Землетрясение, Одесса, часть 5

 
Часть 5. Обрушение в доме № 13, пер. Книжный, Одесса, 2006 год.
 

Виктор, после тревожных событий, взбудораженных дней и бессонных ночей,  прилег на диване развернул местную прессу, которую принесли ему соседи и начал внимательно читать статьи:

«Сообщается, что в этом доме 13 Книжного переулка, обрушилось межэтажное перекрытие второго этажа, едва не похоронив под собою жителей двух квартир. Сотрудники аварийных служб, прибывшие на место происшествия, кое-как закрепили подкосившиеся стены.

Жильцам при этом предложили переселиться в общежитие в Лузановке.
- 3-й этаж у нас завис над пропастью, живем как на вулкане. Не знаем, помогут ли нам городские власти, Если надо, дойдем до президента,- сообщил один из жителей дома, участник ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, инвалид 1-й группы В.П...

Также сообщается, что одесситы неоднократно становились свидетелями подобных ситуаций. Например, жильцы полуразрушенного дома по улице Ковалевского еще не отселены в новостройку. А ведь обрушение крыши там произошло еще прошлой весной. Как и в случае со зданием на Книжном переулке, коммунальщики появились на месте происшествия только после аварии».

……………………………..
Ничего нового, - подумал Виктор и отложил эту газету. Взяв в руки «Вечернюю Одессу», развернул страницы и внимательно прильнул к новой статье, которая практически раскрывала истину происходившего:

«Как мы уже сообщали, в доме № 13 в Книжном переулке обрушилось межэтажное перекрытие.
... Супругам Т… остается только благодарить судьбу за то, что утром 4 июня никого из их семьи не было дома. Отлучились буквально на пару часов на «Привоз», а когда вернулись домой, увидели, что стены в детской комнате нет, а на месте соседской кухни, которая располагалась за обрушившейся стеной, зияет провал. К счастью, в то злополучное воскресное утро не было дома и З.В.П…, соседки Т…, а ее сын успел выскочить, как только дом начал трещать.

Жильцы дома № 13 по Книжному переулку рассказывают, что дом давно вел себя «подозрительно»: трещали обои, осыпалась штукатурка. В ДЕЗе их успокаивали: дом хоть и старый, но еще крепкий, а трещит, потому что рядом — трамвайная линия...
Обитатели дома уверены, что на прочность дома, пять лет назад отметившего столетний юбилей, повлияли арендаторы подвала, которые, расширяя помещение, самовольно вырубили несущую стенку. Лишившись опоры на фундамент, она, по сути, зависла в воздухе. Руководство ДЕЗа  никак не отреагировало на самодеятельность арендаторов, и когда прошлой осенью в подвале прорвало водопроводную трубу и несколько недель вода хлестала, утекая под фундамент, жилищники ничего не сделали для устранения аварии.

— Нам отвечали, что ключей от подвала нет, а арендаторов разыскать невозможно, — рассказывают жильцы. — Затем руководство ДЕЗа жаловалось на отсутствие средств для ремонта. Мы три месяца сидели без воды, потом собрали деньги и сами починили трубу. Конечно же, такое длительное подмокание фундамента не могло остаться без последствий, и когда мы сообщили в ДЕЗ, что дом садится, два месяца назад в арке и на торцевой стене были установлены «маяки»...

ОСТОРОЖНО поднимаюсь по лестнице на второй этаж в квартиру Елены Т…. Зрелище удручающее: комната висит над проломом, внизу, под грудой мусора, находится мебель, рухнувшая вместе со стеной. Там же и скарб Зои П… — холодильник, АГВ, плита, кухонная утварь, посуда... Возле уцелевшей стены стоят две детские кроватки. В щель между стыками виднеется диван из соседней комнаты. Над всем этим нависает квартира третьего этажа, которая держится неизвестно на чем. Ее хозяйка, Татьяна Б…, недавно сделала ремонт, но сейчас здесь находиться опасно: с каждым часом количество трещин на стенах и потолке увеличивается. Опасаются находиться дома и другие жильцы, чье жилье примыкает к обвалившимся квартирам.

— Если рухнет квартира на третьем этаже, стены наших квартир тоже «потянет», — говорит ее один житель этого дома.
Обитатели смежных квартир в доме с несчастливым числом даже получили письменные предупреждение из ДЕЗа, что им нельзя находиться в смежных квартирах «до выяснения обстоятельств». То есть до заключения экспертизы о состоянии дома. Но о сроках проведения экспертизы и выдаче заключения — ни слова.

— Со времени обвала прошла почти неделя, — жалуются жильцы, — а нам так никто и не говорит: можно здесь жить или нет. Электричества у нас нет, отсутствуют вода и газ...
Чтобы уменьшить нагрузку на пол, жильцы выносят мебель на лестничную площадку. Аркадий  Ерусалимский из квартиры № 5 здесь же и спит. Обитателей других разрушенных квартир приютили соседи. В общежитие или гостиницу никто идти не хочет, по крайней мере, до тех пор, пока не получат гарантию, что будут обеспечены равноценным жильем. Людей очень обидело и возмутило заявление председателя райадминистрации,  который за отказ переселиться в общежитие в Лузановке обвинил их в «квартирном рэкете».

— Нам было сказано, что мы пользуемся ситуацией, чтобы решить свой квартирный вопрос, — говорит один из жильцов. — Какой квартирный вопрос?! Я всего 4 года назад приобрел в этом доме, который, кстати, не значился аварийным, квартиру. Отремонтировал ее, обустроил. Работа у меня и у жены рядом, детям в школу ходить недалеко. Теперь мы должны все бросить и переезжать в другой конец города? Но ведь дом обвалился не по нашей вине, а в результате бездеятельности жилищников.

В пятницу обитатели аварийных квартир вышли с пикетом на Думскую площадь, пытаясь привлечь внимание городских властей к своей беде. Отправлены сообщения по Интернету в различные издания, в том числе и в зарубежные.
Тревожатся за свою судьбу и жильцы других квартир, ведь дом продолжает садиться. Контрольные «маяки», установленные в апреле, уже лопнули, трещины расширяются буквально на глазах..."
Корреспондент Валентина ОНЬ.
……………………….

Ну, наконец то,  увидел ПРАВДУ в прессе, - подумал Виктор, - конечно, не все описано на сто процентов, но на 95% - точно!

Наверно, завтра,  представители администрации начнут обращаться к пострадавшим (нормальная практика в западных, цивилизованных стран) и как это положено по законодательству, положениями и инструкциями,  и главное – Конституцией страны - обеспечить безопасность своих граждан от таких катаклизмов,  и естественно не потерять имидж  Мэрии города, руководства области  и в целом государства Украинского,  перед лицом мировой интеллигенции – в решении таких, элементарных и неординарных житейских вопросах.

Виктор вспомнил конец марта 99-го, когда он приехал с семьей в Одессу –                4 человека плюс 50 долларов в кармане и несколько чемоданов. И когда он,  с ними вышел на привокзальную площадь, опустив эти  тяжеленые чемоданы с вещами и подарками на тротуар, ему припомнился махровый, одесский анекдот, о котором  он сразу рассказал жене и детям:

«Одессит, после долгого отсутствия, возвратился в Одессу, и после прибытия поезда, любезно попрощавшись с пассажирами и проводниками, выйдя по перрону и через Вокзал на привокзальную площадь, опустил тяжёлые чемоданы на асфальт и всплеснув руками громко вымолвил:
- Одесса, я тебя не узнаю!, но когда он опустил руки и нагнулсяь для того, что бы взять свои чемоданы к удивлению обнаружил, что их нет на месте, с еще большим   воодушевлением  воскликнул:
- А теперь Одесса, я тебя узнал!»
После услышанной истории, а её можно было воспринимать как шутку или, как былую действительность, присутствующие дружно рассмеялись, а Виктор, резко опустив руки, присев потрогал свои чемоданы и с облегчением вздохнул и сказа: - Вот видите, а наши то чемоданы – на месте!

Вспомнил, как вначале жили с родственниками – на их шее, и слава Богу тогда успел, в течении месяца, сделать гражданство и устроится на работу. Как его жена Танечка мыкалась по парикмахерским в поисках работы. И как в Одессе говорят: – «ПРОТЭЖЕ  лучше, чем работа по объявлению!»  - нашла на ПосКоте* недалеко от места проживания нормальную хозяйку с Салоном (но ка потом оказалось - не хозяйка, ни салон делает мастера и прибавляет денег в семье – а его умение, практика и время, но главное отношение к клиентам, которые в последствии становятся  хорошими друзьями).

Вспомнил – как начались семейные скандалы, смена 4-х квартир, на Больщевике**, Слободке*** и Молдаванке****.  И как последняя хозяйка, сдававшая в аренду свою квартиру, на улице Лазарева – подняла цену за квартиру – что явилось отправной точкой для покупки жилья для семьи в Книжном*****.   И тогда Виктор нашел запыленный калькулятор, и протерев его от пыли, начал считать суммы и проценты, и понял, что проще взять в банке кредит и купить семье квартиру, = да придется платить проценты – но то уже будет своя. После  таких расчетов,  собрав всего около 2-х тысяч долларов,  начали искали по газетным объявлениям квартиру за 6-7 тысяч, а купили квартиру за 12-ть (благодаря помощи родственников и открытому кредиту в банке), которую так и планировали – в северную сторону, третий этаж, что бы дом был из ракушника, центр города, и желательно  рядом с Привозом*******. (Почему северная сторона – т.к. летом в Одессе очень жарко, ракушняк – потому, что летом держит прохладу, зимой – тепло, 3-й этаж –лучше, чем первый и второй, рядом с Привозом – всегда можно покупая свежие продукты – можно их попробовать, и даже наестся при этом, да и поторговаться, Центр – всегда и везде остается центром, хотя согласно градостроительства – вокзал и расположенные рядом торговые ряды Старого Привоза в давние времена были окраиной города).

Вспомнил, как в подвале под домом – открылся «клоповник» - подпольный склад по сбору мускулатуры и металлолома. И только благодаря жалобам соседей - его закрыли, но поздно – те уже успели разобрать несущею стену в подвале – что и явилось главным фактором обрушения внутренней несущей стены в здании.

Вспомнил, как жена, по приходу с работы жаловалась: – Витенька, ты уходишь  на работу, а до обеда по чердаку – кто то лазит!, - ну на пятый раз надоело это выслушивать – и он, через соседнюю парадную во дворе, полез на чердак. И тогда он, проникнув туда с фонариком в руке – был шокирован увиденным: -  в середине чердака, который ранее был практически чистым, не считая пыли и нависающей паутины с балок придерживающих крышу, прямо на центральной,  несущей стене здания,  в шахматном порядке, откуда то появилось 4 кучи  (по 20-30 мешка) строительного мусора! Откуда?

В начале 2003 года купили и заселились, ну лазил ранее на крышу для установки и регулировки телевизионной антенны, но такого не было, - подумал Виктор.  Посмотрел через технологическое, круглое отверстие,  на чердак в пристроенном соседнем доме – там почти идеально – мусора нет, чердак подметен  - что происходит!, - подумал он.

Через несколько дней, после жалоб жены снова залез на чердак – О, ужас!, – на чердаке лежало ещё несколько куч с мусором (спасибо, что не с пищевыми отходами),  прямо над балками соседней квартиры №5 – и что удивительно – технологическое окно на чердак соседнего дома уже  было заложен и цементной кладкой из  кирпича старых дымовых труб!
И тут Виктор подумал, – да соседи сделали ремонт, рабочим по «барабану» - зачем выносить мусор на улицу с третьего этажа, проще вынести на соседний чердак, и им проще и хозяевам хорошо, а остальное, как говорят в Одессе - «Море по колено!, или - следите за рукой!».
Теперь понятно становится, что данный беспорядок в отношениях между соседями, ремонтниками квартир их хозяевами – и соблюдением элементарных правил эксплуатации жилья, безнравственное отношения к окружающим и бесконтрольность со стороны   муниципальных органов – явилось еще одним фактором обрушения.

Виктор с напряжением вспомнил – как в пути, следуя с дачного участка, на котором только деревья и деревенский туалет, он чуть не улетел с сыном и автомобилем в кювет, после того как  позвонил мобильник и жена дрожащим голосом сказала:
- Срочно приезжай – дом обвалился!  (Поэтому и правильно запрещают – во время движения не разговаривать по мобильному телефону!).

По приезду с дачи - Виктор удивленно увидел, что на прилегающей территории, а именно на тротуаре, между Городской библиотекой******,  и своим домом №13 Книжного переулка:
- стоят пожарные машины, вокруг которых суетятся пожарники, одетые в защитную униформу, согласно пожарно-боевого расчета;
- ходят взад и вперед какие-то чиновники административных  комиссий, в количестве около 20 человек, которые что-то обсуждая, с неподдельным страхом иногда взирали, на пока еще стоящие стены наружного флигеля здания (но почему-то не было не прессы, не телевизионщиков  –  которые ищут громкие события и борются за конкуренцию между прессой и телеканалами);
- как Виктор в мультфильме – наблюдал за эмоциональными жестами и выкриками обеспокоенных соседей…
… и зайдя в свою квартиру - прекрасное лицо своей жены и испуганных детей, услышал  жалобный лай любимой чихуахуашки  Динки – которые, уже имея соответствующий опыт - с неподдельным изумлением и страхом смотрели Виктору прямо в глаза  с вопросом: - А что же будет дальше, что НАМ делать?
 
Он вспомнил,  как не спали с соседями несколько ночей – совместно придумывая текст, печатая и размножая листовки и плакаты о происшедшем событии в Книжном, как проводили вместе с ними дворовое собрание, на котором появились с угрюмым видом, прилично одетые официальные лица (наверно из Жека или местной администрации), которые выясняя суть происходящего - чуть не начали  кулачные разборки с мужским населением двора. И только благодаря женским выкрикам с Привозным жаргоном –  присутствующие остановились от неизбежных отрицательных последствий кулачных боёв (значить и матерный сленг с одесским акцентом – не зря придуман одесситками!), - подумал Виктор.
……………………………………

Живое замечание автора   22:13, 18.11.2013                //Скорее всего в тот момент, присутствующее (а также, кто уже прочитал эти строки) – забыли о простой народной истине: – Что написано пером, не вырубишь и топором!, и  особенно в Интернете, 
А это таки уже случилось Господа! -
……………………………………

Виктору вспомнилось, как соседи:
- подписывая протокол домового собрания и письма с обращениями к Главам района, города и страны – воодушевленно почувствовали себя настоящими одесскими революционерами (спасающими свои семьи), наконец то  решившими навести элементарный порядок в границах жилищного беспредела, и безразличия чиновнического аппарата к жителям города и …

…как обзванивали корреспондентов и представителей местного телевидения,  которые в ходе событий брали интервью у жильцов дома и пикетчиков по защите своих гражданских прав предусмотренных Конституцией,  во время пикетирования у мэрии Одессы, на территории Думской площади,  во время проведения сессии городского совета.
…………………………
Устав от своих воспоминаний Виктор открыл комп и, через поисковые системы социальных сетей, приступил к изучению информацию о недавно  происшедших событиях в Книжном.
А в интернете Виктор  нашел следующее:
http://www.reporter.com.ua/news/25544/
Жильцы дома в Книжном переулке пикетируют Одесскую мэрию 09.06.2006 в 11:02

Общество
Жильцы дома, расположенного в Книжном переулке, 13, пикетируют Одесскую мэрию (сайт «Оd.ura-inform.com» - 09.06.06).

Сообщается, что в этом доме обрушилось межэтажное перекрытие второго этажа, едва не похоронив под собою жителей двух квартир.
Сотрудники аварийных служб, прибывшие на место происшествия, кое-как закрепили подкосившиеся стены. Жильцам при этом предложили переселиться в общежитие в Лузановке.

«3-й этаж у нас завис над пропастью, живем как на вулкане. Не знаем, помогут ли нам городские власти, Если надо, дойдем до президента»,
- сообщил один из жителей дома, участник ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, инвалид 1-й группы Василий П...к.
Также сообщается, что одесситы неоднократно становились свидетелями подобных ситуаций. Например, жильцы полуразрушенного дома по улице Ковалевского еще не отселены в новостройку. А ведь обрушение крыши там произошло еще прошлой весной. Как и в случае со зданием на Книжном переулке, коммунальщики появились на месте происшествия только после аварии».
   …………………………..


Примечание автора и информация из Викопедии:

Молдаванка****  -   историческая часть города Одессы на территории нынешних:  Малиновского и Приморского района.
В конце 1700-х годов Молдаванка представляла собой отдельное поселение, состоящее из двух десятков домов, но в 1820 году эта местность вошла в состав города. Это было рабочее предместье Одессы, где разместились промышленные предприятия и где проживали их работники.
Сегодня Молдаванка по-прежнему является преимущественно промышленным районом, однако в последние годы на месте ряда промышленных предприятий вырастают жилые дома и офисные центры. В центре Молдаванки находится Староконный рынок — один из наиболее живописных уголков Старой Одессы (недалеко от автовокзала). 
Широкую известность Молдаванка получила благодаря «Одесским рассказам» И. Бабеля.                На постсоветском пространстве Молдаванку в основном знают по куплету из песни Марка Бернеса «Шаланды, полные кефали»:
Я вам не скажу за всю Одессу
Вся Одесса очень велика,
Но и Молдаванка и Пересыпь
Обожают Костю-моряка….
 Границы Молдаванки по традициям и понятиям Восточных народов:
- восток — ул. Старопортофранковская;
- север — ул. Градоначальницкая;
- запад — ул. Балковская;
- юг — ул. Заньковецкой и генерала Цветаева.


Городская библиотека****** - Центральная городская библиотека имени  И Франко – одна из наистарейших библиотек города Одессы.

19 февраля 1891года состоялось её открытие.
Первая городская народная читальня построена на средства бывшего Головы Городской Думы Григория Григорьевича Маразли.
С 1891 года по 1926 год библиотека носит его имя. Здание библиотеки построено по проекту Юрия Михайловича Дмитренко, архитектора, который по праву занимает одно из первых мест среди зодчих. Библиотека является памятником архитектуры 19 столетия местного значения. Фасады здания выдержаны в русском стиле, не оштукатурены и все украшения в них вытесаны из местного камня и кирпича. Внутреннее распределение очень удобно, пол паркетный.

Библиотека была предназначена для обслуживания беднейших слоёв населения, которым другие библиотеки были недоступны. Первым заведующим был Иван Лукьянович Руденко, учитель по специальности. В день открытия библиотеки штат её составлял 5 работников, а фонд – состоял из 503 названий в 75 томах и брошюрах. В первый год в библиотеку записалось 7895 человек, число посещений составило 59440. Доступ в читальню был открыт для всех возрастов от 7 до 70 лет.
В 1926 году библиотеке присвоено имя выдающегося украинского писателя Ивана Яковлевича Франко. Во время оккупации города в 1941-1944 годах часть фонда библиотеки была уничтожена, часть разграблена, здание библиотеки было повреждено. В 1946 году началось его восстановление. И с июня 1947 года библиотека начала работать.
С 1977 года Центральная городская библиотека (ЦГБ) имени Ивана Франко является административным и методическим центром для 20 массовых библиотек города, объединённых в библиотечную систему для взрослых. Сегодня она  обслуживает все слои населения. Ежегодно число читателей составляет более 5000 человек. Универсальный по содержанию фонд библиотеки насчитывает 115 тысяч томов.
С 1998 года открыта литературно-музыкальная гостиная. С 1 октября 2004 года в библиотеке открыт компьютерный зал на 2 компьютера. В библиотеке работает копировальный аппарат. Библиотека предоставляет платные услуги: ксерокопирование, «ночной абонемент», справочно-информационное обслуживание.

…………………………………….

 Книжный*****  - (примечание  автора)  -  переулок Книжный (Кныжковый (укр.))   - расположенный в 150 метрах от Привоза,   от улицы Малая Арнаутская до Преображенской,  рядом с общеобразовательной школой, под прямым углом вокруг одноэтажного здания Городской библиотеки, жилые  2-3 этажные здания  с традиционными одесскими дворами. Всего по нумерации 23 двора, в которых построено от 25 до 30 квартир.

Привозом******* - Приво;з — крупный и  и старейший из ныне действующих продовольственный рынок, находящийся в пределах исторического центра Одессы, является одной  из достопримечательностей  города. Расположен вдоль улицы Пантелеймоновской (Чижикова (советск.)), между улицами:. Екатериненской (Карла Маркса (совк)), Преображенской (Советской Армии (совк.)) и Эстонской.
История Привоза непосредственно связана с историей торговли в Одессе. По плану застройки города (см.Архитектура Одессы) предполагалось наличие торговой оси города по типуЕлисейских полей. Эту роль должен был играть Александровский проспект — широкая улица, связывающая одесский порт через Военный спуск с крупнейшими рынками Одессы: Греческим рынком (на площади Греческой) и Старым рынком (площадь Старобазарный сквер), не сохранившимся до нашего времени. По сторонам проспекта располагались торговые лавки и магазины. Эта идея воплотилась в жизнь лишь отчасти ввиду постройки в середине XIX века дома князя Горчакова (в центре площади Греческой), который разрезал проспект на две части и лишил его былой монолитности.
История Привоза начинается с 1827 года, когда на Привозной площади был построен огромный рынок. Первоначально был не самостоятельным рынком, а придатком Старого рынка, и на нём торговали в основном привозным товаром, то есть с колёс (с возов, фур и прочего).
В 1913 году по проекту Ф. П. Нестурха на Привозе построили специальный Фруктовый пассаж.

В конце 1990-х годов был принят план генеральной реконструкции рынка Привоз со строительством новых корпусов вдоль улиц Пантелеймоновской и Преображенской.                К 2007 году были закончены новый мясной и рыбный корпуса, два новых торгово-офисных центра и комплекс магазинов вдоль улицы Пантелеймоновской, в последующем была проведена  реконструкцию крытых овощно-фруктовых рядов.
Комплекс магазинов вдоль улицы Пантелеймоновской получил название торговый центр «Новый Привоз» с рыбными,  мясными и вещевыми рядами и магазинами.  В состав комплекса также вошла гостиница «Чёрное Море»  с ресторанами, барами, паркингом и … красивое здание переменной этажности — 6—9 этажей.

Больщевик**       - Жизнь людей с посёлка Большевик полна контрастов и надежд. Вот и нынешний городской голова обещал разобраться с ливневой канализацией в вотчине депутата Труханова. А пока ждут обещанного Большевик "радует" заезжих корреспондентов обветшалыми строениями советской эпохи, закрытыми заводами, зловонием окрестных луж и отвратительными дорогами. Впрочем, для местных жителей это давно уже стало данностью. Хотя кое-что всё-таки вызывает нарекания.
- Вот видишь,  отодвинули мусорный контейнер, теперь мне ходить аж до той белой подстанции!, – говорит пожилая женщина, которая представилась местным дворником.
 
Хотя это мелочи, а вот добраться до Большевика довольно сложно. Хвалёная программа "город без окраин" так и осталась бессодержательным предвыборным слоганом. Доехать, конечно, можно, но альтернатив редко ходящей 105-й маршрутке фактически нет.
"Здесь можно запросто спиться". И это верно. Кучи бытового мусора указывают и на то, что здесь не часто убирают, и на то, что часть местных жителей не особо печется, где им жить и гулять. И уж совсем точно, что здесь негде работать. Бывший главный завод посёлка уже давно и прочно занимает первые места в рейтинге одесских индустриальных заброшенных мест.
 
Хотя, мы уже писали вначале, Большевик – место контрастное, здесь могут и подсказать дорогу, но общее отношение к "чужим" настороженное. А что можно ожидать от людей, которым уже несколько десятилетий обещали и особо ничего не делали. Только за его пределами, на объездной дороге ещё висят несорванные предвыборные плакаты с Наталией Королевской, которая обещает новых лидеров и новую страну. А в Большевике всё по-старому, здесь остановилось время.
 
Можно не сомневаться, что регионалы сейчас будут раздувать проблемы “Большевика”, чтобы получить под него деньги из госбюджета. А вдалеке от глаз, нормы распила средств будут особенно впечатляющими.
 
Слободка***        - Совсем немного осталось в Одессе мест, сохранивших дух Старого Город, в его его чистом, первозданном виде. Одним из таких мест является Слободка-Романовка - осколок настоящей Одессы, города парков и трамваев, булыжных мостовых и старинных зданий из ракушняка...

Этот сказ стоит начать с того, что Слободкой в Одессе принято называть всю северо-западную часть города. Современная же улица Академика Воробьева делит этот район надвое. К западу от нее тянется Кривая Балка - дитя нескольких казацких селений, сросшихся воедино. К востоку же от улицы расположена та самая Слободка, о которой речь пойдет в этой записи - старая Слободка, или же - Слободка-Романовка.

Первые дома кварталы на холмах, к югу от Шкодовой горы, появились еще в 1830-1850-х годах. Уже первые десятилетия существования предопределили судьбу района. От суеты большого города, Слободку отделяла глубокая извилистая балка и нескольких болотистых озерец. А последним штрихом этой картины стала железнодорожная ветвь, соединившая Одессу с Малороссией и европейской частью России.

Расположившаяся на холмах, очерченных несколькими балками, Слободка навсегда осталась тихим спокойным предместьем. Проходивший здесь путь, соединявший Одессу с аграрной Бессарабией, не давал району зачахнуть. А во второй половине 19 века сюда были перенесены крупнейшие больничные комплексы Одессы. Время шло, и вскоре район поглотил небольшие поселения, а на западе вскоре и вовсе слился с Кривой Балкой, крупнейшим казацким предместьем Одессы.

Время шло, и в Одессе одна безумная эпоха сменяла другую. Но, должно быть, Слободка осталась вдали от всего этого. Холмистое положение района дало его жителям прекрасный вид на Одесский залив, и спасло от несчастий заболачивания северных околиц города. Отдаленность Слободки-Романовки от промышленных зон не дало ей превратиться в полукриминальные районы вроде Пересыпи. А отдаленность от спальных окраин спасла ее от превращения в еще одним безликие бетонные джунгли. А географическая близость к центру Одессы и, одновременно, изолированность от его, будничной суеты, стали последними штрихами, превратившими Слободку в оазис уюта.


ПосКот*  - местное  название  поселка Котовского – северный (спальный) район Одессы.

Поселок Котовский, Одесса, Украина - (негативно-шуточное «ПосКот») — неофициальное наименование жилого массива им. Котовского — части Суворовского района города Одессы, самой северной части города.
Это большой и самый удаленный от центра жилой массив Одессы, составляющий примерно одну седьмую её площади. По разным данным население составляет от менее 200 тысяч до более чем 300 тысяч человек (по наиболее реалистичным оценкам — 185 тысяч., что сопоставимо с населением среднего украинского города (например, Симферополя)..
 Отдаленность от центра города (14-16 км) не является привлекательным фактором при приобретении недвижимости из-за того что по узкому перешейку между лиманами (Пересыпи) проложена только одна дорога, которая в часы пик не справляется со значительным потоком транспорта, что регулярно порождает заторы. Также в периоды дождей случаются затопления Пересыпи, а в результате снегопадов дорогу заносит снегом, из-за чего несколько дней в году может практически отсутствовать сообщение между Посёлком и центром города (кроме длинного пути через Окружную дорогу и с. Усатово).

Уже более 30 лет данную транспортную проблему планируют решить прокладкой магистрали Север-Юг, но по состоянию на 2012 год строительство продвигается крайне медленно, на посёлке вообще ничего не сделано. Был даже японский проект – строительства  гигантского моста через залив, но всё осталось на бумаге. На данный момент трасса, соединяющая посёлок Котовского с центром города, Николаевская дорога, обладает двумя полосами для движения в каждую сторону плюс реверсивная полоса, работающая с 15 до 21 часа в направлении на посёлока, а с 22 до 14 часов в направлении города. Аварии, случающиеся на этой трассе, приводят к длиннейшим заторам .

Ближайшая точка к Чёрному морю  находится в  начале Днепропетровской дороги, а именно это «Крыжановский» рынок, граничащий с селом  Крыжановка который имеет свой черноморский пляж. В юго-западном направлении имеется выход на Куяльницкий лиман, через одноэтажный поселок Шевченко, входящий в Одесский муниципалитет, но не имеющий отношения к поселку Котовского. Даже от самой отдалённой точки района расстояние до моря не более 5 километров. Рядом расположен морской береговой курорт «Лузановка»  и известный на территории бывшего СССР пионерский лагерь «Молодая гвардия».

Район вытянулся с юго-запада на северо-восток примерно на 4 км, ширина достигает 2,5 км. Планировка района крайне неудачная, с благоустройством большие проблемы. Удивительно, что в своё время не был использован опыт планировки старой Одессы (которая по площади близка к посёлку) — квадратно-гнездовой с кварталами длиной около 150 метров и сравнительно широкими улицами. Для посёлка с таким большим населением он имеет лишь две центральных магистрали (пр-т Добровольского и Днепропетровскую дорогу, из которых лишь последняя обладает тремя полосами движения в каждую сторону) и одну поперечную (ул. Заболотного).

Гигантские (буквально километровые) кварталы с запутанными, узкими и зачастую перегороженными так или иначе внутридворовыми проездами создают большие трудности для транспорта и повышают нагрузку на вышеупомянутые центральные магистрали. Некоторые улицы существуют практически лишь на бумаге, например, ул. Махачкалинская, которая представлена небольшим (200 м) тупиковым отрезком в самом начале при общей длине улицы 800 м, другие (ул. Крымская) представляют собой короткие отрезки автомобильной дороги и длинные пешеходные участки; улица Жолио-Кюри, проходящая вдоль железной дороги, так и не заасфальтирована до конца и представляет собой грунтовую дорогу между ул. 29-й линией и Марсельской, соответственно практически непроходимую для легковых автомобилей; улица Курская, называясь улицей, фактически является внутридворовым проездом, ширина которого не позволяет разъехаться даже двум легковым автомобилям, не говоря уже про пешеходов — местных жителей, подъезды которых находятся буквально в 10 м от проезжей части. Свою лепту вносит полное отсутствие подземных и надземных переходов и почти полное — «карманов» для стоянки автотранспорта и остановки автобусов (в итоге самая главная улица, проспект Добровольского, по сути предлагает одну полосу для движения в каждую сторону, т.к. стоящие у дороги автомобили занимают правую).

В районе Северного рынка постоянно пробки по этой причине — проспект Добровольского и ул. Бочарова превращены в стихийные стоянки, двигаться быстро там невозможно из-за постоянного маневрирования автомобилей, выезжающих со стоянки или ищущих место, не говоря уже про пресловутый правый ряд, который постоянно занят, кроме как глубокой ночью. То же самое на Днепропетровской дороге напротив рынка. Автобусы, стоящие на остановках порой три-пять минут, также не улучшают ситуацию.

Внутри дворов ситуация не лучше. Помимо упомянутых трудностей для автомобилей, там приходится нелегко даже пешеходам. Пройти напрямик далеко не всегда возможно из-за хаотичной застройки гигантских кварталов. Новичок, случайно оказавшийся в центре такого квартала, особенно в тёмное время суток, запросто может заблудиться! Пешеходных дорожек мало, они узкие. Зачастую приходится идти по обычной тропинке, которая в дождливое время превращается в болото. Почва разносится ногами на асфальт, и весь район покрывается слоем жидкой грязи. Освещение внутри дворов, нередко, отсутствует, фонари горят через один.

К сожалению, практически ничего не делается для решения этой проблемы. Накануне парламентских выборов на Украине в 2012 г. некоторые политические силы сделали вклад в благоустройство района. Был полностью отреставрирован Крымский бульвар, уложено новое асфальтовое полотно во многих междворовых улочках. К сожалению, это капля в море для такого огромного района, а после выборов, как обычно, всё затихло.

Остро требуется постройка путепроводов на перекрёстках улицы Заболотного с проспектом Добровольского и Днепропетровской дорогой, а также на выезде из посёлка, в районе Молодой гвардии. Необходимо построить карманы для автобусов и такси, стоянки для рынков «Северный», «Котовский», «Союз», «Крыжановский», «Марсельский», чтобы разгрузить проезжую часть от стоящего транспорта. Давно назрела необходимость в подземных переходах на проспекте Добровольского и Днепропетровской дороге, особенно на перекрёстках с улицами Бочарова, Заболотного, Марсельской. Сильно не хватает местных троллейбусных линий, курсирующих по посёлку, без выезда на Пересыпь и в центр города, в особенности по улицам Бочарова и Заболотного. Не хватает даже обычных тротуаров внутри жилых кварталов, где 45 лет спустя начала строительства района люди зачастую вынуждены пользоваться обычными тропинками, стихийно проложенными по земле. К сожалению, неизвестно даже о планах подобного благоустройства района.

Другой проблемой посёлка является отсутствие полноценной объездной дороги. В итоге транзитный транспорт проезжает половину района, прежде чем свернуть на ул. Заболотного и далее выехать на Окружную дорогу. Это увеличивает количество транспорта, заторы, уровни шума и загазованности на проспекте Добровольского. Объездная дорога есть (через с. Ильчёвку и Корсунцы), но она длинная, извилистая и неудобная, и никто особо не следит за перенаправлением туда транзитного транспорта.

Городской транспорт на посёлке Котовского представлен трамваями и автобусами, среди которых преобладают «маршрутки» —«Богданы», «Эталоны» и т.п. автобусы, как правило, украинского и китайского производства на 20 сидячих мест и, как порой шутливо пишется на наклейках, «стоячих немеряно». Стоимость проезда в трамвае 1,50 грн, в автобусе 2,50 независимо от расстояния (ранее по посёлку было дешевле). При этом весь транспорт ориентирован не на обслуживание района, а на сообщение с другими, прежде всего с центром. В итоге им удобно пользоваться для передвижения вдоль центральных магистралей, но попасть с одной на другую можно уже только пешком…
Хотя расстояние от, к примеру, авторынка «Москвич» до ТЦ «Семья» по ул. Заболотного составляет более полутора километров — даже здоровому человеку это не менее 15-20 минут ходьбы, а для пожилых людей, женщин с детьми, инвалидов это может быть намного дольше. Что касается сообщения с другими районами города, в целом эта проблема решена, хотя это занимает немало времени. Основные автобусные маршруты пролегают либо по проспекту Добровольского, либо по Днепропетровской дороге и связывают посёлок с центром города, ж.д. вокзалом, Слободкой, Черёмушками, посёлком Таирова и др. районами Одессы. Также есть несколько маршрутов из окрестных сёл (Красносёлка, Свердлово и др.), которые проходят через большую часть посёлка Котовского. Большинство маршрутов по одной магистрали имеют «близнеца», идущего по другой, например, №130 по пр-ту Добровольского совпадает за пределами посёлка Котовского с №170, идущим на посёлке по Днепропетровской дороге. Вместе с тем, многие маршруты удобны лишь жителям посёлка, находящимся вблизи конечной остановки, т.к. посёлок достаточно большой, чтобы можно было попасть на любую конечную пешком. Так, маршруты №145 и №232 идут с ул. Заболотного, и тем, кто живёт в районе ул. Паустовского, они доступны лишь с пересадкой, что увеличивает общее время в пути. С другой стороны, автобусы, стартующие с окраин посёлка (ул. Паустовского) уже через две остановки заполнены до отказа, поэтому живущим в центре района не остаётся сидячих мест, а порой и вообще тяжело сесть в автобус.

Таким образом, говорить об удобном сообщении посёлка Котовского в целом со всеми остальными районами города не приходится — есть только удобное сообщение одних микрорайонов посёлка с другими районами Одессы. В среднем автобус идёт с ул. Паустовского до Соборной площади или ж.д. вокзала 40-50 минут. Одни маршруты (№190) ходят очень часто, других (№130) можно дожидаться по 15-20 минут, а порой и часами (№165). При этом, как ни странно, их близнецы (для №130 это №170) могут ходить заметно чаще. Некоторые маршруты прекращают ходить сравнительно рано или настолько увеличивают и без того немалый интервал движения, что теряется смысл ждать их (№165), но большинство ходят до 23 часов.

В итоге среднее время, необходимое, чтобы попасть в центр города с посёлка городским транспортом, составляет 1-1,5 часа. В утренние и вечерние часы, а также в случае аварий может быть намного дольше. Когда-то (в советское время) посёлок Котовского сообщался с центром при помощи катеров-паромов, ходящих из Лузановки в одесский порт, но в годы независимости это прекратилось, причал разрушился, и сейчас даже нет планов возобновить это удобное сообщение, а бывшие паромы используются в качестве прогулочных катеров для туристов в порту.

Существует стереотипное мнение, что посёлок Котовского — неблагополучный район, а одно издание вообще приравняло его к пятерке самых неблагополучных районов страны. В 1970-90 гг. это так и было. В частности, печально известный район примыкающего с другой стороны железной дороги посёлка Шевченко под названием «Палермо» «славился» наркоманскими притонами. Однако за десятки лет многое изменилось, и теперь здесь криминальных элементов не больше, чем в других спальных районах города, а сам посёлок Котовского — просторен, тих и уютен, воздух намного чище, чем в центре города. В последние годы электро-, тепло- и водоснабжение посёлка Котовского значительно улучшились, перебои довольно редки и непродолжительны (по крайней мере, в сравнении с другими районами города), мусор вывозится регулярно.

Жилой фонд, в большинстве своём построенный в 1980-е годы, находится в сравнительно хорошем состоянии, чего нельзя сказать про центральную часть города. Другим преимуществом района является высокий уровень покрытия компьютерных сетей и кабельного телевидения (в целом характерное явление для спальных районов с многоэтажными домами), простота подключения и невысокая абонентская плата. Сравнительно легко найти стоянку для автомобиля, вдоль железной дороги много гаражных кооперативов, многие держат автомобиль во дворе дома. Инфраструктура посёлка с начала века значительно развилась, теперь здесь есть собственные большие торговые центры («Ривьера», «Семья», «Таврия-В Суворовский»), много универсамов «Копейка», «Сельпо» и др. Цены на продукты питания ниже, чем в центре города. Здесь хорошо жить тем, кто имеет собственный автомобиль, здесь же и работает и ценит свежий воздух, простор, покой и тишину, отсутствие толп и скученности, близость к природе и морю. Следует отметить, что цены на недвижимость здесь заметно ниже, чем в центре города и несколько ниже, чем в другом «спальном» районе Одессе, посёлке Таирова.

Вместе с тем благоустройство района оставляет желать лучшего, как описано выше, а транспортная проблема стоит остро как на самом посёлке, так и в отношении сообщения с другими районами Одессы. К сожалению, за годы независимости практически ничего не сделано для благоустройства посёлка и улучшения сообщения с центром города (за исключением реконструкции Николаевской дороги, которая выразилась в добавлении реверсивной полосы) на фоне благоустройства многих других районов Одессы (расширение ул. Щорса, пр-та Маршала Жукова, ул. Успенской, Тираспольской, Фонтанской дороги, ул. Балковской и др.). Городские власти фактически игнорируют транспортную проблему района; максимум, что делается — латаются дыры в асфальте, даже разметка наносится раз в несколько лет (а вытирается за полгода), хотя в центре Одессы можно заметить немало перемен к лучшему.

Продолжение следует…


Рецензии
Нашла на карте Одессы Книжный переулок.
Никогда там не была.
Бабушка жила на ул. Пироговской рядом с Домом офицеров.
Дом из ракушечника и страх землетрясений: "Не дай Бог тряханет-все в катакомбы улетим". И это в далекие теперь 60-е.
Так подробно описали Одессу и ее районы!
Попутешествовала по детству.
Благодарю.
С уважением - Я.

Наталья Малиновская   16.10.2015 10:34     Заявить о нарушении
:) :) :)

Рад за проникновенного читателя и писателя, который в своё время бродил не только по Пироговской, но и ходил купаться в Отраду...

Сержъ Одесский   23.10.2015 00:24   Заявить о нарушении
И в "Отраду" и "Ланжерон" купаться, и на Пересип - к тете Марусе, и на Пастера - к бабе Ане, и в парк Шевченко, и еще много куда и к кому.
Лучшие воспоминания.
Даже об обсервации во время холеры.
Было-было...
Город, который в сердце навсегда.
С уважением - Я.

Наталья Малиновская   23.10.2015 20:17   Заявить о нарушении