Героический старлей Коленко

« …  В борьбе за Выборгский залив гитлеровцы использовали не только надводные корабли, но и подводные лодки. Одну из фашистских лодок потопил катер - охотник ст. л-а А.П. Коленко. Затонула она на сравнительно небольшой глубине и мы её потом подняли.  Свой трофей мы не скрывали от союзников. У. Черчилль обратился к И.В. Сталину с просьбой допустить английских специалистов осмотреть немецкую лодку с торпедой на ней. Англичане после осмотра горячо благодарили за эту экскурсию, особенно за ценные сведения о немецких акустических торпедах. Сталина это насторожило. Он вызвал меня и недовольным тоном спросил: «Кто разрешил показать англичанам торпеды с акустическими приборами наведения?» Я и подумать тогда не мог, что эти акустические торпеды мне припомнят и задним числом обвинят в передаче иностранцам военных секретов...»
                Адмирал Флота Советского Союза  Н.Г.Кузнецов. « Курсом к победе»

 

Рассказ о потоплении  германской подводной лодки U – 250  и о событиях  за тем последовавших, удивительная история,  в которой всё произошло не «благодаря» а « вопреки» и случилось то, чего ни как не могло случиться.

U -250 оказалась единственной лодкой кригсмарине потопленной на Балтике и разделившей трагическую  судьбу  68 лодок  Советского  Балтийского флота , 46 из которых погибли, причем где –  часто неизвестно, а экипажи считались пропавшими без вести.
Новая, постройки 1943 года, семисот тонная лодка, 30 июля 1944 ,  странным образом, оказалась в поливе Бьёрке – Зунд, между Приморском и островом Берёзовый, в совершенно не пригодной для действия лодок мелководной канаве, в милю шириной со множеством банок, мин, постов наблюдения, забитой многочисленным «москитным флотом».
Лодкой командовал  капитан Вернер Шмидт, 1915 г.р.,лётчик ,награждённый Железным крестом командир бомбардировщика ,успешно бомбивший Лондон и Москву .

U -250 , двигаясь по проливу, «выскочила» на лежавший в дрейфе МО – 105 (малый охотник) -  вооруженную двумя сорокапятками и глубинными бомбами, деревянную двадцати семи метровую лайбу, называемую «мошкою».
 Двенадцать часов. Команда «мошки» отобедав ,загорает и  купается , отмечая,  выпавший на сегодня День военно морского флота .С близкого расстояния подводная лодка всаживает торпеду в катер. Семеро спасшихся вплавь выгребают на Приморск. Радуются, и вместе с наблюдающим с берега начальством пребывают в непонимании произошедшего –  как это они могли на мину напороться.               
               
 Девятнадцать часов. На катере – дымзавесчике ДЗ-910 ужинают. Матрос Николай Бондарь подходит к борту выбросить пищевые отходы. Бачёк вместе с отходами падает из рук Николая .В прозрачной и спокойной воде под косыми лучами вечернего  солнца он видит идущую параллельным курсом почти под килём дымзавесчика подводную лодку Радиосвязи на катере нет, команда врубает сирену, начинает пускать ракеты , отчаянно семафорить и орать - «Немцы, немцы !!!» . На финских береговых батареях видят что происходит что то неладное и начинают отчаянно лупить по этому квадрату .

Под непрекращающимся огнём к орущим героическим балтийцам подходит МО -103 старшего лейтенанта Александра Петровича Коленко. Командир, не особо раздумывая, рискуя подорваться на собственных бомбах, отдаёт команду атаковать лодку на глубине 10 метров.
 Бомбы пошли!
 Лодка легла на грунт и «запузырилась». Коленко подумав, что продувается балластная цистерна, и что всплывшая лодка быстро с ним разберётся, повторяет атаку.
Бомбы пошли!               
 - Не каждый день немецкие лодки ложатся под бомбы - думает разгорячённый Александр Петрович и к ужасу своего экипажа, в третий раз заходит на бомбометание.
Бомбы пошли!
 Взрывом срывается рубочный люк лодки и в воздушном пузыре на поверхность всплывают шесть человек  во главе с командиром Вернером Шмидтом.

Лодка была тут же поднята, отбуксирована и 15 сентября поставлена в Петровский док в Кронштадте. Из лодки извлекли 46 трупов, шифровальную машинку «Энигма», карты, техдокументацию ,3 акустические торпеды Т-5.
 На допросах капитан Шмидт охотно давал показания и попросил разрешения спуститься в лодку …               

А дальше эту историю я расскажу, так как рассказывал очевидец событий дядя Коля - капитан третьего ранга  Моисеев Николай Александрович, служивший в то время флагманским связистом в Бригаде шхерных кораблей КБФ :
«….Капитан попросил разрешения спуститься в лодку за фуражкой, а то ему любимцу фюрера, без фуражки как то неудобно ехать в русский плен. Вернер рассказывая на допросах о лодке и уникальных торпедах , мороча головы раскрывшим рты особистам , молчал , что торпеды оснащены хитрыми дополнительными взрывателями для самоликвидации . Капитан фашистюга был ещё тот! Спустился в лодку, увидев там копошащихся над выпавшими со стеллажей торпедами лучших специалистов минно-торпедного оружия инженер-полковника Брона, капитана 3 ранга Баришпольца, инженер – капитана Саульского и старшего лейтенанта Шахновича, воскликнул:
 - Ах, господа, какая удача, что  вас то я и застал здесь!
 Отдраил лючок, щёлк - щёлк тумблерами, хвать – хвать ногой по корпусу торпеды – ничего не происходит.
 - Нихт арбайтен!
Фуражку натянул на башку , отодвинул обалдевших особистов и полез наверх по трапу  в плен.               
 Как потом - то оказалось, не сработала замечательная немецкая механика от многочисленных ударов, нанесенных Коленкой, не улетела на воздух лодка со своим капитаном, особистами, лучшими специалистами минно-торпедного оружия, Петровским доком и частью Кронштадта…»

Вот так славно закончилась эта история для всех, кроме адмирала Кузнецова, за показ торпед англичанам , пониженного сразу  на два звания, и посаженых за то же адмиралов Алафузова, Степанова и Галлера.

Далее процитирую большого забавника, известного описателя истории флота А. Бунича:
« …Что же касается самого Коленко, то поскольку его имя постоянно мелькало в следственных протоколах как лица, создавшего «эпизод преступления», то есть потопившего немецкую подводную лодку, его фамилию запомнили но в связи, с чем она упоминалась - забыли.
В итоге, у всех утвердилась мысль, что Коленко причастен к гнусной измене адмиралов.
Кроме того, в процессе следствия был распространён слух, что торпеды были похищены прямо с немецкого завода нашими доблестными чекистами, а мерзавцы – адмиралы провалили всю нашу шпионскую сеть, передав торпеды союзникам .При этом уже никто не мог понять, какую же роль тут играл старший лейтенант Коленко. В результате офицерская карьера Коленко была погублена. Его тихо выпихнули в отставку, и он долгие годы работал скромным художником - оформителем в Военно – морской библиотеке».
Грустный итог - Im Becher ersaufen mehr als im . (В вине тонет больше людей, чем в море )

На фото экипаж МО – 105


Рецензии
Интересный рассказ про военную правду. История - как было.

Александр Сергеевич Трофимов   13.05.2021 12:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.