Трагедия - рядом
А тогда… всё останется по-прежнему и вопрос: Как воспитать гармоничную личность? - останется в том времени, когда образование было привилегией. Кануло в вечность то Золотое время, когда к учителю предъявлялись очень высокие профессиональные требования, такие, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Сегодня уже не выявляют самых лучших качеств, заложенных в душе каждого ребенка, не поощряют детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы после окончания школы, они четко осознавали свое место в обществе. Сегодня перестали понимать ребёнка и принимать принцип естественных последствий. Сегодняшние педагоги не создают такую личность, которая будет управлять собою, а создают ту, которой будут управлять другие.
Сегодня уже нет таких с нами. Где они - Учителя с большой буквы, настоящие волшебники, маги педагогического процесса, подлинные инженеры детских душ – Академик Шалва Александрович Амонашвили (работает в Москве), Виолетта Ильинична Гаспаришвили (живёт в Москве у сына), Наталья Александровна Тамамшева (на пенсии), Нонна Дмитриевна Ауце, Виктория Викторовна Чижевская, Лев Гиоргиевич Казаров, Альфред Моиссеевич Капланов, Юрий Константинович Сарахатунов. Нет этих
« в мире бойцов», для которых школа была жизнью. К ним дети спешили, с радостью заходили в класс, в котором их ожидало чудо. Другим словом назвать уроки этих учителей нельзя. Нельзя потому, что на их уроках детей не учили, - им давали образование. Помогали детям открывать себя, развивали внутреннюю дисциплину, формировали характер, учили учиться. Эти учителя создавали на уроках проблемные ситуации, в которых формировался их характер, всплывала и устремлялась ввысь их мысль, - она же одевалась в слово, выкристовывались идеи и… какой их охватывал ужас, когда звенел звонок. Эти учителя никогда не ставили двоек. Они знали, что это обычно ни к чему хорошему не приводит. Когда ученик занят, когда ему интересно, когда он живёт, а не присутствует на уроке, а это уже заслуга учителя, тогда ребёнок хочет получать знания, и двойке не бывает места в дневнике.
Эти учителя работали не для программы, не для того, чтобы похвалил директор. Они работали для детей и на детей. Работали на износ. А дома? Дома их ждали сотни звонков от их питомцев: что-то не поняли, чем-то срочно нужно было поделиться, не давали покоя новые мысли, родившиеся во время проблемных ситуаций, кого-то нужно успокоить, кого-то подбодрить. И их Учитель всегда был вместе с ними.
А где они, - такие Учителя сегодня? ИХ НЕТ!!! Сейчас в класс заходят другие педагоги, другие ученики.
Сейчас - время иных учителей, иных уроков, иных учебников и иных правил.
Сегодня в холле школы не увидите плаката: « НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ - ДЛЯ ЖИЗНИ УЧИМСЯ!» Сейчас там витает американский дух: «БИОРОБОТАМИ РОДИЛИСЬ – БИОРОБОТАМИ СДОХНЕТЕ!»
О, как хорошо усвоили этот новый девиз сегодняшние преподаватели. Они любят себя и только себя в школе, тычут пальцем в учебник и шипят: «Не будет это сделано и выучено, - получите двойку». Таких ведьм, путающих класс со ступой, в наших школах - тысячи. А сколько детских сердец после такого преподавания дышат ненавистью к предмету и педагогу и зубрят до посинения, ничего не понимая в задании, но… «…получите двойку», и приходится тупо зубрить, совершенно не понимая, что они зубрят, и, главное, - для чего это надо делать? Но зубрить надо: сегодняшний учитель всегда готов оскорбить ученика в классе при всех, или жестоко обидеть. А дома - результат: «Не пойду в школу! Не хочу!»… И это в лучшем случае!
Представляете, что было бы если кто-либо из учителей Царскосельского лицея бросил бы в лицо князю Горчакову что-то вроде: «Дурак» или «Вон из класса»?
«Волнуется зеленая дубрава,
Вот секундант, он вымеряет шаг...»
Но…сегодня князей и дуэлей нет, так что можно спокойно творить беспредел.
В некоторых школах происходят вообще чудеса. Директор одной из школ приказал объединить в один класс 4-ый и 5-ый классы, 8-ой и 9-ый русского сектора. И кто, в каком классе учится? А о программе я уже не говорю. Её вообще нет.
В другой школе в актовом зале, где должны проходить литературные вечера, викторины, другие мероприятия и работать школьный театр, расположили учительскую, где можно поболтать (только не о школе: «Дайте хоть 5 минут отдохнуть!»), покурить и потолковать о новых покупках. Не школа – санаторий!
Дальше –больше. Некто, совсем недавно, позвонил в одну из школ и предупредил, что в ней бомба и… все учащиеся, давясь у выхода, со счастливыми лицами, т.к.: УРА! УРОКОВ НЕ БУДЕТ!!!! стремительно выбегали на улицу из этого страшного ада – школы, где им совершенно не интересно, где им абсолютно нечего делать и которую «давно пора взорвать!»
Господа, это же КОШМАР!!! И всё дело в том, что голоса Ломоносова и семьи Раменских, Коменского, Песталоцци и его великого соратника Карла Риттера, Герберта Спенсера и Джона Дьюи, Пирогова, Ушинского и Блонского, Станислава Шацкого, Великого Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского не слышны более. Забыты их искания и творческий героизм.
Забыто то, что ребёнок – «непризнанный гений средь буднично-серых людей». В нём столько сил и возможностей, столько любви и добра, столько непосредственного участия и желания познавать мир, что делать его нравственным калекой, никому не дозволено. Никому!!!
Не обижайте детей!!! Берегите их духовный и душевный мир!!! Вы за них в огромном ответе. И перед Творцом, и перед их родителями.
Не толкайте ногами дверь в их внутренний мир. Они её сами откроют вам. Просто, любите их, уважайте, помогите им открыть своё «Я», сделайте их сильнее обстоятельств, в будущем это им ох, как пригодится, и тогда они поверят вам и сами станут у порога, встречая вас.
А если не откроют, значит, вы или в чём- то ошиблись, или совсем не компетентны. Если последнее, - тогда уходите из школы. Там нет вам места.
МЕРАБ ДОГОНАДЗЕ
доктор педагогических наук
Свидетельство о публикации №213112200843