Статья о мобильном рабстве

Абонент временно одурачен

Кто на самом деле выиграет от отмены «мобильного рабства»

С 1 декабря в России будет отменено так называемое «мобильное рабство», и любой абонент сможет по своему желанию сменить оператора сети, не расставаясь при этом с привычным телефонным номером. В.И.П. исследовал нововведение, и оказалось, что выгодно оно будет не столько рядовым владельцам сотовых телефонов, сколько государственному оператору мобильной связи.

Сторона «господ»
Термин «мобильное рабство» ввёл в широкий обиход, ещё будучи президентом, Дмитрий Медведев. Нынешний премьер потребовал избавить от него всех россиян, подведя тем самым промежуточный итог многолетней дискуссии о том, стоит ли отдавать мобильные телефонные номера в частную собственность абонентам. Проще говоря, было предложено разрешить клиентам сотовых операторов при переходе на другую связь сохранять за собой телефонный номер вместе с префиксом (это первые три цифры номера). Несмотря на то, что законопроект вызвал волну возмущения у сотовых операторов, Минэкономразвития и даже советника президента Игоря Щёголева, инициатива со свистом преодолела в Думе первое, второе, а затем и третье чтения. В декабре 2012 года, незадолго до новогодних праздников, президент Владимир Путин поставил на окончательном варианте закона свою подпись и назначил датой отмены «рабовладельческого строя» 1 декабря 2013 года.
Бурного энтузиазма эта новость, впрочем, не вызвала. Оно и понятно: если изучить все прогнозы по желающим в перспективе сменить своего оператора на другого, то даже в самом лучшем случае таковых наберётся 20-25% от всего числа. И то, как уточнил в интервью «Вести ФМ» автор прогноза, генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков, эти люди «смогут рассмотреть возможность о переходе у себя в регионе к тому или иному оператору». То есть совсем не гарантия, что они в результате решатся на переход.
Правда, и данные компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») о том, что этой услугой воспользуются лишь до 5% абонентов, тоже могут быть подвергнуты сомнению. Ведь недовольных качеством связи, мобильным Интернетом, высокими ценами людей можно в избытке найти в любом коллективе. Так что желающие воспользоваться принципом переносимости номеров (Mobile Number Portability, MNP) найдутся обязательно. Тем более для абонента это технически совершенно несложно: нужно будет лишь придти в офис нового оператора, написать заявление, заплатить 100 рублей (столько планируется взимать с граждан в качестве оплаты за услугу) и подождать 7-8 дней, пока его переключат с полным сохранением номера. Делать это можно будет не чаще, чем раз в полгода, но представить, что кто-то в здравом уме будет переходить с одной связи на другую, предварительно не изучив предложения, можно с трудом.
Гораздо сложнее в техническом плане придётся мобильным операторам, которые за неделю до введения нормы закона в действие продолжают настаивать на том, что вся эта затея – мероприятие рисковое. «Сложность проекта MNP заключается в двух вещах, - объясняет старший специалист по внешним коммуникациям Санкт-Петербургского филиала ОАО «ВымпелКом» Мария Георгиевская. - Во-первых, необходимо осуществить подготовку всех сетей сотовой связи к работе в условиях, когда номер «отвязан» от сети, и его нужно уметь найти в любой сотовой сети своего региона. Также это должны уметь те междугородные сети, через которые тоже проходит трафик между сотовыми сетями. А во-вторых, необходимо добиться согласованного осуществления бизнес-процессов в разных операторских компаниях, чтобы осуществить «отпускание» абонента из одной сети и «прием» его в другую».
Это не единственная проблема, добавляет Георгиевская от лица всего «ВымпелКома»: «Очень важно перед тем, как предлагать сервис абонентам, провести его комплексное межоператорское тестирование. На эти тесты времени не остается. Его к 1-му декабря не успеют провести даже те операторы, которые успевают подготовить свои сети и информационные системы к запуску в установленный срок. По нашему мнению, выводить на рынок сервис в таком состоянии опасно».
С ней согласна и представитель пресс-службы компании «МТС» в Северо-Западном регионе Юлия Кожерчук. «До сих пор нет основного документа, который определяет организационно-техническое взаимодействие всех участников процесса перенесения номера абонента, хотя до запуска услуги осталось немногим более двух недель, - подчёркивает Кожерчук. – Операторы мобильной и фиксированной связи, платежные системы, а также база данных перенесенных номеров лишены возможности провести полноценные тестирования перед запуском, на что в других странах уходило от года до двух. Мы считаем несправедливым, что из-за задержек с подготовкой нормативной базы и назначением оператора базы данных перенесенных номеров ответственность за невозможность оказания услуги в срок может лечь на операторов».
"Если крупные операторы уже начали такую работу, то небольшие сотовые компании, а также операторы фиксированной связи к работам по внедрению MNP еще не приступали. Поэтому у абонентов, которые захотят сменить оператора сразу после 1 декабря, могут возникнуть проблемы с работой базовых услуг (голосовые звонки, СМС, мобильный интернет) и дополнительных  (подключаемых абонентом) сервисов. Даже если все необходимые документы будут приняты 1 декабря, операторам необходимо время для подготовки инфраструктуры и проведения большого количества тестов, чтобы эта услуга заработала корректно", - резюмирует руководитель направления
корпоративных и бизнес-коммуникаций Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Людмила Чехова.
Впрочем, эти стенания – от лукавого, уверены петербургские депутаты. В частности, муниципальный депутат Александр Шуршев указывает, что мобильные операторы, не подготовившиеся к 1 декабря, сами виноваты: «О чём здесь точно нельзя говорить, так это о спешке. Разговоры об этом идут уже несколько лет, и если кто-то не подготовился к указанному сроку, - значит, специально не хотел готовиться. Видимо, некоторые мобильные операторы хотели пролоббировать отмену или перенос сроков начала действия закона, но у них ничего не получилось, и теперь остаётся только стонать, что они ничего не успевают». Правда, добавляет Шуршев, у которого два мобильных номера разных операторов, он вообще не видит проблемы в «мобильном рабстве», тем более что есть вопросы гораздо важнее. С ним согласен даже «единоросс» Виталий Милонов, который, по идее, должен всячески поддерживать закон. «За неимением хорошего достаточно быть удовлетворенным посредственным, - иронизирует он. – Отмена «мобильного рабства» - это право человека, к которому пристаёт, грубо говоря, три бандита с ножами у горла, выбрать, с каким грабителем он будет иметь дело». При этом, уточняет Милонов, закон всё же нужен, поскольку теоретическая возможность ухода абонентов в конкурирующие сети заставит операторов улучшать качество услуг и снижать тарифы. С этим утверждением не спорят и сами операторы. «Мы рассматриваем MNP как возможность привлечь новых абонентов в условиях насыщенного рынка. Безусловно, все операторы уже конкурируют друг с другом через повышение качества услуг и их разнообразие, но MNP может стать катализатором конкуренции», - говорит Мария Георгиевская из «ВымпелКома», тут же уточнив, что им и их конкурентам обязательно нужно дать ещё время, чтобы наладить систему – хотя бы до окончания новогодних праздников.

Сторона «рабов»
Стремление мобильных операторов максимально оттянуть момент перехода на новую систему легко объяснимо: потенциальные финансовые потери от отмены «рабства» велики, а за время праздников можно хотя бы частично компенсировать убытки. К тому же, впервые в истории России сотовая связь подорожала в среднем на 0,5 копейки за год. Выглядит смешно, однако на деле выходит, что россияне переплатили сотовым операторам почти 300 миллионов рублей. Это означает, что поставщики услуг в любом случае своё доберут, а вот экономическая выгода абонента от отмены «мобильного рабства» перестаёт быть очевидной. И это не единственная загвоздка в разрекламированном законе.
К примеру, совершенно непонятно, как теперь будут высчитываться внутрисетевые тарифы, поскольку номер, имеющий знакомый префикс, на деле может оказаться «агентом» другой сети. Любой абонент с огромной долей вероятности запутается в расчётах потраченных средств на балансе номера, что, безусловно, может привести к тому, что мобильные операторы начнут хитрить и списывать со счёта больше положенного. Некоторые эксперты предложили систему оповещения о смене оператора в виде SMS, которые будут рассылаться контактам абонента. Однако, как и – главное – кем это будет реализовываться – никто не знает. Абонент, ушедший в другую сеть, делать сам этого не станет (тем более за деньги), мобильные операторы тоже вряд ли будут в восторге от такой работы. Да и принимающая оповещения сторона не обязана запоминать, к кому в каждом конкретном случае приписан префикс. Правда, сами операторы уверяют, что в этом случае проблем как раз таки не будет. "Введение MNP не влечет за собой изменение тарификации услуг.  Префикс и правда теперь не будет идентификатором принадлежности абонента к той или иной сети, но внутри компании идентификация абонентов строится по другому признаку – мы заключаем с абонентом договор, в котором закреплен телефонный номер. При переходе к другому оператору абонент заключает новый договор, выбираем новый тарифный план", - объясняет схему работы Людмила Чехова из "Мегафона".
Ко всему прочему, «мобильное рабство» выглядит совсем неочевидной проблемой в списке претензий к операторам сетей. Куда более важным вопросом считается внутрисетевой роуминг, на отмене которого настаивают и обычные люди, и депутаты. «Роуминг необходимо отменять», - категоричен Александр Шуршев. «Извините, я в Москве пользуюсь сим-картой с надписью «Мегафон» и в Петербурге с надписью «Мегафон». Почему я в Москве плачу столько же по роумингу внутрисетевому, сколько иностранец платит в Москве по роумингу международному?» - недоумевает Виталий Милонов. А пользователи интернет-форумов кивают на соседний Казахстан, где внутрисетевой роуминг отсутствует как явление.
У мобильных операторов на это свой ответ: страна большая, поэтому, чтобы покрыть расходы на качественную связь, им приходится лезть в карман абонентов. Такое объяснение депутата Милонова откровенно заводит. «Как говорил Карл Маркс, любой мобильный оператор чего только не скажет ради высокого процента прибыли, - передёргивает он классика. – При чём тут размер страны? Я бы ещё понял, если бы роуминг включался в районе полярных островов, но между Петербургом и Москвой расстояние – 650 километров (на поезде – прим.авт.). О каких расходах тут может идти речь?». Расходы есть, заочно стоят на своём операторы, и роуминг отключать пока точно не будут. «Услуги, помогающие оптимизировать затраты, которые мы предлагаем подключить сегодня нашим абонентам, - это баланс как интересов абонента сэкономить, так и необходимости операторов покрыть свои затраты, - уточняет Мария Георгиевская из «ВымпелКома». - Подключив опции, уже сейчас абонент может сэкономить свои затраты в несколько раз. И, судя по объему трафика, который приходится на трафик с подключением опций, наши абоненты уже активно пользуются такой возможностью - сейчас порядка 80% трафика во внутрисетевом роуминге идет с подключением опций». Иными словами, кто хочет, тот всегда найдёт выход, а не будет жаловаться и требовать невозможного. А Людмила Чехова из "Мегафона" уточняет: роуминг отменить можно, но для этого нужны соответствующие экономические условия, а их пока нет. "Вопрос отмены внутрисетевого роуминга целесообразен лишь при условии изменения отраслевых правил построения сетей связи и пропуска трафика, а также удешевления самой услуги, - замечает она. - Без изменений существующих правил за звонок путешественнику больше будет платить тот, кто звонит. Но это не совсем справедливо, поскольку, звонящий может не знать, что другой человек находится в роуминге. В случае же пересмотра существующих правил, решить вопрос отмены внутрисетевого роуминга без изменения тарифов будет легче".
Правда, всё это совсем не объясняет острой необходимости отменить «мобильное рабство» сию секунду – хотя бы потому, что человечество давно придумало телефон с двумя сим-картами, самую дешёвую модель которого можно купить за 790 рублей в любой «Евросети». Вряд ли, кстати, производителям таких «трубок» понравится новый закон.

Сторона силы
Чтобы понять, кому могут быть выгодны столь скорые – безо всяких оговорок и допущений – перемены, В.И.П. обратился к экономистам. Аналитик по потребительскому сектору УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин отметил, что абоненты от отмены «мобильного рабства» выиграют, но будут и еще выгодополучатели. «Введение MNP создаёт возможности для определённой перестановки сил на рынке, так что сотовые операторы второго эшелона наверняка смогут улучшить свои позиции», - отмечает аналитик. Иными словами, пока «большая тройка» операторов будет приспосабливаться к новым условиям работы, сети с меньшей аудиторией – Tele2 или «Ростелеком» - смогут попробовать обойти гигантов на повороте. Впрочем, тот же Клягин советует быть осторожней в прогнозах: «Позиции «Ростелекома» и позиции Tele2 на рынке мобильной связи существенно слабее, чем у тройки лидеров. Но определённые изменения могут произойти». Вывод о том, что «Ростелеком» или Tele2 могли лоббировать закон об отмене «мобильного рабства», аналитик оставил на совести журналистов.
Между тем, в жизни «Ростелекома» и Tele2, очевидно, наступает благоприятный период, обусловленный в том числе невероятным стечением обстоятельств. К примеру, иначе как совпадением нельзя объяснить тот факт, что в самое ближайшее время «Ростелеком» и Tele2 собираются объединить мобильные активы. При этом «Ростелеком» планирует быть миноритарным акционером (то есть у него на руках будет меньше 50% акций объединённого оператора), а основную партию будут разыгрывать банк ВТБ (которому сейчас принадлежит 50% Т2) и консорциум частных инвесторов, среди которых близкий друг Владимира Путина по кооперативу «Озеро» Юрий Ковальчук (которым принадлежат остальные 50%). Объединившись, «Ростелеком» и Tele2 образуют собой четвёртого федерального оператора мобильной связи. По чистой случайности «Ростелеком» сумел перевести под своё крыло огромное количество региональных компаний мобильной связи и теперь обладает практически неограниченными ресурсами – мобильными сетями и интернет-провайдерами. И уж очень похоже на чудо то, что Tele2 успел за время своего присутствия в России скупить не меньшее, чем его партнёр по объединению, количество региональных сотовых компаний.
Можно ещё долго говорить о подарках, которые судьба бросает под ноги государственной компании и компании, один из руководителей которой – личный друг президента. Очевидно одно: если объединение состоится, то новый федеральный оператор, как бы он ни назывался, по своим масштабам может легко составить конкуренцию «большой тройке», которая к тому же будет переманивать друг у друга клиентов. Никто, впрочем, не удивится, если в какой-то момент клиенты вдруг начнут массово переходить к новому оператору (тем более текущие тарифы «Ростелекома» и Tele2 делают эту фантазию вполне реальной). И представить, что «большая тройка» сможет помешать оператору с таким бэкграундом, не может даже Виталий Милонов, который допускает лидерство одного только «Ростелекома»: «Что значит его не пустят? «Ростелеком» - это государственная структура. «Большую тройку» даже спрашивать никто не будет». 

Фото и видео - http://vk.com/public61533830


Рецензии