Гвозди из этих людей
Первоначальное искусство отражало отношение человека к окружающему миру. Наскальные рисунки показывают сцены охоты, любви, в них человек – лишь часть ритуала, как и само искусство – лишь часть магии. Магия – тоже форма взаимодействия с миром... Первый человек не видел себя в отрыве от мира. Индивид не существовал: только часть племени, рода, затем семьи, и только в контексте общих для всех культурных ценностей и традиций.
Обособление своего "я", осознание самости парадигмы "я, мне, моё" привело к возникновению жанра портрета. Человек вошёл в искусство как полноценный субъект и объект искусства. Причём, чем дальше, тем больше субъект. От пейзажа и натюрморта, от жанровой, исторической живописи долог путь к абстракции и примитивизму. Но этот путь был пройден.
Автор, а не мир, вышел на первое место. И фраза "Я так вижу!" стала девизом творца, отринувшего "путы" и "конформизм" традиционного искусства в пользу "свободы самовыражения". При этом странным образом был утрачен... сам автор, как побочный эффект дегуманизации искусства. Автор настолько самовыразился, до такой степени злоупотребил свободой, что распылился в царстве объектов как всего лишь ещё один объект. Свобода творчества неизбежно заключает творца в рамки ещё более жёсткие, а побеждённая "косная форма" – возвращается изнутри, и заключает в решётки невидимые и непобедимые.
Отсутствие человека "в кадре" лишает кадр внутреннего движения, действия. Где нет действия, нет и отношения к действию. Мёртвое искусство пародирует самое себя. В этом смысле гвоздь, забитый Павленским, можно рассматривать как попытку активировать, в парадоксальной и эпатирующей форме выражения, жизненные силы вялого и неспособного совершить акт организма. Акт подменяем акцией. Акция непродуктивна, акция не даёт результат; акция есть выражение отношения к миру и человеку в мире.
Итогом акции может стать акт, художественный и плодотворящий. Политические, эстетические, конъюнктурные обертоны акции Павленского я намеренно не рассматриваю: они всегда вторичны, несущественны для художника.
Гвозди бы вынуть из этих м*дей. Крепче бы не было в мире людей.
20 ноября 2013 г.
Свидетельство о публикации №213112001283