Путешествие во времени в лахти

Ноябрь. Санкт - Петербург. Собираемся. Отправляемся в Лахти, в Финляндию. Первый снежок, первая слякоть. Радостная суета. Таможня. Долгожданная встреча.

Мы приехали в Лахти по приглашению наших финских коллег. Это ответный  визит. Финны очень любят Санкт - Петербург, приезжают часто. Наш город, мы, наша система образования вызывает у них неподдельный интерес. Они считают, что наши девушки самые красивые, что русские – самая читающая страна в мире. А Достоевский, Толстой и Чехов – это тайна, которую они постигают и открывают для себя.

Привлекает их и театр, наш, русский, старинный; восхищают их и литературные места Петербурга. Будет  манить не только парадный Петербург, но и  загадочные места города, которые связаны с Достоевским: это и музей-квартира на Кузнечном переулке,  и колоритные трущобы, отмеченные  героями романа «Преступление и наказание».  В  восторге они будут и от ресторана «Идиот»: и от своеобразного оформления, и от кухни, которая там будет предложена  – совсем как во времена Федора Михайловича. Впечатлит их и моноспектакль по рассказу Достоевского «Сон смешного человека», где действие будет разворачиваться под самым питерским небом, в квартирке XIX века в мансарде, где из декораций: заношенный халат, сундук, зеркало и блестящее исполнение Леонида Мозгового  одинокого  молодого человека, которого с малых лет считают чудаком и смешным.

Полюбят они и музей «Русской водки», где можно будет продегустировать нашу водочку под русскую закусочку и под исполнение народных песнопений под балалаечку.

Вот теперь и мы на финской земле, в чудесном уютном городке Лахти, что недалеко от Хельсинки. У нас насыщенная программа, а на все про все всего четыре дня. Нас сразу приводят в школу, обычную, муниципальную, и мы не перестанем удивляться и изумляться. Как все просто, отлажено, и нет нашей привычной суеты. Здесь не будут на вытяжку стоять перед гостями, а мы будем наблюдать привычную жизнь финской школы. В школе идеальная чистота и не потому что приехали иностранные гости, а потому что так у них всегда.

Не увидим мы детей, которые отягчены этими мешками со сменной обувью, им и в голову не придет  «нагружать» детские головки такой непосильной проблемой; не увидим мы за все время и снующих «тетечек» со швабрами, и дежурных учителей на переменах. На переменах будет обычная детская суета. Не услышим мы и звонков, зазывающих на уроки: каким-то чудным образом они будут расходиться по аудиториям.

Не будут задавать и домашние задания ученикам: все наполнение знаниями будет происходить во время урока. Да и уроки удивят не меньше. Дети совершенно спокойно будут в течение урока появляться в классах, могут также и покинуть аудиторию. Уроки рисования заставят нас самих там задержаться, потому что это будет фантастическая лаборатория. Столько специальной техники  в помощь ребятам, чтобы изобретать, творить маленькие шедевры. А учитель там как волшебник, у которого ключи от заветных ящичков.

Поразит и школьная столовая, где  организовано самообслуживание. И везде идеальная чистота. А учительская, где будут отдыхать наши коллеги и готовиться к занятиям, окончательно нас «добьет». Это будет просторная комната, где у каждого учителя свое рабочее место за компьютером; удобные мягкие диваны и кресла. Кухня со всеми атрибутами и дамская комната. Нам уходить не хотелось, поверьте. У нас будет состояние восторженности и раздавленности, и вечный наш русский вопрос: отчего у нас все не так?!

После всего увиденного мне нужно будет давать старшеклассникам открытый урок, «мастер-класс». Финские дети и их учителя не раз присутствовали у меня на уроках в Петербурге, поэтому они сделают мне такое предложение, от которого я, конечно, не посмею отказаться, да и самой, не скрою, мне будет интересно пообщаться вживую на литературные темы со старшеклассниками. Это будет необычный класс: придут те, кому интересна литература. А попросят они провести урок по Шекспиру и Маяковскому. Интересный поворот, подумаете, вы?!

Мне захочется им показать Маяковского, другого, не того, какой он на слуху у многих, а другого: нежного, влюбленного, ранимого; а  Шекспира как современного автора, который всегда будет вне времени.
Я не знаю финского языка, поэтому мне будет помогать Татьяна, одна замечательная девочка из Белоруссии, которая сравнительно недавно переехала с родителями в Лахти и за короткое время овладела финским языком, что стала примером не только для иностранных учеников, но и для финских ребят. От этого наш разговор не стал напряженным, а чувствовалось неподдельное любопытство: что же сотворят эти «русские?!»  Чем удивят?

Надо сказать, что с Татьяной мы познакомимся буквально за пару минут до начала урока, но с первой минуты произойдет полное взаимопонимание. Она не знаток литературы: и Маяковского, и Шекспира, но перевод будет ее максимально точным и понятным. Ни один старшеклассник не покинет аудиторию, на нас будут смотреть восторженные и любопытные глаза, умные и размышляющие.

«ВАМ ЗАВЕЩАЮ Я САД ФРУКТОВЫЙ МОЕЙ ВЕЛИКОЙ ДУШИ»


Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.

То, что финским школьникам и их учителям интересен Маяковский, в этом нет ничего удивительного. В июле 1993 года во Франции, в Сорбонне, было прочитано 38 докладов на тему «Владимир Маяковский и утопия XX века», и эти чтения не затихают до сих пор.

Действительно, Владимир Маяковский – фигура огромная и значительная, и до сих пор привлекает к себе внимание. «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать», – какими пророческими словами окажутся эти строки Марины Цветаевой.

Родился он  в Грузии, отец был лесничим, мать занималась воспитанием детей. По отцовской линии находился в дальнем  родстве с Пушкиным и Гоголем. После внезапной смерти отца они переезжают в Москву, где он в  14 лет вступает в партию большевиков и страстно поддерживает грядущую революцию. Маяковский был яростным патриотом страны. Путешествуя по всему миру, он гордился тем, что  из страны советов.

Долгие годы стихи Маяковского принудительно вводили в школьную программу, о другой лирике широкому кругу читателей не было известно. Мне хотелось рассказать о другом Маяковском этим ребятам, которые только вступают во взрослую жизнь, где их ждет и первая любовь, и первые страдания, и переживания.

Маяковский будет влюблен в Лилю Брик, замужнюю женщину, с первого взгляда. Это будет как удар молнии, которая поразит его, «гиганта», «глыбу», и все, что он напишет потом – будет посвящено Лиле, и только Лиле, для Лили и о Лилечке:


Если
      я
        чего написал,
если
       чего
             сказал —
тому виной
                глаза-небеса,
любимой
             моей
                глаза.



А Лиля умела быть и грустной, и  женственной, и капризной, и  гордой, и пустой, и  непостоянной, и  влюбленной, и умной, и какой угодно. Как вспоминают ее современники,  «у нее торжественные глаза; есть наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками...» Маяковский мучался и страдал, а Лиля видела это и считала, что «страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». И в этом вся  правда: из под его пера вылетали удивительные по нежности строки.

Ребята будут всматриваться в фотографии Лили и Маяковского: у молодых людей начнут гореть любопытством глаза, а девушки, вглядываясь в эти черты  черноокой плутовки, сами себе отвечать на вопросы: чем могла так привлечь поэта темноволосая красавица?!

«...Среднего роста, тоненькая, хрупкая, она являлась олицетворением женственности. Ее глаза … были карими и добрыми; довольно крупный рот, красиво очерченный и ярко накрашенный, открывал при улыбке ровные приятные зубы...»  «Боже мой! да ведь она некрасива. Слишком большая для маленькой фигуры голова, сутулая спина и этот ужасный тик», –  так будут восклицать в недоумении многие, а Маяковский  продолжать сходить с ума от этой любви, сходить с ума и писать стихи о ней и для нее.

Это будет  счастье, граничащее  с безумием.

Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть  –
как девочка мячиком.

 ***
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.

Клянусь –
Люблю
Неизменно и верно!

 ***

Кроме любви твоей,
Мне
Нету моря,
А у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

***

Надо мною,
надо мною
кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа.

***

Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.

***
Стою,
Огнем обвит,
На несгорающем костре
Немыслимой любви.

***

Флоты – и то стекаются в гавани,
Поезд – и то к вокзалу гонит.
Ну, а меня к тебе и подавней
– я же люблю –
Тянет и клонит.



Он постарается забыть ее: будут встречи с другими женщинами, но образ Лили неизменно всюду следует  за ним.

Любовная лодка
 разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
И не к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид.


И даже перед смертью последние слова  будут о ней: «Лиля – люби меня». Он завещает ей все, что им написано.

А что Лиля? Она проживет долгую жизнь, выйдет не раз еще замуж, но останется верной почитательницей его таланта. После смерти Маяковского, когда его имя придет в забвение, она обратится к Сталину, который вмиг отреагирует на ее просьбу: «Очень прошу Вас обратить внимание на письмо Брик. Маяковский был и остаётся лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление».

Она будет до последних дней  носить кольцо Маяковского на золотой цепочке с гравировкой своих инициалов «Л. Ю. Б.», которые складывались в бесконечное: люблюблюб….Перед смертью ей приснятся стихи Маяковского, она посчитает это знаком, что ей уже пора, и выпьет смертельную дозу снотворного.
Вот такая любовная история великого поэта и удивительной женщины, женщины-загадки.

Мы еще долго будем с ними размышлять, что такое любовь: это счастье, это страдание? Возможно ли, прожить без любви? Ребята  будут искренни в своих рассуждениях, то и дело снова и снова перечитывая его стихи, совсем уже по-новому воспринимая Маяковского, пролетарского писателя, трибуна, «глашатая» с такой нежной и ранимой душой.

Я не знала, готовы ли они слушать меня дальше, слушать Шекспира. Слишком о многом они задумались. И уместен ли переход в другую эпоху, но ребята, на удивление, были настойчивы и решительны: они хотели слушать нас дальше, а их настойчивость придавала нам силы и уверенности.


«ИЗ ВСЕХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ ОН САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ»

Мне хотелось показать ребятам, как современен Шекспир и что он навсегда останется вне времени. У каждого человека своя судьба и свое время. Шекспира не зря считают самым загадочным человеком и не менее загадочным поэтом.

Он жил и творил в XVII веке, но только столетие спустя пришло осознание безмерной ценности каждого шекспировского слова.  Когда спохватились, о человеке, чьими творениями зачитывался и восхищался весь просвещенный мир, не сохранилось почти ничего: ни рукописей, ни документов. Это был век, когда  «житийных писаний» удостаивались знатные особы, святители церкви и великомученики. Собирали буквально по крупицам. Эти разыскания продолжаются и по сей день.
Почему же не прекращаются и не утихают споры вокруг шекспировского имени? Что же не давало покоя современникам Шекспира?

Они никак не могли «простить» ему, что он, сын «перчаточника» и лицедей «Глобуса», не получил надлежащего образования, не знал языков, не бывал в других странах, а писал, «не вымарывая ни единой строчки». Не хотели признать главного  – право на авторство, на бессмертие.

Его отец некоторое время был состоятельным человеком: избирали его и городской головой, торговал он и мясом, имел два доходных дома, в одном из которых содержал трактир. Когда Шекспиру исполнилось 18 лет, отец попал в долговую тюрьму, поэтому  все заботы о семье легли на юного Шекспира. Он уезжает из родного Стратфорд-на-Эйвоне  и  отправляется в Лондон на поиски счастья и денег. Пишет стихи и посвящает их богатым и влиятельным покровителям. Сотрудничает с театром: начинает со смотрителя за лошадьми посетителей, затем работает суфлером и только потом первые пробы как актера.

В это время он начинает писать и пьесы. Он переделывает старые произведения, пишет новые, часто заимствует сюжеты у других авторов, особенно у античных и иностранных. Завистники будут называть его «вороной в чужих перьях».
Шекспир писал не только без помарок, но с исключительной быстротой. Его гусиное перо и впрямь парило подобно птице. Его мысль всегда поспевала за пером, и задуманное он выражал с легкостью.

На здании театра, где работал Шекспир, спустя многие годы появится  надпись: «весь мир  – театр, весь мир  – актеры».
Шекспир сумел воплотить в своих пьесах весь мир, мир узнавал себя в его произведениях и не перестает восхищаться гениальным драматургом вот уже несколько столетий.

Пьесы Шекспира будут пользоваться большим спросом. К концу жизни его назовут самым богатым жителем Стретфорда-на- Эйвоне. Он купит второй дом в Лондоне, удачно выдаст замуж любимую дочь, будет давать деньги под проценты и, наконец, добьется дворянского герба с изображением сокола с копьем.
Уже позднее послышится робкое признание таланта его братьями по перу:

Восторгом, восхищеньем нашим чтимый,
Ты памятник воздвиг несокрушимый.

***

Ты сам себе памятник.

Есть в нашей жизни книги, которые нельзя отнести к определенной эпохе, они вне времени. Перечитывая их снова и снова, находишь для себя какое-то новое откровение, поражаясь, что не замечал этого раньше. И понимаешь, что это другая книга. Это вечная книга, к таким произведениям и относится «Гамлет» Шекпира.
Мне хотелось поразмышлять с ребятами на тему, которая всегда будет волновать человечество: что такое преступление? Может ли оно быть оправдано:
 
 Быть или не быть, вот в чем вопрос.
 Достойно ль смиряться под ударами судьбы,
 Иль надо оказать сопротивленье???

Этим вопросом мучается и страдает принц датский, узнав о предательстве своей матери, об убийстве отца его родным братом. Он одержим мщением, но раздирающие его душу вопросы не дают ему покоя.

Можем ли мы сейчас тоже однозначно сказать, имеет ли человек право на отмщение? Все ли ему позволено и  дозволено? Есть ли внутренний критерий, через который можно и возможно перейти? Есть ли муки совести? Что такое душа?
Ребята будут озадачены вопросом. Они начнут  приводить примеры из жизни, примеры из истории. Сначала будут категоричны и  непримиримы в своих суждениях и выводах. Вопросы многие  так и останутся без ответа: о них они будут думать и дальше, потому что это вопросы заставляют думать о добре и зле, об истине, о смысле жизни, о человеке.

Это была удивительная беседа, которая обогатила всех нас. Для себя я открыла, что для думающих людей нет территориальных, возрастных и языковых границ: они любят, страдают, сопереживают одинаково.

Ребята не хотели нас отпускать, а  нам нужно было спешить: возвращаться в Питер, в такой родной и милый сердцу город. Мы мчались по безупречной финской дороге и вспоминали Лахти, вспоминали ребят и наше путешествие во времени в мир вечных вопросов.


Рецензии
Счастливы те, кто присутствовал на ваших уроках. В первую очередь Дети! Это даже и не уроки... Это действительно можно назвать Образованием, а главное - Воспитанием! А финским детям можно только позавидовать, что когда они повзрослеют, то несомненно станут умными, начитанными, культурными людьми. И будут помнить об удивительной Любви Маяковского и Шекспира прочитают в подлинике!!!
Сама статья очень Добрая, познавательная, читается с интересом, потому как сопереживаешь вместе с автором всё изложение!
БРАВО!
С уважением!

Михаил Савельев   24.11.2013 17:14     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Миша, за добрые слова. Хочется верить, что станут умными, размышляющими людьми, что останутся теплые воспоминания о том времени, что будут любить и читать!!!

Ирина Ершова 2   26.11.2013 10:55   Заявить о нарушении