Сразу догадалась, что у него с участком земли в черте Ростова  проблем не будет. Ему положено. И не ошиблась.
Я просила дать мне письменный ответ с обоснованием отказа, чтобы можно было "разогреваться" дальше, мне не дали. С февраля все сроки прошли, а ответа нет. И не будет!  Не положено!
Решила обратиться туда, откуда нас эвакуировали в Сибирь в сентябре 1942 года -  в администрацию города Кронштадта. Чуть живых, без надежды на выживание, отправили в дальний путь. Но Господь милостив и люди тогда были добры. Выжили мама и я с со старшей сестрой. В 1944 году после освобождения Ленинграда Ленсовет не разрешил нам вернуться в город, т.к. мы были эвакуированы из Кронштадта, а этот форт был невъездным аж до 1986 года. Мамина сестра прислала нам вызов из с. Рыбное Рязанской области. Вот туда мы и приехали в  маленькую избушку ее мужа, но вскоре тетку убило на наших глазах молнией, а на её мужа пришла похоронка. Хибарку вместе с нашими двоюродными сестрами  забрала  тетка по их отцу, а нас "высадили в канавку возле дома". Благо, люди  взяли на постой. Так, на постое, я с мамой и сестрой прожила до своего 18-летия, пока ни вышла замуж. В 1987 году умерла мама, а позже сестра. Из трех эвакуированных жива я одна. И решила по-справедливости попросить питерскую и кронштадтскую власти выделить мне или квартиру, потерянную во время войны, или предоставить  участок земли под строительство домика.
Написала обстоятельные письма главам Питера и Кронштадта  (каждому в отдельности) и высказала свою, как мне кажется, вполне справедливую просьбу.
Ответа, как и ожидалось,  не было. Молчание не вписалось ни в какие регламенты. Послала письма повторно, с припиской, что не дождалась ответа.
Теперь ждала уже недолго, меньше месяца. По моей просьбе пришел письменный ответ (сразу первый и второй).
Не буду грузить мозги читателям, перечислять законы, постановления, решения власти, ссылки на федеральные законы... Ответ был простой  - "Не положено!" Собственно, я иного ответа не ждала, меня интересовала его форма: как откажут жителю блокадного Ленинграда, не получившему не только квартиры (кстати, в которой живут другие лица, вовсе не ленинградцы), но и никакой компенсации.  Перед тем как сказать "Не положено!", чиновник (или чиновница) отметил, что администрация чтит жителей блокадного Ленинграда, но... не положено!.
Власть  умеет "пыль пускать в глаза" в период массовых кампаний. К примеру, было 300-летие Ленинграда - прислали юбилейную медаль, готовится к 70-летию снятия блокады - пришлет открытку или какой-нибудь знак. Это, конечно, дорого ленинградцам, но проблема в том, что вне кампаний персонально принимать решения власть или действительно не может или не хочет: надоели со своими просьбами.
Я бы не обратилась в Ленсовет, если бы в Ростове-на-Дону удовлетворили мою просьбу выделить участок, но здесь не только не удовлетворяют подобные просьбы, но и забывают о нашей принадлежности к категории ветеранов войны. Вот уже два года подряд как блокадница я не получаю поздравления из Кремля и городской администрации, как получала раньше. Уже года два или три не получаю в этот день единовременного денежного  пособия из городской казны, как получают его другие категории ветеранов войны и  труженики тыла. А раньше получала. Решила задать вопрос в Департамент социальной защиты города. Трубку взяла руководитель. На мой вопрос ответила коротко: "В постановлении мэрии города нет строчки "жители блокадного Ленинграда". Попыталась ей сказать, что проект постановления пишет департамент. Она в ответ:"Вы меня учить будете?!" - и бросила трубку.
В поликлиниках и других учреждениях жители блокадного Ленинграда не указаны в числе льготников на получение услуг без очереди. Указаны участники войны, инвалиды войны, труженики тыла, социальные работники и т.д. Очередники ведь не знают, что блокадники относятся к категории ветеранов войны (не каждый читает закон "О ветеранах!). Блокадников часто не приглашают на торжественные мероприятия. Может, приглашают избранных, не знаю. Но самое обидное, когда предъявляешь удостоверение "Житель блокадного Ленинграда" часто можно услышать:" Езжай в свой Ленинград за льготами!". Поехала бы, но там тоже не принимают.
Получается, что ветеранам, награжденным знаком "Житель блокадного Ленинграда", проживающим за пределами С-Петербурга и Ленинградской области многое из того, что имеют их коллеги в Санкт-Петербурге, не положено. "Не положено!" - и всё тут.
А мы декларируем бережное отношение к ветеранам Великой отечественной войны. Если власть не озабочена, что говорить о простых людях, которые вот уже 70 лет не слышат грохота канонады.
А нам, блокадникам, не нужно больше искать справедливости, там, где ее нет. Нам не положено. Не положено! И это нужно не забывать.
В июне была в Санкт-Петербурге у внука на свадьбе. Пользуясь случаем, впервые побывала в Кронштадте. Не буду говорить, что испытала: это трудно передать словами, но стихи о Кронштадте, которые я написала для сборника "На кресте дорог", были созвучны моему восприятию:
Я направляю взгляд
Туда, где родилась,
Где город мой – Кронштадт
(К нему всегда рвалась),
Но он не ждал меня,
Как и сейчас не ждет.
Меж нами полынья,
А время мчит вперед.
И вот залив опять
Так холоден и строг.
Ну, сколько же стоять
Мне на кресте дорог?

И сама отвечаю себе: до конца своих дней, потому что "Не положено!" ждать.
 
               
               


Рецензии