Гибель десанта монголия 1979г. 137 полк ВДВ. 106 В

      

        История одного трагического десанта
   (к вопросу об учениях 106-й ВДД в Монголии в начале 1979 г.)
 
 В истории советских ВДВ было и по-прежнему остается немало не-
изученных вопросов. И на то, конечно, существуют свои  причины. Од-
ной из плохо освещенных проблем историографии  Крылатой  гвардии
являются факты трагической гибели советских десантников в ходе уче-
ний в мирное время.
Такой почти неизученной страничкой в летописи советского десан-
та является история учений 106-й (Тульской) воздушно-десантной диви-
зии на монгольско-китайской границе в феврале 1979 г., когда погибли и
покалечились более 40 бойцов ВДВ [6]. Эта трагедия, утаенная руково-
дством СССР от советского народа, могла, очевидно, и не произойти,
если бы высшее руководство этими крупными учениями воздержалось
от непродуманного приказа десантировать гвардейцев на монгольскую
землю в совершенно неприемлемых для этого условиях.
Наша версия этой истории такова. Начало 1979 г. ознаменовалось
новым обострением советско-китайских отношений. Этот процесс, обу-
словленный геополитическими и прочими факторами, стал прогресси-
ровать после смерти знаменитого китайского лидера Мао Цзе Дуна в
1976 г., когда новое политическое руководство Китая во главе с Дэн Сяо
Пином стало пересматривать некоторые прежние принципы внешней
политики КНР.  XI  съезд КПК провозгласил откровенно антисоветский
курс. Более того, в Конституцию КНР тогда же была внесена (сообразно
решениям XI съезда КПК) важнейшая поправка, в соответствии с кото-
рой СССР  провозглашался первым врагом Китая. Одновременно вра-
гом Китая провозглашался и многострадальный Вьетнам, недавно по-
бедивший в войне с американскими интервентами. Вьетнам, превра-
тившийся к этому моменту в единую социальную республику, стремился
проводить самостоятельную внешнюю политику, нацеленную на дружбу
со странами социалистического лагеря. Руководство Вьетнама также
начинает проводить курс на сближение с соседним Лаосом, маленькой
страной (3,4 млн. чел.) [7, c.635], которая выбрала социализм.
Завистливым и злонамеренным лидерам Китая такое положение
дел не давало покоя, что в итоге и привело к войне. 17 февраля 1979 г.
Китай осуществил агрессию против Вьетнама.
 
В тот же день 12 китай-
ских дивизий на фронте 1200 км вторглись на вьетнамскую территорию.
Советский Союз, связанный союзными обязательствами с дружест-
венным Вьетнамом, не мог равнодушно реагировать на это событие.
Уже 19 февраля в правительственной газете «Правда» было обнародо-
вано заявление руководства СССР. В этом заявлении утверждалось,
«что нападение Китая на Вьетнам лишний раз свидетельствует, на-
сколько безответственно относятся в Пекине к судьбам мира, с какой
преступной легкостью китайское руководство пускает в ход оружие»  [4,
c.452]. В заявлении также говорилось о заверении СССР выполнить
обязательства, взятые советской стороной по договору о дружбе и со-
трудничеству между СССР и Вьетнамом.
Чем же практически был подкреплен советский демарш?
По официальной версии советской историографии СССР оказал
дополнительную помощь дружественному Вьетнаму в виде поставок,
предоставления военных советников и т.п. Во втором томе «Истории
внешней политики СССР» (М., 1986 г.) по этому поводу говорится: «Од-
новременно Советским Союзом были приняты меры по оказанию до-
полнительной помощи Вьетнаму, поставке ему всего, что требовалось
для отпора агрессору» [4, c.452].
Уже 19 февраля 1979 г. группа советников (20 чел.), возглавленная
генералом армии Г. Обатуровым прибыла в Ханой, столицу Вьетнама.
Оценив ситуацию на месте и выслушав доклады руководства вьетнам-
ского генштаба, советские специалисты убедили вьетнамского лидера
Ле Зуана перебросить армейский корпус из Кампучии на Лангшонское 
направление, а также передислоцировать на этом же направлении ре-
активный дивизион БМ-21.
В отражении китайской агрессии участвовала группа разных совет-
ских спецов (летчики, связисты, ракетчики и проч.). К сожалению, не
обошлось без жертв среди советских офицеров. В марте 1979 г. под
Данангом  (порт в Южном Вьетнаме)  при заходе на посадку разбился
вьетнамский лайнер АН-24, на борту которого были генерал ВВС Малых
и пять офицеров-инструкторов. Все они погибли.
Однако СССР предпринял еще одну акцию с целью нажима на Ки-
тай. Чтобы припугнуть агрессивного соседа, было решено провести на
монголо-китайской границе демонстрацию военной мощи, образно го-
воря, побряцать оружием и поиграть мускулами. Сегодня уже мало кто
знает, что в Монголии, вассальном от СССР государстве в то время (с
1967 г.) находилась многотысячная группировка советских войск в со-
став 39-й общевойсковой армии, дислоцированной на монгольской зем-
ле. В нее входили  несколько мотострелковых и танковых дивизий, на-
ходящихся в подчинении Забайкальского Военного округа. В начале
1979 г. в Монголию были переброшены три дивизии из Сибири и Забай-
калья. В создавшейся ситуации было решено использовать передовые
части 39-й армии в качестве политической дубины против агрессора  –
Китая. В феврале-марте 1979 г. были проведены крупные общевойско-
вые учения в приграничных с Китаем военных округах в Монголии и на
Дальнем Востоке. К этим беспрецедентным маневрам было привлечено
около 200 тыс. человек. С Украины и Белоруссии перебрасывалась
боевая авиация  [11]. В демонстрации сил было также решено задейст-
вовать и целое соединение советских ВДВ.
По логике вещей, резонно было в этой демонстрации задейство-
вать те части ВДВ, которые дислоцировались на Дальнем Востоке. Од-
нако основные силы ВДВ находились на западных границах СССР, а
также в Закавказье и в Средней Азии. На дальневосточных границах с
Китаем лишь 11-я отдельная ДШБ, дислоцированная в Могоче, близ
Читы. Эта одна из первых ОДШБр была создана в 1968 г. и находилась
в оперативном подчинении Забайкальского военного округа  [10]. Но эту
бригаду решили не трогать.
Выбор высшего военного руководства пал на 106-ю гвардейскую
воздушно-десантную краснознаменную ордена Кутузова 2-й степени
дивизию. Почему было решено задействовать это соединение ВДВ?
106-я (Тульская) ВДД по праву считалось одной из лучших соединений
Крылатой гвардии. Неслучайно, что именно эта дивизия участвовала
неоднократно в ответственных и  экспериментальных учениях, а также
выполняла высокие правительственные задания. Вот несколько приме-
ров.
В 1957 г. тульские десантники обеспечивали приземление первых
космических снарядов с четвероногими космонавтами – собаками Бел-
ка, Стрелка, Чернушка. А через несколько лет гвардейцы 106-й ВДД
удостоились чести встречать площадке приземления космонавта Юрия
Гагарина [3, c.252].
В конце 50-х гг. (уже при В.Ф. Маргелове) воины Тульской дивизии
ВДВ участвовали в экстремально-климатическом десантировании в
просторах Заполярья. В разгар маргеловских реформ ВДВ в начале 70-
х гг. тульские десантники одни из первых начали осваивать новую де-
сантную бронетехнику БМД-1 и БТРД. Наградой стал вымпел МО СССР
«За мужество и воинскую доблесть». Тульская дивизия неоднократно
привлекалось и к тушению лесных пожаров в  Подмосковье  и в Цен-
тральном Нечерноземье.
Возникает вопрос: почему именно 106-ю ВДД было решено десан-
тировать на монгольско-китайской границе? Ведь эта дивизия была
дислоцирована под Москвой и, очевидно, была  нацелена на европей-
ский театр военных действий. Почему не выбрали дивизии ВДВ, дисло-
цированные в Закавказье (104-я Кировобадская ВДД) и  Средней Азии
(105-я Ферганская ВДД)? Эти соединения Крылатой гвардии были обу-
чены воевать в условиях горно-пустынной местности  [5]. Очевидно,
причины следует искать в политической области. В начале1979 г. в
Иране было неспокойно. Недовольство иранцев деспотизмом шахского
режима грозило обернуться революционным взрывом, что и произошло
10-11 ноября 1979 г. Монархический режим в Иране был свергнут,  и к
власти пришло мусульманское духовенство во главе с аятоллой Р. Ха-
мени. Также неспокойно было и в соседнем Афганистане, где в апреле
1978 г., свергнув режим Дауда, к власти пришли коммунисты НДПА.  В
этой, тогда еще дружественной стране разгоралась гражданская война,
создавалась угроза втягивания советских войск в междоусобицу ДРА.
Поэтому 105-я и 104-я ВДД были начеку.
106-я ВДД, хотя и считалась «лесной» дивизией, тем не менее
имела опыт десантирования в горно-пустынной местности. Еще в 1966
г. 137-й гвардейский парашютно-десантный полк принял участие в круп-
ных учениях на территории Закавказья и  удачно десантировался на
гористую твердь. В 1978 г. тот же 137-й полк в рамках эксперимента де-
сантировался на горно-пустынную территорию.
Итак, выбор был сделан. В Монголию перебрасывалась 106-я ВДД.
По отрывочным источниковым сведениям трудно точно определить,  в
полном ли составе тульская дивизия направилась на учения в далекую
Монголию.
В книге «Воздушно-десантные войска России» утверждается: «В
1979 г. дивизия была поднята по тревоге и через несколько дней приня-
ла участие в учениях на территории Монголии» [3, c.252].
Армада военно-транспортных самолетов с тульскими десантниками
и бронетехникой на борту направилась на Восток. Это был почти бес-
примерный воздушно-десантный поход протяженностью в несколько
тысяч километров. Десантные лайнеры летели на большой высоте. Для
дозаправки авиатоплива было произведено несколько посадок.
Точное место проведения учений исследователю установить не
удалось. Известно только, что десантирование проходило в пустыне
Гоби в нескольких километрах монгольско-китайской границы. В нашем
распоряжении  –  ценный мемуарный источник, позволяющий частично
воспроизвести драматическую картину произошедшего. Это воспомина-
ния офицера ВВС (вертолетчика) В.Г. Домрачева, включенные в сбор-
ник «Опаленные Афганом. Рассказывают участники Афганской войны».
В начале1979 г. этот офицер служил в эскадрилье транспортных верто-
летов, обеспечивающих перевозки грузов по всей Монголии, на терри-
тории которой были дислоцированы немало советских воинских частей.
Как явствует из воспоминаний В.Г. Домрачева и некоторых других
источников, учениями руководила группа высокопоставленных офице-
ров во главе с первым заместителем Министра Обороны СССР марша-
лом  Сергеем Леонидовичем  Соколовым, от которого теперь зависела
судьба десанта, ибо именно этому человеку предстояло дать команду
на десантирование в условиях морозной и очень ветреной погоды.
В.Г. Домрачев вспоминает: «Дул пронизывающий ветер. Лопасти
вертолета махали, как крылья птицы. «Если ветер не успокоится, то вы-
садки десанта не будет», – подумал я.
Через сорок минут к нам пришел посыльный от руководителя поле-
тов и сказал, чтобы мы готовились к встрече основной группы вертоле-
тов с руководством учений. Мы должны были показывать садящимся
вертолетам места посадки.
Еще через десять минут началось настоящее столпотворение  –
один за другим подлетали и садились вертолеты с офицерами высокого
ранга.
Село 10 вертолетов, но Главного не было, и место возле трибуны
оставалось свободным. Офицеры прошли на трибуну, и тут же появился
вертолет с Главным. При появлении Маршала Соколова обстановка
оживилась, офицеры забегали, засуетились. После коротких докладов
были заняты места на трибуне, и один за другим с интервалом в одну
минуту со стороны севера стали появляться десантные самолеты ИЛ-
76.
Ко мне подошел бортовой техник и спросил: «Командир, неужели в
такой ветер будут бросать десантников?»
«Не должны, – ответил я, – это же убийство!»
На трибунах началось движение генералов, к Соколову подошел
командующий ВДВ и доложил, что сильный ветер и выброску выполнять
нельзя (выделено нами  – Д.С.). Тот опустил голову, покачал ей и ска-
зал: «Сделаем пробное десантирование  –  из одного самолета людей,
из двух –  технику». Никто не возразил, все стали молча наблюдать за
надвигающейся трагедией.
Со стороны руководителя выброски донеслись слова: «Выброску
разрешаю!» [6]
Итак, приказ поступил. Военно-транспортные лайнеры один за дру-
гим взмыли в небо. В чревах самолетов находился личный состав 137-
го полка 106-й ВДД со штатной бронедесантной техникой. В авангарде
дивизионного десанта были воины разведроты полка  [2]. Помимо раз-
ведчиков в одном самолете находились механики-водители БМД-1, а
также офицеры полка. Во втором самолете ИЛ-76 были три зашфарто-
ванные «бээмдешки». 
Передовому отряду тульских десантников, как уже отмечалось,
предстояло десантироваться с техникой в поистине экстремальных ус-
ловиях монгольской зимы. Кто служил в ВДВ, может, наверное, пред-
ставить, что в те минуты чувствовали гвардейцы, некоторым из которых
было, увы, суждено жить последние минуты. Ангел скорби уже ожидал
души воинов, кому была уготована страшная смерть на монгольской
земле.
Десантирование началось. В этот момент сила ветра достигала 40
метров в секунду – сумасшедший для десантирования показатель. Че-
рез несколько минут после начала выброски несколько десантников (по
некоторым данным более 10 человек) разбились насмерть об окаме-
невшую пустынную твердь. Несколько десятков гвардейцев от страшно-
го соприкосновения с землей получили ранения и увечья. Разбились и
все три БМД. Выброску основных сил десантного полка тотчас отмени-
ли.
Вот как гибель десанта описывает упомянутый очевидец: «Под од-
ним из пролетающих самолетов появились две точки, под следующим
еще две, которые через несколько секунд переросли в купола парашю-
тов с техникой.
Выброшенная с парашютами техника стремительно приближалась
к земле, увеличиваясь на глазах. Окружающие увлеклись происходя-
щим и не заметили, как со следующего самолета «посыпались» десант-
ники.
Километрах в двух от трибун стала приземляться десантная техни-
ка. Тормозные системы где срабатывали, а где-то не срабатывали. Я
впервые увидел, как с БМД слетают башни при ударе о землю. «Хоро-
шо, что там нет людей», – сказал кто-то сзади. Эти слова стали как бы
сигналом: все вспомнили, что были выброшены и десантники. Опять, не
сговариваясь, подняли головы и увидели, как все небо было усеяно ку-
полами парашютов.
Десантники мужественно боролись с ветром, стремясь приземлить-
ся как можно ближе к десантной технике, но, коснувшись земли, как-то
беспомощно повисали на лямках и, не поднимаясь на ноги, тащились за
наполненными куполами своих парашютов по пустыне.
В первый момент на трибунах стояла тишина. Все понимали, что
происходит, но никто не мог сказать и слова.
Вдруг кто-то зычным голосом крикнул:  «Летчики, срочно запускайте
вертолеты и собирайте раненых». Мы кинулись к вертолетам, запустили
их и полетели к пострадавшим. Приходилось пролетать по пустыне
дальше десантников, выпускать из кабины бортового техника и правого
летчика, чтобы те гасили парашюты и заносили десантников в кабину
вертолета. В каждом вертолете было по пять-шесть пострадавших. Пе-
ремешались пыль, кровь, снег. Стоны, крики. Были и мертвые.
Мы перевезли их в полевой госпиталь  и улетели выполнять свои
задания. Позже узнали, что из 108 десантников пострадали ровно поло-
вина, но учения продолжались, потери тоже» [6].
Разумеется, выброску главных сил десанта отменили, тем самым
была спасена жизнь и здоровье десантников из других подразделений
полка. Самолеты с десантом, находящиеся уже в воздухе, развернув-
шись, стали возвращаться.
Учения были завершены, части и подразделения 106-й ВДД на
транспортной авиации вернулись на «зимние квартиры». Воины 137-го
полка возвращались в Тулу по железнодорожным коммуникациям [2]. 
 
Можно ли ставить вопрос о персональной ответственности тогдаш-
него командующего ВДВ генерала Д. Сухорукова за трагические собы-
тия в Монголии в начале1979 г.? Однозначно ответить на это, конечно,
трудно. Наверное, постановка этого вопроса справедлива и исторически
уместна. Ведь речь идет о человеке, который командовал тогда нашей
Крылатой гвардией и мог влиять тем или иным образом на описывае-
мые события. Но Д. Сухоруков – не В.Ф. Маргелов. Сила воли и смело-
сти этих  исторических субъектов  неравноценна. Конечно, Сухоруков и
как командующий, и как ветеран ВДВ, и как человек, душевно пережи-
вал за случившуюся трагедию на монгольско-китайской границе. Это и
понятно. Но представляется, что он внутри своего естества чувствовал
вину за гибель десантников, хотя открыто признать это ему было труд-
но. Поэтому неслучайно, что в своих мемуарах («Записи командующе-
го–десантника») о трагическом десанте  Д.  Сухоруков пишет вскользь:
«Десантироваться предстояло на голую каменную, серую, как цемент,
пустыню. В день десантирования поднялся сильный ветер. Первой по-
шла на прыжок разведывательная рота. Это был прыжок в ад.
Выброска основных сил была отменена. Самолеты, находящиеся
уже в воздухе, развернулись и стали возвращаться на свои аэродромы.
Вскоре дивизия была перевезена самолетами военно-транспортной
авиации и частично железнодорожным транспортом в места постоянной
дислокации.
Учение показало реальную возможность  военно-транспортной
авиации совершать в короткие сроки переброску на большие расстоя-
ния воздушно-десантной дивизии в полном составе с боевой техникой.
Десантники получили опыт подготовки к десантированию на незнакомых
аэродромах, но в то же время всплыли некоторые вопросы тылового
обеспечения и ряд других, по которым потом были  приняты решения»
[9, c.106].
И все. О произошедшей на этой территории трагедии, о гибели и
увечьях  почти 50  десантников с Тульской дивизии экс-командующий
ВДВ предпочел не писать.
Почему? Возможно потому, что чувствовал долю своей вины в том,
что случилось? Кто знает…
Что же чувствовал «Железный Человек», В.Ф. Маргелов, когда ему
стало известно о случившемся в Монголии? Понятно что. Новоиспечен-
ный инспектор-пенсионер, конечно, всей душой испытывал боль и внут-
ренне оплакивал погибших гвардейцев. Несомненно,  что «десантный
Батя» не раз задавался тогда вопросом: кто же дал, по  сути, преступ-
ный приказ о начале десанта?
Действительно, кто? Доступных источниковых материалов, позво-
ляющих ответить на вопрос в нашем распоряжении, увы, нет. По логике
вещей, решающее слово, очевидно, было за тем человеком, кто коман-
довал тогда учениями. А им был маршал С.Л. Соколов, давний недоб-
рожелатель В.Ф. Маргелова. Согласно упомянутым воспоминаниям
очевидца, офицера-вертолетчика В.Г. Домрачева, приказ исходил от
самого маршала  С.Л.  Соколова. Ответить точно на поставленный во-
прос мог бы и тогдашний командующий 106-й ВДД Е.Н. Подколзин, но
его душа уже давно взошла к pro patria.
Таким образом, 1979 год оказался знаковым для судеб советских
ВДВ. Ушел с поста командующего Крылатой  Гвардией В.Ф. Маргелов,
ушла в лету и  маргеловская эпоха. И, наверное, символично, что это
событие ознаменовалось фактом трагического десанта тульских де-
сантников в Монголии. Согласно древней философской максиме, ничего
случайного в нашей жизни не бывает. Пройдет несколько месяцев, и в
том же 1979 году в истории ВДВ начнется эпоха девятилетней войны в
Афганистане, в которой нашим десантникам предстоит воевать по-
настоящему с дерзким врагом, воевать по маргеловски, сохраняя рено-
ме элиты Советской Армии. 106-я ВДД до конца XX в. и по сей день со-
храняла репутацию отличного соединения ВДВ.
В этой дивизии не только сохраняются славные традиции, зало-
женные великим В.Ф. Маргеловым, но и задействован  современный
опыт боевых действий, полученных в локальных войнах и  конфликтах.
Считается, например, что в 80-е 70% офицеров и прапорщиков  Туль-
ской дивизии  воевали в Афганистане [1].
Треть века минуло с тех пор, как произошла трагедия в феврале
1979 г. в Монголии. Прах погибших воинов давно истлел  в цинковых
гробах.
Маршал С.Л.Соколов, ставший после маршала Д.С. Устинова Ми-
нистром обороны СССР, прожил долгую достойную  жизнь. Он скончал-
ся недавно, в 2012 г. на 102 году жизни. Вспоминал ли он перед уходом
в мир иной о десантниках, погибших и покалеченных на тех злополуч-
ных учениях? Бог ему судья. Несомненно, будущие историки ВДВ не раз
вернутся к освещению рассматриваемых событий в Монголии. И пусть
им удастся восстановить и обнародовать фамилии и звания тех воинов
Крылатой гвардии, которые героически выполняли приказ, в мирное
время обрекший некоторых из них на погибель.
 Трагический десант
(светлой памяти гвардейцев 137-го полка ВДВ,
погибших на учениях в Монголии в феврале 1979 г.)
 
 
В пасть смерти выброшен десант
И судьбы воинов свершились;
Следит кармический гарант,
Чтоб в Рай врата для воинов открылись.
*    *    *
Взбесился ветер над пустыней,
Трещат и рвутся купола,
А маршал упоен гордыней,
Безмолвен он, и Бог ему судья.
*    *    *
Тверда как камень мерзлая земля,
Об эту твердь десант наш бьется.
За 10-ю бойцами смерть пришла;
О, сколько слез родней прольется.
*    *    *
Кровь окропила поле приземленья,
Пораненных бойцов таскают купола.
И многих в том кошмаре ждет спасенье;
От смерти лютой их судьба спасла.
*    *    *
В трагедии десанта кто виновен?
Тот гордый маршал, что отдал приказ
На смерть обречь людей? Он не достоин
Быть понятым, оправданным средь нас?
 
15,16,17 апреля 2013. Самородов Д.П.
 


Рецензии
Спасибо автору что он вспомнил об этой трагедии, но очень политизированное произведение с обвинениями и поисками виновных. Может надо было рассказать о погибших ребятах? Очень много неточностей и отсутствие конкретики, зато глубокие рассуждения и умозаключения по выбору лесной дивизии! 1. Десантировали из ИЛ-76. Первый борт три БМД-1 на ПРСМ-915, (номера боевых машин: 702, 740, 731), все разбились при приземлении, не сработали реактивные системы, были сломаны щупы. Никакие башни от БМД не отлетали.
2.До команды "Отставить" десантировали 92 десантников, первым десантировался командир парашютно-десантного полка майором Топоров В.М. (в будущем генерала армии, заместителя министра обороны ВС РФ), выпускающим был командир разведывательной роты Черемухин О.Я. успели десантироваться: начальник артиллерии полка Зарубин А.А., начальник ПВО полка Крестьянов С.А. , начальник связи полка м-р Калитин В.С., заместитель начальника штаба Туляков О., командир разведывательной роты полка ст. л-т. Черемухин О.Я, его заместитель ст. л-т Пузанков В.М. и его командиры взводов Александров С., Кудров Г.П., часть личного состава разведывательной роты: Петрунин А., Гочияев А., Капустин В., Романов Н., Свидельский В., Клюкин Г., Сырых А.., и роты связи, командир 1пдб Супряга, с нач. связи батальона Майоровым, командир 2 роты Гонтащюк И. и часть механиков водителей 1пдб: Будкин А. и другие,, командир 2 пдб м-р Миронов В.И., нач. связи батальона ст. л-т. Давыдкин В.И., командир 5 пдр Кожуров В., заместитель командира 4 пдр Гапоненко О.Г. и механики-водители 2 пдб: Афанасов Ю., Гладких А., Кравченко В., Литвинов В., Овчаренко В., Сотников и другие, командир 3 пдб Дедюхин В., командиры рот Гладышев Н., Крымский В., Зюмченко В., механики водители 3 пдб: Бессольцев В.Е., Саидов Т.О, Пугач А.А. и другие и несколько офицеров ВДС дивизии
3.. При приземлении из-за протаскивания погибли три десантника: ефрейтор Бессольцев В.Е. механик водитель 3 взвода и ефрейтор Саидов Т.О. механик водитель 2 взвода 7 пдр, и ефрейтор Пугач А.А. старший механик водитель 1 взвода 8 пдр. Более 50 человек получили травмы различной тяжести, 16 с особо тяжелыми травмами были госпитализированы, в том числе: кпдб - 2 Миронов В.И., ЗНШ полка Туляков О., досталось и полковым разведчикам серьезные травмы получили: командир роты Черемухин О.Я., его заместитель Пузанков В.М с тяжелой травмой позвоночника, командиры взводов Александров С.В., Кудров Г.П., механик водитель Романов Н., радист Капустин В., Клюквин Г..
4.Командующего ВДВ Сухоруков Д.С. на учениях не присутствовал старшим от ВДВ был заместитель Командующего ВДВ генерал-полковник Курочкин К.Я. В июле 1979года Сухоруков Д.С. лично вручал награды участникам десантирования в 137 гв.пдп и по отцовский беседовал практически с каждым. А до "Записок Командующего..." прошло много лет, из них 8 лет командования ВДВ в период Афганской войны

Олег Гапоненко 2   12.01.2023 15:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.