Здравствуйте, дорогой учитель!
Эта память воскресит прошлое, и сразу же почувствуешь биенье этого сердца в своей груди; оно напомнит, что никогда не принадлежало себе и никогда не смогло бы биться если б не билось для других. Это сердце Энгельсины Викторовны Вишневской, педагога начальных классов 116-ой средней школы, замечательного учителя, в высшей степени интеллигентного человека, который всю свою жизнь, и в годы великого подъёма, и во времена знаменитого «застоя» писал свою творческую биографию при свете двух вечных истин - учительства и материнства. Наставляла и учила, поощряла и наказывала, была удивительно добра и чрезвычайно строга, но всегда оставалась верной своему Великому учительскому долгу: никогда не обучать! Учить учиться! Учить учиться знанию, памяти, совести; последней особенно, потому что в будущем у детей будут две опоры: интеллект и совесть, и как совесть без интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.
Профессионал, всегда подтянута, изысканна, полна энергии и сил, несмотря на возраст, бодро входит в класс. Входит не для того, чтобы гулять с детьми по информационному полю, не для того, чтобы насиловать готовыми знаниями, накопленными прежними поколениями, а дать возможность самореализоваться, найти себя. Делать то, что связано с ТВОРЕНИЕМ СОБСТВЕННОГО МИРА ЗНАНИЙ. Не ставить ребёнка на «культурный поток», а открывать ему Культуру как главную возможность самоутверждения и самопознания.
Титанический труд, и он, далеко, не каждому по плечу! Разве не прав был Сенека, сказав: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом».
И так 50 лет! 50 лет в дождь и снег, зной и стужу, преодолевая далеко не малое расстояние, спешит она в школу, чтобы отдать себя ученикам. Впереди у них дорога длиною в жизнь, и за эту жизнь она в ответе. В классе уйма проблем: ученик не до конца выполнил задание, вчера девочка не успела закончить упражнение; одной - трудно учить наизусть стихотворения, другая читает бегло, но глотает окончания… В полную силу работает Энгельсина Викторовна. С одним ребёнком придётся работу начать сначала, с другим – сложнее, с третьим придётся поработать совсем иначе… Ничего!.. Всё получится! Нет плохих детей – есть плохие наставники!
Вот такой педагог служит нашим детям в эпоху, когда педагогика по знаком «SOS». Учитель старой, уже давно забытой закалки. И как же ей трудно сегодня в среде тромбов в сосудах сегодняшней педагогической системы. И как не вспомнить «Грозу» Островского? Скольким она открыла путь в страну знаний! Мальчики и девочки переходят из класса в класс, оканчивают школу, далеко за спиной остаются букварь и таблица умножения, но никогда они не забывают и не забудут свою первую учительницу, отдававшей им себя всю, без остатка.
Я присутствовал как-то на её дополнительных уроках и всегда уходил из класса, просто, поражённый. Ни за что, ни за какие пряники, не подводила к ответу ученика. Опять и опять объяснит, задаст наводящие вопросы, нарисует схему заново, но добьётся, в конце концов, того, чтобы ученик победил. Победил и трудность задачи, и самого себя в муках над ответом, открыл бы в себе радость подлинного творчества и в себе творца-победителя.
Видеть это всё воочию – истинное наслаждение. Настоящий Учитель! Мне вспоминается один эпизод, связанный с одной ученицей Энгельсины Викторовны. Девочке очень трудно давалась математика, да и по другим предметам она не так уж успевала, но у неё были прекрасные результаты в музыкальной школе для одарённых детей. Учитель, видя что девочке не сладко от того, что дети, замечая её отсталость в предметах, сторонятся её, договорилась с учительницей музыки и, пожертвовав одним из уроков, пригласила весь класс в музыкальную студию послушать виртуозную игру маленькой пиванистки. После этого всё сразу изменилось. И дети увидели, кто на что способен, и девочке удалось открыть себя, раскрепоститься, и всё пошло дальше так, как и должно было пойти. Опять учителю за какие-нибудь 45 минут удалось сделать то, что другим не удалось бы и за 20 лет.
Победа! А сколько у неё таких славных учительских побед! Вот и сейчас она подходит к школе. Здоровается с родителями, радостно встречает детей, кого-то похвалит, кому-то покачает укоризненно головой и входит во двор школы. Здравствуйте, дорогой учитель!
Мераб Догонадзе
доктор педагогических наук
Свидетельство о публикации №213112200845
Нина Бойко 09.12.2013 22:27 Заявить о нарушении