Проблемы русского бизнеса

Как много сказано и передумано о проблемах русского бизнеса за последнее время. И еще много-много будет сломано копий и о том, и о сем, но вряд ли такие битвы конструктивны без анализа истоков возникновения бизнеса в современной России.
Если оглянуться на 90-е годы и сравнить с тем, что мы имеем сегодня, то основная проблема русского бизнеса заключена в том, что он вырос и возмужал на фоне спонсирования им западного общества: там он отдыхал, хранил деньги и вкладывал их в чужое производство, рекламировал себя, давал на чай прислуге и дворникам. А вот в России бизнес смотрел на нищий народ как на откровенных лохов: не умеешь воровать — тогда смотри и облизывай слюнки.
Когда же пришел очередной финансовый кризис на западной земле, то оказалось, что русский бизнесмен здесь чужой и лишний, и при любом раскладе он будет крайним. Гениальная идея войти в давно сложившиеся семейные бизнес-кланы Европы и США стухла еще на стадии зарождения.
Невозможно войти в одну и ту же воду дважды, поэтому повторная попытка раздеть ближнего в России, как оказалось на практике, натолкнулась на глухое сопротивление уже у молодежи, которая выросла и возмужала на реалиях современного мира. Ей можно бросить подачку с барского стола, но получить снова толпу лохов, как в период перестройки, не получается. Молодежь остается себе на уме, так понимает, что рано или поздно, она сама станет хозяином России.
Так что же делать, как развернуть общество от органической подозрительности к любому крупному бизнесу? 
Для поиска ответа, следует оглянуться на недалекую историю современной России.
Идея Горбачева создать альтернативные органы управления на предприятиях под названием «Советы трудовых коллективов» стала тем самым оселком, на котором были сломаны бизнес-кланы советской России, когда к управлению экономикой пришли, сначала, откровенные демагоги, а потом воры и бандиты.
Лишь в первый год правления Ельцина, когда шла борьба за СССР, каждому человеку в России была предоставлена возможность стать новым Крезом или Фордом, но потом на несколько десятилетий любые ростки бизнес-планов населения насильственно выпалывались во всех экономических нишах.
Как видите, даже эти простые факты показывают, что для возрождения благоприятной среды для бизнеса требуется возродить уничтоженные экономические отношения, правда, в каком виде это будет сделано, увы, мы не можем предсказать с полной уверенностью. Но, как ясно, начинать надо с общественных отношений, создавая долговременные и благожелательные связи между всеми членами общества.
Конечно, любое дело на поприще общественных отношений, так или иначе, требует больших денег, которые идут на создание и поддержание людей и идей. Ведь человек либо зарабатывает себе на хлеб в поте лица, откровенно плюя на интересы общества, либо создает идеи, которые работают  на благо народа. Третьего не дано, так как жизнь любой общественной организации без финансовой подпитки оканчивается пустыми посиделками на кухне. И не надо говорить о корысти и других черных пятнах жизни, ведь современная жизнь немыслима без ватерклозета и компьютера, а попытки вернуть общественные отношения к первобытно-общинному строю или средневековью, игнорируя более взрослые цивилизации, обречены на поражение.


Рецензии