О грибах и кабанах

               

   Однажды ,  заблудившись в лесу во время очередного похода за грибами , я твердо решила: « больше ни-ни , ни  ногой…».Но как тут усидишь , когда на рынке появляются грибники с ведрами опят, маслят и прочими белыми и черными.

   Первый раз , давно это было, мы отправились с мужем за сморчками. Был апрель. Снег едва растаял. Прошлогодняя  листва не шуршала под ногами, а прилипала к сапогам. Муж - грибник опытный и часто бывал в тех местах. В деревне , куда мы приехали  к своим приятелям ,  никто никогда  не собирал эти  ранние грибочки. Мы были первыми.Поначалу я удивилась: как же неприметны эти сморщенные создания. Но немного присмотревшись, с азартом  бросилась их собирать. Вернувшись , мы похвастались своим « урожаем», но никто из хозяев не проявил  к нему никакого интереса.

 К вечеру мы ,как и положено , отварили  свои грибочки , пожарили , сварили картошку  и  все удовольствием  поужинали. Приехав  в следующий выходной , чтобы опять прогуляться по лесу, вдруг с удивление обнаружили , что местные жители  деревеньки дружно отправились за сморчками , хотя раньше их презирали . Оно и понятно , в грибную пору в этих местах полно и «благородных» грибов - подосиновиков, подберезовиков, белых…

***
  Но заблудилась я  много позже , года два назад . Мы выехали в лес на машине и старались забраться подальше в безлюдные места . Погода была пасмурная, пошел дождь.  Но мы смело отправились на «охоту».  Вскоре я   промокла и ,не найдя ни одного грибочка, решила вернуться к машине.
   -Найдешь?- с сомнением спросил муж.

  На обратном пути  мне попалась такая красивая парочка беленьких, потом еще и еще .В общем , когда я распрямилась с небольшим головокружением , то обнаружила ,что не знаю в какую сторону идти. Лес кругом одинаковый, солнца не видно.

   «Так, стоп, только без паники», - сказала я себе. Попыталась аукать - тишина. Где-то послышался шум  автомобиля - значит дорога недалеко. Через плечо у меня висела небольшая сумка . В ней кошелёк, валидол, телефон. Уже легче. Правда , в этих местах связи не было. А если бы и была, как я сообщу мужу свои координаты - мол , я тут , в осиннике.   И я пошла прямо, надеясь  найти любую дорогу.
 
   Наконец-то, вот и дорога. Встретив двоих грибников , я  оживилась. Пройдя ещё километра два по этой дороге, увидела  нашу машину, выйдя к ней совершенно с другой стороны. Недаром говорят ,что в лесу «леший кружит». Оказывается , при ходьбе  правая нога делает шаг немного больше ,чем левая. Вот и получается, что человек в лесу ходит как-бы по кругу.

***
   Однажды приятельница соблазнила нас проехать по её грибным местам в другом районе. Хотя в нашей черноземной полосе на Тамбовщине  везде лес распрекрасный. Мне доводилось бывать и в Карелии  , и в белорусских лесах. Но наш  лес самый лучший! Так вот. Отправились мы  на это заветное место, которое так заманчиво описала нам подруга.

  Оказалось, что там когда-то  был  учебный  полигон - стрельбище  для курсантов военного училища. В кустарнике   мы частенько натыкались на какие- то железяки ,заросшие травой. Попадались и грибы, конечно. Но  было  как-то  неуютно и тревожно. Вспомнилось, как когда-то в  далекие студенческие 60-е годы,  мы по осени ходили за грибами в  Лемболово , в дачном поселке под Ленинградом. После войны прошло всего-то и ничего, лет 20. И в тех лесах нам  часто встречались следы войны – мотки колючей проволоки, разбитые орудия…

   А опасения относительно бывшего полигона оказались не напрасны. Спустя год мы узнали, что в тех местах  было  обнаружено несколько неразорвавшихся снарядов.

***

    Грибным « барометром» для нас всегда был рынок. Появились там грибы - ноги в руки и  в лес!  В прошлом году ,  а в этом особенно , был урожай на белые польские. Иногда столько насобираем ,что потом их дня два обрабатываем. Белые , конечно , замораживаем. Порежем их - и в прозрачный контейнер. Лежит такая коробочка и глаз радует. А аромат бесподобный!

   Белые грибы идут в наше любимое  блюдо - жаркое в горшочках.  Только  все компоненты надо обязательно обжарить, а потом слоями  укладывать – мясо ,грибы , картошку, лук. Затем, залить мясным ( грибным) бульоном с томатным соусом и в духовку.

  Черныши  предварительно  надо сутки вымачивать и солить с  листочками  вишни , смородины и папоротника. Есть черныши можно через 40 дней со сметаной и луком. А ещё в старинной кулинарной книге Елены Молоховец я вычитала, что сушеные грибы можно перемолоть в муку и применять её при приготовлении различных соусов ко второму блюду.

-***
   В этом году мой любимый месяц сентябрь был как никогда дождливым и опять ,как и прошлой осенью, необыкновенно грибным. В выходные дни машины вереницей двигались в сторону леса. Но нам удалось  выбраться в будний ,погожий денёк. Муж - бывший охотник и хорошо знает здешние места. На этот раз мы  заехали в такие глухие места, что наша «Нива» уже с трудом преодолевала разбитые дороги.
 
  Я не очень-то фанатичная сборщица грибов. Мне надо не спеша побродить по лесу, полюбоваться красотами осенней природы, посидеть на поваленном дереве, слушая пение птиц , сделать интересные снимки. И как-то обо всем забываешь , а главное о том , что в лесу надо быть осторожным. В этом году  было много змей и клещей. Иногда попадались следы лосиной жизнедеятельности , разрытая кабанами земля и клочки их шерсти на деревьях.
 
   В этот раз мы решили собирать только белые грибы , проходя мимо стайки опят и прочих маслят .Собрав ведра три и уложив их в багажник , мы решили возвращаться. И вдруг муж  заявляет:
   -Ты посиди тут, а я ещё одну «ходку» сделаю.

   И схватив пакет, умчался в чащу. День был  тихий , солнечный. Я не спеша бродила вдоль дороги ,разгребая палкой в придорожных канавах траву, где притаились  красавцы беленькие грибочки, тихонько напевала. И вдруг  услышала за спиной какой-то непонятный треск. Обернулась – из кустов , метров в двадцати от меня , выскочили , как мне показалось , две черные собаки. За ними ещё и ещё . «Да это кабаны» - вдруг с ужасом сообразила я. Целое  стадо  с огромной скоростью  перебегало дорогу . Я  постояла немного, ошеломленная этим зрелищем и побрела поближе к машине.

  Когда вернулся муж , я  тут же доложила  ему об увиденном. Он как-то равнодушно меня выслушал. «Не поверил»,- решила я и ,забравшись на заднее сиденье, накрывшись куртками, продремала всю обратную дорогу.

  Поздно вечером, когда мы перебрали все грибы и я, наконец-то , добралась до дивана , муж уселся за компьютер  просматривать записи с автомобильного видеорегистратора.
  -Иди, смотри ,- позвал он меня.
На экране «мои» кабанчики в количестве двадцати пяти штук  дружно пересекали дорогу…


Рецензии
Ваш интересный рассказ, Ирина, навёл меня на воспоминания.
Однажды, лет десять назад, я тоже поехал с приятелями по грибы. Небо к этому времени дня затянуло тучками, но я так увлёкся сбором, что и не заметил, как заблудился в лесу. Аукал - всё бесполезно. К тому же и ориентир потерял. Раза два забирался на самые высокие деревья, чтобы увидеть опорные столбы ЛЭП - там находилась наша машина. Увидел и поразился, как же далеко я забрёл. Тут ещё дождичек начал накрапывать. Каким-то чудом, совсем обессилев, добрался до машины. С ужасом вспоминаю теперь тот случай.

Леонид Николаевич Маслов   31.01.2015 10:57     Заявить о нарушении
...И все равно по осени опять отправимся на грибную "охоту"...

Ирина Тымчук   31.01.2015 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.