Белое золото прибрежной Гвинеи
Когда-то соль в Африке ценилась больше настоящего золота. Ею расплачивались даже с римскими легионами. Но чтобы добыть ее здесь, в районе Дубрека, где живут эти племена численностью около двадцати тысяч человек, нужно «перепахать» тонну черной земли ради нескольких килограммов драгоценной соли. Труд адский! Но именно эта соль спасла и спасает местные племена от вымирания. Соль для них это «кормилец» и особый образ уклада жизни.
Над населением Сонфе, расположенным в нескольких километрах от гвинейской столицы Конакри, стоит облако дыма. Сейчас лето, нужно как можно больше выпарить соли, чтобы зимой быть обеспеченным пищей. На соль в Гвинее можно купить и семена для рисовых плантаций, и продукты питания, и одежду…
Сиракбе. вторая жена одного из"производителей» соли круглые сутки следит за процессов, не давая огню потухнуть. Нужно не пропустить момент кристализации соли - эти маленькие пузырьки молочного цвета на поверхности кипящей вода - и вовремя вынуть драгоценные кристаллики, не забывая и о дровах для поддержания огня.
У этой женщины красные глаза, высохшее тело, обезвоженное от пышущих жаром печек. Она продолжает свой изнурительный труд, не об¬ращая никакого внимания на удушающий дым. Так эти люди работают веками.
Однако без дров огня не получишь. А горят "соляные" печи круглосуточно на протяжении чуть ли не всего года. Работа по выпариванию соли начинается с рубки мангрового леса. Деревья отцы семейств выбирают побольше, предпочтительнее так называемые в этих местах "кимзы* - они лучше горят. Сначала деревья подрубают и
ждут, когда они "подсохнут" на корню. Лишь тогда и рубят, так как для дров теперь это делать проще. Леса же требуется очень много: для получе¬ния одной тонны соли необходимо "свалить" три тонны деревьев!
Растет же этот лес в довольно неприветливом месте - царстве кома¬ров и мух це-це. Все-таки местность сильно заболочена. Гвинейские прибрежные мангровые леса, которым, как говорят специалисты» около шести тысяч лет тянутся полосой в четыреста километров от Гвинеи-Бисау до Сьерра-Леоне, между которыми и находится Гвинейская республика. Еще 80 тысяч гектаров заняты красными и белыми магнолиями. Эти массивы пересекаются множеством рек и речушек. В этих местах местное население и занимается в основном выращиванием риса, добычей танина, дубильного вещества, меда, рыбы, устриц и, конечно, минералов - соли и извести. Этим и объясняются традиционные занятия прибрежных племен. Но жить этому региону все-таки дает лес, который стал постепенно исчезать из-за «солеварения».
Вот специалисты и забеспокоились. Они говорят, что если такими темпами метровый лес будет вырубаться племенами, то лет через двадцать пять от него ничего не останется. Есть, правда, одно решение проблемы: отказаться от выпаривания соли с помощью огня и перейти на выпаривание ее под воздействием палящих лучей солнца. Конечно, на такие методы работы не все племена соглашаются, ведь с помощью огня соль можно извлечь из прибрежной земли, смешанной с водой, значительно быстрее и больше!
Тем не менее» три года назад в Гвинее была создана ассоциация промысловых работников "Универ-Сель". Сила этой организации - в поддержке проекта "Магры", программы защиты и использования территорий, финансируемой ЕЭС. Суть ее состоит в том, чтобы соль получать
в Гвинее без использования леса, а только на базе болот, при этом, как утверждают разработчики этой программы новый метод получения соли из болот не нарушает естественного равновесия гидроэкологической системы страны. По этому методу следует выпаривать соляной раствор, который следует брать из болот на солнце естественным образом в специальных бассейнах, сделанных из пластика.
В поселении Сонфе некоторые семейства проявили заинтересован¬ность в новинке, однако наотрез отказались и отказываться от своего традиционного обычая получать соль с помощью огня. Женщины такую свою "нерешительность" сваливают на мужей. «Ну что я могу поделать, если мой муж против вашего метода, - говорит одна из женщин. - Он все решает в семье, а я его должна слушаться. Разве что, мой труд бы облегчился».
А работы у этих женщин хоть отбавляй. Нужно и детей нянчить и еду готовить, и самим дрова носить. Пообедав, женщины обычно еще отправляются за соляной землей, которую они носят в тазах на голове. Идут медленно с тяжелой поклажей, грациозно покачиваясь при ходьбе.
После приливов и отливов прибрежная полоса земли насыщается солью. Когда она немного подсохнет, женщины и сгребают верхний слой такой земли в кучки, которые потом и перекладывают в тазы, а из них уже и в «солеварню», добавив при этом и колодезной воды.
Есть еще одна тонкость, перед "солеварней" соленую землю фильтруют в специальных деревянных сооружениях, чтобы задержать в них землю, а саму соль просто вымыть из нее.
«Хотя в колодезной воде и нет соли, как в морской, тем не менее ее количество на определенную массу «соляной земли» должно быть соответствующее, - говорит Нуга, один из техников "Универ-Сель", с специальным прибором в руках, определяющим концентрацию соляного раствора. Колодезная вода, проходя через "соляную землю"» насыщается хлором и натрием, так этих элементов, из которых и состоит соль, в нашей земле предостаточно. Если их будет мало, то упадет производи¬тельность труда. Если раствор окажется перенасыщенным солью перед ее выпариванием, то снижаемся качество соли. Главное в моей работе - найти оптимальные пропорции».
В поселении Сонфе пропагандистам нового метода удалось внедрить в производство соли несколько пластиковых бассейнов, в которых соль сама выпаривается под солнцем, а затем высушивается на ветру. Однако большинство семей так и не восприняли новинку, как к примеру, в деревушке Добире, для которых добывание соли является не первостепенным занятием.
Чтобы добраться на остров, стоящий среди илистого болота, нужно до узкому фарватеру на пироге, отталкиваясь от его дна палкой, долго и трудно добираться, боясь сесть на мель. Эта дорога очень опасная, Болото как раз и образовалось на месте когда-то вырубленого племенами леса, использованного на дрова для выпаривания соли. Наконец деревушка Добире показалась с ее маленькими хижинами с крышами из пальмовых веток и листьев."Чтобы добраться сюда, нужно по-бороться с болотом, не победишь его - оно тебя съест"* - говорит наш проводник Сиба, также из ассоциации «Универ-Сель. Он считает, что его организация в основном имеет успех здесь потому, что ее жители просто устали когда-то от прежнего способа добычи соли.
В Добире предпочитают заниматься рыбалкой и выращивать рис. Со¬ляной промысел жители забросили из-за его трудоемкости. «Солеварение забирало всю нашу энергию, - сказала женщина по имени Сада Туре, одна из предводительниц "соляной революции. - Ведь на нас лежало еще много других обязанностей по хозяйству. Правда, как призналась на¬ша собеседница, расставание с соляным промыслом принесло другу проблему, отсутствие денег. Стало невозможным купить семена риса, который племя выращивало в сезон дождей. Тогда жители этой деревни и познали голод. Это была три года назад. Вот почему, когда «Универ-Сель» предложила более легкий способ, хотя и более длительный выпаривания соли в пластиковых бассейнах, жители деревни им очень заинтересовались, так как он менее трудоемок, черва вырариванив соли при помощи печей* В этой деревне и мужчины помогают женщинам но¬сить "селену© землю** при ®Т0М| правда* постоянно занимаясь еще ры-
балкой и рисовыми плантациями. Видимо, здесь женщины сумели "поста¬вить на место*1 своих мужчин» Хотя, кто зназт» надолго ли? Ведь по¬ка, внедряя свой метод, ассоциация "Универ-Сель" финансово-гуманитарно помогает».
Одна из руководителей "Универ-Сель", француженка Неневьев Делбо, глядя на работающих жителей, замечает: "Для удачи этого предприятия достаточно, чтобы у них появилось желание и усердие в работе по-новому. Пока жители этой деревни относятся к новинке со скурпулезной внимательностью, а в работе им не откажешь. Опираясь на по¬мощь французского научного центра С N R S промысловики соли в Добире изобрели свою "гвинейскую технологию", которая сконцентрировала в себе инновации и инициативу. Она включает в себя уже много разных нюансов, осталось выработать общую ЛИНИЮ И оптимизировать эту технологию, чтобы удешевить процесс добычи соли, чтобы 20 килограммов соли обходились по новой технологии не в 3 евро, а в 2 евро.
Правда, жители деревни Добире, согласившись на этот эксперимент по внедрению новой технологии по добыче соли, поставили условие иностранцам: запрещается отныне располагаться и поселяться в округе. Это их земли! Ассоциация "Универ-Сель" приняла такое условие, а женщины этого селения отправились к своим соседям и дальше, чтобы посоветоваться с ними насчет принятого ими нововведения. К этому времени и часть деревни Марары приняла участие в этом эксперименте французских ученых, пытающихся спасти уникальный лес прибрежной Гвинеи.
Примут ли его остальные племена? Ведь если раньше женщины "дымились" у печей, то и сейчас им от пластиковых бассейнов не отойти: чтобы заработать на соли, то есть ее больше произвести, им приходится "гонять" и размешивать соляной раствор в бассейнах под палящими лучами солнца. Получается, что сила огня заменена теперь постоянным человеческим вниманием к соляному раствору. Правда, теперь лес остается в сохранности и илистых болотистых мест, образующихся после рубки деревьев, станет меньше.
Галина ОСТЯКОВА,
Слава ОРЛОВ
Свидетельство о публикации №213112000734