Соседи

Друзья в большом городе, как правило, не живут рядом и не «мозолят» глаза ежедневно. И в этом ложь, что они нам всю жизнь нравятся. Соседи- вроде бы чужие, посторонние, как прохожие на улице, но только они постоянно рядом, потоэму привносят интересное неодиночество в нашу жизнь. Отношения с ними- зеркало нашего пребывания в большом мире людей.

Мне Бог посылал хороших соседей, особенно, когда я нуждалась в помощи (на то Он и Бог!).
Один недавний случай просто потряс меня до глубины души. Знакомство наше я называю чудом. Мы переехали в новую квартиру. В тот период у меня был очень напряженный ритм жизни и большая ответственность. Иногда от хронической усталости и дефицита сна я переставала соображать и адекватно воспринимать события. Казалось, что все на меня «валится» страшным комом бытовой суеты, и я «сейчас рухну» под гнетом жалости к себе. И вот как-то вечером после работы возвращалась домой. Позвонил мой двенадцатилетний сын,- у нас в квартире отключился свет и он не может делать уроки. Договорилась с ним, что до моего приезда он пойдет гулять. Тем временем, я побежала забирать младшего из художественной студии. И опять позвонил старший: погулял, посидел на лестнице, читая «Трех мушкетеров», а потом соседка ( с которой я еще не была знакома) позвала к себе делать уроки, потому что у нее свет есть, можно? Можно! Нужно! Когда я с младшим сыном и с продуктами в рюкзаке вскарабкалась на наш восьмой этаж ( два месяца лифт меняли), то оказалось, что проблема со светом легко не решается, и впереди перспектива остаться на ночь с детьми в темной квартире с отключенным холодильником, полным запасов замороженных и деликатных продуктов. Паника. Пошла к соседке, познакомилась. А дальше все происходило просто сказочно. Оля пригласила нас в гости и, пока дети общались с ее дочерьми, такого же возраста, кстати, быстро собралась и побежала в диспетчерскую, обслуживающую дом, работники которой не отвечали на телефонные звонки, за электриком, потом  взлетела на наш восьмой этаж без лифта. Когда я сообщила, что света все-таки нет, и электрика нельзя отпускать, она ринулась за ним вниз и привела ко мне. Пока мы решали сложный вопрос с электричеством, Оля покормила ужином всех детей. Она и ее муж Дима( тоже очень хороший человек) обогрели душевным теплом всю компанию. Надо ли говорить, как я воспряла духом! Как будто крепкая рука твердо взяла падающую меня под локоть и повелела встать на ноги. Сразу куда-то пропала боль из натруженных за день суставов, запорхала вокруг надежда, без электричества зажегся мощным прожектором свет любви, рождая в моей душе ответное чувство бесконечной благодарности Богу за посылаемых мне в помощь людей. И захотелось быть достойной чужого благородства, и тоже радовать других людей своим присутствием.

Соседи показывают нам соответствие нашего желаемого( или воображаемого) морального образа с действительным. Однажды ближайшая соседка зашла ко мне в крайнем негодовании- мы мешаем ей громким сожительством. Она в острых выражениях изложила требования тишины после 10 часов вечера( мне удавалось укладывать спать своих мальчишек только к 11). Воспитываю деток одна, испытываю трудности с повышением голоса, дети любят громко веселиться именно вечером( днем дела отвлекают). Даму я поняла сразу и без всяких обид. Позже пришла извиняться за недостойное поведение и сообщить, что я постараюсь следить за шумовым фоном своей квартиры,- к ней домой, где увидела книжные полки во всю стену от пола до потолка! Я тут же полюбила ее.
 
Вспоминаю других моих соседей (много разных мест и домов довелось обживать). Все были хорошими и интересными. Одна пожилая женщина писала книгу, почти «Архипелаг ГУЛАГ», наполненную событиями из ее жизни. Свидетельница времен советского террора, она вечерами читала мне повествование об ужасах заключения и ссылки. Тогда поразила меня чистота и ясность ее мысли. Не обида и боль, а любовь и мужество заставили ее взять в руку перо, чем и проникнуто было ее произведение. Для будущих поколений во избежание роковых ошибок в истории человечества.

Еще одна моя соседка-с Арбата. Московский центр пронизан необыкновенной аурой почти религиозного чувства. По- моему, место жительства оставляет на людях некий штампик "о прописке". Нина- красивая интеллигентная женщина, с которой просто приятно встретиться и мимоходом обменяться парой фраз. Она завела себе маленькую собачку таксу и возится с ней, как с ребенком, а «ребенок» иногда тоскует, когда она уходит, и тогда из-за стены я слышу плач любви. Сын у Нины уже взрослый и живет не рядом. Использую ее опыт, когда мои дети вырастут и будут улетать из домашнего гнезда.

Сосед с пятого этажа, когда трезвый, контролирует парковку автомобилей у нашего дома. На плече у него восседает безмолвный грязно- белый какаду с хвостом из двух перьев. Своим поведением, походкой и сменой настроений этот колоритный человек напоминает мне соседа с девятого этажа из дома в арбатском переулке, который регулярно ошибался дверью и настойчиво стучал в мою квартиру на шестом, а однажды ходил по лестницам с большим томом стихов Пушкина и вдохновленно пытался их декламировать такому же невнятному другу. Милые, особенные люди, требующие внимательного и осторожного к себе отношения.
Все соседи такие разные, но откровенные, почти домашние. Они, как и семья, приучают, в первую очередь, к терпению и терпимости.

Как часто в своих повседневных заботах нам некогда заметить, что мы не одни среди других людей большого города. А соседи будто специально существуют для того, чтобы будить воображение, звучать живой нотой окружающего интересного мира. И радостно от того, что мы вместе, что много у нас общего, и нужда друг в друге постоянная, может быть не осознанная, но самая важная, так как нет на свете ничего, страшнее одиночества.


Рецензии