Трагедия - рядом

       В  одном, когда-то очень радостном и тёплом, а сегодня очень холодном и тёмном, тёмном городе  есть очень тёмные, тёмные школы.  В этих тёмных, тёмных школах преподают  очень тёмные, тёмные преподаватели. И каждый год к этим тёмным, тёмным преподавателям  приходят светлые, светлые, светлые дети, разум  которых, с каждым месяцем становится всё темнее и темнее. И хорошо, если им до окончания школы по пути встретится от Бога наставник, тогда  смене оттенка на светлом челе не бывать, а если нет? Если не повстречают они того, для кого важен не ум, а сердце ребёнка, настоящего учителя, цель которого - развивать    эмоциональное и эстетическое восприятие. Что тогда?    
        А тогда…  всё останется по-прежнему и  вопрос:  Как воспитать гармоничную личность? -  останется в  том времени, когда  образование  было привилегией.   Кануло в вечность то Золотое время, когда  к учителю предъявлялись очень высокие профессиональные требования, такие, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Сегодня уже не  выявляют самых лучших качеств, заложенных в душе каждого ребенка,  не поощряют детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы после окончания школы, они четко осознавали свое место в обществе.  Сегодня перестали  понимать ребёнка и принимать принцип естественных последствий. Сегодняшние педагоги не создают такую личность, которая будет управлять собою, а создают ту, которой будут управлять другие.
        Сегодня уже нет таких с нами. Где они - Учителя с большой буквы, настоящие волшебники, маги педагогического процесса, подлинные инженеры детских душ – Академик Шалва Александрович Амонашвили (работает в Москве),  Виолетта Ильинична Гаспаришвили (живёт в Москве  у сына),   Наталья Александровна Тамамшева (на пенсии), Нонна Дмитриевна Ауце,  Виктория Викторовна Чижевская,  Лев Гиоргиевич Казаров,  Альфред Моиссеевич Капланов, Юрий Константинович Сарахатунов.  Нет этих
 « в мире бойцов», для которых школа была  жизнью. К ним дети спешили, с радостью заходили в класс, в котором их ожидало чудо. Другим словом назвать уроки этих учителей нельзя. Нельзя потому, что на  их уроках  детей не учили, -  им давали образование. Помогали детям открывать себя,  развивали  внутреннюю дисциплину,   формировали  характер,  учили учиться.  Эти учителя создавали на уроках проблемные ситуации, в которых формировался их характер, всплывала и устремлялась ввысь их мысль,  -  она же  одевалась в слово,   выкристовывались  идеи  и… какой  их охватывал ужас,  когда звенел звонок. Эти учителя никогда не ставили двоек. Они знали, что это обычно ни к чему хорошему не приводит. Когда ученик занят, когда ему интересно, когда он живёт, а не присутствует на уроке,  а это уже заслуга учителя, тогда  ребёнок хочет получать знания, и  двойке не бывает места в дневнике.
          Эти учителя работали не для программы, не для того, чтобы похвалил директор. Они работали для детей и на детей. Работали на износ. А дома?  Дома  их ждали сотни звонков от их питомцев:  что-то не поняли,  чем-то срочно нужно было поделиться, не давали покоя новые мысли, родившиеся во время проблемных ситуаций, кого-то нужно успокоить, кого-то подбодрить. И их Учитель всегда был вместе с ними. 
          А где они, - такие Учителя сегодня?  ИХ НЕТ!!!  Сейчас в класс заходят другие педагоги,  другие ученики.
           Сейчас -  время  иных учителей,   иных  уроков,   иных учебников и иных правил.
            Сегодня в холле школы не увидите плаката: « НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ  - ДЛЯ ЖИЗНИ УЧИМСЯ!» Сейчас там витает американский дух: «БИОРОБОТАМИ РОДИЛИСЬ – БИОРОБОТАМИ СДОХНЕТЕ!»
            О, как хорошо усвоили этот новый   девиз  сегодняшние преподаватели.    Они   любят себя и только себя в школе,   тычут  пальцем в учебник и  шипят: «Не будет это сделано и выучено, - получите двойку». Таких ведьм, путающих класс со ступой, в наших  школах  - тысячи. А сколько детских сердец после такого преподавания дышат ненавистью к предмету и педагогу и зубрят  до посинения, ничего не понимая в задании,  но…  «…получите двойку», и приходится тупо зубрить, совершенно не понимая, что они зубрят, и, главное, -  для чего это надо делать? Но зубрить надо:   сегодняшний учитель всегда  готов оскорбить   ученика в классе при всех, или жестоко обидеть.  А дома - результат: «Не пойду в школу! Не хочу!»… И это в лучшем случае!
              Представляете, что было бы если кто-либо из учителей Царскосельского лицея бросил бы  в лицо князю Горчакову что-то вроде: «Дурак» или «Вон из класса»?

                «Волнуется зеленая дубрава,
                Вот секундант, он вымеряет шаг...»
             
               Но…сегодня князей и дуэлей нет, так что можно спокойно творить беспредел.
               
              В некоторых школах происходят вообще чудеса.   Директор одной из школ   приказал объединить в один класс 4-ый и 5-ый классы, 8-ой и 9-ый русского сектора.  И кто, в каком классе учится? А о программе я уже не говорю. Её вообще нет.
              В другой школе в актовом зале, где должны проходить литературные вечера, викторины, другие мероприятия и работать школьный театр,  расположили учительскую, где можно поболтать (только не о школе:  «Дайте хоть 5 минут отдохнуть!»), покурить и  потолковать о новых  покупках. Не школа – санаторий!               
             Дальше –больше.  Некто, совсем недавно, позвонил в одну из школ     и предупредил, что  в ней бомба  и…  все учащиеся, давясь у выхода, со счастливыми лицами, т.к.:  УРА!  УРОКОВ НЕ БУДЕТ!!!! стремительно выбегали на улицу из этого страшного ада – школы,  где им  совершенно не интересно,   где им абсолютно нечего делать и которую «давно пора взорвать!»
             Господа, это же КОШМАР!!!  И всё дело в том, что голоса  Ломоносова  и  семьи Раменских, Коменского, Песталоцци и его  великого  соратника Карла Риттера,  Герберта Спенсера и Джона Дьюи, Пирогова, Ушинского и  Блонского, Станислава Шацкого, Великого Макаренко и  Василия Александровича Сухомлинского не слышны более. Забыты их  искания   и    творческий героизм.
               Забыто то, что ребёнок – «непризнанный гений средь буднично-серых людей». В нём столько сил и возможностей, столько любви и добра, столько  непосредственного участия и желания познавать мир, что делать  его нравственным калекой, никому не дозволено.  Никому!!!
                Не обижайте детей!!! Берегите их духовный и душевный мир!!!  Вы за них в огромном ответе. И перед Творцом, и перед их родителями.
               Не толкайте  ногами дверь в их внутренний мир. Они её сами откроют вам.  Просто, любите  их, уважайте, помогите  им открыть своё «Я»,  сделайте  их сильнее обстоятельств,  в будущем это  им  ох, как пригодится, и тогда они поверят вам и сами станут у порога, встречая вас.
                А если не откроют, значит, вы  или в чём- то ошиблись, или совсем не компетентны. Если последнее,  -  тогда уходите из школы. Там нет вам места. 


                МЕРАБ  ДОГОНАДЗЕ
                доктор педагогических наук


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.