Человеческий фактор в авиации России

Прочитал в прессе:
«Выводы Межгосударственного авиакомитета (МАК) о причинах воскресной катастрофы Boeing 737 авиакомпании "Татарстан" оказались шокирующими. Пилот, как следует из расшифровки показаний бортового самописца, отключив автопилот, сам отправил самолет в пике. Такие действия летчика, по мнению специалистов, могут объяснить только психологи.»
И вспомнил, как сам мог стать жертвой человеческого фактора.
В конце марта 1978 г. мы с женой и двухгодовалой дочкой летели из Вильнюса в Нарьян – Мар на очередную встречу одноклассников.
Из-за большой задержки  с вылетом самолета из Вильнюса в Архангельск, на последний рейс  из Архангельска в Нарьян – Мар мы опоздали, а значит на торжественную встречу   одноклассников, назначенную на вечер того  дня в ресторане Нарьян – Мара, попасть не могли.
 В расстроенных чувствах я пошел в отдел перевозок аэропорта, спросить, не будет ли в этот день грузового рейса в нужном нам направлении?  Диспетчер выслушал меня, вошел в мое положение и решил  помочь. Позвонил куда то и сказал: «Вам повезло. Как раз сейчас на взлетную полосу выруливает грузовой АН-26. Жену с дочкой мы не возьмем, но вас отправить сможем, если вы готовы за пару минут по   снежной целине добежать до самолета. Я, естественно, согласился и побежал в указанном мне направлении.
  Начерпав полные ботинки снега, до самолета я, все таки, добежал во время. Меня провели в хвостовую часть самолета и предложили сесть на какой то ящик.
Когда самолет начал взлетать, я стал вытряхивать снег из ботинок. После чего облегченно вздохнул и осмотрелся. И тут у себя за спиной увидел колесо грузовой лебедки, с помощью которой, видимо, в самолет через люк под хвостовым оперением затаскивали контейнеры с грузом, стоящие на рельсах вдоль всего самолета.
Вдруг при наборе высоты, когда нос   самолета стремительно пошел вверх, колесо лебедки, сначала очень медленно, а потом быстрее, стало поворачиваться вокруг своей оси, а контейнеры на своих колесиках стали медленно сдвигаться в сторону хвостового люка самолета. Мгновенно сообразив, чем это может закончиться, я уцепился за рукоятку колеса и стал «благим матом» орать: «Помогите!».
Наконец, когда я уже сорвал голос,  один из членов экипажа, не спеша, приблизился ко мне и спросил, что случилось?  Затем, увидев, как я судорожно вцепился в колесо лебедки, он понял, что контейнеры не закреплены.
   Меня поразили флегматично произнесенные им после этого слова: «Молодец. Значит нам сегодня не судьба гробануться.» Я сделал вывод, что  «летун» Заполярья с таким «мелким ЧП» столкнулся не впервой и что он, как настоящий Россиянин, больше полагается на судьбу (Авось пронесет), чем на строгое выполнение служебных предписаний.
  Три или четыре года назад в морозное утро февраля я должен был вылететь из Шереметьево  в Нарьян – Мар, как указано было в билете на самолете Боинг 737. Судя по всему, для пассажиров нашего рейса Боинга не нашлось, поэтому посадку задержали на пару часов.  Наконец, подвезли нас на автобусе к стоявшему, явно не один день в закутке, засыпанному снегом ТУ – 134. Впустили в промерзший салон, после чего экипаж самолета и наземная техническая служба стали спешно готовить борт к вылету: Заряжать аккумуляторы, прогревать двигатели самолета и салон, обрабатывать самолет жидкостью против обледенения и т.д. В результате все иллюминаторы  в пассажирском салоне снаружи покрылись льдом.
Многие пассажиры с опаской наблюдали за суетной подготовкой самолета, но не один из них не счел благоразумным отказаться от полета в таком «полутемном корыте», как назвал наш самолет один из пассажиров.
Интересно, как бы поступили в такой ситуации авиапассажиры Скандинавии или Канады?
И может быть: из-за  готовности Российских пилотов летать, а пассажиров - улетать на чем угодно (лишь бы улететь), Россия является сегодня чемпионом мира по числу авиа катастроф?


Рецензии