Де-жа-вю, Роман с камнем, Послевкусие

                Де-жа-вю

 А сейчас, дорогой читатель, хочется поговорить о нашей с вами памяти. Ох, и интересная же это категория. Она как лакмусовая бумажка наших с вами убеждений, принципов, взглядов. Если вы думаете, что наша память что–то там сама по себе забывает, то вы глубоко заблуждаетесь, потому что забываем, прежде всего, мы сами. Опять же с учётом наших изменившихся убеждений, принципов, взглядов… А память хранит всё: и плохое, и хорошее, и полезное, и ненужное. И математические формулы, которые мы списывали в пятом классе у своей соседки (или соседа) по парте, и образы знакомых и незнакомых людей, которые мы, может быть, видели всего один раз много–много лет назад, и то мельком.

 Память зла и милосердна, терпима и ревнива, а порой она так щемит сердце, душу или серое вещество, в зависимости от того, кто каким органом и как долго думает, что нет сил с этим бороться. Именно тогда нас одолевает чувство, которое называется просто и ясно – ностальгия. Потому и поведаю, наверное, я вам сейчас не очередную сказку–фантаску, а нечто иное. Ну, скажем так-быль.

 И начну я своё повествование с того самого места, которым другая быль заканчивается. Помните, была такая грустная и героическая сказка про Мальчиша–Кибальчиша , который положил свою жизнь за наше с вами светлое будущее. А потому и похоронили его как героя над крутым обрывом, чтобы помнили.

 Идут пионеры – салют Мальчишу, летят самолёты – привет Мальчишу, плывут пароходы…

 Прошли годы. Нет уже ни пионеров, ни пароходов, да и памятника того над крутым обрывом, наверное, тоже уже нет. Другим героям этой сказки памятники сегодня ставят, но трогать эту больную тему, честно говоря,мне не особо  хочется. Не всё там так однозначно.Вот потому жизнь сама со временем всё и расставит и уже расставляет по своим местам. "А почему вдруг неоднозначно?" – спросит кто–то особо допытливый из вас, на что я отвечу ему так: "Возьмите,уважаемый,любую биографию одного из современных "мальчишей–плохишей" и с удивлением обнаружьте для себя, что именно их отцы и деды плечом к плечу, вместе с Мальчишом–Кибальчишом дрались за наше с вами светлое будущее.Да только отцы да деды дрались,а потомки их веру в то светлое будущее потеряли. А вот многие потомки тех давних "плохишей", наоборот, правильными стали. Может, надоело им задницы буржуинские целовать, а, может, и поняли они уже что–то в этой жизни. В общем, придёт время, разберёмся. А вот почему так происходит, одному Богу известно. И посему, оставим и эту тему пока в покое, и займёмся пароходами, которых, как я сказал ранее, тоже уже нет. Можно, конечно, сказать, что на нет и суда нет. А если поговорить хочется, но так, чтобы не затрагивать ничьих интересов, чтоб не обидно было. На этот счёт в одном южном городе говорят: если нельзя, но очень хочется, то можно. А раз можно, то и мы поговорим.

 Жил–был мальчик, причём, самый обыкновенный, каких тогда в  детдомах были тысячи. Родители его в лихую годину погибли, беззаветно положив на алтарь победы свои молодые жизни. Наш герой знал об этом с самого раннего детства, а потому ещё тогда дал себе клятву, что ошибок своих героических родителей он никогда не повторит. А ещё наш герой любил выходить на берег моря к крутому обрыву, о котором я уже говорил, и любоваться пароходами, проплывавшими мимо. Ему уже тогда было наплевать, кому и зачем они салютуют, он просто хотел эти пароходы иметь. Ни один, ни два, а все и сразу. Но, как понимаете, время тогда было неспокойное, за вольнодумие можно было и на Соловки попасть, а здесь не просто вольнодумие, а обычный криминал. Да к тому же на юге гораздо теплее, чем на тех Соловках, и потому жил наш герой как все.Тихо-тихо,как мышка. Как и другие его ровесники. И таких, других, было конечно большинство. А вот пароходов, да и других кораблей, проплывавших мимо,было значительно меньше и на всех желающих могло и не хватить. А потому,со временем осознав сей постулат, наш герой стал делать всё, чтобы поскорей вырасти и занять такую должность, которая позволила бы ему заставить этих других забыть даже мечтать об этих чудных пароходах. И ни всех сразу, а хотя бы даже об одном самом маленьком катерочке. "Почему?" – спросите вы. Да потому,что нечего рот раскрывать на чужую собственность. И, как не парадоксально, наш герой вскоре и занял такое место в жизни, что с удовольствием ставил на биографиях тех, других, специально изготовленное по такому случаю клише: "Казнить, нельзя помиловать"...

 А потом произошло то, что неминуемо должно было произойти. В общем, вы, наверное, догадались о чём я, а если ещё не догадались, то и Бог с ним. Зачем "разной ерундой", даже если она гордость и народное достояние, своё серое вещество засорять. Но меня, если честно, даже не все эти перипетии жизненного пути нашего вымышленного героя интересуют, а тем более его материализовавшаяся мечта. Куда более важно понять, почему это произошло с тем, кто в силу всех существующих законов природы должен был быть совершенно другим, хотя бы в память о своих героических предках. Может в роддоме что–то перепутали, или мамаша правду об истинном отце своего ребёнка скрыла? А может оба родителя нашего "сиротинушки", погибли то действительно героически, да только на иной стороне? Это, конечно, банальные рассуждения, но они хоть как–то способны объяснить то, что происходит. И не только с нашим героем.Но из-за недостатка исходного информационного материала возникшие вопросы так и продолжают висеть в воздухе.

 И самое главное – всё рассказанное мной давно уже приобрело признаки обыкновенной мутации и эпидемии с общим названием "Де-жа-вю". Грустно от всего этого, потому что очень не хочется, чтобы в один прекрасный момент к тебе пришли домой и повесили на шею табличку с сакраментальной надписью :"Человек обыкновенный, мыслящий". А потом возили в клетке по просторам когда–то великой страны, как диковинное существо, которое несмотря ни на что отказалось мутировать, а потому подлежит сдаче на постоянное хранение в архив.Как раритет, сохранивший способность думать. И подчас это единственное, что у нас ещё не забрали, как те пароходы. Жаль…


                *    *    *

                Он понял истину одну:
                Корабль сейчас пойдёт ко дну,
                И с криком "пропустите… мать",
                Он первым бросился бежать.

                Мы думали: кино,обман,
                А это был наш капитан.
                Он предал нас,как третий сорт,
                И прыгнул с корабля за борт...

                А к нам, увы, пришла беда,
                И в трюмы хлынула вода,
                Сметая всё и всех с пути…
                И не спастись,и не уйти.

                Качался кто–то на волнах,
                А рядом был кошмар и крах…
                Спокоен был "наш" капитан.
                Весь экипаж погиб от ран….

                *    *    *

                Роман с камнем

 Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. А если за него берётся Иван Дурак, ждать и того дольше  придётся. Хотя,как доподлинно известно,далеко не каждый дурак таковым на самом является.Да и не в дураках порой дело, а в их жёнах. Интересные, кстати, периодически экземпляры попадаются. Можно сказать, неземные. Но обо всём по порядку.

 И так, было у царя три великовозрастных сына. Однажды позвал их царь к себе, рассказал о своих болячках и мечте желанной. Ведь ничто человеческое даже царям не чуждо. А здесь и мечта была самая что ни есть обыкновенная: внуков захотел понянчить наш царь-батюшка перед смертью. И потому дал он сынам своим по стреле и велел по ним жён себе найти. В смысле, куда стрела упадёт, когда её из лука рука царевича выпустит, там и искать невестушку надобно. И сразу под венец.И быстро–быстро внуков на поток. Ну, на худой конец, внучек.

 В общем, пока царь мечтал, царевичи делом занялись. Ох, и намаялись они сердешные. Предстоящая женитьба оказалась делом весьма  хлопотным. Указ то указом, но не царю же, а старшим братьям с жёнами жить.Вот потому пока по разным учётам их проверили(какого ли роду они-купеческого или дворянского, и есть ли у них, что за душой-казна–то царская прохудилась), неделя и прошла. А младший, Иван Дурак, побойчей всех оказался. То ли сказок разных заранее начитался, то ли умом совсем оскудел, но он особо не раздумывал, когда увидел, что сидит на болоте с его стрелой не лягушка–квакушка, а красавица писанная. Короче, с утра Иван стрелу пустил, а к вечеру уже и свадьбу сыграли.А когда формальности соблюли, Иван к молодой жене царский наказ по внукам выполнять. Да не тут то было,потому как новоиспечённая царевна и говорит:

– Не время, Иванушка!Давай других дождёмся.Не гоже нам в передовики выбиваться, когда старшие братья есть.Не поймут  они твоего рвения.Ох,не поймут...

 И согласился с ней Иван. Дурак он и есть дурак. А жена Иванова,как потом выяснилось,план коварный имела – самой в доме хозяйкой стать: и над царём–батюшкой, и над братьями, да и над Иваном тоже. А что для этого надо – правильно, соперниц со свету сжить. В общем, когда братья Ивановы своих проверенных жён к батюшке–царю привели на показ, она к царю уже в доверие и втёрлась. Глазками невинными моргает, губками резными песенки всякие весёлые напевает, а царь с Иваном уши и развесили. А что, говорят, новая царевна и впрямь права.Красота да приданое – это, конечно, хорошо, а что эти невесты проверенные ещё могут. Сами конечно, без чьей–либо посторонней помощи. Ну и объявил царь конкурсы разные: на лучший каравай, лучший танец….

 И как Вы понимаете, дорогой читатель, победительницей во всех ей же придуманных номинациях стала Иванова жена. А о других даже рассказывать стыдно. У купчихи каравай с мышьяком оказался, а у дворянки под бальным нарядом охрана царская пояс шахидки нашла. Жёны братьев старших кричат:"Не виноватые мы, нам это всё подкинули!" Да  царь мужик жёсткий оказался:"Казнить и всё тут. И не только их, а и сыновей старших".
 
 Не помогла родословная, когда вопрос о здоровье царя–батюшки встал. Правда, поостыв немного, царь запятую в своём указе "казнить нельзя помиловать" на другое место поставил. В смысле – помиловать, да поздно уже было.Палачи царские свою службу исправно несли и указ выполнили точно, то есть в первой редакции.

 Узнал об этом царь–батюшка и загоревал, да так сильно загоревал, что на следующее утро Богу душу и отдал. Даже внуков (или внучек) долгожданных не дождался. Вот рёву то было в том царстве–государстве. И траур. А как же без траура, не по–царски без него.

 Но всё проходит. Прошёл и траур. А здесь народ и вспомнил, что теперь на царстве Иван Дурак. А кто ж ещё, как никак, а прямой наследник. А жёнушка его, значит, царица. Но трон то один. Померший царь вдовец был, когда на царство садился. О двухместном троне не подумал. А жёнушка Иванова быстро это смекнула,в смысле, что тесновато на одноместном троне вдвоём сидеть будет. И решила она Ивана извести. Как? Да элементарно. Просто взяла и открыла народу глаза, что Иван-дурак , причём с детства ещё,от рождения А кто же хочет, чтоб им дурак правил. Вот и я об этом говорю – никто. Короче, подкрепившись поддержкой возмущённого народа, собрала жёнушка тайный совет и лишила Ивана всех царских привилегий. Всех и сразу. Правда, с оговоркой, что может Иван взять из родного дома на память всё, что сможет унести. Но до утра, потому что придут утром стражники, и выкинут его из царских покоев на улицу.

 Полночи проплакал Иван над свои горем, да делать нечего – стал он котомки паковать. А когда собирал свои вещи, случайно на узелок с вещами наткнулся, с которыми жёнушку свою неписанную на болоте нашёл. Узелок хоть и чужой, а руки Ивановы сами его враз и развязали. А там шкура жабья и фотографии разные.Иван как глянул на них, так чуть и не остолбенел, когда узнал, кого на самом деле в жёны взял. А сам про себя думает:"Вот почему оказывается бородавки у него на теле появились. С жабой он живёт, а не с царевной–лягушкой. А жаба хоть и с каменным сердцем, но прожорливая оказалась, как–никак, а родом из болота, которое всех засасывает…"

 Вот такая грустная сказка, дорогой читатель. Настолько грустная , что и советов давать не хочется. И так всё ясно. Или нет?

 Тогда прочтите сказку ещё раз, и лучше под бокал хорошего вина. А, уже лучше. Вот и я о том, что каждый из нас кузнец своего счастья.А какое оно будет – заранее надо думать, а не эмоциям отдаваться,чтобы потом на чужбине о прошлой прекрасной жизни не жалеть. Вот потому и говорят,что со светлой головой никакая жаба не страшна – ни своя, ни заморская...


                *    *    *

                Когда почти всё в жизни есть,
                И не хватает только малость,
                Я поднимаю тост за честь,
                Что у тебя, мой друг,осталась.

                За то, что столько зим и лет
                Вело тебя сквозь бури ярость
                И сберегло от многих бед,
                Посеребривши сверху малость.

                И пусть нас всех Господь хранит
                И помогает там,где надо,
                А жажда жизни вдаль манит,
                Сметая все с пути преграды…

                *    *    *


                Послевкусие или вместо эпилога

 Вот мы и добрались, дорогой читатель, до последних страниц. На многое, надеюсь, удалось взглянуть по–иному: где–то от души посмеяться, дабы здоровье своё поправить, а, может быть, и с более дальним прицелом – клуб долгожителей пополнить. Вы же помните, о чём мой знакомый по имени Фрэнки говорил, когда мы с кропинтарами разбирались. Обидно только, что путь то нами долгий пройден, а вот однозначного ответа на все свои вопросы, то есть осознания истины, мы так и не получили. И дело не в том, что плохо искали, но в том, что до её осознания (или познания, кому как нравится) мы с вами просто ещё не доросли. Истина ведь понятие многогранное, и, ощутив её аромат, с одного края, есть огромная вероятность полного разочарования, когда отопьёшь этой самой истины с другого места. А про похмелье, то бишь послевкусие от такого надкусывания или пития, я вообще молчу. Не верите, тогда слушайте, что мне мой знакомый по имени Фрэнки ещё рассказал.

 Зашёл он как–то на сайт одной известной во всём мире фирмы, а там подробный план дегустации, рекламы и продаж одного крепкого напитка на основе апельсинового или мандаринового сока размещён. А к тому плану ещё и подробные отчёты о проведении всей этой компании имеются. Оказывается, что известная фирма такие деньжищи в этот проект вбухала, что мама не горюй.А результат на выходе нулевой, или почти нулевой.И всё потому,что предлагаемый напиток тоже многогранным оказался, как и истина.

 Из тех отчётов ясно, что поначалу от того разрекламированного напитка такой аромат пошёл, что попробовать его на центральную площадь одной известной столицы  сбежался и стар, и млад, а сама дегустация превратилась в одну большую и многодневную пьянку.

 А люди всё шли и шли, как кошачье племя на валерьянку, и казалось им, что нет в этом мире счастливее, чем они. Правда, когда они пробовать тот напиток начали, он совсем не таким уж и приятным оказался, как его божественный аромат. А некоторые от того напитка даже, извините, рыгать начали, потому что им так стало животы выворачивать, что здесь уж не до дегустации было. Правда, когда уже в больнице или в других интересных местах им клизмы поставили да животы в придачу с мозгами промыли, так те пострадавшие быстро вспомнили, что им мудрые люди, как та Алёнушка своему братцу Иванушке,говорили.А они,оказывается, предупреждали их:"Не пейте вы того напитка заморского, в зависимость попадёте, потому что и не  напиток это вовсе,а фальсификат поганый,который мозги дурманит..."

 Так кто ж мудрых да профессионалов по этим напиткам тогда послушал. Да и не слушают у нас, когда очень хочется, а тем более хором, да ещё и на халяву. А когда даром, и под красивые тосты, не то что заморский напиток, хоть и из фальсификата, так и уксус доморощенный сладким покажется. К сожалению, проверено.К ещё большему сожалению – не раз...

 А что ж о послевкусии пишут в тех отчётах, спросите вы. Всех подробностей я, конечно, не знаю, потому что Фрэнки их ещё не дочитал. Да и не отчёты там, в основном, по этому вопросу были, а иски с требованием возместить моральный ущерб за осуществлённый обман простых обывателей. Много исков. Только Фрэнки говорит, что подавляющее большинство из них не то что без ответа, а вообще без какого–либо реагирования оставлены, потому как дегустация та не для халявщиков–обывателей делалась, а для избранных, которые в том напитке толк понимают. А халявщики на ту дегустацию сами пришли, добровольно, так что сами и виноваты.

 Вот такие вот дела, дорогой читатель. Вы, кстати, на той дегустации были, или сие действо вас не коснулось? А впрочем, какая разница, если дело уже сделано.
А потому,наверное, и мы поставим точку в нашем повествовании,но не в нашем поиске.В нём мы ставим запятую, потому что поиск истины продолжается. А найдём мы её или нет, будет зависеть только от нас самих.С тем мне хочется пожелать вам всего хорошего и обнадёживающе сказать:

До скорых встреч,всегда Ваш,Александр Ведов-Московский.


Рецензии