Илья отрывок из романа
Ее сын был красив: вытянутое в длину тонкокостное тело Христа, с бледно-фарфоровой кожей, обескровленной до голубизны. Глаза темно-карие, крупные, умные, но взгляд уже удаленно-равнодушный, снисходительный. Рыжеватая бородка и болезненный щечный румянец ненадежно маскировали краску близкой смерти. Илья часто впадал в забытье, не в совершенное беспамятство, а просто сознание отвлекалось на что-то важное, суверенное, и тогда прозрачная рука пускалась в хаотичное рысканье по раскрытому телу, подолгу задерживаясь на половом органе, если натыкалась на него.
- Бесстыдник, ты что же делаешь? - притворялась рассерженной мать и отнимала его слабые, с чернотой под отросшими ногтями, пальцы, ласково заглядывая в недоуменные глаза сына, не узнававшие ее.
Но в ясном сознании Илья мог безупречно поддерживать беседу, шутить, читать книгу, слушать радио, но быстро уставал. В эти минуты могло показаться - ну, больной человек, пусть даже тяжело больной, но ничего особо ужасного, скорбного в нем нет. Но это впечатление было верным только для одной плоскости пространства - если Илья лежал на спине, плашмя. Во время перевязок, которые приходилось делать прямо в палате, Илью надо было повернуть набок. В этом положении его удерживала мать. Сгорбившись над койкой, прямо вытянув старческие руки, она не давала телу завалиться на спину, и в этой напряженной позе она не могла, да и не стремилась увидеть огромные пролежни, занимавшие полспины, поясницу и задние поверхности бедер, где они были особенно глубоки, до кости, и без всякой тенденции к заживлению. Она видела, как Буров, стоя напротив, выстригает из тела сына какое-то бесформенное, зловонное желе грязно-зеленого цвета и стряхивает его с ножниц в эмалированный тазик. Она верила, что так надо, и нарочито безжалостно покрикивала на сына, чтоб тот потерпел, и терпела сама, продолжая удерживать все еще тяжелое тело сына. Давно выплаканные глаза под конец перевязки почти бессмысленно следили за тем, как иссекаются омертвелые куски по сути ее собственной плоти, только в миллион раз более дорогой, и в конце концов отводила взгляд в сторону, потому что уже и защитной реакции безумия не хватало, чтоб и дальше нести свой крест.
Илью часто навещали друзья по институту. Они готовили дипломный спектакль и рассказывали ему, как идут дела. Из их разговоров Буров понял, что Илья был у них лидером, и что это именно он выбрал пьесу и создал постановочную концепцию. Бурову нравились эти ребята с одухотворенными лицами; любящие жить одной семьей, где каждый личность. Какое-то альпинистское братство ощущалось в их компании. Они были несколько старше среднего студенческого возраста в силу специфики вуза и факультета, и каждый из них так или иначе повидал жизнь. Приходя, они мыли палату, помогали перестелить белье, переодеть Илью. Среди них была женщина, которую звали Стэлла. Буров догадывался, что у нее с Ильей был роман, а потом и мать как-то поведала ему об этом. Когда Стэлла приходила, она смотрела на нее, как на любимую невестку и старалась рассказать ей что-нибудь про Илью, вспоминала какой-нибудь эпизод из детства, приглашая Стэллу порадоваться вместе с ней, каким озорным и смышленый был ее Илья, и что сейчас хоть и бороду отрастил, а все одно непослушанье на уме. Ей верилось, что они поженятся, когда Илья поправится и у нее еще будут внуки.
Стэлла была высокой, с крупной и очень ладной фигурой, с серыми рысьими глазами на красивом лице. Она приходила в свитере или в пепельно-сером шерстяном платье, и когда закатывала рукава, чтоб прибрать в палате, то открывались точеные и светлые, как у статуи, руки без единой родинки или веснушки. Естественно, что она лучше других умела общаться с Ильей, и он старался держаться в форме, когда она была рядом. Уходя, она наклонялась к нему и целовала в лицо, и казалось, что, когда Илья умрет, она сумеет сделать все, как надо, просто и без истерик; сумеет сама обмыть, переодеть в разрезанный на спине пиджак, и также внешне бесстрастно попрощается с ним, поцеловав в лоб, как делала это раньше, не впервой. Наверное, ей приходилось играть русских баб в пьесах Абрамова или Можаева.
А умер он вскоре после того, как был сыгран дипломный спектакль, на который и Буров получил приглашение, но он дежурил в тот день и не смог пойти. После спектакля ребята явились к Илье, возбужденные, радостные. Илью тоже подготовили к этому дню - поменяли рубаху, постригли ногти, пораньше перевязали, и мать приколола старинную брошь к вырезу своей кофты. Принесли цветы, пили шампанское… Стэлла была очень красивой в тот день, но принадлежала всем и сама была переполнена общей радостью. Когда все ушли, палата уныло опустела, вернувшись в исходное состояние. Илья заснул, а мать прикрепила к корешку романа «Битва железных канцлеров» лампу-клипсу и стала читать, сидя напротив.
Почему даже такая жизнь не могла длиться и длиться, и в чьих силах было это исполнить? А этот, сегодняшний? Чем это ему так обрыла жизнь? Ну, вот, не заснул вовремя…дождался.
Буров снял трубку. - Да, слушаю. Буянит? Черт… Хорошо. Сейчас спущусь. «Легок на помине. Долго жить будет».
Свидетельство о публикации №213112101452