Черногория
Мне одного рожденья мало,
Хочу расти из двух корней,
Жаль Черногория не стала
Второю родиной моей!
Владимир Высоцкий
Я живу на этой удивительной земле скоро месяц. Точнее на побережье, которое оставляют горы, спускающиеся к Адриатическому морю, образуя многие заманчивые для мореплавателей бухты. Вы знаете, не заметил, чтобы горы здесь были слишком черными.
Всегда интересна новая страна, её люди, их отношения и манеры. Но что можно понять, не зная языка этого народа. Слышишь их разговор, в котором нет-нет промелькнет отчетливое русское слово, только обычно этого слишком мало, чтобы ухватить, о чем идет речь.
Объясниться с местным жителем даже при искреннем его желании – трудновато. Близкое к русскому звучание славянской речи обманчиво, хотя многие здесь, несмотря на утомление, понятное в местах перегруженных бездельными курортниками, охотно побеседуют с хорошим человеком.
Не исключено, что после откровенной дружелюбной беседы каждый остается в собственном понимании о содержании разговора.
Конечно, я бы мог залезть в Гугл и многое узнать об истории, быте и т.п. этого народа. Но, признаюсь, не хочется чужой информации. Интернет уже перенасыщен болтливо-тенденциозными излияниями, и остерегаюсь слишком полагаться на него. Свобода слова, информации, похоже, сползает в аморфную среду, где истина и ложь, фантазии и легенды, треп и байки – трудно различимы. Хорошо бы иметь на ПК кнопку – «фильтр правды».
Нет, хочется видеть и слышать всё своими глазами (правда, малость ослабевшими) и ушами пока ещё чуткими и честными. Пускай это будут отрывки и случайности. Но все же частицы реального, а не внушаемого кем-то с неизвестными намерениями.
Настоящие записки это не только склонность автора поговорить с читателем и отчасти простительная на девятом десятке болтливость. Ещё одна причина измены своему лаконичному стилю происходит из почти абсолютной ограниченности в информации: раньше здесь в Будве можно было купить раз в месяц газету на русском – теперь и её нет, крохотный экран телевизора в квартире говорит и пишет на сербском.
Правда, имеется в доме радиоприемник, однако терпеливое прощупывание эфира во всех диапазонах выловило единственную станцию, которая вещала по-русски. Она называется «Море», выдает исключительно пение в стиле Рэп и рекламу, иногда прерываемую откровением:
– Мы, русские, не обманываем друг друга!
После этого рефрена, подозрительно звучат все предложения купить что-то или вступить куда-нибудь. Так и слышится: всех иных обманем, околпачим, окрутим!
Помогли привезенные с собой новеллы Цвейга и Мериме, которые сохраняли глазам возможность порезвиться на знакомом поле. Да вот ещё эта записная книжка…
И в результате я вошел, если не увяз, в сочинения Стефана Цвейга. Обильная, изукрашенная речь известного писателя, часто без движений и событий, а лишь с углубленным описанием внутренних побуждений и разных мыслей – заразительна.
К сожалению (а может и хорошо), эта «инфекция» не дает умения размотать свои ощущения и размышления на 25-30 страниц мелким почерком.
Однако извиняюсь, в знаменитой новелле «Амок» – та ещё динамика. Иногда кажется, что Цвейг играется с читателем, испытывая длиннотами его терпение.
Что бросается в глаза в черногорском курортном городе?
Еда: огромные помидоры – непривычно жесткие, колоссальные; неподъемные арбузы – странно мягкотелые и не сладкие; огурцы, которые не удается нарезать – они раскалываются при нажатии ножом; некрупная картошка требует потрудиться над чисткой (мы избалованы: в Израиле все картофелины овально гладкие без единой морщины, идеальны для быстрой очистки современным ножом – стальной щёлкой).
Ещё – дары моря!
К сожалению, не могу поставить фото. На нем зверь под названием мурена, рядом забившиеся в угол от ужаса королевские креветки
Стоит мурена недешево, но после первого вкусного укуса оказываешься в рыбьем жире. И надолго.
Но так приятна дешевизна (всё в евро и однозначные цены ласкают взор) мяса, пива и вина. Не в последнем ли скрыт секрет нового стиля этих заметок.
Сразу после завтрака идем на море. Вдоль берега асфальто-плиточная набережная, где быстрой проходкой я каждое утро пытаюсь сохранять форму. Затем доплываю до буйков. И обратно.
Город Будва не уступит бельгийскому «писающему мальчику», имея собственную девочку, успешно исполняющую этот трюк.
У нас в Израиле приезжаешь на Средиземное море, а там черный флаг, запрещено даже входить вводу. Спасатели на вышках бдят и громко кричат, если не бастуют за повышение зарплаты.
Здесь ещё не додумались до спасателей и флагов. Все купаются, никто не тонет.
Неожиданно встретил в Будве масштабный пример использования энергии Солнца. На территории санатория работает станция, снабжающая горячей водой всю
округу.
Солнечные панели расположены рядами на втором этаже сооружения, а внизу получилась обширная крытая автостоянка.
Нам повезло познакомиться с Милованом, начальником солнечной станции.
Он был весьма рад интересующимся и с большим энтузиазмом объяснял нам технические подробности системы, её прошлое и будущее. Уже в который раз мы уткнулись в свое языковое убожество и, к сожалению, я понял немногое.
Более 1000 солнечных панелей имеют общую площадь 2432 квадратных метра. Они получают от Солнца в безоблачный летний полдень 2254 киловатт мощности и производят в год 1,4 гиговаттчасов тепловой энергии.
Кстати, эти цифры близки к моему проекту: (http://world.lib.ru/t/trahtenberg_r_m/gorodaigody-112.shtml),
в котором принято, что Солнце посылает на землю у нас в середине дня до 2 киловатт на метр квадратный.
Легко прикинуть, если принять в среднем излучение в 1 киловатт в течение 4 часов:
1 квт х 4 часа х 30 дней х 5 месяцев х 2432 м кв. = 1, 46 гиговаттчасов.
Мы согласились с Милованом, что Солнце – это впечатляющий генератор, и Всевышний, конечно, давно удивляется бестолковому человечеству, которое жжет леса, копается в угольных шахтах, пачкается в нефти, да ещё влезло в смертельную игру с ядерными штучками вместо отыскания очевидного способа использования этой чистой даровой манны небесной.
Когда я сказал этому симпатичному человеку, что мы из Израиля, он просто осветился и заявил, что это вторая в мире страна по использованию солнечной энергии.
Думаю, если учесть, что в Израиле уже более полувека типовой городской пейзаж включает толпы черных солнечных панелей и белых бочек на крышах почти всех зданий, то можно бы продвинуться и выше.
И ещё одно поразительное событие, совершенно выпадающее из курортного меню.
Как-то отдыхая в сквере, мы заметили странных прохожих – у каждого на шее висела табличка. Оказалось, совсем рядом в неприметном строении бьет ключом… чемпионат Европы по шахматам среди детей. В курортной голове шевелилась лишь мысль, что это толпятся люди к открытию популярного ресторана.
Я ринулся сфотографировать это чудо. Увидел с балкона неожиданно огромный зал с тысячью досок, за которыми сидели дети, но был остановлен и буквально выперт наружу:
– Фотографировать можно только в первые 15 минут после начала партий.
Почему такой запрет? Надо быть шахматистом, чтобы догадаться: на фото можно увидеть позицию, придумать лучший ход и сообщить игроку!
Уже после Евгений Левитан, отец одного из участников, с которым мы тут и познакомились, любезно прислал мне панораму поля боя и взгляд на счастливых победителей из команды Израиля, среди которых самая маленькая 10-летняя Настя Вуллер – чемпионка Европы!
В Будве, как и во всех курортных городах, обычной работы нет. Только рестораны, кафе, отели и тур агенты. Чтобы как-то занять народ муниципалитет закупил таксомоторы и роздал желающим. И вот на всех углах дежурят таксисты, ожидая клиентов. Думаю, хорошо, если удача придет к ним хоть раз в день.
Ну, а в середине сезона все берега застраиваются аттракционами для детей. Качели-карусели, надувные ринги и т.п.
Взрослые пресыщены удовольствиями. Поэтому их развлечения более напоминают нечто противоположное.
Например, за умеренную плату могут вдуть тебя в шар на 5-10 минут (пока хватит кислорода).
Любопытно видеть, как упаковывают в шар очередного рискового курортника. На этот раз - девушка, уже тапочки отброшены, а мощный насос наготове.
Зашаренные плавают на море в своей новой оболочке, где им ни встать, ни вдохнуть.
Но вот самое пикантное – поднимают отчаявшегося на высоту небоскреба, и он бросается вниз.
Перед самой землей его вздернет привязанная к ногам веревка. Несчастный висит, раскачиваясь вниз головой, пока не опустят и отвяжут.
Этот супер стоит 50 евро. В конце сезона – скидка, всего 30.
Некоторые гости предпочитают санаторий и покойное купание в бассейне.
В городе строятся грандиозные отели. Один из них припаивают прямо к скалам над морем. Его достраивают много лет и говорят, что он принадлежит Лужкову, а может его супруге.
Некоторые состоятельные люди пришвартовывают здесь свои яхты. Это немалые двух-трехпалубные красавцы. Многие курортники приходят полюбоваться, выбрать форму и прикинуть, когда они войдут в клуб этих морских волков.
Следующая экскурсия в удивительный город Котор. Его фьорды не уступят Скандинавии.
Пароходики здесь вплывают прямо в город. Читатель может убедиться, взглянув на фото.
Славно здесь – молодая страна, доброжелательный народ, теплое и спокойное море, комфортно и недорого.
Хорошо бы авиакомпаниям наладить прямые рейсы “Бен-Гурион Тель-Авив – Тиват”, которые наверняка быстро станут популярными. Израиль охотно полетит в дружественную Черногорию, оставив политизированные Турцию и Египет.
ФОТО
Пароходики вплывают прямо в город Котор
Свидетельство о публикации №213112301768
Нонна Исадская 15.04.2016 09:26 Заявить о нарушении
Спасибо и желаю быть здоровой и красивой
Роман
Роман М Трахтенберг 27.06.2017 11:31 Заявить о нарушении