Новые христиане - между религиоведением и атеизмом

Новые христиане - между религиоведением и атеизмом
К старости о "кочетковщине". Полюбил я ворчать, ибо отказ от курева вызывает приступы раздражения. Ругаться я не хочу, однако буду потихоньку "исписываться", сбрасывая агрессию на бумагу.
Итак, на днях младая девица с красными щеками (что является символом возбуждения розовидной миндалины) застенчиво сказала мне: сейчас меня интересует христианство, поэтому я не знаю, о чем  с тобой говорить! Горестный вздох -  единственный мой достойный ответ  наивной девице. Легко ли говорить о христианстве с человеком, который отдал христианству почти 17 лет жизни? Замечу, это были бы прекрасные, полные страсти и любви времена, но остались пыль, прах, те печати, которые монастырские ментовские сапоги (чтобы вены на ногах не болели) оставляют на душах прозелитов.
Наверное, религиозная тусовка 70-80 гг., о которой не всегда правдиво рассказывает в фильме "Жара" некий прекраснодушный человек (точняк! в те годы сей режиссер  был комсомольцем!) действительно неспособна говорить о религии: нам скучно. Так скучно, как бывало томительно Тому Сойеру на слабых проповедях местного сельского мормона. Разве что жук-кусака спасал ситуацию, вцепляясь в хвост пуделя.
Скучно - потому что мы уже давным-давно достали все многотомники Болотова с Лопухиным, просмотрели Шмемана, Ельчанинова и митр. Евлогия с Роузом и Храповицким, проштудировали Флоровского и даже помедитировали над Флоренским с Трубецким. Скучно, потому что Иоанн Дамаскин и Григорий Нисский  для нас почти реальные персонажи;  мы также читали Нила Сорского, Паисия Величковского, Феофилакта Болгарского, Бонавентуру и Лютера с Эразмом; спорили над книгами Рановича и Свенцицкой, смущались над Тэйлором и Фрэзером  обсуждали    особенности взглядов Игнатия Брянчанинова и поругивали еп. Феофана с "оптинскими старцами" (здесь митр. Игнатий дорогу проложил) и многое-многое иное. Наконец, мы зависали над трудами Щербатского, Цыбикова, ;Стеблин-Каменского и Ольденбурга. Ясное дело, Судзуки и Уотс были для нас почти святыми.
И вот над всем этим богатством вдруг да поднимается дрожащая рука очередной оглашенной  ученицы Кочеткова и предлагается обсудить "труды" Льюиса и митр. Антония (Сурожского). Предлагается рассмотреть христианство с точки зрения "мне так уютно и мило в нашем приходе".  Видимо, "потому что это и есть новое христианство" - христианство между университетом и не очень дорогим магазином женской одежды? И ведь нечего мне ответить, правда-правда. Разве что обсудить бессмертные творение аббата Прево и Франсуа Мориака. На худой конец сослаться на великое смиренное (и столь же лживое) произведение ;Элеаноры Портер "Поллиана", а может быть на проповеди ;Джона Бивера и ;Паулин Джойс Хатчисон Майер.
Должен сказать, в РПЦ всегда рано или поздно возникает некий священник (или группа священников), который  дерзновенно создает некий очередной приход "первых христиан" (мнимых, разумеется, созданных в разгоряченном мозгу новичков; а зачастую  вместо катакомб используют несколько замызганные частные квартиры интеллигенции). Иногда такой приход гордо называется "институтом" (тут уж спонсоры "виноваты" - больше денег, больше институт), и чаще всего прихожане немного странные люди, живущие своими интересами и тусующимися вокруг "отцов" (так они своих священников называют). Православную литературу они наотрез не читают, потому как поголовно филологи, лингвисты и физики. А раз они филологи, то все знание православной доктрины заканчивается у них между Лихачевым и Булгаковым.
(Последнее время появилась иная категория - религиоведы. Выпускники так сказать "младостарцев" во втором поколении. Эти так вообще не способны отличить поповщину от беспоповщины, бо учились в РГГУ в сложное междуцарствие <после Ходорсковского>, а любимая тема  ддля диплома у них была и остается "Гендерные особенности стигматов на руках монахинь ;доминиканского ордена").
Я думаю, появление на свет божий "нового христианства" - это не совсем феномен. Это что-то глубоко уникальное  в своей женской эмоциональности и умственном равнодушии (потому что аналитическое чутье напрочь отсутствует у сих "оглашенных").  И вот, сидя над почти язвительным сообщением в ЖЖ, я вспоминаю далекие девяностые года: когда некий канадский бизнесмен привез в первый московский православный университет фильм о благодатном огне. Наивный бизнесмен был полон ожиданий, дескать, о сколь много розовощеких девушек придет на показ столь чудесного православного фильма!
Да, в чем-то канадец оказался прав:  в  зале было много девушек, впрочем, как и женщин. Только уже на 10 минуте показа фильма в комнате раздался могучий храп будущих православных матушек.
Матушки умели прекрасно варить супы, жарить котлеты, но богословие их никак не интересовало!
Ну что ж... В следующий раз, когда мне скажут, что "ты не знаешь христианства, поэтому я не могу обсудить с тобой эту тему", я опять-таки смиренно промолчу.
А может быть я взорвусь и напомню этим "новым христианам", что в те "далекие-далекие" годы Кураев учился на марксиста-лениниста, скрывая свою веру, "великий православынй тайный монах" Лосев столь же активно восхвалял марксизм. Хотя...  Да ну их всех!
Предоставьте мертвым погребать своих мертвецов.





 


Рецензии