Быть собой. Цитаты

Для резюме - слишком много текста. Но он того стоит. Потому и размещаю отдельно, а в резюме - ссылка сюда.

"Когда лучше становится сам человек, лучше становится и весь окружающий его мир."

"Побольше ПОДЛИННОСТИ, господа!"

"А король-то голый!"

"Дело не в том, чтобы поменять один ошейник на другой. Дело в том, чтобы перестать быть собакой."


"

Криками и демонстрациями с транспарантами реальности не изменишь по одной простой причине: в такой ситуации вся ответственность за происходящее и все требования перекладываются на кого-то другого, и получается, что никого из нас эта реальность, в которой мы живем, не касается.

Детский искренний голосочек «А король-то голый!» должен в первую очередь прозвучать в нас самих. Не все то золото, что блестит, мало ли кто и за чем гонится! Быть таким, как все, — это часто означает, что в нашей жизни стали первичными ценности, которые лишь на первый взгляд кажутся нужными и важными, а на самом деле за ними стоит пустота, отсутствие смысла, любви, добра, света, порой и скука, тоска зеленая. Когда ты начинаешь это осознавать, вот тогда душа и кричит: «А король-то голый!» Как хорошо, если это происходит вовремя!

... ты обладаешь всем, чем принято обладать, а на самом деле у тебя нет ничего — на душе пусто, в жизни особо ничего не греет и нет в ней настоящего смысла. Другие тебе льстят и завидуют, ты сохраняешь свой внешний блеск — много искусственного драйва и мало подлинных мгновений. И ничто не может заглушить детский трогательный голос твоей души, вновь и вновь повторяющий сущую правду: «А король-то голый!» Как многому учит нас мальчишка из сказки про голого короля!

В ней, в сказке, мальчишку вовсе не волновало, видят или не видят другие того, что увидели его собственные глаза. Его мало заботило и то, что все шли на поводу у короля, что все ему льстили и угождали, потому что боялись — кто-то за свою шкуру, а кто-то за свое положение, материальное или общественное. Его еще не успел заразить, испортить полный обмана и корысти мир взрослых. У него даже не было намерения кого-то разоблачить, раскрыть глаза людям, не видевшим обмана. На самом деле он говорил это самому себе. Из его души крик вырвался сам собой, он открыл правду самому себе — искренне, так, как он ее видел, чувствовал и понимал, потому что иначе не мог…

Лучше БЫТЬ, чем КАЗАТЬСЯ
Вот она, первая истина таинственного искусства быть самим собой. «Лучше быть, чем казаться» — так можно коротко выразить ее словами девиза великого астронома эпохи Возрождения Тихо Браге. Это умение распознавать, отличать везде и во всем первое от второго.

Даже в нашем безумном мире не так уж сложно научиться распознавать фальшь и подлинное, если, подобно мальчишке из сказки, что-то подлинное, чистое и искреннее все еще живет в нас самих, в нашей собственной душе.

Все это возможно, если только захотеть, если только в очередной раз не пойти на поводу у той натуры потребителя, которая так крепко пустила в нас корни, — натуры, везде ищущей корысти и из всего извлекающей выгоду, да еще любой ценой и любым способом.

Оставаться человеком в любой ситуации и при любых обстоятельствах, чтобы с нами ни происходило и что бы ни происходило вокруг. Не делать того, чего не одобряют наша совесть, наше сердце, наша душа. Вернуться к своей сути — к подлинным, естественным потребностям, качествам и критериям души и сердца, ко всем внутренним родникам, которые и дарят нам эту непосредственность, чистоту и искренность ребенка в отношении к окружающему миру, событиям и другим людям. Не терять свое человеческое достоинство, свою душу, свое сердце…

Это не так сложно, если вспомнить старую истину: подобное всегда притягивает подобное. Ведь даже в нашем безумном современном мире не все такое черное, как кажется.

Просто мы часто попадаемся в современную ловушку, летим на «мед», который нам на этот раз предлагают средства массовой информации, стремящиеся к тому, чтобы побольше «мух» слеталось к телевизору, читало газеты, — «рейтинг важнее всего!». Ведь рассказывают нам в основном о плохом, о «черном», об ужасном, о жареном, скандальном, чтобы света видно не было. Причина уважительная: светлое, доброе и «благостное» гораздо меньше интересует, «а зарабатывать на жизнь надо, однако!».

Только, перед тем как нам вновь слететься на этот «мед» и согласиться, что в этом мире все плохо, хорошо бы нам понять: если даже король голый, то это не значит, что все голые — весь народ, вся страна, вся жизнь, вся Природа, вся Вселенная!!! Не стоит обобщать.

В мире всегда было, есть и будет очень много доброго, светлого, подлинного и всегда было, есть и будет, ради чего и для кого жить, — кому надо, тот и найдет! И чтобы оставаться самим собой, надо иметь нечто прочное, за что можно зацепиться. Надо любым способом искать те Свет и Добро, которые мы давно перестали видеть! Чем мрачнее туннель, тем больше необходимости, поводов и даже вероятности Свет найти.


 Если человек теряет себя и не следует зову своей души, это, скорее, не из-за чьей-то жестокости (даже когда она действительно есть), а из-за собственной пассивности, инерции, лени и страха.

Все плохо, черно вокруг тебя, в тебе? Так сделай что-нибудь, ищи свет, ищи добро, ищи истину, ищи любовь, ищи красоту, ищи заветную мечту, — если все это тебе на самом деле необходимо, если твоя душа тянется к ним так сильно, как дерево тянется к свету, к солнцу! Если ты думаешь, что можешь сидеть в своем уголочке, сетовать, что все плохо, и ждать, когда же все добро этого мира снизойдет в твою тесную клеточку, — ты строишь иллюзии! Да кто же там еще поместится, кроме тебя любимого?!

Легко верить, когда есть кому, когда верят все вокруг и когда есть подтверждения, что верить можно, — но твои усилия тогда в чем? Легко дружить, когда есть с кем и когда все люди вокруг добрые, все тебе помогают, — а твоя заслуга тогда какая? Легко любить, когда есть кого, когда вокруг все люди тебя любят, понимают и ты купаешься в чужом тепле. Легко кричать «ура», когда собираешь урожай, выросший из семян, которые посеял кто-то другой. Легко кричать «эврика», когда ходишь по дорогам, которые построил кто-то другой, и любоваться чудесами мироздания, которые кто-то другой своим энтузиазмом, своим потом и кровью извлек из-под земли.

Таинственное искусство быть самим собой, следовать зову своего сердца требует людей из другого теста. Ты сначала сам найди, сам расчисти путь, сам покажи, сам докажи людям — именно тогда, когда все не так очевидно, когда все вокруг говорит об обратном… Это хорошо описывает девиз римских легионеров: «Либо найду дорогу, либо проложу ее сам».

Говорят: «Никому нельзя верить» — а ты покажи, что верить можно тебе, твоим словам, глазам, поступкам, сражениям, твоей радости и твоей боли. И еще покажи, что ты сам веришь искренне и сильно в то, что есть люди, идеи, мечты, достойные веры в них. И тогда ты их непременно найдешь, и они тебя непременно найдут, потому что подобное притягивает подобное.

«Нет в этом мире настоящей любви, дружбы, верности»? — А ты не соглашайся, даже если все вокруг свидетельствует об этом, — сам люби, сильно, бескорыстно! Отвечай за свою любовь душой, сердцем, мыслью, поступками, оставайся верным ей, людям, своим обетам и тяге сердца, и ты найдешь других людей, которые живут тем же, и они тебя найдут, потому что подобное притягивает подобное.

«Эта мечта безумная, несбыточная, невозможная утопия»? — Если твое сердце почувствовало, что дело это благое, нужное и принесет пользу людям, — пусть другие говорят что хотят, пусть сомневаются, пусть издеваются, пусть критикуют, пусть вставляют палки в колеса… А ты не сдавайся, мечтай глубоко и сильно, работай не покладая рук, ничего ни у кого не проси, верь и надейся — покажи, что можно трудиться чисто и бескорыстно, покажи, что есть идеалисты в этом мире, и твой огонь передастся дальше!.. Ты найдешь людей таких же, как и ты, — и они найдут тебя, потому что подобное притягивает подобное.

«Нет сострадания, никто не потянет руку помощи, некому заступиться за страждущего, слабого, немощного»? — А ты молчи и помогай, скромно, щедро, по доброте сердца, без пафоса и не крича об этом на улицах! И найдут тебя другие, такие же добрые, как ты, и вы будете помогать вместе, потому что подобное притягивает подобное.

«Нет гармонии и красоты»? — Ищи, живи ими, захочешь — найдешь или сам проложишь дорогу! «Нет мудрости, знаний, мастерства»? — Ищи, живи ими, захочешь — найдешь или сам проложишь дорогу!

«Нет в этой жизни смысла, нет истины, нет Бога»? — Ищи, живи ими, захочешь — найдешь или сам проложишь дорогу! По правде говоря, они сами тебя найдут, если твоя душа тянется к ним, как дерево тянется к свету. Потому что подобное притягивает подобное.


Если хочешь быть самим собой, ищи то, что дает смысл твоей жизни, то, что для тебя дороже всего на свете, и живи этим каждый день. Захочешь — найдешь либо сам проложишь дорогу, потому что иначе не можешь, потому что это для тебя естественно, потому что это закон твоей души, сердца, ума, смысл твоего существования.

Быть самим собой — это особый вид глубокой ВЕРЫ в Добро, в Свет, в Истинное в любом их проявлении, потому что душа без них жить не может. Что бы ни происходило в тебе и вокруг тебя, куда бы жизнь тебя ни уносила, у тебя всегда есть стержень, который никто не может ни сломать, ни отнять, — у тебя есть что искать и к чему возвращаться, есть ради чего сражаться и жить. Именно об этом — мудрое изречение: «Что бы ни происходило, не теряй надежду, на этом свете всегда есть Бог, и всегда есть люди с добрым и мудрым сердцем». Если ты веришь и живешь тем, во что веришь, ты человек подлинный, искрений, естественный, — в этом суть таинственного искусства быть самим собой.

Времена не выбирают, это правда. Только даже в этом безумном мире каждый из нас выбирает то, во что хочет верить, то, чем хочет жить, и то, за что хочет сражаться. В этом наша беда, но и наша надежда, наше спасение. В нашем безумном мире, как бы мы на него ни ополчались, есть Бог и светлые, добрые, мудрые, удивительные люди. Мы создаем наше собственное окружение этим же выбором — своей верой, своими мечтами и своими сражениями или их отсутствием, потому что подобное притягивает подобное.




Когда нам говорят, что каждый из нас уникален и неповторим, мы, конечно, в глубине души охотно этому верим (а как же, мы не серые мышки, какими кажемся) — до тех пор, пока жизнь в очередной раз не спустит нас на землю. Ведь, если не считать философов и психологов, которые, утверждая подобное, говорят обобщенно и лично нас не имеют в виду, эту нашу уникальность должен оценить еще кто-то, живой и конкретный. Как правило, особенными, уникальными и неповторимыми мы становимся лишь для тех, кто нас искренне любит (хотя не всегда нам об этом говорит, да и любовь порой бывает весьма субъективной). А что до всего оставшегося человечества… почему-то оно на нас особо не реагирует.

И не мудрено! Мы же сами прилагаем к этому все усилия, просто мало о том задумываемся. Мы все время хотим выделиться среди других, причем неважно, как и чем, лишь бы нас заметили, лишь бы мы самоутвердились и блеснули перед теми, кто должен оценить нас по достоинству. И такое начинается, такой эксперимент над собой! Самое страшное, что чем круче становишься, тем искусственнее все это выглядит, и тем больше ты отталкиваешь людей или оставляешь их равнодушными.

Примеров много, иногда словно бес в тебя вселяется. Ходишь на всякие курсы, семинары, всех учишь уму-разуму, цитируешь великих и пересказываешь теории других людей, хотя сам в них мало что понимаешь, но зато «как сказал!», «вот это голова!». Создаешь «крутые» проекты, круче, чем у профессионалов, не имея ни их мастерства, ни их опыта, но зато какое впечатление производишь! Мучаешь народ стихами, которые сочинил, книгой, которую написал, картиной, которую нарисовал, даже и песенку собственного сочинения споешь («интеллигент!»), все спрашиваешь: «Ну как, понравилось?», даже все раздариваешь, чтобы наверняка… энтузиазма у публики мало, но зато ты человек творческий, право имеешь ходить на всякие тусовки! Копируешь жесты, стиль, одежду, дизайн дома… Даже музеи, выставки и концерты посещаешь, порой на них засыпаешь, зато, кому нужно, тот тебя заметит, или чтобы все видели, какой ты культурный…

Тебе уже пошел шестой, седьмой десяток, а ты ходишь с наушниками и торчащими в разные стороны волосами, весь такой современный и модный, дергаешься на дискотеке или выставляешь напоказ свое уже дряхлое тело, которое опять побывало под ножом пластического хирурга, да еще удивляешься, что поклонников мало… Или тебе еще пятнадцати нет, а ты пьешь водку в подъезде, куришь, хотя тебя от всего этого подташнивает, с перепою не ведаешь, что творишь, но куда все — туда и ты, лишь бы те, кто постарше, не назвали тебя молокососом, маменькиным сынком…

Упиваясь собой, ты даже не замечаешь, что все это идет тебе как корове седло… Но этого мало — ты еще и выделяешь себя с худшей стороны и этой же худшей частью себя присоединяешься к рою «мух» и «мотыльков», тебе подобных…

А бедная твоя душа, по-настоящему трогательная, искренняя, стремящаяся, способная и красивая, сидит взаперти за тысячью разных масок, которые ты на себя нацепил, которые меняешь в зависимости от обстоятельств и с которыми в конечном итоге и отожествляешься. И за этой показухой тебя настоящего, тебя подлинного давно уже никто не видит и не знает.

Кто ты на самом деле? Тебе и самому уже трудно ответить на этот вопрос.



Искусство быть самим собой и страстное желание самоутвердиться, выделиться из толпы — это вещи существенно разные.

Чтобы вновь стать самими собой, нам надо снять с себя все маски, за которыми в течение более или менее длительного периода жизни мы прятали свою душу, свое истинное Я. А это не так просто. Почему-то все боятся раскрыться, «обнажить душу», боятся снять с себя маски, словно опасаются увидеть за ними что-нибудь страшное…

А вы не бойтесь!

"


Рецензии
Каждый нравственно полноценный человек хочет быть САМИМ СОБОЙ, быть ВМЕСТЕ со СВОИМИ людьми, а не с чужими или похоженькими на своих.

Максим Гуреев   16.01.2022 13:32     Заявить о нарушении
Допустим, что это так. Но что такое "быть самом собой"?

Созерцист   09.01.2024 03:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.