5. Экскурсия. Университетские рассказики

Экскурсия.
(Университетские рассказики)


       Руководствуясь личным студенческим опытом и народной мудростью, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», я, с согласия зав. кафедры, переработал программу лабораторных работ для групп студентов, с которыми лично занимался, с целью высвободить по каждой теме два часа для проведения экскурсии на профильное предприятие по каждой изучаемой теме.

  Благо в советское время промышленность нашего города считалась раем для изучения материаловедения. В городе имелись предприятия по всем видам горячей и холодной обработки металлов, включая производство композитных материалов из металлокерамики. Деревообрабатывающие комбинаты, производящие древесные материалы для строительства,  древесно-стружечные плиты и фанеру, а также предприятия по производству цемента, кирпича, лаков и красок, бумаги, фарфора, стекла, переработке пластмасс, производству резино-технических изделий, выделки кожи, прядильно-текстильные и многие другие.

  Как-то раз, во время экскурсии на один из металлообрабатывающих заводов зашли мы в штамповочный цех понаблюдать за холодной вырубной штамповкой. Гул электромоторов, грохот ударяющих по металлической ленте штампов,  звяканье вырубленных деталей, падающих из штампа в металлические ящики-сборники, скрежет подаваемой в пресс металлической ленты – всё сливалось в один неприятный для слуха шум, не позволявший услышать даже рядом стоящего человека. Эта какофония дополнялась свистом и хлопками горячего сжатого воздуха, распространявшего тяжелый неприятный запах перегретого машинного масла.
 
  Все работавшие за прессами – женщины. Лишь у нескольких противошумовые наушники, у остальных только косынка поверх причёски, даже не закрывающая уши. Движения отточены до автоматизма, четыре удара штампа в минуту, двести сорок ударов в час. Потом пятиминутный перерыв, сходить по нужде, выкурить сигарету или выпить стакан газировки. Работают, молча, услышать друг друга, находясь на своём рабочем месте невозможно, расстояние между прессами три-четыре метра. Да и некогда, тысяча восемьсот ударов в смену.

  Я уже досконально знал это производство, т.к. бывал здесь с экскурсиями много раз, потому наблюдал не за производственным процессом, а за работницами. Трудились здесь и совсем девчонки, и женщины даже пенсионного возраста, но их всех объединяло одно – полное безразличия выражение лица, и, совершенно мёртвый, как бы обращённый вовнутрь, в себя, усталый взгляд. И дело не в том, что скоро конец первой смены, такое же выражение лиц работниц я наблюдал и в начале смены, во время предыдущих экскурсий. Таков, видимо, был их крест, который они несли по жизни.   

  Одна из моих студенток-вечерниц, молодая женщина лет двадцати восьми, тоже наблюдавшая за штамповщицами, заметив на себе мой вопросительный  взгляд, означавший: «Посмотрите на их адский труд», - покачала головой, как бы, соглашаясь со мной.

  Позже, когда мы после экскурсии ждали автобус, она с несколькими сокурсницами обратилась ко мне:

  - Владмир Семёнович! А сколько эти штамповщицы зарабатывают?

  - На одной из экскурсий мастер этого цеха мне говорил, «грязными» рублей сто сорок.

  - Так это «на руки» рублей сто десять – сто двадцать? Столько же и я получаю. И большинство наших девочек тоже.

  - Тысяча восемьсот вырубок за смену, штамп двенадцати местный, итого: округлённо говоря, двадцать одна тысяча деталей. И так каждый день до пенсии, с двухнедельным ежегодным отпуском.

  - Ой! Я бы с ума сошла через неделю. Ужас!

  - А, вот, что вы сегодня за день сделали? Предполагаю, переложили с одного края стола на другой три деловые бумаги, убедившись, что срок ответа на них ещё почти через месяц. Обзвонили пять-десять участков или цехов на своём производстве, чтобы получить от мастеров какую-нибудь «цифирь» за прошлый день. Два раза пили кофе на рабочем месте, сходили в «Кулинарию». Раз в час бегали в курилку. С «часа» до «двух» пообедали в столовой или буфете у себя на работе, и поехали на экскурсию. И, заметьте, заработали за день столько, же, как и штамповщицы.
  ПолУчите через два года диплом, и никто никогда Вас с Вашей работы не выгонит, а с годами ещё и начальницей станете над тремя-пятью такими, вот, как Вы сейчас «девчонками», зарплату рублей двести получать будете и месяц отдыхать в ежегодном отпуске.  А так как Профсоюзный комитет с Вами, скорее всего, в одном коридоре располагается, то и путёвки в дом отдыха или санаторий выделять Вам будет, не как штамповщицам, один раз за трудовую жизнь.
  А теперь, товарищи студенты, скажите: имею ли я право требовать от вас, чтобы вы ради такой жизни знали свой спецпредмет на «Отлично»?
   



 
Букулты         2013 год                Владмир Пантелеев
               


Рецензии
Добрый день, Владмир! Удивляюсь, но по технике безопасности штамповщики должны иметь беруши или другие средства защиты слуха. В полном шуме никто не сможет долго работать.
Всего доброго!

Людмила Каштанова   24.01.2022 07:32     Заявить о нарушении
Работали. Это было в 70х годах в стране, где государство "заботилось" о народе. Вас, как "технаря" волнует вопрос ТБ, а меня неравенство оплаты труда между раздутым бездельничающим управленческим персоналом и работающих в каторжных нечеловеческих условиях без возможности отдохнуть лишнюю минуту рабочих, по большей части женщин.

Владмир Пантелеев   24.01.2022 11:17   Заявить о нарушении
Я сколько проработала и на предприятиях, ТБ всегда уделяли большое значение. Заплата была согласно штатного расписания. Но допускаю, что кое-где нарушения были. Значит, там слабый был профсоюз, и рабочие были нетребовательны.

Людмила Каштанова   24.01.2022 11:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.