Здравствуйте, дорогой учитель!

                День за днём, день за днём время сжимает этапы жизни, безжалостной рукой срывает листки календаря,  забирая наши радости и обиды, надежды и тоску, дары и потери… Крутится колесо машины времени, поколения сменяют друг друга,  дети становятся старше и умнее, мы же стареем и стареем.  «Сегодня»  завтра станет «вчера», с трудом приобретённое, станет обычным, но только одно останется без изменения – память сердца. Она останется в потомках, будет согревать их своим дыханьем и помогать   в  проверке  ценности своей  прожитой жизни.
                Эта память воскресит прошлое, и сразу же почувствуешь  биенье этого сердца в своей груди; оно напомнит, что никогда не принадлежало себе и никогда не смогло бы биться если б не билось для других.  Это  сердце Энгельсины Викторовны Вишневской, педагога начальных классов 116-ой средней школы, замечательного учителя, в высшей степени интеллигентного человека, который  всю свою жизнь,  и в годы великого подъёма, и во времена знаменитого «застоя»   писал свою творческую биографию при свете двух вечных истин -  учительства и материнства. Наставляла и учила, поощряла и наказывала, была удивительно добра и  чрезвычайно строга, но всегда оставалась верной своему Великому учительскому долгу:  никогда не обучать!  Учить учиться!  Учить  учиться  знанию,   памяти,   совести;   последней особенно, потому что в будущем у детей будут две опоры: интеллект и совесть, и как совесть без интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.
                Профессионал, всегда подтянута, изысканна, полна энергии и сил, несмотря на возраст,  бодро входит в класс. Входит не для того, чтобы гулять с детьми  по информационному полю, не для того, чтобы насиловать готовыми знаниями, накопленными прежними поколениями, а дать возможность самореализоваться, найти себя. Делать то, что связано с ТВОРЕНИЕМ СОБСТВЕННОГО МИРА ЗНАНИЙ. Не ставить ребёнка на «культурный поток», а открывать ему Культуру как главную возможность самоутверждения и самопознания. 
                Титанический  труд,  и  он, далеко, не каждому   по плечу!   Разве не прав был Сенека, сказав:     «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». 
                И так 50 лет!  50 лет  в   дождь и снег, зной и стужу,   преодолевая  далеко не малое расстояние,   спешит  она   в школу,   чтобы отдать  себя ученикам. Впереди у них дорога длиною в жизнь, и за эту жизнь она в ответе.   В классе уйма проблем:  ученик не до конца выполнил задание, вчера девочка не успела  закончить   упражнение; одной  - трудно учить наизусть стихотворения, другая читает бегло, но глотает окончания…                В полную силу работает Энгельсина Викторовна. С одним ребёнком придётся работу начать сначала, с другим – сложнее, с третьим придётся поработать совсем иначе…      Ничего!.. Всё получится!   Нет плохих детей – есть  плохие наставники!
              Вот такой педагог служит нашим детям в эпоху, когда педагогика по знаком «SOS».    Учитель   старой, уже давно забытой закалки. И как же ей трудно сегодня   в среде  тромбов в сосудах сегодняшней педагогической системы.   И как не вспомнить «Грозу» Островского?  Скольким она открыла путь в страну знаний! Мальчики и девочки переходят из класса в класс, оканчивают школу, далеко за спиной остаются    букварь и таблица умножения, но никогда они не забывают и не забудут свою первую учительницу, отдававшей им   себя всю, без остатка.
                Я присутствовал как-то на её дополнительных уроках и всегда уходил из класса, просто, поражённый. Ни за что, ни за какие пряники, не подводила к ответу  ученика.  Опять и опять объяснит, задаст наводящие вопросы,  нарисует схему заново, но добьётся, в конце концов, того, чтобы  ученик  победил. Победил и трудность задачи,  и  самого себя в муках над ответом,  открыл бы в себе радость подлинного творчества и в себе творца-победителя.   
                Видеть это всё воочию – истинное наслаждение.  Настоящий Учитель! Мне вспоминается один эпизод, связанный с одной ученицей Энгельсины Викторовны.  Девочке очень трудно давалась математика, да и по другим предметам она не так уж успевала, но у неё были прекрасные результаты в музыкальной школе   для одарённых детей.  Учитель, видя что девочке не сладко от того, что дети, замечая  её отсталость в  предметах, сторонятся её, договорилась с учительницей музыки и,  пожертвовав одним из уроков, пригласила весь класс в музыкальную студию послушать виртуозную игру маленькой пиванистки.  После этого всё сразу изменилось. И дети увидели, кто на что способен, и девочке удалось открыть себя, раскрепоститься, и всё пошло дальше так, как и должно было пойти. Опять учителю  за какие-нибудь 45 минут удалось сделать то, что другим не удалось бы и за 20 лет.   
                Победа! А сколько у неё таких славных учительских побед! Вот и сейчас она подходит к школе. Здоровается с родителями, радостно встречает детей, кого-то похвалит,  кому-то покачает укоризненно головой и входит во двор школы. Здравствуйте, дорогой учитель!      
               
                Мераб Догонадзе
                доктор педагогических наук


Рецензии
Проблемы нынешнего образования, о которых Вы так горячо пишете, это, пожалуй, вечные проблемы. Когда я училась в школе, были учителя любимые и нелюбимые, были такие, которых мы ненавидели. Да, нельзя быть педагогом, не имея этого дара в сердце. Нельзя! А что делать?...

Нина Бойко   09.12.2013 22:27     Заявить о нарушении