Какова личность, такова и толерантность
1. Толерантность — явление не новое, она необходима обществу вне зависимости от того, каким словом ее называют. По сути дела, это понятие старо как мир, поскольку проблема отношений в обществе, принятия людьми друг друга была и остается всегда.
2. Не существует некой абстрактной толерантности, точно так же как не существует абстрактной любви. Любовь проявляет себя в конкретных поступках. Но понятие любви можно и извратить. Подобно этому и толерантность будет такой, какой мы ее воплотим в жизни, и исключительно от нас зависит, будет ли она хорошей или плохой, настоящей или ложной, искренней или притворной.
3. Настоящая толерантность избегает крайностей: как нетерпимости ко всему, так и терпимости ко всему подряд без разбору. Толерантность автоматически еще не означает нравственный релятивизм, или терпимость к безнравственности, иначе это будет ложная толерантность.
4. В основе толерантности лежат нравственные ценности и то, как они преломляются в личности. Всем известно древнее выражение «не делай другим то, чего себе не желаешь». Это пассивная форма. Но есть и другое выражение, подобное этому: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6:31). Здесь мы видим активную форму и побудительный момент: «делай», «поступай». Только при следовании этому «золотому правилу» толерантность будет созидательной силой.
5. Толерантность — сложное комплексное явление, она не сводится к набору нескольких ограничений или предписаний, но, точно так же как и любовь, требует постоянных усилий мысли и поиска решений в конкретной ситуации.
6. Толерантность различает личность и ее убеждения, или поступки. Она не отождествляет их. Поэтому уважение к конкретному человеку не означает автоматическое согласие с тем, что он говорит или делает, а выражение открытого несогласия с некоторыми идеями и поступками не означает неуважение или неприятие личности. Если мы научимся, не принимая заведомо неправильных идей или поступков, при этом все же любить человека, толерантность не превратится ни в попустительство пороку, ни в ограничение свободы выражения.
7. Отсюда следует, что толерантность различает цель и средства ее достижения. Люди, которые в чем-то не согласны друг с другом, не будут друг друга унижать или оскорблять, но попытаются в уважительной форме сказать друг другу о том, в чем они расходятся. В то же время они дают друг другу право говорить о себе то, что думают, а не то, что они хотели бы услышать. Да, донести до другого что-то хорошее или правильное — благородная цель. Но лучшее средство в этом случае — не давление, не принуждение к принятию, а побуждение личным примером. Лучше зажечь свечу, чем проклинать тьму.
8. Толерантность должна начинаться не с другого, а с себя. Если требуешь толерантности от другого, прояви толерантность и сам.
9. Прежде чем что-либо принимать или отвергать, толерантность пытается это понять.
10. Если в личности воплощаются подлинные нравственные ценности, то тогда толерантность универсальна: она будет созидательной конструктивной силой во всех сферах: политической, национальной, религиозной, культурной, а также на уровне элементарного личностного общения.
Свидетельство о публикации №213112002192
Ева София Браун 30.10.2014 12:03 Заявить о нарушении
Игнат Меренков 30.10.2014 20:23 Заявить о нарушении