От управления к самоуправлению
Да разве же информационная эпоха может бросать вызов субъектам, вызывающим к жизни эти феномены: информация, информатизация, информатика etc.?! А, тем более: вести себя по отношению к ним: вызывающе? Т.е. грубо, брутально, нагло. С целью – навредить. Словом, вызывающе. Нет, что-то тут не так. Какие-то стереотипы овладели нами, довлеют над нами, навязываются нам. Впрочем, им тоже…
Навязываются ненавязчиво, мастерски, искусно…
Но, если навязываются, если нахально, нагло, если довлеют, – т.е. воздействуют, – значит: предназначение их, этих стереотипов – не информировать. Но: сосем даже наоборот. Дезинформировать. Уводить от сути, от существа, от сущности дела. От истины уводить. Значит: эпоха дезинформации. Ну, 2х2=4 остается истиной. Информацией достоверной остается. И так – где-то вплоть до социальной формы движения материи. Хотя, как сказать. Почему же, будучи опредмеченными, материализованными, овеществленными естественнонаучные, технологические и технические истины дают… противоположный результат? Почему? Потому, как: идеология. Сиречь: дух, преломленный свозь призму интереса. Классового, расового, национального, этнического, конфессионального etc. В условиях предыстории, – в особенности последней ее фазы: буржуазной (капиталистической) доминирующая (господствующая) идеология вполне справедливо: истинно и по праву была названа: «ложное сознание» [К. Маркс].
Ложь – это намеренно, – сознательно и умышлено, – вызываемое, производимое и в режиме расширенного воспроизводства воспроизводимое заблуждение. Заблуждение базируется на «не могу». Ложь – на «не желаю». Т.е. это уже не заблуждение. Но: блуд-на-духе.
Исторический адекват заблуждения – спонтанный миф. Миф, который не мог не возникнуть в детстве, отрочестве и юности становящегося человечества. Кто из нас в детстве не заслушивался и не зачитывался сказками? Заслушивалось, – и зачитывалось ими, в свое время, – и человечество.
Исторический адекват лжи – миф неспонтанный. Миф, в индустриальном режиме, на соответствующих «фабриках ложной мысли» изготавливаемый в избыточных количествах. В режиме мифотворчества. Вообще-то: в режиме мифовытворяния. Мифовытворятельства. (Не хочется осквернять прекрасное слово, – и то, что оно означает: творчество).
Так вот, идеология предыстории как ложное сознание, буржуазная идеология – один из ответов на вопрос, почему любое обретение человеческой культуры может быть обращено, – и обращается, – во вред, во зло ее, культуры, субъектам. Человеку, людям, человечеству. Любое. В культуре духовной чувственной, материальной. Почему работает, – почти без сбоев, – оборотническая логика. «Здесь та же разница, что между огнем на службе у человека и пожаром» [Ф. Энгельс]. Между ледоколом «Ленин» и испепеленными Хиросимой и Нагасаки.
И почему это, – с какого такого перепугу, – исключением могут стать средства связи, средства коммуникации, средства общения, включая и средства информации. С какого?!!
Они и не являются. Исключением. СМИ уже давно, – так давно, что и сами в это (ну, что СМИ) поверили. Верят. Готовы верить. Но они нынче в большинстве своем, почти тотально: СМДИ! Средства массовой дезинформации! Духовный «кокс», «снежок», «травка». Словом – духовный наркотик. Духовная сивуха. Коей щедро опаивают «пипляк» и, в особенности, – детей, юношество, молодежь. И еще надо подумать, от чего вред и угроза смертельная исходит большая: от «золотого треугольника» и плантаций опийного мака в Афгане, или от «господ с безупречными манерами» с дипломами Сорбонны, Итона, Елля, Принстона, Коламбии, Стенфорда, Гарварда, Оксфорда, Кембриджа etc., etc. в кармане. Полагаю, вопрос риторический…
Ну, а в сфере т.н. гуманитаристики, т.е. жизни духа, имеющего дело непосредственно с социальными взаимодействиями: общественными отношениями (политическими, экономическими, историческими, социологическими, юридическими, философскими etc.) – о, здесь в последние десятилетия: сплошной, можно сказать: перманентный пир духа и именины сердца!
Такого откровенного и наглого, брутально-напористого наката неспонтанного мифотворчества, такого уровня интенсивности функционирования фабрик по изготовлению дэзы, лжи, по изготовлению духовной сивухи и всех прочих, – с постоянным совершенствованием старых и изобретением новых, – видов духовной наркоты – не было. Предыстория агонизирует и именно поэтому заливает указанным продуктом дух и души, вполне небезосновательно рассчитывая на соответствующие практики. Рассчитывает, и, – в очень краткосрочной перспективе, разумеется, – получает ожидаемый результат. Как это ни печально. Осознавать и констатировать.
…Вы почитайте, что гонят (этакие идеологические самогонщики) эти «господа с безупречными манерами», с почти безупречным дрескодом. Что они гонят со страниц, с экранов TV и ПК, с динамиков радио. Что они гонят, сидя в своих рабочих кабинетах, либо же стоя за думской трибуной, за университетской кафедрой, сидя за учительским столом в школьном классе, выходя на подмостки театральной сцены, либо же с экрана кинотеатра etc.
Особенно мерзопакостными есть субъекты этого гонева, получавшие аттестаты о среднем и дипломы о высшем образованиях в … советской школе. Т.е. – получая добротное, базируемое на соответствующих науках, образование. Многие из них очень даже преуспели и в деле последующего, – личного, – «роста»: члены, член-коры, коры и кореша…
Не разминулись, – нюх на это у них – звериный, – ни с чем: ни со степенями, ни со званиями, ни с премиями, ни с наградами, ни с лауреатствами, ни с должностями… Переступили через клятвы, обещания, присяги. Через принципы (у кого были).
Воровство все это, ребята. И девчата. А ведь, чтобы воровать, надо, чтобы кто-то производил. Это прекрасно знал уже Г.В.Ф. Гегель и весьма изящно изобразил (не говорю уж: безупречно-истинно) – в «Феноменологии духа». В части первой, отделе втором, разделе четвертом, подразделе А. «Самостоятельность и несамостоятельность самосознания; господство и рабство» называется.
…Так это ж: где-то в районе сотой страницы произведения, а кто же из «господ с безупречными манерами» хоть раз в жизни в руках «Феноменологию духа» держал, не говоря уж: смог одолеть (уж не говоря: понять) хотя бы 5 страниц Предисловия?
А ведь добре же известно: невежество – не аргумент. И еще лучше: невежество – это демоническая сила и источник неисчислимых несчастий людских. И уж совсем хорошо: невежество от ответственности не освобождает. Словом: чем дальше от истины, тем ближе к крови.
Ну, и об управлении, – тема конференции обязывает потому что, – несколько слов. А что о нем особенно разводиться: каков дух, включая и информацию (мышление, сознание) – таковы практики, включая и практики управления. Тут, – там тоже, – чудес не бывает.
…На лжи не может быть взращено благородство. Благородные помыслы, благородные чувства, благородные поступки, благородные практики. Базирующаяся на ложном сознании власть и ее модус – управление, по определению не могут быть благородными.
Не верите мне на слово, послушайте умного человека.
«…Благородное сознание находит себя в суждении в таком отношении к государственной власти, что хотя она не есть еще некоторая самость, а есть лишь всеобщая субстанция, но субстанция, которую оно сознает как свою сущность, как цель и абсолютное содержание. Относясь к ней столь положительно, оно ведет себя негативно по отношению к своим собственным целям, своему особенному содержанию и наличному бытию и позволяет им исчезнуть. Оно есть героизм служения – добродетель, которая жертвует единичным бытием для всеобщего и тем самым вводит последнее в наличное бытие; оно есть лицо, которое отказывается от владения и наслаждения собой и совершает поступки действительно в пользу существующей власти.
Этим движением всеобщее смыкается с наличным бытием вообще, подобно тому как налично сущее сознание этим отрешением образовывает себя к существенности. То, от чего оно отчуждается в служении, есть его сознание, погруженное в наличное бытие; но отчужденное от себя бытие есть в-себе (-бытие); таким образом, оно приобретает благодаря этому образованию уважение к себе самому и со стороны других. – Но государственная власть, которая была сперва лишь мысленным всеобщим, в-себе (-бытием), превращается благодаря именно этому движению в сущее всеобщее, в действительную власть. Она такова лишь при наличии действительного повиновения, которого она добивается благодаря суждению самосознания, что она есть сущность, и благодаря его свободному пожертвованию. Это действование, которое тесно связывает сущность с самостью, создает двойную действительность – себя как то, что обладает истинной действительностью, и государственную власть как истинное, которое признано» [Г.В.Ф. Гегель, Феноменология духа. – С. - П., 2002, стр. 270-271].
А теперь – очень доступная даже для среднеотягощенных интеллектом (условно умных) индивидуумов о «наших», ну, т.е. актуально сущих управленцах, о здесь-и-теперь-власти. И – управлении, зарисовка. Картинка с натуры. На картину, – и на художника, – пенять неча.
Натура такая…
«…Давайте всё же ответим на вопрос. Между работниками отраслей и высшей властью – не важно, какой – передаточным звеном является кто?
Ответ: высшие менеджеры (звучит похоже на «высшие вампиры», но это так, совпадение).
Так вот. В большинстве своём они тоже представляют собой специфическое поколение. Очень похожее на «сервис-поколение», только вдвое постарше.
Это, уважаемые читатели, его первый прототип. Ещё перестроечный. Они не сервисные отрасли развивали. Они сами осуществляли сервис по распродаже подержанного советского государства.
Этому поколению Высших Менеджеров сейчас лет 50, иногда с плюсом. Оно – предыдущее поколение «злых молодых управленцев», позднесоветских. Тех, кто составил костяк перестроечно-кооперативного и приватизационного бума, но сам в суперолигархи не выбился и, помотавшись по частным компаниям, снова возглавил госконторы.
Средняя биография такого высшего менеджера – типовая: конец 1970-х –профильное советское образование. Начало-середина 1980-х – переход на комсомольскую работу. Конец 1980-х – упирание в карьерный потолок, ибо геронтократия и кумовство везде. Рубеж 90-х – радостный переход в кооперативно-приватизационное движение. 1990-е – работа в банке, работа в корпорации. Где-то в середине нулевых, после усиления государства – возвращение на госслужбу с полным набором эффективных менеджерских привычек.
Так вот, отшифровав эти привычки, мы получим нормальный приватизаторский набор: привычка жестко выделять действующие активы, привычка выжимать ресурс, привычка повышать капитализацию.
Это такие «системные менеджеры», у которых система по самой задумке всегда будет потерпевшей.
Этот тип менеджеров – он не зря стал фольклорным. Это про его миропонимание есть производственная шутка: «В любой компании единственный полезный отдел – это отдел продаж, он один приносит деньги. Остальные – производственники всякие и разработчики – деньги только проедают».
Носители этого мировоззрения большую часть своей сознательной жизни занимались тем, что выделяли из большой системной машины шестерёнки, которыми можно было накрутить прибыли. А остальное – ужимали и сбрасывали с баланса. И сегодня, став даже большими и системными (номинально) чиновниками, – они по-прежнему мыслят категориями выдирания полезных шестерёнок. А к другим шестерёнкам, с виду не таким полезным, относятся с брезгливостью и тихим желанием сбросить с баланса.
Это у них инстинктивное, и это не лечится. Люди, всю жизнь эффективно расклёвывавшие систему, не могут стать другими системными руководителями, кроме как дурными.
И что особенно характерно и важно. Между высшими менеджерами частных и государственных корпораций в плане мировоззрения и методов – нет вообще никакой разницы. Кто работает или работал в частных – тот в курсе: там и передача руководящих должностей по наследству, и порядковый перепад зарплат между управленцами и работниками, и откаты, и попилы, и всё что полагается (или, может, дерипаскины заводы отличаются высокими зарплатами, социальными лифтами и сбережением рабочих мест? А?).
Поэтому, кстати, так трогательно безмозглы вопли про необходимость скорее отбросить чиновных воров от корпораций и назначить на их места эффективных частников. Потому что человеческий тип частников – окажется тот же. Вся разница – в том, что он будет ещё лучше замотивирован на выделение полезных шестерёнок и сброс за борт с баланса всяких учёных дармоедов. И будет это делать уже без всякой оглядки на государство, избирателей и прочую лабуду.
...Мы сегодня имеем, кстати, почти смешной парадокс.
Реальный запрос тех граждан (в особенности юных), что с энтузиазмом ретвитят новые доказательства гниения госмашины и нищеты работников ключевых отраслей, – это есть запрос на простую человеческую справедливость.
Но при этом основным информационным подогревателем и ретранслятором этого запроса на справедливость являются, на всякий случай, инфо-органы самого что ни на есть эффективного высшего менеджмента: беловоротничковые деловые издания и ресурсы, ломящиеся от всплывающих ауди и лонжинов.
Проведите эксперимент. Поскребите любой пропиаренный фейсбучный текст, разоблачающий воровское государство, на предмет первоисточников – и упрётесь в статью какого-нибудь РБК (медиагруппа М. Д. Прохорова, на секундочку).
Грубо говоря – где-то по дороге Высшие Менеджеры перехватывают даже такой
природный ресурс, как жажда справедливости. И привычно конвертируют его в свои собственные бонусы, ибо никаких иных практических выводов, кроме необходимости Второй Приватизации, публикации в массовых СМИ на выход не пропускают. В их трактовке всё упорно получается, что народ жаждет добрых бояр. Ранее известных как Крепкие Хозяйственники.
Итого:
Высшие Менеджеры в России сегодня – это прослойка, имеющая чёткие поколенческие и биографические признаки. Вне зависимости от того, в государственных или частных корпорациях они сидят. Разница между их действиями обусловлена только тем, что первые «кормятся», а вторые «капитализируют». При этом в большинстве своём, за приятными исключениями, они одинаково в гробу видали любое фундаментальное развитие: потолок их стратегического мышления – так называемый захват рынков.
И способом, каким общество может избавиться от лицезрения их потной борьбы за захват чего-нибудь, – точно не является замена первых на вторых» [Виктор Мараховский, Как попилить жажду справедливости. Против поколения высших менеджеров, viktormarahoskiy.odnako.org].
Автор, – хотя и на уровне предчувствия, своеобразной интеллектуальной интуиции, вполне верно указывает на вектор, на русло, на тренд и мейнстрим развития, способные увести от края пропасти. Окончательной дегенерации и самоликвидации.
Таким вектором «…является самоорганизация общества». От реального управления как воздействия к действительному управлению (самоуправлению) как взаимодействию.
Только так. Общественное самоуправление с самоуправлением местным в качестве корневой системы. Сущих в форме практической всеобщности.
…Действительным гуманизмом, способом бытия коего есть творчество называется такое общество. Управление в нем – самоуправление. И интеллигентами – его субъекты. Каждый, многие, все. Они же – субъекты творчества в целом.
Свидетельство о публикации №213112000240