Воспоминания - Школьные годы - 5

          Заключительная часть моих воспоминаний будет посвящена двойной учёбе в 7-ом классе.Годы - 1943-1944 - оказались особо тяжёлыми,несмотря на то,что на фронтах ВОВ были определённые успехи...
          Матушка работала на Метрострое,её медпункт был расположен на конечной станции "Сталинская"(то же "Измайловская",современная "Партизанская").Когда я приезжал в Москву,то всегда любил ходить к матушке на работу.Она ловко обращалась с пациентами.Все были довольны.Однажды во-время налёта очередного немецкого разведчика мы спустились в один из тоннелей станции.В тоннеле были сооружены нары для спасающихся при тревогах.Мы прошли тоннелем от станции "Сталинская" до "Семёновской"...Но налёты разведчиков были не так страшны,как летящие осколки от зенитных снарядов.Долго я сохранял такие осколки,но потом они где-то затерялись...
          Зимой,в конце января полностью снята блокада Ленинграда.В начале весны наши войска вышли на границу с Румынией...Союзники начали освобождение Италии...
          Учёба моя в этот год очень страдала.Особенно было тяжело с "Историей средних веков"...Я смотрел в окно,"Учителка" - за мной,Мне же всё равно,Что беда - стеной...В результате в конце учебного года мне было предложено явиться в августе в школу на исправление двойки по истории,но другие события заслонили это явление...
          Во-первых,я летом работал подпаском,получал буханку чёрного хлеба и литр молока в день от какой либо хозяйки коров (по очереди),на базе нам выдавали килограмм мяса,мешок картошки и другие овощи...Так шло лето в охране коров,в слежении за их непредсказуемыми поступками и норовом,и укрощении их с помощью кнута...Но как-то мне друзья подпаски открыли глаза:нельзя увлекаться кнутом,ибо хозяйки это очень не одобряют:коровы снижают удои молока...Пришлось прислушаться к мудрому совету...Было,конечно,недосыпание:вставать приходилось в три часа утра,а ложиться в 10-11 вечера,потому приходилось ходить за пайком в разные части города(пассажирского транспорта не было:трамваи не ходили).
          Во-вторых,в середине августа я уехал с матушкой на Колыму...Поезд до Владивостока шёл одиннадцать суток:мы ехали в первом вагоне,все закоптились от паровозного дыма,ведь в паровозе использовали в качестве топлива дрова.Из Владивостока нас направили в порт Находку ожидать рейса парохода на Магадан...В Находке в окрестных сопках в бараке мы прожили более месяца.Помимо пшённой каши с тыквой и борща,запомнилось то,как мы,ребята,ходили в сопки за орехами и диким виноградом...
          В конце сентября туманным осенним утром мы вышли в море на грузопассажирском пароходе "Минск".Были в пути до Магадана в течение семи дней по Японскому морю,проливу Лаперуза,Охотскому морю.Там мы испытали и штиль,и шторм,и относительный голод и напряжение от присутствия сопровождающих нас на подлодке японцев.Ведь Япония была союзницей Германии тогда...Помимо этого в трюмах парохода везли на Колыму заключённых.Я видел,как хоронили одного на рассвете выбросом в море с кормы...Во-время рейса мне удалось побывать в кочегарке,где полуголые кочегары в неимоверную жару и копоть бросали в топки уголь...После этого я вышел на воздух,как на белый Свет...
          В Магадане нас встретил дождь и только под вечер мы отправились по Колымскому тракту на место в посёлок Нижний Сеймчан.Ехали на автобусе,затем - на стареньком пароходе с лопастями,как в фильме "Волга-Волга" по рекам Среднекан и Сеймчан,и на другой день прибыли на место.В посёлке нам пришлось жить в деревянном бараке с клопами(ждать врзвращения из командировки матушкиного мужа).Но за это время матушка устроилась на работу и успела влюбиться в местного жителя,освобождённого из лагеря и работавшего там до окончания принудительного срока пребывания вне районов и областей центра СССР.В результате страстной любви матушка вышла замуж за молодого мужика Ивана Ивашковского,несколько младше её по возрасту.Мы получили квартиру в финском домике из одной комнаты...Я вынужден был пойти учиться в седьмой класс,поскольку в то время другие классы там ещё не открылись.Учебный год я закончил более успешно,чем в Ногинске и с аттестатом улетел в Москву в начале июня 1945 года.
           Жизнь на Колыме прошла сытная:ели белый хлеб из американской муки,мороженую оленину от якутов,пили оленье молоко и чистый американский спирт.А также ели свиную тушонку,рыбу,картошку и зелёный лук...
           Зимой катались на лыжах в пятидесятиградусный мороз без ветра,лазали в подлёдных катакомбах,которые образуются на реке от вымерзания воды...
           Весной ловили рыбу,спасались от мошкары и плавали в нагретых солнцем полыньях...Отметили великую победу в дни окончания ВОВ.Для этого каждому жителю было выдано по 100 граммов спирта и килограмм муки...А вечером был большой праздничный концерт силами художественной самодеятельности и,конечно,танцы...
           Так окончилось моё отрочество.Впереди ждала беззаветная юность...

                2013      


Рецензии