Щупальца спрута

                Иллюстрацию создал               
                ИИ ruDall-E   Kandinsky 2.1


Эндель много лет работал на телевидении, он был специалистом по ремонту видео камер и другой телевизионной аппаратуры. Человек он был разносторонний, занимался радио спортом, обладал обширными знаниями и хорошим чувством юмора. Эндель трудно подпускал к себе новых людей, жизнь его немало потрепала, и поэтому он был очень осторожен в своих высказываниях и разборчив в знакомствах. При всем при этом, у него над рабочим столом, на шкафу висела вырезка из газеты с большим коллективным фото портретом членов Политбюро ЦК КПСС.

 Я неоднократно обращал внимание на это нелепое украшение его рабочего места, и хотя никогда раньше не спрашивал его о назначении этой странной иконы, однажды все-таки спросил. Он с улыбкой ответил, что все эти люди - его любимчики, я подыграл ему и сделал вид, что принял его слова всерьез.

Далее, однако я спросил его о назначении наклеек в виде ромбиков с надписью „Maroc”, которыми в те годы так метили Марокканские апельсины. "Этих черных меток на лбах некоторых из моих любимчиков", с усмешкой сказал он: "Удостаиваются  этих меток только те из них, кто уже положил ложку". Затем немного помолчав, он добавил:"Скоро всем им светит получить по черной метке"...

Когда  более чем через 30 лет я вспоминаю об этом эпизоде, меня сильно удивляет сам факт того, что это сомнительное украшение, открыто провисело долгое время в помещении ремонтников, и никто из тех, "кто надо", так и не среагировал и никто из коллег не настучал "куда следует". А людей таких на нашем предприятии, непосредственно связанном с идеологией было предостаточно, уж поверьте…

Однажды я зашел к нему по делу. Эндель в это время говорил по телефону на финском языке, я решил не мешать ему и подождать до конца разговора. В конце разговора, он вдруг сильно побледнел и положив трубку, тихо выругался.

 Я спросил его:"Что случилось?" Он ответил, что Финн, с которым он только что говорил, ляпнул неудачную, хотя и безобидную шуточку про Брежнева и теперь ему наверняка придется расхлебывать это. Я честно говоря посчитал, что он преувеличивает значение произошедшего. Это в конце концов ведь не он высказался.

 Но уже через несколько минут ему действительно позвонили люди в штатском и предложили ему выйти и сесть в их машину, стоявшую рядом со зданием телевидения. Как я узнал позже, с ним провели профилактическую беседу, по поводу его телефонного разговора с финским другом.

 Через некоторое время он рассказал мне, что у него уже давно конфисковали радиоаппаратуру и лишили его лицензии на право заниматься его любимым, радио спортом. Эту информацию он поведал мне, сопровождая ее тихими проклятиями в адрес вездесущих работников невидимого фронта…

Позже я и сам без особого удовольствия сталкивался с органами. Один раз это случилось, когда я уволил человека, который прежде служил в органах в звании майора, но был по известным причинам уволен оттуда.

Он уже много лет был на пенсии и я ошибочно посчитал, что все это осталось в его героическом прошлом, но я сильно ошибся. Когда мне пришлось уволить его за регулярную пьянку на работе, мне пришло письмо из Комитета, с требованием объяснить причину увольнения работника цеха, П.

Я наивно спросил у своего начальника:"Почему  вообще я должен писать какое-то объяснение в КГБ, он ведь давно там не работает?" В ответ на мой дурацкий вопрос он объяснил мне, что те, кто работали в органах не рвут с ними все связи и тем более-навсегда.

 После этого он многозначительно посмотрел на меня. Я все понял и очень постарался отписаться в казуистических выражениях настоящего бюрократического языка.

Я написал, что тов. П. неоднократно попадавшийся на пьянке в рабочее время, и обещавший исправиться, так ничего и не изменил в своей жизни. Попавшись пьяным в очередной раз, он выразил желание уволиться. Ну а коллектив цеха принял решение не препятствовать его решению. Больше вопросов от компетентных органов ко мне не поступало.

Через несколько лет представитель военкомата предложил мне  собрать документы для повышения меня в звании. Я имел звание старшего лейтенанта, и мне светили погоны капитана.

Документы я собрал быстро, но дело застопорилось и надолго. Когда, мы вновь повстречались с подполковником из военкомата, инициировавшим эту процедуру, тот на мой прямой вопрос: "Ну что, звание так и не присвоили?" ответил утвердительно и опустил глаза.

Утвердительно ответил он и на мой следующий вопрос: "Наверное мои документы не прошли по линии КГБ?" Я понял, что мои любимые анекдоты и откровенные политические высказывания в кругу друзей и коллег по работе не стали тайной для компетентных органов. Нашлись добрые люди сообщившие, информацию "куда надо".

 Я же, будучи глубоко гражданским человеком, конечно очень сильно переживал по поводу отказа в присвоении мне очередного воинского звания и горько плакал по ночам  -  шучу!


Рецензии
Ув.Юрий! Ваш рассказ мне понравился! Жму на зелёный. Вы просили сообщть вам,
когда у меня появится рассказ про 19 век. Так вот, он появился - "Смотрины".
Приглашаю в гости. Мила Горина

Мила Горина   14.01.2014 17:44     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за сообщение,
Ваш новый рассказ обязательно прочту!
С уважением,
Юрий

Юрий Урм   15.01.2014 00:15   Заявить о нарушении