ЭССЕ
Иди,куда зовет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя похвал за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех лучше оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли,взыскательный художник?
А.С.Пушкин
В своем послании писателю и философу И,С.Шмелеву замечательный русский мыслитель И.А.Ильин излагает глубоко продуманные положения о созерцании и восприятии произведений изобразительного искусства,о воспитании художественного вкуса, о духовном содержании творчества.
Итак, примем: от ошибки вкуса нет гарантий. Но есть верные и неверные восприятие и вкус. Воспринимая произведение изобразительного искусства, надо прислушиваться не к себе, к своим состояниям,настроениям и «приятностям»,а забывать себя в художественном созерцании,надо помнить ,что нам может понравиться и плохое и не доверять ни первому ,ни второму впечатлению. Суждение настоящего вкуса гораздо глубже и шире,чем обывательское «нравится»;оно родится из глубины души,которая ищет совершенство,требует погружения в художественное восприятие данного произведения...Недостаточно,чтобы создание искусства «нравилось» или давало удовлетворение,надо уходить в созерцание его объективного совершенства,которое не зависит от моего одобрения и не нуждается в нем, перед которым я сам становлюсь осчаствливленным учеником,а не тщеславным фатом или резонирующим снобом.
Каждое произведение изобразительного искусства есть «окно в эпоху» и созерцание дает нам почувствовать дух эпохи,оживить картины прошедших дней,ощутить и воспринять дыхание прошлого,понять свое предназначение в современном мире.
Мы не должны требовать от художника ни приспособления к нашим дурным и случайным вкусам,ни лести,ни заигрывания. Художник должен творить свободно — небезответственно,не произвольно,-но по свободному вдохновению,без оглядки на толпу,без ее модах,вкусах,вожделениях и претензиях. Он должен помнить,что созданное совершенство воспитывает вкус толпы и возносит душу человека,но вкус толпы снижает и опошляет художественное творчество.
Художник призван вести ;он никого не поведет ,если сам побежит за толпой. В глубине
своей души он должен дать клятву служить Богу, а не человекам,осуществлять художественный закон а не угодничать перед людьми,не раболепствовать перед диктаторами,не гоняться за площадной модой.
Внутреннее,сокровенное,духовное решает вопрос о достоинстве внешнего,явного,вещественного.
Именно это должно считаться аксиомой всякой,особенно художественной ,культуры.
Свидетельство о публикации №213112301215