Путешествие фабулы

9.11.2013г. 16:48
                ПУТЕШЕСТВИЯ.

             Перед автором лежит белый лист. Белый лист – это такое чудо, это такая ответственность и… вдохновение. //Ещё нет ничего, ни строчки, ни мысли… но неведомая сила тебя влечет и манит, подчиняет и забирает всю твою волю, силу, время…
           Чистый лист… это мобилизация всех твоих чувств, мыслей, действий. Легкий, творческий беспорядок моментально превращается в стогую структуру без каких либо оправданий  и оговорок. Изящная статуэтка, часы… как камертон….
            По академическим законам «правописания» нужно бы написать план, фабулу, действующих лиц, но воспоминания нахлынули, как майский ливень, заполонив душу

         
            Путешествие — это особый род занятий человеческих, позволяющий осознать себя таковым. Ведь по сути дела, в круговороте и заботах повседневности, ты просто забываешь о самом главном... причастности собственной к высшем...  Забываешь о бытии, поглощенный бытом, забываешь о собственной мечте и живешь рационально и умеренно, соответственно зарплате и кругу обязанностей... домашних, служебных, личностных...
            А вот путешествие...это совершенно иной мир..
            А путешествия бывают разные. В прошлое и будущее, по городу и по музею. Бывают путешествия организованные и по самостоятельно выбранным маршрутам. Бывают путешествие души и путешествие, в котором ты познаешь душу… свою, своего спутника… И в каждом - своя неповторимая  особенность, уникальные стороны.   
            Но, по большому счету – всё вышеперечисленное… это единое целое…
           Путешествие - это мир шокирующих и прелестных обстоятельств. Сначала ты поражен комфортом обслуживания и новыми впечатлениями. Потом ты шокирован, что в стоимость не включён трансформер и ты выброшен на улицу к безжалостно торгующим нувоаришем. Затем ты восхищён высоко звездочным уютом своего номера, но шокирован системой выкачки твоего биопотенциала. И это ежесекундно. Эмоции и чувственная твоя сфера накалена до предела и адреналин ну просто зашкаливает. Оторопь берет, что кому то всего этого не хватает и требуется горячительное.
            Но есть путешествия иного рода... Самопроизвольные, дикие, как принято считать.
            Наше же путешествие отличалось от дикости своей академической подготовкой.
            Мы отправлялись в высочайшие горы нашего ближайшего зарубежья, некогда — Союза — Памир. Наверное — этого и достаточно. Для сведущего человека.

            Но  для несведущего читателя — Памир, это просто непрекращающееся удивленное восхищение. Памир — или «Крыша мира», это грандиозный, удивительный горный массив с самыми длинными ледниками, самыми высокими плато и вершинами семитысячниками, самыми быстрыми и  сложными реками. Описать или посмотреть кинофильм о Памире — это лишь малая толика того драйва и восторга, которые может испытать человек. Не стоит себя лишать удовольствия неблагодарного тяжелого подхода и забрасываться на высоту вертолетом. Пусть на вертолете летит основной груз — железо, верёвки и  провиант. Здесь чуть поподробней... ибо это основа  жизнеобеспечения, залог успеха, здоровья, хорошего настроения.  Наверное, это не очень интересно просто читателю, но это необходимо для осознания сложности и необходимости фундаментальных знаний и соответствующей подготовки, воизбежании легкомысленного и необдуманного отношения к путешествиям - любым!!!.
          
         Железо - так называют альпинисты своё снаряжение, чуть насмешливо, но с тайным благоговейным суеверием, чтоб не вспугнуть удачу Хотя железо выполнено идеально, по облегченному и выверенному на надежность и прочность варианту из титана - легчайшего твердого сплава, самыми лучшими мастерами, проверенное на новейших технических макетах на грузоподъёмность, разрыв.
          И, безусловно -  верёвки... О веревках пел ещё Высоцкий и кажется, о их роли в нашей «горной» судьбе нельзя отозваться без преувеличения... Нить жизни, дорога в облака, надёга ...и сам господь бог….  Как только альпинисты не называют эту иногда единственно связующую их с жизнью, нить... Веревки с небольшой амортизацией и отдачей, которые при рывке почти не растягиваются, но комфортно пружинят при срыве, обеспечивая альпинисту безопасность - свернуты огромными бухтами и в сухом состоянии необычайно легки. Здесь их тонких репшнуров страховочных и основных, вспомогательных множество, в зависимости от высоты стены, которую собираемся штурмовать.
           …Продукты... Продукты в горах — это особая тема, можно сказать...даже симфония. О продуктах, любимых блюдах и их приготовлении альпинист может говорить без устали... порой довольствуясь лишь сухариком и кружкой чая... Хотя тщательности подбора рациона в нашем путешествии может позавидовать даже космонавт — те же счетчики калорий, микроэлементы, совместимость и пристрастие... но, всё в урезанном, по весу, варианту…      

           Итак, сопроводив всё самое тяжелое на вертолет, мы с облегченными рюкзаками, с палатками и провиантом на неделю акклиматизации и подхода к основным высотам, выходим в путь.  Байки, радостный визг, бега наперегонки, не смотря на тяжелые рюкзаки и стертые ноги, ещё слышны повсеместно. Но чем выше в горы, тем круче тропа, и слышно лишь тяжелое пыхтение, чертыханье и усталое нытье — когда же будет привал и отдых?!

          НО ГОРЫ НЕУМОЛИМО ТЯНУТ ВВЕРХ  и ты уже начинаешь отрешенно смотреть на своих спутников. Анекдоты повторяются, ты выслушал все их передряги и успехи на работе и дома, обсудил все хобби и все достижения мирового альпинизма... в общем... началось.... Начались горы... В собственном превосходном величии.
          Всё осталось далеко внизу: ахи и вздохи по поводу красоты, грандиозности гор, их непреступной первозданности, блистательности и мистической  даже боязни, а что таить... многие здесь остались навечно... 
          Грустное и великое рядом неразделимо…
         
          Вспоминаешь пустой, никчемный мир внизу,  претензии и пристрастия, и понимаешь, как измельчали наши души и дела.  И неожиданно  начинаешь ощущать себя homo sapience.
         Нет, нет! Не человеком «прямоходящим» - под тяжестью рюкзаков, на крутизне склона, ты скорее на трёх ногах - опираешься на айсбаль, чтобы хоть как то увеличить свою сопричастность с землёй.. Ты скорее, человек «сопящий» и мыслящий. Ты осознаешь, что у тебя два полушария, одно из которых отвечает и регулирует твоё пребывание на тропе, а второе неукоснительно требует впечатлений и эмоций, что крайне затруднительно. Усталость настолько тебя одолевает, недостаток кислорода, бешенный ритм сердца, что порабощает весь организм и вытягивает все соки для опорно — двигательного процесса, то есть, подъема в гору. А правое полушарие этак ехидно вопрошает — и ты думаешь, ты здесь первопроходец, или чабан поднялся со своей отарой в вечные снега и холода и наваял здесь тебе ... Стоп,, стоп.. стоп...
         И правда — горы, это странно подозрительно прекрасный мир.
         Мы знаем со школы про коррозию, эрозию почвы, формирование ландшафта дождями, ветрами, после ледникового периода и схода селей.
         Но господа, присмотритесь внимательно! 74
         Неужели эту стенку сотворила природа?! Это уникальный «карман», ниша, явно рукотворного производства. Камни различного размера столь убедительно пригнаны, составляя ровно отвесно вертикальную стену, поддерживающую идеально ровную поверхность этого кармана на фоне отвесных гор, что невольно думаешь, что это или поле для посевов, пастбища, или место для стоянки, жилица... Здесь обязательно удобное место для привала, защищенное от ветра, который в ущелье неумолим, обязательно есть каменный «стол» и валуны «табуретки», импровизированный водопровод, который начинает работать, когда солнце начинает растапливать ледники и замерзает ночью. Но это ещё не всё. На таких стоянках удивительные «видовки» - виды на горы. Здесь они самые впечатляюще грандиозные, вызывают самые смелые ассоциации, конечно — же небесные замки, какие то дороги в никуда, обрывающиеся в пропасть и вообще всего много удивительного. Но более поражают размеры. Камни сложены огромными блоками по метру, полтора высотой и просто возмущаешься — возможно, наши предки, жившие в горах, и были великанами, но ведь нужно подумать и о потомках: ну как мы по их стопам, с тяжелыми рюкзаками и с метр семьдесят ростом будем взбираться по этим громадам?!
            ….Ответ пришел позже — при путешествии в пирамиды Гизы — оказывается эти блоки соединялись весьма удобными ступенями, но были в процессе тысячелетий, войн и передряг утрачены, то есть разбиты и стерты с лица скалы... 7
            Но, господа дорогие, если проследить их путь, то безусловно...впрочем, пусть это останется тайной гор и их богов. Ибо их лики смотрят на тебя с таким невозмутимым спокойствием и беспристрастностью, что хоть молебен заказывай.   
           Впрочем, молебен в душе — как то надёжней...

           Но чтоб достигнуть таких высот сознания, необходим большой труд и опыт.
            И конечно же — тренировки. По 15 километров пробежки в день по километровому заплыву в бассейне и скальным лазаньем по выходным. Нагрузка колоссальная. Но и результат не заставляет себя ждать. А если тебе повезет с напарником в связке, который думает, чувствует и сопереживает с тобой наравне — то ощущения удваиваются и становятся реальной явью. Ведь горы — это непревзойденная высота и чистота. Здесь практически нет засоренного эфира, человеческих эманаций низкочастотного характера, Всё подлое, завистливое, хищное остается далеко внизу, и ты остаешься наедине с небом и горами.
             А твой спутник... это удивительный камертон.. С музыкантом ты слышишь музыку звезд, с козерогом чувствуешь камень и вечность, с рыбами и водолеями, как бог - проходишь переправы и ледники, слышишь мысли времен весьма отдаленных, с огненными знаками гороскопа — чувствуешь всполохи и молнии, как особую информацию, которую тебе дают... Но если, конечно, у тебя хватит сил, разума и образования это всё воспринять. Кажущаяся пустота и молчание вечности в горах — удивительная Симфония Вечности. Звезды огромными плошками висят у тебя над головой, солнце пульсирует каким то уникальным рудиментом, луна ну просто закатывается в палатку и ты невольно уступаешь ей место и своей душе — уникальная гостья! Сейчас это кажется невероятно — но там, на высоте … это единственная реальность, жизнь, очень глубокая, насыщенная, важная. Важнее жизни и смерти, важнее всего на свете. Но бывает особого рода попутчики… словно черные дыры. Это такие чудовища совершенно различного обличия. Они втягивают весь твой мир, поглощают душу и сердце… вот, кажется, сейчас выдадут тебе нечто…выдают, подразумевая вероятно нечто… а это ничего.. ну…в общем... черные дыры…          
      
          Но горы — это не только идеальный мир тонкой реальности. В замкнутом психологическом пространстве, при столь грандиозных нагрузках проявляются все качества и свойства человеческой натуры. Сначала устанавливается лидер — помимо административного руководителя и тренера выявляется неформальный лидер, затем душа компании, затем «мальчик для битья», отдушина, так сказать, попытка самоутвердиться слабым. Затем настает время для умника и звездочёта, лирика, практика и технаря, непревзойденного доки и книжника ... И, как хозяин положения — завхоз, распорядитель животами и аппетитами,  то есть душами нашего собратства!

              Ну вот, все роли розданы, места определены, симпатии и антипатии выявлены, а теперь идет голая техническая работа. Мы работаем по двойкам, меняя лидерство и ведомость, оттачивая каждый шаг на вертикальной скале, подтягивая груз и страхуя, замерзая на скале по нескольку часов. А затем ночью пытаемся отогреться за примусом и газовой горелкой, поя дифирамбы современным достижениям техники и электроники. Ботинки не промокают, на голову не сыплется изморозь — конденсат. Пуховки не мокнут — новая ткань гортекс рассчитана на нужные температуры и так далее. Но так было не всегда и многие ещё помнят все сложности...хотя ни отсутствие кислорода, ни гипоксию, горную болезнь ещё так никто и не отменил. Не смотря на все  успехи медицины — явные и сомнительные. А высота, после пяти тысяч метров — не шутит. Сердце выпрыгивает из груди после двух — трех шагов... Впрочем — о главном...
          Вновь с удивлением смотрим на представшую перед нами стену. Нам её нужно преодолеть. Но время уже к обеду и нам её не пройти. Под стеной ранее нас пришедшая группа, которая целый день разглядывает эту красавицу в бинокль и намечает маршрут. Нам этот маршрут явно не по вкусу. Не надежная это вещь — кулуар... Конечно, стена на подсолнечной стороне, здесь фирн - снег уплотненный, идти просто, наверное, замечательно. Но кулуар простреливается лихими камнями, которые с молниеносной скоростью врезаются,  как снаряды, чуть не долетая до нас. Мы невольно начинаем спорить. Наш руководитель — высокий атлет, преподаватель, взошедший на пик Ленина  в валенках и одной кошке, шипы такие, в студенческие годы - авторитет непререкаемый, героизм непревзойденный,  с удовольствием указывает на все слабые стороны  варианта наших соседей. Выход  ранним утром, как принято по академической программе, он считает не рациональным, скала не высокая 600 метров, ночи короткие, морозы не большие, опасность велика. И нам, как прирожденным скалолазам, более нравится вариант контрфорса, по жандарму, выступающим скальным ребрам, которые уступами, словно разрушенными башенками, тянутся до самой вершины.  Послеобеденное солнце многообещающе и мистично.
              И мы решаемся атаковать стену — успеем до заката! Ребята хорошо акклиматизировались, набрали спортивную форму и хорошо переносят высоту и сопряженные с ней нагрузки. Даже девчонки согласились на эту авантюру — горы всегда выше человеческих умозаключений и логических доводов. И мы, под аплодисменты наших соседей браво начали подъем. Усталость и натренированность нашей группы были равноценны. Отлаженные ,действия двоек, схоженность сделали наше восхождение просто красивым и увлекательным. Но угроза в горах вещь непрекращающаяся и единственно реальная. Лихие камни метеорами проносились и били рикошетом даже на контрфорсах.    Пришлось переносить маршрут с гребня жандарма на его правую сторону, куда не залетали камни. Но это осложнило проход и по времени и по физическим затратам. До вершины остается ещё так много, а солнце предательски уходит за гряду, тень, темная, как ночь может застигнуть в любой момент. Остановиться на ночевку на отвесной скале, где с трудом можно поставить ногу или рюкзак — практически невозможно. Руководитель в панике.
            И вдруг одна девчонка вдруг восклицает: «Да вот же  балкон!».
             В стороне, в метрах 50 была небольшая ниша, которую сложно, на первый взгляд, назвать балконом. Но если расчистить площадку от камней, то одна палатка войдет наверняка. Кстати, тут же удобные выступы, словно лестница к этому балкону — явно наблюдательный пункт за долиной древних жителей. Руководитель сомневается, но девчонка уверенно показывает и бойницы и норы для воды и провианта, возможно, она здесь жила в каком то из прошлых воплощений — настолько мир узнаваем и знаком, до мелочей  ...

            Невероятно, но факт... Много спустя,  стало очевидным и понятным многое.
            Путешествуя по Франции, побывав в замках на Лауре***, я встретила те же ощущения. На высокой скале - замок, острые башни, пики которых я видела на Памире, такой же балкон, такие же поляны - «карманы», такие же странные чудища, птицы, звери, но все в уменьшенном размере... Всё в мире не ново, всё в мире вечно и бесконечно, кроме человека, конечно, что то он быстро теряет свой облик и содержание...

            Как мы заночевали на скале, это отдельная повесть. А утром, когда солнце поднялось и отогрело наши души и рюкзаки оттаяли от скалы, буквально минут за сорок мы поднялись на вершину. Нет слов!!! Вот куда рвались наши сердца! Подобной красоты сложно даже придумать.  Величественное молчание вечных снегов, изящные, непреступные пики, внизу зеленые долины, к которым текли дорогами ледники с бисером каменных россыпей. Но самое удивительное – сам перевал. Он весь сплошь был завален плоскими камнями по 30-40 сантиметров. Ну почему все скалы как скалы, а это сплошь усыпана этими странными осколками какого то мира:! \словно тут что то стояло, а затем было разрушено такими пластинами… Я находила ниши, стены и башни, как мне казалось, и не уставала удивляться….Или это тоже шутка природы, загадка мироздания…
            А внизу нас ждал неожиданный сюрприз. Огромные каменные ванны были наполнены нагретой на солнце теплой водой и мы с удовольствием их использовали с точки зрения цивилизации по назначению … хотя с точки зрения романтики – несколько вандально : мы мылись, стирались, плескались, замирая от красоты  и восторга…
            Ох, писать - не описать…!!!\

              Перед автором лежит белый лист.
              Белый лист – это такое чудо, это такая ответственность и… вдохновение. Кажется,  вот строчки, вот мысли… но неведомая сила тебя влечет и манит, подчиняет и забирает всю твою волю, силу, время…
           По академическим законам «правописания» написаны план рассказа, фабула, обозначены  действующие лица, намечены характеры, выделена основная идея, нужно бы  вставки философского и психологического характера, пару анекдотов для потребительского спроса, побольше разговорной речи, добавить описательные и технические подробности, нести морально этическую подоплеку и …  но воспоминания нахлынули, как майский ливень, заполонив душу, захватив всю инициативу
            И как выясняется позже, рассказ переходит в повесть с неограниченным количеством страниц, листов, томов. Ну до чего же это увлекательное и ответственное занятие… сопутствовать путешествию во времени и пространстве, в памяти…впрочем, наверное это очень личное… попытка поделиться с понимающим тебя человеком… или просто наброски натуралиста…Существует конечно четкая академическая оценка…но… не существует мира, который бы эту оценку не довел до абсурда…при этом используя всё …до наоборот… инновация, господа, не понятый гений, нужно батенька, нужно.. ну вы же понимаете… (улыбка автора) Не грешу, не знаю и вам не советую…!!!


Рецензии