Попса и вечность

Популярную музыку восприняли все, она вошла в каждый дом, да и сам мир сейчас немыслим без нее. Она стала неотрывной частью жизни почти каждого живущего на Земле. От чего? От того, что понятна, проста, быстро запоминается, и не претендует на шедевральность, на то, чтобы остаться в веках: даже самые лучшие хиты, шлягеры остаются в людской памяти только лет на 20, максимум 30. Ее удобно слушать "под настроение", ее слова легковесны, прозрачны и не замысловаты, зачастую даже до самого последнего идиотизма. А сама ее музыкальная составляющая - примитивна: 4 четверти - так называемый "квадрат", мотив с минимальным и замкнутым мелодизмом, становясь "мотивчиком", основан на простейших ходах из урока сольфеджио в 4 классе музыкальной школы. Одним словом, такая музыка проста, и от этого, наверное, популярна.
Иное. Академическая музыка, или большая ее составляющая - музыка "классическая". В чем же главное ее отличие от музыки популярной? Главное - не в том, что она, конечно же, шедевральна, сложнее во всех планах, изобразительнее, монументальна, и т. д., а главное - в ее свободе. (Свободе!) Свободе мысли, воображения, переживаний слушателя. Если в популярной песне вдруг поется о любви, то вряд ли кто-нибудь, слушая такую песню, подумает
о смерти или, тем более, начнет противопоставлять и слагать любовь и смерть, любовь и жизнь. То есть мелодия и слова, зачастую с недалекого идущим смыслом, плотно увязаны и нацелены на соответствующее восприятие слушателя. В академических же произведениях слушатель свободен и неподсуден в своих личных переживаниях и стремлениях. Одна и та же академическая музыка может быть интерпретирована совершенно противоположно, а главное - в полной палитре разнообразия чувств.
И еще - академическая музыка, музыка классическая никогда не претендует на массового слушателя, в этом несомненно заключены ее благородство и вечность...


Рецензии