Информированность - вера - знания...

В повседневной жизни мы часто путаем информированность со знаниями. Услышав краем уха нечто новое или прослушав лекцию, мы тут же заявляем: «Я знаю…» Вроде бы, что тут страшного? Ну, говорит человек «знаю» о том, о чём имеет поверхностные представления, да, и пусть себе говорит. Действительно, пока дело ограничивается словами, ничего страшного нет. Страшно становится тогда, страшно самому человеку, когда он начинает действовать на основе непроверенной информации, когда в своих действиях пытается опираться на собственные иллюзии. Тогда в его жизни наступает период ошибок. Ошибки, как вирусы, быстро размножаются в благоприятных условиях. Для ошибок нет лучше условий, чем наша невежественность – безусловная вера в собственную непогрешимость, которая зиждется на поверхностной информированности.

Реальность, в которой мы находимся, непрерывно меняется, о чём мы тоже частенько забываем. Что было хорошо вчера, не годится сегодня. Что приемлемо в одном месте, опасно для применения в другом. Изменения есть способ существования реальности. Вся совокупность её изменений формирует единое информационное поле. Мы, люди, непременная его составляющая: мы непрерывно пребываем внутри этого огромного моря информации.

Природа устроила нас так, что мы непременно воспринимаем всё, происходящие вокруг нас. Воспринимать-то воспринимаем, но осознаём только незначительную часть воспринятого. Эта часть у каждого своя. Только её каждый из нас может превратить в знания. НО… Мочь не значит делать. Не факт, что мы сделаем это. В чём-то мы останемся информированными, а что-то непременно проверим и начнём применять в жизни в качестве знаний. Путь к знаниям только теоретически прост, на деле он бывает долог и тернист.

Особенность нашего взаимоотношения с информацией заключается в том, что мы осознаём только ту информацию, которую готовы осознать, к взаимодействию с которой нас подготовила работа с предшествующей информацией. Начинается наше взаимодействие с новой информацией с осознания самого факта её существования. Происходит это лишь тогда, когда под воздействием информации наше внутреннее состояние меняется так, что мы начинаем осознавать эти изменения.

Почему осознание существования информации происходит в определённый момент, а не мгновением раньше или мгновением позже?
Внешняя информация непрерывно видоизменяется. Она следует за реальностью. Она влияет на нас. Она перестраивает нас, меняет наше сознание. Непременно меняются и свойства нашего «информационного фильтра» – нашей  возможности работать с той или иной информацией. Когда внутренние изменения, достигают «критической массы», происходит процесс осознания: «информационный фильтр» соответствует форме и интенсивности дошедшей до нас информации. В этот момент наше сознание «открывается» для неё: мы осознаём сам факт существования информации. Раньше информация пролетала сквозь нас, теперь она задержалась. Осознав, мы начинаем взаимодействовать с ней. Информация тоже меняет нас. Мы готовы к созданию образа, соответствующего ей. Чтобы мы ни делали в дальнейшем – отрицали информацию, тупо ретранслировали её, развивали и дополняли, всегда перед нами будет образ, рождённый этой информацией. Совокупность разных образов позволяет иметь нам собственные представления о мире, в котором живём. Примитивные представления приводят к примитивной, неинтересной жизни, вызывают массу поступков, которые имеют нежелательные последствия.

Анализируя принятую информацию, мы понимаем, что она не нужна нам полностью: какая-то её часть остаётся не понятой нами. В итоге мы выбираем только те её фрагменты, которые близки нам и интересны. Обычно это то, что мы рассчитываем использовать в жизни. Это та часть информации, которая созвучна нам, только её мы можем понять до конца.  В ней мы готовы осознать её содержание. У одного человека в сознании остаются информационные «глыбы», соответствующие крупным фрагментам реальных процессов. «Глыбы» нельзя обойти. Они требуют немедленной работы, иначе могут раздавить. Понимая это, человек усиленно работаем с «тяжёлой» информацией». А что делать? Это его удел: он не осознаёт существования более мелких информационных фрагментов. Другой человек развит до того, что у него в сознании только нюансы, в которых можно погрязнуть так, что не видны будут общие процессы. Сознание такого человека чутко реагирует на малейшие изменения вокруг. Он способен разобраться в сути любых житейских мелочей. Только поэтому разные люди по-разному информированы о происходящих вокруг событиях. Это разночтение имеется даже тогда, когда они принимают в этих событиях самое непосредственное участие.

Казалось бы, окружающий нас мир един, но он вызывает в сознании разных людей разные образы. Вместе все эти образы создают множество мозаик на одну тему. Информационное восприятие человека определяет минимальный размер элементов, из которых созданы его «мозаики». Влияет индивидуальное восприятие и на их цветовую гамму. Определяющим является общее состояние сознания. Накладывает свой отпечаток и наш опыт. Фактически, наше отношение к миру, наши взгляды и мнения на него – это зеркало наших знаний.

Деление информации на значимую и незначимую свойственно только людям. Для реальности любая информация важна. Любая информация есть её неотъемлемая часть. Поэтому реальность строга в плане информационного взаимодействия с людьми: у неё свои законы.
Мы не способны принять информацию, если мы не готовы к работе с ней. О нашей готовности можно судить по тому, насколько чётко мы формулируем вопросы. Насколько точен вопрос, настолько точен и ответ, получаемый нами. Вполне естественно, что на формальный вопрос следует и формальный ответ. На общий вопрос и ответ следует общий. И только тот, кто может связать общее с частным, получает ответ по полной форме.

Наиболее действенный способ приёма информации – приём «на чистый лист». Это случай восприятия новой информации так, словно она есть первая информация в жизни. Она не сравнивается с уже имеющимися знаниями. Пользоваться таким простым способом достаточно сложно. Постоянно мешает желание оценить информацию. Непременно хочется сопоставить её с информацией, полученной ранее. Мешает и устоявшееся мнение на тот или иной счёт. Обычно сомнения вызывает не истинность своего мнения и не достоверность информации, с которой сжился: сомнения вызывает новая информация. Редко возникает желание, проверить её. Зато всегда под рукой детский аргумент, работающий во все времена и при любых обстоятельствах: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Подобное отношение к новой информации отражает лишь «детский» уровень развития, «детский» навык работы с информацией.

Сказать, что информация принята, мы можем лишь тогда, когда образ, вызванный этой информацией, становится устойчивым. Он непременно будет меняться по мере работы с информацией, но всегда в дальнейшем этот образ будет нашим творением. Он настолько соответствует оригиналу, насколько полно и точно соответствуют наши представления первоначальной информации.

В повседневной жизни работу с информацией принято считать процессом однонаправленным. Предполагается, что информация только входит в нас и остаётся неизменной в закромах сознания. В реальности же мы – участники процесса обмена с информацией. Своим состоянием мы влияем на получаемую информацию. Приняв информацию, мы многократно «просеиваем» её, по-своему группируя её фрагменты. Иногда перерабатывает информацию под своё понимание. В дальнейшем мы работаем с тем, что сами и создали. При этом наша информированность по разным вопросам бытия определяется не объёмом выполненной работы, а подвижностью нашего сознания, его готовностью, воспринимать разную информацию. Степень же информированности есть результат точного, объёмного осознания первоначальной информации.

Без практического «зерна» информация не имеет для нас ценности. Без него она – только тема для разговора с друзьями и коллегами. «Зерно» не лежит на поверхности: оно спрятано внутри информации. Чтобы его отыскать, приходится «перелопачивать» много, казалось бы, ненужного материала. Какой бы сжатой и точной ни была информация, мы непременно найдём в ней нечто лишнее, найдём некоторое количество не нужного нам материала. Причина в том, что даже в отфильтрованной, оставленной для работы информации многое ещё нам «не по зубам», а точнее «не по сознанию». Эта информация была прихвачена, походя, на всякий случай. Она непонятна, поэтому мы и стремимся отбросить её первой. Оставшаяся в сознании информация дробится. Какие-то части выбрасываются в «информационный отвал». Информационные «драгоценные камни» подвергаются огранке. Именно они формируют и заполняют область нашего активного сознания. Через неё мы смотрим на мир. Через эту же область, через блеск нашей информированности воспринимают нас окружающие.


Область активного сознания неоднородна. В ней есть пространственные уплотнения, созданные образами, рожденными информацией. Эта область непрерывно эволюционирует. Образы, находящиеся в ней, непрерывно меняются. Они влияют друг на друга. Влияя, видоизменяют друг друга. Внешняя информация формирует в области активного сознания образы желаний. Находятся в ней и образы навыков. Вслед за ними появляется там и область веры. Она порождается нашим взаимодействием с информацией, которую мы не можем или не хотим проверить. Именно эта информация и становится фундаментом веры. Она побуждает нас к безусловному действию, к действию без каких бы то ни было сомнений и рассуждений.

Каждый человек обязательно во что-то верит. Вера для нас, как балласт для корабля: она не позволяет сознанию «перевернуться». Вера не позволяет новой информации «потопить» нас. Вера ограничивает наше сознание. Она делает его жёстким, малоподвижным. Она не позволяет нам с уважение относиться к тому, что произведено нами – нашим мыслям и нашим представлениям. Вера ориентирует нас на безусловную истинность внешних источников информации.

Через осознание нашего окружения, признание его ценности для нас мы выходим за пределы животного мира. Веруя, мы ощущаем себя сильными, уверенно берёмся за решение разных задач. Те, кто верят в правильность своих действий, чаще добиваются успеха. Без веры не было бы ни успеха, ни развития. Без веры мы крутились бы в сфере освоенных действий и представлений.

Мы устроены так, что можем поверить во что угодно. Верующему человеку не важно, насколько достоверна информация, в которую он верит, насколько рождённые ею образы соответствую действительности. Он верит безусловно. Для нас наша вера есть олицетворение истины. И лишь дальнейшие события нашей жизни покажут, насколько была оправдана такая вера. В поведении слепо верующего человека сливаются воедино логика, страх и житейская мудрость. Нет в нём только одного: нет проблесков человека-творца.

Живя верой, мы со временем превращаемся в создание, ограниченное своей верой. Наше поведение становится предсказуемым. Мы не противимся невзгодам. Даже если жизнь нас не устраивает, мы не пойдём на риск ради её улучшения. Как же, впереди нас ждёт нечто, не ведомое нам. Мы боимся, что не поймём его, не разберёмся в нём. Пока мы живём верой, мы не откажемся от её установок, не выйдём за ограничения, установленные… нами самими.

Вера как основа поведения оправдана на начальном этапе нашего развития. Она позволяет нам обрести первичные навыки, которые необходимые для существования среди людей. Веруя в своё окружение, мы копируем других людей. Поначалу это нам помогает. Будучи же возведённой в ранг истины, наша вера становится препятствием на пути нашего дальнейшего развития.

Массовые верования создают частокол условностей, якобы защищающий людей от посягательств на их свободу. Условности, защищая, ограничивают. Они замыкают внутри себя всех, объединённых общим предметом веры. Со временем каждый отдельный человек понимает, что его вера в общие идеалы превратилась в «индивидуальную клетку», в которой он сидит. Отныне он дважды лишён той самой свободы, за которую когда-то так ратовал. Рядом с верующим человеком всегда находится много таких «клеток». Они заполняют всё пространство общей веры. В каждой из них сидит человек, ограниченный «невидимыми решётками условностей». Создаёт эти «решётки» безусловная общая вера в общий идеал, некогда объединивший людей. Цементируют эти невидимые ограждения личные предрассудки. У верующего человека обязательно появятся такие. Они самым естественным образом рождаются общей верой в единый идеал.

Фанатичная вера вторична. Она покоится на положениях, сформулированных людьми. Такая вера является огромным препятствием на пути новой информации. Она «консервирует» человека. Препятствуя осознанию законов, по которым существует мир, она ломает человеку жизнь. Она ломает его отношения с действительностью. Информация, уплотнённая человеком до состояния фанатизма, становится непреодолимым препятствием на его жизненном пути.

Спасает людей от оков безусловной веры то обстоятельство, что влияние информации, которая легла в основу веры, со временем меняется. У нас возникает ощущение, что меняется информация, которую мы восприняли на веру. Отчасти это так. В большей же степени вслед за изменениями внешних условий меняемся мы сами. Меняется восприятие этой информации. Меняется отношение к ней. Вместе с изменением информационного пространства меняется и картина действительности в нашем сознании. Появляющиеся несоответствия вызывают у нас вопросы. Они вынуждают сомневаться в правильности собственного мнения и в правильности совершаемых поступков. Неудовлетворённость собой подталкивает нас к проверке фундамента веры. Интерес, подогреваемый желанием найти ответы на свои вопросы, иногда подталкивает нас на поступки, которых до нас никто не совершал. Порой даже инстинкт самосохранения отказывает нам. Мы забываем о возможных последствиях, забываем об обещанном кем-то наказании. Для нас «охота пуще неволи». Охота за ответами на свои вопросы.

Такое поведение заставляет вспомнить народную мудрость: «На дураках мир держится». Только из «неверующих дурачков» и вырастают уникальные специалисты, первооткрыватели и учёные. Пока умные оберегают или множат своё богатство, эти, рисковые дураки, ставя на кон всё то, что имеют, заглядывают туда, где сознанию умного места нет. Таких «дураков» не пугает, что они могут потерять последнее. В глубине души они понимают, что, кто не рискует, тот… не развивается. Не рискующий тем, что имеет, никогда не поднимется над собой сегодняшним. Лучшее – враг хорошего: не потеряв «хорошее» «лучшего» не получишь.

Сделав шаг за границу привычного, мы расширяем горизонты своего сознания. Мы вступаем в контакт с информацией, которая была недоступна нам ранее. Это позволяет приобрести новые навыки. Происходит это на фоне того факта, что эта информация по-прежнему недоступна другим людям, которые более осторожны. «Еретики», посмев сделать шаг за границу, установленную по согласию большинства, открывают для себя новый мир. Этот мир всё ещё неведом остальным людям. Посметь совершить подобный поступок тоже помогает вера. Только на сей раз это вера в себя. Это вера в свои силы. Заодно это вера и, в достижимость желаемого результата.

Сомнение в истинности установленных кем-то порядков, в их справедливости вынуждает нас внимательнее вглядываться в происходящее. Новая информация рождает стремление научиться жить самому, по своим представлениям. Это стремление подталкивает нас к самостоятельности. Нам уже хочет от своего имени общаться с окружающим миром, общаться так, как мы того хотим, а не действовать по чьей-то указке. С первого самостоятельного шага и начинается наше собственное индивидуальное развитие как человека разумного.

Без осознания каждого шага овладение навыками сродни дрессировке. «Память тела» позволит достичь довольно приличного уровня в конкретном деле. Только вот настоящим мастером нам не стать. У нас нет основополагающего навыка, взращивающего совершенство – навыка осознанного отношения к делу. Только осознавая, что мы делаем, почему и зачем, мы выходим на уровень мастерства. С этих высот нам открываются новые горизонты. На них нам открывается доступ к новой информации.

Полученные навыки выделяют нас из общей среды. Они делают это не хуже, чем наша внешность. Они могут стать причиной благоприятных изменений в жизни. Они же могут послужить поводом для зависти, неприязни и даже ненависти других людей. Они могут поднять нас над толпой, а могут превратить в изгоя. Если навыки приглянутся людям, мы будем востребованы как мастер. И тогда навыки выведут нас к достойному благосостоянию, а некоторых и к богатству.

В отличие от информированного человека человек умелый не прячется за словами. Став мастером он может открыто «быть», а не «казаться», следуя установленным ритуалам. Обычно это ритуалы, принятые среди людей той или иной социальной группы. Они не меняют человека. Они приобщают. Проблема в том, что, приобщая к некоему сообществу, они тут же ограничивают.

Осознанное развитие навыков непременно выводит нас на более высокий уровень развития. Это уровень знаний. Наши знания принадлежат только нам. Более того, они всегда сугубо индивидуальны: такой совокупности знаний, которая есть у каждого из нас, нет больше ни у кого.

Между информированностью, навыками и знаниями существует принципиальное отличие. Информированность рождает желание овладеть чем-либо. Навыки способствуют воплощению этого желания. Знания связывают воедино информированность и навыки. Они самым естественным образом вырастают из того и из другого. Без навыков, без практического использования полученной информации знаний нет. Отличие человека знающего от человека информированного проявляется достаточно явно. Информированный человек может рассказать о чём-либо. Естественно, сделает он это в своей личной интерпретации. Сделает он это так, как позволит ему его восприятие и его навык работы с информацией. Умеющий человек может выполнить заученную последовательность операций. Знающий же человек сам организует процесс, который выведет его на нужный результат. Знающий может не только рассказать, но и показать.

Знания каждый человек применяет творчески. Выстраивая свои действия в определённую последовательность, мы создаём процесс, ориентированный на конечный результат. При этом мы можем быть не информированы о законах природы, лежащих в основе освоенного нами процесса. Просто наша наблюдательность помогла увидеть, что одна и та же последовательность манипуляций приводит к одному и тому же результату. Когда мы опираемся на знания, то не только получаем повторяемость результата, но и имеем возможность, приходить к нему разными путями.

Ещё в древности люди считали, что без умения нет знаний. «Знать значит уметь» – говорили они. Человеку, творчески относящемуся к жизни, мало понимать суть явлений, вследствие которых он появился в этом мире. Ему недостаточно знать законы, по которым он живёт. Ему хочется научиться комбинировать их так, чтобы всегда получать нужный результат. Только из-за отсутствия знаний нищий рассуждает о богатстве, больной говорит о здоровье, а не умеющий любить – о любви.


Рецензии
Классно! Спасибо.

Анатолий Писцов   21.11.2013 11:17     Заявить о нарушении
Неожиданно... Спасибо Вам.
С уважением

Соколов Сергей   21.11.2013 11:26   Заявить о нарушении