Любовь в жизни великих людей. 1-20

I. Библейские времена

1. Царь Давид

То, что любовь может подтолкнуть человека к безнравственным поступкам, доказывает Священное Писание. Во второй книге Царств говорится о том, как прославленный и весьма уважаемый евреями царь Давид влюбился в Вирсавию, жену некоего солдата Урии. Чтобы избежать возможной ревности оскорблённого супруга, повелитель отправил его, выражаясь современным языком, в самую «горячую точку», и воин пал смертью храбрых. Как расценивать данный поступок с позиций нынешней морали? Да всё так же: налицо откровенный блуд, отягощенный использованием служебного положения в корыстных целях. Единственное слабое оправдание – жар страсти, который не чужд всем нам, детям божьим.

2. Царь Соломон

Назвать женщину лошадью – величайшая бестактность в нашем представлении. Однако иудейский царь Соломон уподобил возлюбленную кобылице своей «В колеснице фараоновой». Вот уж воистину земная любовь!

Секс – это выжженная африканская саванна, тогда как любовь – цветущие альпийские луга. Вспомним нежные слова возлюбленной царя Соломона: «Ложе у нас – зелень».

Царь Соломон сравнивал женские груди со спелыми виноградными гроздьями. Великому князю Владимиру, Красному Солнышку они, вероятно, казались сдобными пасхальными пирогам. Стоит и ли удивляться, что его причислили к лику святых!

3. Царица Семирамида

Ассирийская царица Семирамида построила Вавилон. Великий город, созданный волей женщины, оказался вместилищем всеобщего блуда и разврата.

Когда сердце женщины раскрылось навстречу трепетному чувству – она уже не надменная Семирамида, а жалкая рабыня любви.


II. Древняя Греция

4. Семонид Аморгский

Любопытнейшие наблюдения над женской природой содержатся в сатирических ямбах поэта Семонида Аморгского, жившего 2600 лет назад. Он классифицировал женщин на типы, выводя их характеры от различных животных или стихий. Нечистоплотные происходят, якобы от свиньи, хитрые – от лисы, верткие и крикливые – от собаки, ленивые – из земляных комьев, капризные и непредсказуемые – из морской волны, упрямые – от осла, похотливые и вороватые – от ласки. Тех красоток, которые, прихорашиваясь, день-деньской не отходят от зеркала, Семонид сравнивает с гривастыми конями, а уродливых проныр – с обезьянами. Все эти типы женщин, по мнению поэта, проклятие для мужей. Особняком он ставит лишь тех, которые произошли от пчелы: трудолюбивые, скромные, заботливые – вот «счастья дар» для семьянина!

5. Солон

Античный мудрец, поэт и законодатель Солон был отцом проституции. Он открыл публичные дома в Афинах, где легально продавалась женская красота. Как в первобытнообщинную эпоху, так и во времена Солона проституция имела еще крепкие связи с семьей. Мудрый законодатель запретил жене вступать в незаконные любовные отношения и разрешил мужу удовлетворять половой инстинкт с проститутками. Именно Солон утвердил «двойную мораль»: «свободная» любовь для мужчин.

6. Фалес Милетский

Когда отец чрезмерно привязан к своим детям, он потакает их прихотям и капризам, что в конечном счёте сводит к нулю эффект воспитания. Поэтому мудрец Фалес Милетский говорил, что не хочет иметь детей, поскольку слишком сильно их любит.

Завистливая дама, желающая всевозможных несчастий своим благополучным соседкам, не так уж неправа. Один из семи греческих мудрецов, Фалес Милетский, утверждал, что горести переносить куда легче, если ты видишь, «что твоим врагам жить еще хуже».

7. Сапфо

Мужчинам кажется, что женщины не могут существовать без них. Чаще всего это заблуждение. Однако сильный пол забывает о любовницах поэтессы Сапфо, пренебрегающих культом Афродиты.

8. Биант

Предчувствие любви не менее радостно, чем сама любовь. Недаром мудрец Биант утверждал, что самое сладостное для человека – надежда.

9. Царь Крёз

Надо окончательно спятить, чтобы исполнять все причуды капризной женщины. Такие подвиги не по плечу даже несметно богатому лидийскому царю Крёзу.

10. Эзоп

Баснописцы, начиная с Эзопа, подметили сходство человеческих характеров с повадками некоторых животных. Так, медведь стал олицетворением глуповатой силы, осел – упрямой гордыни, лиса – хитрости и коварства, овца - простодушия и послушания. Несколько наивное и не вполне научное деление на типы все же поражает своим образным колоритом. Недаром сказки о животных так любят дети: незамысловатые истории помогают малышам быстрее постичь мир и логику людских поступков.

11. Пифагор

Вне всякого сомнения, Пифагор был гениальным математиком, но его философские мысли вызывают удивление. Так, он полагал, что души легкомысленных людей перевоплощаются в птиц, а души невежд – в устриц. В качестве доказательства он приводил типичное женское объяснение: видите ли, ему неоднократно снилось, что сам он превращался то в петуха, то в верблюда. Конечно, петух – это домашняя птица. Но вот какое отношение имеет двугорбый «корабль пустыни» к морской ракушке? И следует ли из этого видения, что автор основополагающей геометрической теоремы – ветреный, глупый человек, кому на роду суждено стать после смерти пернатым существом?

У философа и математика Пифагора, одного из атлантов европейской цивилизации, была на редкость добродетельная семья. Его сын Телавг стал мыслителем и был наставником Эмпедокла. Дочь Дамо после смерти отца отказалась продать его книги, предпочтя бедность золоту, а жена Феано отвергла домогательства мужчин.

Пифагор делил человеческую жизнь на четыре фазы по двадцать лет: подростковый возраст соответствует весне, юность подобна лету, зрелость – это осень, а старость – зима. Подобное разделение, кажется, просматривается и в любви, которая бывает телесной, чувственной, разумной и духовной.

Еще Пифагор в древности отметил, что «распутство опасно в любое время года», а половой акт ослабляет человека. Эта истина не устарела: сегодня безудержный секс ведет к вырождению человечества.

12. Анаксагор

Дерзость сильного мужчины беспредельна. Когда философу Анаксагору ехидно заметили, что учёные занятия делают его недостойным общества афинян, он высокомерно парировал: «Нет, это афиняне вряд ли достойны моего общества!»

13. Еврипид

Женоненавистники вроде драматурга Еврипида – последователи доктрины отрицания красоты мира!

14. Сократ

Сократ не стал бы великим мудрецом, не будь женат на сварливой, несносной Ксантиппе. Семейный уют и благость убаюкивают порывы мысли.

К своей вздорной жене Ксантиппе Сократ относился поистине философски: принимал её как объективную реальность, спорить с которой человек не в силах. Действительно, как бороться с громом или грохотом водопада? Элементарно: заткнуть уши.

Не потому ли так широк и крепок пресловутый сократовский лоб, что ему не раз перепадало от скалки разъяренной Ксантиппы, сварливой жены философа?

Общеизвестно, что женой философа Сократа была склочная и сварливая Ксантиппа, которая сильно отравляла его жизнь. Но некоторые источники указывают, что у него была и другая жена, Мирто, - надо полагать, не столь взбалмошная. Таковы парадоксы человеческой памяти: в истории осталась вздорная бабенка, а добродетельную супругу никто не вспоминает.

Сократ водил дружбу с гетерой Аспасией. Платон любил гетеру Археанассу. Духовные учителя Греции ценили продажных женщин за их ум и образованность.

Гомосексуальная привязанность Сократа к юноше Алкивиаду не была чисто эротической. Философ просвещал ученика и всячески поддерживал. Так, свои награды за воинскую доблесть он без колебаний отдал молодому другу.

Бациллы нигилизма и сарказма всегда присутствуют в человеческом обществе, время от времени вызывая эпидемии. Сократ породил к жизни Диогена, а уж от него пошло племя деклассированных люмпенов, вроде нынешних хиппи и рокеров.

15. Федон из Элиды

В Древней Греции пленных на законных основаниях рассматривали как рабов и использовали для самых разных общественных нужд. Любопытно отметить, что будущий философ Федон (пленённый во время войны Спарты и Эллады) угодил не куда-нибудь, а в публичный дом! Потребовалось настоятельное ходатайство Сократа, чтобы Кретон и Алкивиад выкупили несчастного юношу.

16. Аркесилай

Обучение философии в Древней Греции предполагало не только наличие ума и таланта в ученике, но и готовности всячески услужить своему наставнику. Когда учитель Крантор влюбился в юного Аркесилая и спросил у того, может ли он рассчитывать на взаимность, то молодой пройдоха ответил: «Можешь взять меня и в качества раба, и в качестве жены». Когда Аркесилай, в свою очередь, возглавил платоновскую Академию, возмущению афинян не было предела: его наглость, распутство и склонность к мужеложству были притчей во языцех. Тем не менее, Аркесилай благополучно развращал воспитанников до 70 лет и умер из-за того, «что выпил слишком много вина», как писал Диоген Лаэртский.

17. Бион

Выбирая невесту, избегай крайностей: уродина, равно как и прелестница, не принесёт счастья. Как говорил мыслитель Бион: «Некрасивая жена будет для тебя истинным наказанием, тогда как красивой женой будут пользоваться многие другие».

Бион, блестящий философ-софист, был значительно хуже в нравственном отношении, нежели Ксенократ, Полемон и Кратет, которые тоже, как известно, не являлись образцами для подражания. Сын вора и проститутки, Бион с помощью науки выбился в люди, но так и остался хитрым, развращенным и совершенно беспринципным человеком. Он часто усыновлял молодых юношей, чтобы делать из них послушных любовников и выкачивать деньги под предлогом того, что у друзей все должно быть общее. Этот нечестивец, слывший отъявленным атеистом, перед смертью вдруг уверовал в богов и начал каяться в грехах, пытаясь обеспечить себе благоденствие и в потустороннем мире.

18. Менедем из Эретрии

Все аргументы закоренелых холостяков, противников брака, разбиваются одним-единственным высказыванием философа Менедема. Когда его спросили, следует ли мудрецу вступать в брак, он ответил: «Я мудрец и одновременно – женатый человек!»

19. Антисфен

Вступая в брак, вспомните мудрый совет философа Антисфена: «Жить необходимо с теми женщинами, которые склонны к благодарности». В этом случае мир в вашем доме будет долгим и прочным.

Пожалуй, кратчайший путь к счастью указал философ Антисфен: для этого достаточно быть справедливым и благородным.

Антисфен совершенно справедливо полагал, что у добродетели нет двойных стандартов, благочестие не дифференцируется по половому признаку, законы морали едины как для мужчин, так и для женщин. Это – робкая попытка поколебать идеологию патриархата и заявить о равноправии сильной и слабой половин человечества.

«Чистота крови». Данное понятие было известно в Европе задолго до Ницше и Гитлера. Древние греки частенько упрекали афинского философа Антисфена за то, что в его генеалогическом древе имелись фригийские корни. В сердцах он однажды воскликнул: «Матерью многих ваших богов была фригиянка!» Это действительно так. Современные исследования доказали: древнегреческие мифы во многом опирались на фригийские сказания!

20. Аристипп

Связь с порочными женщинами не постыдна до той поры, пока ты способен прервать это общение. Философ Аристипп, посетив однажды с учениками дом жрицы любви, высказался так: «Зайти сюда не является позором, позором будет, если ты не найдёшь в себе сил, чтобы отсюда выйти».

Отцовские чувства проявляются по-разному. Из трех своих сыновей философ Сократ не вырастил ни одного мыслителя, в истории даже не сохранились их имена. Зато Аристипп единственную дочь Арету обучил всем премудростям. Так, женщина стала одной из основательниц школы киренаиков, учение которых отличается редкостным оптимизмом и жизнелюбием.


Рецензии