Водяной

Водяной дедушка, Водяник - хозяин вод в славянской мифологии.
Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы.
Водяной командует русалками и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное.

Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.
Образ водяного – один из наиболее распространенных и «любимых» на Руси.
Он сложен и полисемантичен. Водяной может быть и «живой» водной стихией, и «хозяином» воды (реки, озера и т.п.), и обитающим в воде нечистым духом, часто именуемым чертом.

Водяной – «живая» стихия воды – выглядит и ведет себя, в общем-то, так же, как озеро, река или пруд: он просыпается весной; радуется весной новоселью; когда вода в реке рябит – это сердится водяной; наводнение – свадьба водяных; мутный вал, несущийся по реке, – их лошади:

"Вощерма [река] вдруг зашумела, поднялась, вышла из берегов, и пошел по ней страшный вал, который на пути своем прорвал все плотины на мельницах, сорвал все мосты. Мужички поглядят на все разрушения по Вощерме да и примолвят: Дьяволы эти водяные! Небось не по-нашему разгулялись со свадьбой-то, да и поезд-от, знать, через горлышко хватил; вишь как разомчался!"

Рыба – традиционный облик водяного, хотя чаще всего он - то рыба, то человек; и рыба, и человек или ездит на рыбе. Любимый «конь» водяного – сом. По общерусским поверьям, водяной может быть человеком с рыбьим хвостом вместо ног. Кроме рыбьих обликов, водяному свойственны и птичьи. Чаще всего водяной бывает именно обитающей на воде птицей – лебедем, селезнем, гусем, точнее, человеком с гусиными руками и ногами.

В рыбьих и птичьих обликах водяного отразились естественные представления о том, что рыбы и водяные птицы – «хозяева» воды. Еще в I тысячелетии н.э. восточные славяне «нарицали реку богиней», а «зверя, живущего в ней», – богом.
Водяной – это наиболее почитаемые, отмеченные в поверьях существа, связанные с водой, – некоторые рыбы, водяные птицы.

 Водяной – «хозяин» дарующей жизнь и урожай воды, соответственно и «хозяин плодородия». По своей независимости, коварству, непредсказуемости водяной в поверьях соотнесен с чертом. Многоликий образ водяного как бы одновременно содержит в себе все стадии формирования представлений о водяном хозяине (от «живой» стихии и «бога-зверя в ней» – к «хозяину» стихии в человеческом облике), (Само название водяной появилось в России, видимо, не ранее XVII в. До XVII в. водяному соответствовали водяной нечистый, водяные демоны средневековых житий, повестей, лешая и водяная сила в заговорах XVII в.)

Излюбленные места жительства водяных – омуты (особенно у мельниц), водовороты, глубокие и опасные места на реках и даже «бездонные болота» и «провалы под землей», куда водяные уходят жить на зиму (вместе с русалками и утопленниками).
Отношения водяного с рыбаками описаны не очень подробно: традиционно водяного «кормят», угощают (крошками хлеба, остатками вина), бросают на воду табак и приговаривают: «На тебе табачку, а нам дай рыбки». Ему возвращают, кидая в воду, и первую выловленную рыбу или часть улова.

Водяной хозяин следит за своими владениями и требует соблюдения при ловле рыбы определенных правил. Он может забраться в невод, порвав его и спутав, если невод плохо починен или вязан в праздники. Он не любит шумных людей, не переносит, когда у воды поминают зайца, медведя, попа, дьяка, Господа Бога и вообще много и без дела болтают.

В целом же многоликий водяной не столько зол, сколько непредсказуем и двойствен, «играет» вместе со стихией воды; он существо столь же опасное, сколь и необходимое, как и сама вода.


Рецензии