О Соборе и вокруг него. Рыбинские известия 116 от

 Глядя на возрожденный и вновь освященный наш Спасо-Преображенский Собор, или просто Собор, как говорим мы, рыбинцы, в повседневной жизни, радуешься не только тому, что этот храм наконец-то передан Православной Церкви, но и тому, что наш город вновь украшает этот самобытный памятник архитектуры середины девятнадцатого века. Давно замечено, что архитектура каждого периода времени представляет собой не только лицо эпохи, но и характер, и достаток заказчика, а заказчиками строительства Собора выступало рыбинское купечество, - этот класс людей вынужден был работать в те времена в определенном ограниченном тогдашними законами правовом поле и, тем не менее, добиваться успехов и богатеть.
 Приглядимся к Собору – когда находишься рядом с ним, он слегка тяжеловесен, грузен, - перед строителями Собора стояла совсем непростая задача построить гигантский храм, совместив его размеры с рядом стоящей ранее построенной колокольней, в нем нет той зовущей вверх, в небеса, красоты, напротив,  он своим видом выражает достаток и богатство рыбинского купечества. Но стоит немного отойти от Собора, и ощущение его тяжеловесности пропадает – купола Собора парят в небе над городской застройкой. Еще лучше смотрится он со стороны Волги, - отсюда он кажется прекрасным,  оно и понятно, ведь расцвет Рыбинска и его купечества, прежде всего, связан с хлебной торговлей, с той громадной массой судов приходящих в Рыбинск, поэтому и поражал, и поражает сейчас, всех прибывающих в наш город по Волге  этот замечательный храм.
 Собор во все времена доминировал над всей городской застройкой, зрительно он соединял наш вытянувшийся вдоль Волги город, - все видели, все знали – это центр города, и сейчас, после его возрождения мы уже не представляем себе, как же убого выглядел наш город раньше, до его реставрации.
 Но при строительстве Собора не обошлось без потерь – новый храм построен на месте старого, построенного еще в семнадцатом веке. Впрочем, храм Христа Спасителя в Москве тоже построен на месте древнего монастыря, видно в то время власть имущие особенно не заботились о сохранении старины, и стремились возведением новых грандиозных построек сказать о себе, особо не задумываясь о прошлом. Изображение того старинного храма сохранилось только в виде рисунка художников Н.Г. и Г.Г. Чернецовых, сделанного во время их путешествия по Волге в тридцатые годы девятнадцатого века. Это был храм, построенный по всем канонам того, уже очень от нас далекого, 17 века, века расцвета русского зодчества, когда веяния Запада еще не коснулось России.
Вот как он обрисован в изданном Д.Золотаревым по рукописи 1811 года «Описании города Рыбинска»: «Церковь сия, не сколько по наружности, хотя и обустроена двумя входами с западной и северной стороны и особыми в  верхнем этаже с трех сторон папертями … сколько по внутреннему украшению замечательна; ибо на всех в иконостас(е)  древнего вкуса образцах (образах) венцы, а из местных и ризы, серебряные и позолоченные… да и расписана внутри именным письмом».
В книге «Город Рыбинск, его прошедшее и настоящее», изданной К.Д. Головщиковым в 1890 году говорится, что данный храм был «подобие существующего теперь в Романове, на Борисоглебской стороне (ныне г. Тутаев) Спасителева храма, составляющего украшение и гордость этого города».
Сохранись этот храм до настоящего времени, и он бы входил сейчас в число двадцати самых древних храмов ярославской земли. Вообще, от того времени в Рыбинске и его окрестностях сохранилось считанное количество памятников, часто перестроенных и потерявших прежний облик, как, к примеру, Казанская церковь. Скажу честно, мне очень жаль, что этот древнейший рыбинский храм не сохранился. Я  сейчас думаю, что старинный храм можно было не разрушать, а новый собор возвести так, чтобы улица Крестовая начиналась от него, то есть построить его чуть южнее и западнее.
 Представьте себе, как было бы прекрасно, если бы перспективу Крестовой завершал такой грандиозный храм, а не глухая стена красного дома, которую во все времена  «драпируют» каким ни будь панно. Кто ездил в Москву, тот видел, как за Переславлем  в продолжении десяти километров шоссе ведет к расположенному на небольшой возвышенности храму, расположенному в селе Новое, эта церковь построена в том же стиле, что и наш Собор, но значительно меньше его и скромнее, но, тем не менее, ее вид со стороны шоссе просто великолепен.
 Со стороны Волги вид на наш город был бы просто замечательный:  три храма стояли бы один за другим, как бы раскрывая по очереди свои достоинства - первым стоял невысокий храм Николая Мирликийского, затем старый величественный храм, и, наконец, новый громадный Собор, который бы выходил своими фасадами, как на Волгу, так и на Черемуху.
 Наш город в тридцатые годы понес невосполнимые утраты: был разрушен уже упоминавшийся мной храм Николая Мирликийского (в семидесятые годы прошлого века на его месте тогдашняя городская власть даже «догадалась» построить подземный туалет), уничтожены колокольня Казанской церкви (кстати, она прекрасно замыкала перспективу Казанской улицы), уничтожены Крестовоздвиженская церковь с колокольней – на этом месте была построена казарма, а сейчас находится Гостиный двор, уничтожены Спасская церковь на улице Пушкина, уничтожены церкви в Васильевском и Петровском, уничтожена Покровская церковь за Черемухой, в руинах находится Софийский монастырь…
 Зачем я пишу о том, что старый Спасо-Преображенский собор необходимо было тогда сохранить и не разрушать при строительстве нового храма? Прежде всего, было уничтожено самое древнее здание в нашем городе. Художники Чернецовы в своей книге «Путешествие по Волге»  с сожалением, отмечали, что этот древнейший храм скоро будет разрушен, чтобы освободить место для строительства нового собора.
 Комплекс из трех храмов, построенных в разное время, и рядом стоящей колокольни представлял собой уже качественно иное, значительно более ценное в историческом и культурном смысле, чем два храма относительно недавней постройки, и я вполне допускаю, что в этом случае в тридцатые годы эти храмы могли бы сохраниться, – в это так хочется верить, ведь сохранилась же хоть и со снесенными куполами Казанская церковь!
Действительно, для советских чиновников, принимавших решение о перестройке Собора и сносе храма Николая Мирликийского, Собор не представлял особой исторической ценности – ведь для живших в то время, Собор был построен только каких – то 80 лет назад, какая же это древность? Действительно, кто из нас, ныне живущих в Рыбинске, назовет Дворец культуры «Авиатор» памятником старины, если он тоже построен примерно столько же лет назад?  Кто знает, может быть в этом случае, и волна уничтожения храмов в нашем городе была бы другой, менее разрушительной.
Следует отметить, что если бы Собор стоял на месте современной проезжей части улицы Крестовой, движение транспорта после его постройки в центре города изначала могло быть иным. Вполне вероятно, что оно бы шло в обход Собора, то есть была бы задействована часть набережной Черемухи, и был бы выполнен проезд от нее до улицы Крестовой, минуя, таким образом, прилегающую к Собору площадь. Почему рыбинское купечество не стало строить Собор на новом месте? Может быть, земля в центре города и в те времена была дорогой, или требовался снос находящихся там строений, и как следствие, выплата компенсации хозяевам – наверное, так оно и было, но это мы вряд ли когда узнаем. Это мое предположение подтверждается тем, что ряд домов на южной стороне Крестовой в районе Драмтеатра  имеют в плане  вид параллелограмма, вероятно, здесь была проложена улица, а затем, когда вопрос о сносе домов на предполагаемом месте строительства Собора не решился (вероятно, хозяева запросили большую сумму), - это место отдали под застройку.
 Наличие обходящей Собор улицы, в дальнейшем, при проектировании и строительстве моста через Волгу могло привести к выбору другого места для его постройки. Отмечу, что нынешнее расположение моста, расположенное в самом узком месте междуречья Волги и Черемухи, крайне неудачно по причине ограниченности места для стоянки транспорта и вызывает уже сейчас трудности при развязке транспортных потоков. Считаю, что более рациональным было строительство моста через Волгу чуть ниже по течению - где-то в середине Казанской улицы, однако этот вариант требовал сноса значительного количества домов, стоящих на месте строительства моста и выполнение транспортных развязок к нему. Не будем забывать, что мост через Волгу строился в начале шестидесятых годов, когда любые «излишества» были категорически запрещены или сведены к минимуму. Это сейчас кажется странным, почему мост над железнодорожными путями, являющийся продолжением комплекса мостов, так близко расположен к строениям речного училища, и транспортная развязка  в этом месте очень узкая, хотя рядом сейчас вдоль железнодорожных путей ничего нет. В те шестидесятые годы на этом, пустом сейчас месте стояли  двухэтажные каменные дома, которые лет десять - пятнадцать назад снесли за ветхостью. Картина запустения сейчас наблюдается и в районе Казанской улицы: домов, которые здесь когда-то стояли, давно уже нет, но при строительстве моста на этом месте их надо было сносить,  и кто-то посчитал, что это дорого.   Зато теперь автобусам, идущим за Волгу, приходится объезжать целых два квартала вокруг Собора, чтобы попасть на мост, а автобусам, идущим из-за Волги на автовокзал, после высадки пассажиров у Собора, делать значительный крюк. Что будет при увеличении движения автотранспорта, какие транспортные развязки в этом месте в будущем еще потребуются нашему городу и сколько на это будет затрачено средств, покажет время.
 Поднимавшаяся не так давно тема о создании в центре нашего города пешеходной зоны, увы, не может быть реализована из-за трудности организации транспортных потоков, хотя так хочется, что бы Соборная площадь была не местом пересадки с одного транспорта на другой, а чем-то другим, возвышенным и торжественным. Не будем забывать, что в былые времена вокруг Собора находилось кладбище – я застал то время - это было еще до строительства моста через Волгу, когда там еще стояли могильные плиты, а сейчас мы продолжаем, сами того не ведая, ходить по могилам давно умерших наших земляков. Думаю, что всю территорию вокруг Собора необходимо обнести оградой, и в память обо всех здесь погребенных создать на этом месте небольшой сквер - посадить невысокие декоративные деревья, кустарники, разбить нарядные клумбы.
 Но главное уже сделано - Собор возрожден. И как прекрасно, что есть в России люди, поставившие себе в жизни цель выполнять возрождение ранее утраченных или требующих восстановления храмов. Громадное спасибо хочу сказать меценату Виктору Тырышкину – это благодаря его инициативе и немалым вложенным средствам вновь красуется наш Собор, вновь, как и в былые годы идет служба на этом намоленном веками месте.
 … Блестят в синеве неба кресты Собора, и сейчас уже кажется, так было всегда, и будто бы никогда не представлял этот храм ужасного зрелища, и не планировался его снос при строительстве моста через Волгу, начатое накануне войны. Все это уже, слава Богу, в прошлом.


Рецензии