Штрихи к портрету. Джордж Байрон

Английский поэт Джордж Байрон – колокол свободы.

Поэзия Байрона принадлежит всему миру, но сердце он отдаёт свободолюбивой Греции.

Байрон – певец свободы и любви.

Байрон не мыслит свободу без любви, а любовь – без свободы.

Байрон убеждён, что любовь властвует над миром.

Байрон – оракул счастливой любви.

Байрон – великий поэт и страстный любовник!

Байрон олицетворяет собой мятежный дух человечества.

Поэтический мир Байрона определяют три идеи: счастливая любовь, свободное общество и бессмертный дух!

Творчество композитора Пёрселла, драматурга Шекспира, живописца Гейнсборо, поэта Байрона отличает глубокая английская лирика.

Байрон в поэзии – Мефистофель, Шелли – Фауст. При этом нельзя отрицать, что у Байрона присутствует и фаустовское начало, а у Шелли – мефистофельское.

Люди с горячим сердцем радуются жизни, те же, в чьих жилах течёт холодная кровь, – презирают её: таковы Байрон и Шелли, Пушкин и Лермонтов. Несмотря на различие их темпераментов, они все гибнут в молодые годы.

Байрон – Наполеон в поэзии.

Мятежные натуры не дают жизни закостенеть. Это Байрон, Бетховен, Делакруа и самый великий бунтарь – император Наполеон Бонапарт.

Встречаются гении-фейерверки и гении-маяки. Среди первых – Байрон, Пушкин, в числе вторых – Гёте, Толстой. От этого зависит продолжительность их жизни.

Почему наиболее известные романы в стихах – «Дон Жуан» Байрона (1819-1824) и «Евгений Онегин» Пушкина (1823-1831) остаются незавершёнными? Видимо, Байрону и Пушкину после женитьбы уже не к лицу бравировать «донжуанством в жизни и литературе!»

С поэзией Байрона вполне сопоставима романтическая музыка душевных порывов и страстей Гектора Берлиоза.

В поэзии Пушкина – байроновский дух, Лермонтова – манфредовский.

Мятежные гении, бросая вызов судьбе, гибнут во цвете лет. Не исключение – Байрон и Лермонтов: английский поэт живёт 36 лет, русский – 26!

Неистовый байронизм оказывает сильное влияние на поэзию Лермонтова и музыку Чайковского – людей с ярко выраженным индивидуализмом.

В образе байроновского Манфреда находим предшественника ницшеанского «сверхчеловека», отвергающего как мир людей, так и мир демонов.

Оскар Уайльд – лунное отражение света Байрона: оба – изгои английского респектабельного общества, оба – сексуально одержимые неврастеники.

Романы «Дон Жуан» Байрона и «Жизнь Клима Самгина» Горького имеют сходство в том, что они насквозь пронизаны эротичностью. Правда, Байрон описывает плотские вожделения любви, тогда как Горький – духовное единение в любовном экстазе.

Джордж Байрон и Джек Лондон – две стихийные натуры, сметающие все преграды на своём пути. Эти два сверхчеловека погибают в молодости совершенно нелепо: судьба наказывает дерзких!


Рецензии