Счастье -это деньги
Открыв глаза, она удивленно оглянулась вокруг: белые стены, белый потолок, люди в белых халатах. «А может, это и есть рай, а эти люди в белых халатах ангелы?» пронеслось в голове. Но дикая боль в груди вернула её к действительности: увы, она ещё жива, вопреки всем своим мечтам о скорейшей смерти! Так, где же она? И как она сюда попала? Главное, почему? Но истощенный от болей мозг отказывался ответить на её вопросы и они зависли в воздухе.
- Вам легче, ападжон?* - раздался ласковый голос и, снова открыв глаза, она увидела улыбчивую, миловидную девушку в белом халате. Она показалась ей знакомой до боли, но как она не силилась, не могла вспомнить, где видела её. С трудом разлепив иссохшие губы, только и смогла прошептать, «спасибо, мне лучше», и снова погрузилась в тяжелый сон…
На следующее утро снова к ней подошла эта миловидная девушка, чтобы поставить ей капельницу: и вдруг Гулджахон словно ударило током: так эта же та девушка, которую она сватала за сына, но тот, после помолвки с ней, познакомившись с дочерью какого-то богатого высокопоставленного чиновника, отказался жениться на ней, из-за её бедности.
- Прости меня, дочь, прости за все!- прошептала она.- Прости за моего беспутного сына!
- Ну что вы, ападжон, это даже хорошо, что он отказался жениться на мне, я нашла своё счастье, у меня растут сын и дочь! Вам не в чем себя винить!
Нурджахон вспомнила тот день, когда сын наотрез отказался жениться на Дилором.
- Зачем она мне, нищая?- отвечал Аслан на мольбы матери о том, чтобы он не опозорил бедную девушку, ведь о помолвке стало известно всему городу.
- Но нет уж, я только нашел своё счастье: деньги, богатство, тесть обещал устроить меня на хорошую должность!
- А тебе не противно, что твоя так называемая невеста гуляла чуть ли не со всеми мужчинами в городе?! - не выдержала мать. - А Дилором, хоть и бедная, но за то скромная, честная девушка с незапятнанной репутацией! Да и на работе её любят и больные и начальство. Очень добросовестная медсестра!
- Да кому в наше время нужна честь, хорошая репутация? - отпарировал сын.- А то, что она гуляла со многими, ничего страшного, и мне достанется! Опомнитесь, оглянитесь вокруг, в какое время мы живем! Сейчас главное в жизни - деньги, деньги, ещё раз деньги! Если они у тебя есть, ты самый уважаемый и честный человек с чистейшей репутацией, если даже наворовал все своё богатство!
- Как я пойду сватать за сына непорядочную девушку? - закричала Гулджахон в сердцах.
- О, за это можете не беспокоиться, ещё не хватало, чтобы вы меня опозорили перед моими новыми родичами своими обносками! Вы представляете себя среди этих уважаемых людей?! Они все будут в бриллиантах, золоте, в дорогих нарядах, а вы…
Аслан насмешливо оглядел мать с головы до ног: платье из выцветшего от стирок, ситца, такие же штаны, на ногах иринки*.
- Может, ещё всю нищую родню хотите пригласить на мою свадьбу? - съязвил Аслан. - Чтобы потом надо мной издевались новые родственники? Я лучше скажу им, что у меня никого нет!
- Не думала, что в старости меня будет стесняться мой собственный сын, в которого я положила всю свою жизнь!- голос у Гулджахон предательски задрожал, глаза были полны слез.
- Ладно, ладно, нечего нюни пускать. И на правду не нужно обижаться, какой бы горькой она не была! Вместо того чтобы порадоваться счастью сына, разводите сырость!- резко оборвал мать Аслан.- Я сам решу со свадьбой!
Разорвав помолвку с Дилором, Аслан женился на беспутной Зайнаб. Только Аллаху известно, что пришлось пережить бедной Дилором.
Обрадованный тем, что наконец-то кто-то решил жениться на его непорядочной дочери, отец девушки сам сыграл шикарную свадьбу в самом дорогом ресторане города. И он сам купил квартиру, машину для молодоженов. С того дня её сына Аслана невозможно было узнать: он стал таким спесивым, заносчивым, уже не якшался со своими бывшими товарищами из-за их бедности. Теперь его друзьями стали отпрыски высокопоставленных и богатых родителей, чем он очень гордился. Он даже стеснялся собственную мать, вырастившую одна троих детей, и очень редко заходил к ней. Невзирая на то, что он видел, как нуждается мать, а сам сейчас купался в деньгах, ни разу не предложил ей помощь: права поговорка о том, что чем богаче человек, тем он жаднее. А Аслан стал не только жадным, но и ненасытным. И повел за собой и брата и предложил ему жениться на разведенной двоюродной сестре жены с тремя детьми:
- На черта тебе нужны девушки?!- увещевал он брата, - за то перестанешь ишачить на базаре, будешь жить безбедно. У неё трехэтажный дом, полная чаша. А дети… С такой богатой родней вырастишь и десятерых детей!
И к великому огорчению Гулджахон, перед богатством не устоял и второй сын и последовал совету своего брата.
Теперь она осталась совершенно одна в трехкомнатной квартире, где мечтала нянчить будущих внуков. Но, увы… Человек предполагает, а Бог располагает. Единственная её дочь, родившаяся с пороком сердца, умерла в восемнадцать лет. Её муж Нурхон, устав от бесполезных поисков работы, уехал на заработки в Россию, чтобы прокормить свою семью, ибо Родина отказала ему даже в этой малости. Он не приезжал домой несколько лет, чтобы не тратиться на дорогу, экономить заработанные деньги для семьи, и не видел, как взрослели его дети, как старела от непосильных забот его любимая жена... Он не смог приехать даже на похороны своей единственной дочери… Сейчас его единственной мечтой было выучить, дать высшее образование своим двум сыновьям.
А она работала уборщицей в школе, а ночами шила на заказ, не доедала, чтобы выучить сыновей, дать им образование.
А потом пришла страшная весть о том, что Нурхон был убит зверствующими скинхедами… Но не было даже денег, чтобы перевезти его тело и похоронить его на Родине. А ждать помощи было не откуда. Так и похоронили его земляки на чужбине.
Оба сына окончили Педагогический институт - один факультет математики, другой - родного языка и литературы. Но по окончанию ни один из них не захотел работать по специальности на мизерную зарплату учителя, и решили заняться бизнесом. Может, бизнес громко сказано, они просто в несколько раз дороже перепродавали товар, купленный у дехкан по дешевке.
Вот там и среди так называемых бизнесменов, Аслан узнал о Зайнаб, и решил жениться на ней.
Однажды, когда утром подметала двор школы, Гулджахон услышала детский плач из мусорного бака: это был мальчик лет шести, одетый в обноски. Он весь посинел от холода, и его тощее тело дрожало, как осиновый лист. Гулджахон достала его из мусора и прижала к себе хилое тельце ребенка, чтобы согреть его. Тот плакал, не переставая. Гулджахон бросила метлу, и побежала домой с мальчишкой, выкупала его в теплой ванне, переодела в старые вещи своих сыновей, а ту рвань, что была на нем, выкинула в мусор.
Вот так у неё появился новый смысл жизни - третий сын Олим. По рассказам мальчика, его выкинули мать с отчимом, так как он мешал им пить, вести разгульный образ жизни.
И теперь она была не одна: она знала, что ей есть ради кого жить. Олим тоже оказался очень благодарным: он привязался к Гулджахон, которую полюбил как родную мать. По утрам он ходил вместе с ней, и помогал убираться, выносил мусор из классов. Да и дома пытался помочь по мере своих сил. Гулджахон очень полюбила мальчишку. Он пошел учиться в ту же школу, где она работала уборщицей. Учеником он оказался смышлёным и учился на отлично.
А собственные сыновья вовсе забыли о существовании своей матери: Их теперь интересовали только деньги, богатство, и любые пути их добывания.
- А сыновья ваши вас навещают? - спросила её однажды соседка Санобар.- Или у них вскружилась голова от их новой жизни?
Гулджахон молчала, потупив глаза. Ей не хотелось жаловаться на собственных детей.
- Главное, чтобы им было хорошо! Когда им хорошо, и я счастлива!- ответила она негромким голосом.
- А Дилшод хоть раз приводил к вам своего сына? – Вы в курсе, что его сыну скоро уже три года!
У Гулджахон сжалось сердце: внуку три года, а сын не соизволил даже сообщить ей об этом, не то, что привести внука к ней. И она узнает об этом от чужих людей.
- А у Аслана? - не выдержав, задала она вопрос.
- Вы же знаете Зайнаб. Она также гуляет налево, направо, а детей не хочет родить, чтобы не испортить свою фигурку.
- О Аллах!- Застонала Гулджахон.- Какие времена страшные настали!
Тогда она ещё не знала, что самое страшное её ждет впереди: В один прекрасный день к ней явились оба сына.
- Вы должны хоть теперь исполнить свой материнский долг! - в один голос заговорили братья - Вы же не тратили ни копейки на наши свадьбы! Но теперь мы нуждаемся в деньгах, так как крупно попали с партией героина и нужно откупиться!
- Откуда у меня деньги, разве вы не знаете, сколько я получаю, работая уборщицей в школе?- Вместо того чтобы поддержать мать в старости, вы требуете денег от меня?- заплакала Зайнаб.
- Выход всегда найдется, - заговорил Аслан - Можно продать вашу квартиру за приличную цену, она же находится в таком хорошем месте!
- А куда денемся я, Олим? - все так же плача, спросила Гулджахон.
- Да что вам осталось жить-то? Лет пять от силы… А может умрете и раньше… Ну проведете их в Доме престарелых, я уже договорился с их начальством, да и похоронят вас там сами. А мы ещё молоды, нам жить и жить! Вы же не хотите, чтобы ваши сыновья сгнили в тюрьме?
- Почему же мои сыновья не думали об этом, когда продавая героин, калечили столько судеб, губили столько молодых людей?!- закричала мать.- Разве я вас этому учила?! Для этого ваш отец отдал свою жизнь на чужбине?! Мы же вас выучили, дали специальность, хорошее образование, куда вы подевали все это?
- Надо же, она ещё вздумала читать нам нравоучения! - насмешливо сказал Дилшод. - Сейчас речь не об этом, а о том, как бы нас спасти от тюрьмы!
- У меня растет Олим. Он только перешел в восьмой класс, его нужно доучить, вывести в люди! Я за него в ответе!
- Да кто он вам такой? Подкидыш! А мы ваши родные сыновья! Так о ком вы должны больше беспокоиться?!- заорал как бешеный, Аслан.
- Выходит, что он мне роднее, вы вспомнили обо мне только теперь, когда вам понадобились деньги! Хоть бы раз проведали мать. Может быть, я уже давно лежала мертвая!
- Мне надоело слушать ваши глупости, собирайтесь, сейчас отвезем вас в Дом престарелых, нас уже ждут там. А Олим пусть благодарит вас за то, что вы вырастили его до восьмого класса, а дальше пусть выкручивается сам!
Он грубо схватил мать за плечи и вытолкнул за дверь. Испуганный Олим следил за происходящим глазами, полными слёз. Он не знал, как помочь матери, ведь он один против двух бугаев!
Гулджахон не помнит, что было дальше: она потеряла сознание. Но позже, в Доме престарелых ей рассказали о том, что её, бесчувственную, привезли сыновья и оставили там. Так как она долго не приходила в себя, пришлось вызвать Скорую помощь и отправить её в больницу. Она пришла в себя только через три дня в палате, которая в начале показалась ей раем с ангелами… А потом узнала Дилором, бывшую нареченную сына Аслана. Все дни у её постели сидел Олим, которому негде было жить: сыновья её успели таки продать их квартиру! Эту неделю Олим не ходил в школу и дежурил у постели матери…
Как-то в больницу пришла Санобар, чтобы проведать соседку. Она долго возмущалась поступком её сыновей, говорила, что не осталось ничего человечного в этом мире.
- Как они могли выкинуть на улицу собственную мать?! Но есть Бог на свете! Он всем воздает по заслугам: и Аслана и Дилшода вместе с прокурором, которому они дали деньги, вырученные за вашу квартиру, посадили на долгие сроки!
При этих словах Гулджахон лишилась чувств. И если бы не молящий голос Олима, она бы ни за что не вернулась бы к этой жизни.
- Мама, мамочка, пожалуйста, не умирайте! Не оставляйте меня одного! Не делайте меня снова сиротой!- кричал Олим сквозь рыдания. - Мы снимем квартиру, я заберу вас из Дома престарелых, и буду работать после уроков арбакешом на базаре. Я заработаю на нашу жизнь, только не умирайте, молю вас!
И она вернулась к жизни из чувства долга: чтобы не ожидало её впереди, нужно было жить ради этого мальчика, которого уже однажды предали самые близкие люди - родная мать и отчим. Второго предательства он не переживет!
И с трудом открыв глаза, она подняла онемевшую руку и погладила мальчишку по голове и прошептала:
- Не бойся, мальчик мой, я тебя не оставлю - прошептала она.
Олим, содрогаясь от рыданий, прижался к её груди…
Амаль Ханум ГАДЖИЕВА
Свидетельство о публикации №213112100516