Чёрная кость и Белая кость

Маленькая школа на окраине города. Да даже не на окраине, – это просто деревня, но она почти слилась с городом. Школа большая – но деревянная. Стены почернели от времени. Во дворе – удобства, туда бегают и ученики, и учителя.
У всех учителей здесь – большое хозяйство: огороды, коровы, свиньи. У многих – лодки, сети (деревня – на берегу озера). Все педагоги – местные уроженцы.
Многие родители без работы, пьют. Дети – почти все – не делают домашних заданий. В 7, 8 и даже 10 – 11 классах тут есть ученики, которые так толком и не научились читать. Как они пишут и говорят, нетрудно догадаться. У всех, тем не менее, дома компьютеры, игровые приставки, интернет.
Из учреждений культуры есть клуб. Правда, он почему-то почти всегда закрыт на амбарный замок.
И в самом городе есть школы, очень напоминающие эту (за минусом коров и свиней в педагогическом хозяйстве). Напоминающие – «контингентом» детей и качеством обучения, а также квалификацией педагогов.
В том же городе – полным-полно лицеев и гимназий: почти столько, сколько и «просто школ».
Там всё по-другому. Здания отлично отремонтированы. Правда, выглядит это как офис, а не как школа. Но – богато. Уроков значительно больше, домашних заданий больше – и их все делают. Не сделанное домашнее задание – пусть одним-единственным учеником – это скандал. Учителя – солидные, неторопливые, с большим достоинством. Дети встречаются интересные: у одного разноцветный ирокез на голове, тот весь цепями обмотан. При этом они жутко вежливые и «воспитанные» - до тошноты.
Вся их жизнь заполнена учёбой. У многих – куча репетиторов, музыкальные или художественные школы по вечерам. Не продохнуть.
Они регулярно ездят с классом за границу: Швеция, Финляндия, Голландия, Англия, Дания, Германия, Франция. По России не ездят никогда.
Все эти дети планируют поступать в престижные вузы на престижные специальности, хотя работать по этим специальностям многие не будут – и уже сейчас это знают. Собственно, работать им вообще необязательно: родители многих – чиновники и успешные бизнесмены, либо сотрудники силовых ведомств (в смысле благосостояния и социального статуса – это почти то же самое). Многие собираются после окончания школы поступать за границей.
На перемене здесь нередко можно услышать разговор не на русском языке. И не обязательно – на английском (варианты: финский, шведский, немецкий, французский). И беседуют так не обязательно старшеклассники – иногда ученики 6-7 классов.
Здесь мало детей с комплексом неполноценности – но очень много с тяжелейшим комплексом полноценности.
Вот такие два типа школ: для Чёрной Кости – и для Белой.
А других средних общеобразовательных учебных заведений – у нас, собственно, и нет.

Советскую школу ругали (и я тоже ругал) за то, что обучение там явно преобладало над воспитанием. Современная российская школа – не такая. Тут воспитательные цели ставятся как главные. Другой вопрос – какие это цели.
Учеников лицеев и гимназий приучают к тому, что они – элита. Белая кость. Последовательно воспитывают в них презрение к своей стране, отношение к ней как к отсталой и дикой, неинтересной никому. В России можно «зарабатывать» (в специфическом смысле) – но смешно в России отдыхать, нелепо интересоваться тем, как живут люди в России.
Очень важная задача таких школ – максимально подчинить детей себе, максимально измотать. У всех у них особые программы – и чего там только нет! «Учиться, учиться и ещё раз учиться» - как завещал великий Ленин. Никакой жизни: ни дружбы, ни общения, ни свободного времени.
При этом важно, чтобы дети не сомневались: это необходимо, т.к. мы – элита. Мы – высшая каста, и это наше отличие от Чёрной Кости, от быдла. Это необходимо. Мы не живём нормальной человеческой жизнью (впрочем, они об этом не догадываются, потому что нормальной жизни никогда не знали), но это потому, что мы готовимся стать Сливками Общества.
Чёрную кость тоже воспитывают: приучают довольствоваться малым. Пусть привыкают: им ведь предстоит трудиться шофёрами, продавцами и пр. Особые изыски в образовании им ни к чему.

Любопытно, что разделение на «чистых» и «нечистых» в российском образовании произошло сразу после крушения советской власти. И такое положение вещей всех устраивает. Никто не задумывается о том, что это ненормально. Никто не возмущается.
Белая Кость озабочена сохранением своих статусов и боится только одного: их потерять. Чёрная Кость порой стремится пропихнуть своих детей в элитарные учебные заведения, но сам сложившийся порядок вещей тоже сомнению не подвергает.
Интересно, что при таком резком классовом расслоении – даже на уровне детей и подростков – российское общество на редкость однородно, единодушно. Все: и Чёрная Кость, и Белая – уверены, что иное социальное устройство невозможно, а если и возможно, то не у нас. Нам как-то самим Богом так предназначено, чтобы были Господа – отдельно - и Рабы - отдельно. И чтобы всяк сверчок знал свой шесток: барин он природный – или быдло смердящее. А что к этому приучают с детства – это нормально. А как иначе?
Т.е. по своей психологии все россияне: и Белая Кость, и Чёрная – рабы до мозга костей. Просто не представляющие себе ничего иного.
Удивительная общественная гармония!
Однако гармония гармонией – а полноценного образования такая система не даёт и дать не может. Да, «элитные» учебные заведения прилично обучают. Но «образование» и «обучение» - не синонимы. «Образование» включает в себя в качестве обязательных составляющих ещё и воспитание, и развитие. «Элитные» детки же развиваются, мягко говоря, очень однобоко. Часто среди них встречаются живые роботы: любой стих отбарабанит, любое правило помнит назубок – но никакой собственной мысли, никаких самостоятельных чувств.
Такие дети вызывают огромную жалость.
Без полноценного среднего образования, таким образом, остаются все ученики российских школ – в том числе и самых что ни на есть «продвинутых».
Почему российское общество так напоминает не только средневековую – феодальную – Европу, но и древнюю Индию с её делением на касты, и страны древней Месопотамии – этот вопрос здесь обсуждать неуместно. Вот только – всё же на дворе XXI век. Сколько же ещё просуществует этот древний монстр, занимающий одну восьмую часть земной суши? Меняться-то ведь он не собирается.

Наверное, под конец читатель хотел бы, чтобы я как профессионал чётко и ясно сказал: куда всё-таки лучше отдать своего ребёнка – в «просто школу» или в «лицей-гимназию»? Отвечаю чётко и ясно: и туда, и туда – хуже.
А что лучше? – спросите вы. А лучше – не жить в России.


Рецензии
А вот я много проработала в школе, наблюдала это всё, но автор смог увидеть картину, я же утыкалась в отдельные мазки. Не смела даже высказать мысли: ложь была вокруг и везде тотальная. Хотя бы прочитать - чтобы увидеть, что кто-то это тоже видит. Но выхода нет - ложь - это система.

Рамада Грау   22.02.2014 03:21     Заявить о нарушении