Альби. глава 21

Стражник нехотя повернул голову. У него был вид смертельно уставшего человека. Анис присела и робко улыбнулась бледными губами.

Стражник вздохнул.

- Кто такие, и чего вам надо? – сказал он.

- Я из деревни, господин стражник. Хотела предложить господам свежую зелень.

Он молча поглядел на Анис и перевел взгляд.

- Кто с тобой?

- А, это… это жена брата. Она не здешняя, из Валенса. Там ведь побывали крестоносцы, вы слышали? Там творились страшные вещи. – Анис всхлипнула. – Вся семья убита. Вот только ей и удалось спастись.

- Срань господня! Недалеко же она убежала.

- А ей некуда больше идти.

- Так ли?

- Точно так, господин стражник.

- Как зовут тебя? – Стражник попытался  заглянуть Мари в лицо, но она вцепилась в края капюшона. – Она что, немая?

- О, нет, что вы! Она умеет говорить. Но то, что она пережила…. Она боится, господин стражник.

Тот усмехнулся.

- Оно и понятно. Зачем ведешь ее в замок?

- Так, может, работа какая подвернется. Мы люди бедные, лишний рот нам ни к чему. Вдруг работа будет…

- Ладно, - сказал он.

Они оказались во дворе, освещенном множеством факелов. Солдат здесь было намного больше, чем в обычное время в гарнизоне замка. Здесь стояла армия. Было шумно, дымно, пахло потом и лошадьми. На женщин стали обращать внимание. Анис торопливо повела Мари к главному входу, внезапно они свернули и по тропинке обогнули замок. У южной стены был разбит небольшой сад, окруженный глухой оградой. Они прошмыгнули бы мимо калитки, если бы та не отворилась с легким скрипом.

В летних сумерках девушка казалась молочно белой. Приложила палец к губам и пошла вглубь сада. Анис удержала Мари.

- Я жду тебя здесь, - тихо сказала она. – Помни, чем мы рискуем.

В саду было намного темнее. Мари испугалась, что потеряла свою проводницу, но тут между стволов мелькнуло платье, и Мари заспешила туда.

Сумеречная прохлада сада оборвалась в тесном коридорчике. Впотьмах они стали подниматься куда-то вверх по узкой лестнице. Двигалась девушка уверенно и совершенно бесшумно. Пройдя еще немного, они очутились в просторном зале с широким окном, забранным решеткой. Здесь не было ничего, кроме фрески на стене и пары десятков черных отдушин, идущих под потолком.

- Сюда.

- Что здесь?

- Дверь.

Мари провела ладонью по гладкой стене. Никакой двери она не обнаружила.

- Слушай.

Мари прижалась ухом к прохладной поверхности. С той стороны доносились голоса, один из которых, к великой радости, показался ей знакомым. Она перевела дух и стиснула кулаки, чтобы унять дрожь.

Второй голос был женский.

- Кто с ним?

- Это хозяйка, Бриджид. Она скоро уйдет, в это время она всегда оставляет его.
- Сколько у меня будет времени?

- Немного. Она пришлет лекаря, Кошона. Между прочим, благодаря ему рыцарь жив.

- Слава небесам.

Мари прислушалась. Бриджид все еще была там.

- Он вам кто? – поинтересовалась девушка.

Мари обернулась, но в темноте различила только бледное пятно лица. Ей не хотелось говорить о Жане с незнакомой служанкой, и в то же время безумно хотелось хоть что-то узнать о нем. Губы ее дрогнули.

- Он такой красивый, - мечтательно прошептала девушка. – Если бы я была знатной госпожой, я любила бы его всю жизнь. Красота такая редкость… Жаль, что судьба одинаково несправедлива как к красавцам, так и к уродам.

Мари наконец-то решилась.

- Ты прислуживала рыцарю?

- Да. Но всякий раз хозяйка была рядом, сверлила глазами. Не подпускала близко ни меня, ни других девушек.

- Как он чувствует себя?

- Уже встает. Но из комнаты никуда не выходит. Знаете, я думаю, ему очень больно. У него часто лоб в испарине и такие тоскливые глаза. Так бывает, когда человек страдает.

- Да… да…

Мари прислушалась.

- А я вас узнала.

- Что?

- Не бойтесь. Я никому не скажу. Вы – Мари, невеста графа.

В горле Мари пересохло.

- Бриджид выгнала вас, потому что хочет занять ваше место. Да, она такая, да-да-да.

Тут служанка замолчала и прижала ладонь к губам.

Мари слышала только, как колотится ее разбухшее сердце, и шумит в ушах кровь.

- Пора, - сказала девушка.

Между стеной зала и комнатой было небольшое пространство, где при необходимости могли разместиться двое солдат. Теперь тут очутилась Мари, в полном мраке, совершенно растерянная. Отступать было поздно, и она отодвинула портьеру. Жана она увидела сразу. Он полусидел в кресле, подперев голову рукой. На нем была белая рубашка, черные штаны и такие же черные сапоги из мягкой кожи. Волосы у него были короче обычного, а лицо тщательно выбрито. С каменным лицом он глядел в одну точку.

Мари вошла.

- О чем ты думаешь, сердце мое? – обратилась она к нему.

Он вздрогнул и странно на нее посмотрел.

- Мари?

- Здравствуй, моя любовь. – Она присела на корточки, обхватила его ноги. – Прости, что не всегда была с тобой.

- И ты прости меня.

- За что?

- Не знаю, просто прости. Так сердце мое хочет. Откуда ты?

Она небрежно кивнула назад и усмехнулась.

- Вон оно что… Я что-то подобное подозревал.

Мари чего-то напряженно ждала. Жан молчал, глядя на нее исподлобья.

- Я думал, никогда не увижу тебя, - произнес наконец он.

- Ты жив, Жан, жив. – Дрожащими пальцами она гладила его лицо. – Слава богу. Это подарок судьбы, не иначе.

Он поцеловал ее руку.

- Я многим обязан графу Дювалю, - сказал он. – И его дочери.

- Я знаю, знаю…

- Мари, что с Колеттой?

Она опустила глаза.

- Бриджид сказала, что моя жена погибла…

Жан говорил невнятно. Новое выражение появилось на его лице – смесь страдания и надежды. Мари уже приходилось видеть подобное, но когда и где?

- Это правда. Я была рядом.

- Где это произошло.

- В лесу. Недалеко от замка. Нелепая случайность. Откуда там взялись солдаты?
Жан облизнул губы, отвернулся от Мари и молчал несколько минут.

- Как…

- Ее убили из арбалета.

- Я отправил с вами рыцаря.

- Он отдал жизнь за свою госпожу. Но солдаты… они убили ее.

Жан опустил голову. Он как-то вдруг изменился. Теперь это был старый больной человек.

- Отбросы, чернь, - прошептал он, - без чести, без совести…

Мари видела его горе. Он был похож на человека, которому нечего терять, и поэтому желающего одной только мести.

- Мне пора, Жан. Никто не должен знать, что я была здесь.

- Задержись на минуту, - он вытянул вперед руки, Мари подошла, и он обнял ее тоненькое тело.

- Мне достаточно знать, что ты жив, - сказала она, стараясь сдержать слезы. – Что бы ни случилось, я всегда буду любить тебя.

- Ты как будто прощаешься.

- Нет, нет, моя любовь. Я рядом.

Мари склонилась и поцеловала его в губы.

- Я дам о себе знать, - пообещала она. – Жди.

- От кого ты скрываешься? От Бриджид? Ты живешь не в замке? Где?

- В деревне. Она недалеко от замка.

- Ты в безопасности?

- Да.

Она улыбнулась. Улыбка у нее получилась дрожащая, как солнечный свет в пожухлых кронах. Из-за двери донеслись громкие голоса стражников. Мари встрепенулась.

- Сюда идут!

Жан кивнул.

- Это Кошон, - сказал он. – Лекарь. Пожаловал мучить меня.
 
Она одарила его последним поцелуем и исчезла. Жан оказался один, как бывал один и прежде. Осталось неуловимое ощущение ее присутствия, ощущение подаренной и отнятой надежды. Снова наедине с собой, в плену у Бриджид. Снова седая борода Кошона, сухие прохладные ладони и чудовищный бриттский акцент…


***

В середине ночи Жан проснулся от неясного шума. Как будто орали тысячи глоток. Морщась от боли, он поднялся и направился к окну, что обозначилось бледным пятном в темноте.

Дверь распахнулась – и как он мог забыть о ней? – на пороге стояла Бриджид.

Она была полуодета, с распущенными волосами, слишком возбужденная. Но страха не было и тени. Она-то и сообщила Жану то, о чем он и сам догадался.

- Они напали на замок! Этого и следовало ожидать. Но у нас достаточно сил для обороны! Ты в безопасности, любимый, верь мне.

Жан не слушал ее. В темноте, довольно далеко, были видны красные сполохи огня.

- Бриджид, - позвал он. – Что это горит там?

Она быстро подошла. Пожала плечами:

- Откуда мне знать? Деревня, наверное.

- Что?..

Он задержал дыхание.

- А что здесь такого? Идет война. – Бриджид замялась, посматривая на зарево. – Жаль, конечно, но все несут убытки.

- Людей укрыли в замке? Хоть кто-нибудь спасся?

Бриджид сложила на груди руки. Нахмурилась. Постучала туфелькой по полу.

- Я не узнаю тебя, Жан.

- Ты меня и не знала. И возможности у тебя такой не будет.

- Звучит как-то угнетающе.

- К черту! Бриджид, прикажи принести мои латы. Все, что от меня требуется – быть сейчас там.

- Зачем ты это делаешь? – Она покачала головой.

- А ты не понимаешь?

- Кажется, поняла. Там все сделают и без тебя. Ты не выйдешь из этой комнаты.

- Прикажи принести оружие и латы.

- Нет.

- Сделай, что я сказал.

- Нет. Я люблю тебя.

- Это ничего не меняет.

- Я рада, что тебя волнует моя судьба. – Бриджид усмехнулась. – Я люблю тебя, Жан, но если будет нужно, применю силу.

- Ты думаешь, в жизни все будет так, как ты хочешь? Ты даже не представляешь, насколько далека от истины.

- И ты хочешь, чтобы я в это поверила?

- Поверишь когда-нибудь.

- Нет, Жан, ошибаешься. – Она рассмеялась – Я хотела тебя и получила.
Бриджид протянула руку, коснулась его лица. Она медленно приблизилась к нему, перестала улыбаться, губы ее дрогнули, глаза закрылись. Он смотрел на нее отчужденно. Ее рука скользнула по его плечам груди…

Она открыла глаза и посмотрела на него.

- Какой лед во взгляде… Можно замерзнуть насмерть, - прошептала она. – Хочешь уйти, любовь моя? Не торопись. Отец ничего не знает о нас. Но, если узнает, он будет не просто зол на тебя…


***

Мари бежала по полю. Она совершенно выбилась из сил, задыхалась. Во рту пересохло. Но страх гнал ее вперед, не давая оглянуться.

Позади слышался топот коней, и он все приближался. Всадники скакали с факелами, нагнали ее, окружили. Пламя выхватывало из тьмы их хохочущие лица, бешеные конские морды, кресты на одежде.

Всадники не спешили убивать девушку. Их забавлял ее страх. Ночная погоня возбуждала. Это в человеческой природе – ничто не приносит большего удовольствия, чем уничтожение себе подобного.

Один из всадников махнул факелом. Мари отступила. То же сделал другой. Мари отступила и вскрикнула. Она стояла в круге, и некуда было бежать. Тогда тот, что был ближе к ней, бросил поводья и спешился. Она все поняла и закричала от отчаяния. Ее передавали из рук в руки, одежда на ней рвалась с треском. Мари кричала, закрывала лицо руками, чтобы не видеть искаженных лиц солдат.
И вдруг все прекратилось.

Мари лежала на земле. Перед ней стоял конь, бледный в ночной темноте. Всадник наклонился и протянул  ней руку.

- Испугалась? Ничего, все прошло. Тебе повезло, нимфа, - мягко сказал он.
Мари не спутала бы этот голос ни с каким другим.

Она приняла его руку и потеряла сознание.

Ей показалось, что она очень долго спала. Солнце било в глаза, легкий ветерок обдувал лицо. Оказалось, что она лежит под навесом. Тени от него были желтые, с двух сторон из сухой земли пробивались виноградные лозы. Небо заголубело, когда Мари взглянула на него и прищурилась от света. Где-то в стороне слышался отдаленный шум.

- Все хорошо, госпожа? – услышала она чей-то голос.

Возле навеса стоял оруженосец. Улыбка сияла на его светлом лице. Мари вспомнила все, что случилось ночью, и похолодела. Опустила глаза вниз. Платье на ней было другое.

- Что там за шум? – спросила она.

- Не беспокойтесь, вам не причинят вреда.

Несколько минут Мари сидела, подтянув колени к подбородку. Что-то не вязалось в ее сознании в логическую цепочку. Но потом она поняла, что шум, похожий на морской прибой, не что иное, как шум битвы.

- Пойдемте, - сказал оруженосец.

- Куда?

- Сейчас вы все поймете. Прошу.

Мальчик взял ее под локоть, и они углубились в лес. В широкой листве свет дробился на осколки. Тени удлинились. Вскрикивали невидимые птицы. Мальчик остановился.

- Дальше я не могу вас провожать, - сказал он.

- И что же мне делать?

- Идите вот по этой тропке.

- И все?

- И все.

Мари только развела руками. Во всяком случае, убивать ее не собираются, это могли сделать и раньше.

- Спасибо, госпожа.

Мари обернулась.

- Мне было приятно поговорить с вами. Вы очень красивая.

Тропа, по которой шла Мари, была едва приметна. Деревья превращались в настоящие гиганты вперемешку с папоротниками, которые переливались влажным блеском. К шуму листвы и птичьим трелям добавились новые звуки: шипение, жужжание, треск. Жара была такая, что шея Мари взмокла под шапкой волос. Ей казалось, что идет она очень долго, но ничего не происходило. Появление рыцаря смутило Мари. Он сидел на земле, прислонившись спиной к дереву. Меч его лежал под рукой.

Когда она остановилась, он широко улыбнулся.

- Здравствуй, моя нимфа, - сказал он. – Вот ты и вернулась ко мне.

Она опустила глаза. Все так же улыбаясь, он подошел к ней и порывисто обнял.

- Что ты делаешь здесь? – спросила она.

- Вот, жду тебя, Мари. Очень хотелось показать тебе этот лес. Красивое место.

- А тебе кажется, что ты над всем смеешься, Симон?

- Ну, какой-то предел все-таки есть.

- Спасибо и на этом.

- Когда ты злишься, ты еще красивее, Мари, - сказал Монфор. – Не забывай, теперь ты кое-чем мне обязана.

- Впрочем, как и раньше.

- Да, - он провел ладонью по ее волосам, шее, плечам. Она закрыла глаза. – Ты моя, Мари, запомни это хорошенько. Больше не убегай от меня.

Он поцеловал ее губы.

- Больше никогда, слышишь?

- Симон… Симон, я ходила кривыми, окольными тропами, - сказала Мари. - Разные звери встречались мне, но все они менее опасны ваших крестоносцев, Симон де Монфор…


Рецензии