Роман Русская душа Часть 1-6-3

Пожелтевшим березовым листом лето торопливо клонилось к завершению. Отягощённый плодами сад, как заботливая роженица, вынашивал срок для небывалого урожая. Это утро Шатров, как обычно, начал с обхода территории питомника. Остановился у старого неказистого дерева, плотно обвешенного грушевидными плодами. Нагнулся к почерневшему стволу и сокрушенно покачал седой головой. В центральной части штамба зияла сквозная дыра. Необходимо после сбора урожая корчевать. С сожалением достал из кармана кусочек мела и поставил в основании большой крест:
; Отжила ты своё. Отцвела и отплодоносила во благо людей. Теперь уступи место молодому подвою — проговорил Шатров и похлопал дерево по почерневшему стволу. Извлек из кармана рабочий блокнот и не спеша сделал запись: « Тридцать второе».
; Необходимо нанять трактор. В ручную мужики не справятся. Конечно, лучше молодняк посадить весной, а то вдруг бесснежная зима — вымерзнет. Но на долго ли я здесь задержусь, а хотелось бы, чтобы в обновленном саду осталась обо мне память. Решено — в октябре еду в питомник выбирать саженцы.
В конце аллеи появился возбужденный Николаич. Смахивая со лба набежавший пот, и, отчаянно жестикулируя, начал возмущаться очередной вылазкой неугомонных мальчишек.
; Опять пол дерева обтрясли «квакинцы» проклятые. Мало того, что потоптали ведра три, они еще большую ветку надломили. Что ни день, то налет. Съедят меньше — больше напакостят. Вот заряжу ружье солью. Влеплю пару зарядов. Пущай потом жалуются.
; Не горячись, Николаич. Сам пацаном что ли не был? По садам не лазил? Не нужно соли. Сегодня съезжу в школу — договорюсь.
; Будь добр, съезди, Дмитрич, а то никаких нервов у меня на энтих паршивцев не хватает.
 Многострадальная сельская школа. В 20 годы прошлого века она выполнила свое предназначение, став поистине оплотом всероссийского всеобуча. Молоденькие гимназистки углем выводили неграмотным старикам и детям на свежеструганных досках такие необычные слова: «Мы не рабы. Рабы не мы.». В школах проводились крестьянские сходы, на которых выбирались первые Советы. В школах дети учились грамоте и общению. Именно в них зарождались корни коллективизма и демократии. Корни, взрастившие грандиозное дерево под названием социалистическое общество. Общество справедливости и труда. Сельские школы... Именно в них летом 1941 года работали комиссии всеобщей мобилизации, поставившие под ружьё основу Красной Армии. Сельские школы, разрушенные войной и отстроенные вернувшимися из Берлина победителями. Сельские школы приняли на себя неразумные удары дикой перестройки и вредительские реформы нового образования. Запущение и прямое разорение вызванное полным не финансированием на протяжении двух десятков лет свели на нет все труды деятелей советского просвещения. Новые псевдореформаторы необдуманными и непопулярными решениями практически перечеркнули работу народного всеобуча, в попытке создать тупое и безмозглое стадо из некогда образованного и патриотичного народа. 2003 — 2006 год по стране закрыто тысяча девятьсот сельских школ. 2007 — 2008 года — закрыто две тысячи шестьсот школ. Правительство, бравируя, ставит задачи компьютеризации обучающего процесса, когда в сельских школах нет денег не только на мизерные зарплаты учителям, но и на то чтобы заплатить алчным энергетикам за свет. Сытый голодного не разумеет. Когда в зажравшейся столице высоко разрядные лицеи нанимают элитную охрану и строят крытые бассейны, на селе ученики дыханием греют руки, чтобы писать диктанты в заиндевелых классах. Одетая в старенькое пальто любимая учительница ходит по классу и читает стихи Есенина:
-Слухают ракиты посвист ветряной
Край ты мой забытый. Край ты мой родной.
Смахивая слезу, Мария Ивановна с горечью думает, как этим дрожащим от холода мальчикам и девочкам привить любовь к Родине. К этой стране — мачехе, которая прячет кусок хлеба от изголодавшихся по ласке детей. Не найдя ни единого стоящего аргумента, М.И с помутившимся взором вдруг застынет у окна и посмотрев на притихших ребят едва слышно сюродничает:
; Россия — страна безнадежных оптимистов, потому что все пессимисты уехали на Запад. У неё есть потенциал, есть будущее. За него надо бороться или... страдая жить.
В одну из таких школ жарким августовским днем приехал Шатров. С легкой грустью, припомнив что-то давно забытое, осторожно вошел в полутемный прохладный коридор и привыкшими к сумеречному свету глазами прочел простенькую табличку на расположенной в глубине второго этажа двери: «Директор школы». Не надеясь на результат, тихо стукнул костяшками пальцев.
; Войдите — раздался за дверью громкий голос.
В его радушном тембре угадывались нескрываемые интонации заинтересованности и какой-то затаенной радости от возможности так необходимого общения. Шатров открыл дверь. Пред ним сидела приятная дама. Указав на стоящий у стола стул, она любезно поинтересовалась:
; Здравствуйте. Вы чей папа? По какому вопросу?
; Добрый день. Я что еще на папу похож? - в свою очередь с балагурил развеселившийся Шатров. Ему вдруг стало невообразимо приятно от привычной строгости «просвещенных мыслей» сидевшего напротив преподавателя. Женщина смущенно бросила невпопад:
; Похожи. Так вы, мужчина, по какому вопросу?
; Уважаемая э..
; Наталья Алексеевна.
; Уважаемая Наталья Алексеевна, с недавних пор являюсь управляющим усадьбы «Яблонька». В настоящее время созревает неплохой урожай фруктов. Мне бы хотелось заключить со школой договор по сбору урожая. Условия таковы: почасовая оплата за ученика пятьдесят рублей, бесплатно десять кило фруктов сборщику за день сбора, обед и спонсорская поездка отличившейся бригаде в Тульский аквапарк.
Наталья Алексеевна сразу же отметила привлекательность данного предложения и деловито заметила:
; Каковы сроки мероприятия? Учебный год на носу.
; Сбор фруктов можно начать с середины августа. В сентябре совместить с уроками труда и домоводства с выплатой вознаграждения принявшим участие в сборе педагогам.
; Что ж заманчиво и вполне реально. Школе , как всегда, не хватает средств. Я побеседую с ребятами и учителями и сообщу вам результат уважаемый э...
; Виктор Дмитриевич. Запишите мой номер телефона.
Шатров протянул зардевшейся директрисе «Нокиа» и между прочим заметил:
; Хотелось напоследок попросить вас еще об одном одолжении. Поговорите с ребятами. Пусть прекратят налеты на сад. Объясните — неразумно собственный приработок ногами топтать.


Рецензии