Решай сама!

Решай сама!
Анна Залкинд была в большом затруднении. Она не знала, как ей ответить на письмо, которое она получила. Алексей, её бывший муж и отец Лены, прислал письмо, в котором он просил Анну и Лену помочь ему переехать из Украины в Соединенные Штаты. Давно миновали те времена, когда всем, кто чудом вырвался из Советского Союза, предоставлялось убежище в США. Теперь, когда Советский Союз развалился, и выезд из территории бывшего Советского союза стал свободным, американское правительство изменило порядок приёма иммигрантов. Для получения въездной визы теперь требуется наличие прямых родственников, легально проживающих в Соединенных Штатах. Алексей просил, чтобы Лена оформила бумаги, необходимые ему и остальным членам его второй семьи для оформления иммиграции в США.
Анне вспомнился тот вечер, когда Алексей объявил, что уходит к другой женщине. Анне тогда было двадцать пять лет. Она только два года проработала в СКБ, а её уже назначили на должность ведущего конструктора. Ей казалось, что она на вершине успеха. Заявление Алексея совершенно неожиданно сбросило Анну с этой вершины в пропасть. Было непонятно, горько и обидно.
Лена, которой тогда было всего три года, не могла понять, почему папа больше не хочет жить с ними. К этому следует добавить, что Алексей ушел, как отрезал. Как будто дочери у него никогда не было. Лена сильно переживала. Ей было очень обидно, что в течение последующих лет отец ни разу не поинтересовался ею. Конечно, завод, на котором он работал, исправно отчислял алименты, но на этом и оканчивались все его отцовские обязательства. Даже в дни рождения дочери Алексей никогда ей не звонил, не говоря о том, чтобы сделать ей подарок или, на худой конец, послать ей поздравительную открытку. Теперь, когда прошло столько лет, когда дочь выросла, он вдруг вспомнил о её существовании и написал письмо.
Анна ещё раз перечитала письмо. Письмо отражало существо Алексея. В деловом тоне Алексей писал о том, что нужно ему. Ни одного вопроса в сторону от дела, как будто письмо писалось в учреждение, а не дочери. Анна не могла себе отказать в удовольствии мысленно обругать этого эгоиста. Даже когда он буквально молит о помощи, он не интересуется жизнью дочери, у которой он ищет помощь! Первое желание было просто выкинуть это письмо в мусор, как это принято поступать с так называемой «Junk mail» рекламной литературой, засоряющей почтовые ящики всех американцев. Мало ли чего хочет Алексей, а что нужно Лене? Да, действительно, что нужно Лене? Нельзя действовать сгоряча. Лена уже взрослая девочка, и Анна не чувствовала себя в праве решать такой вопрос за неё. Придётся показать ей это письмо.
Анна вспомнила, каким неожиданным был для неё уход Алексея. Не было никаких признаков недовольства. Более того, последнюю ночь перед уходом они провели в объятиях пылкой любви, как новобрачные. Почему же он её бросил? Чего ему не хватало? Анна не могла понять тогда и не понимает теперь. Острота боли прошла, но обида осталась.
Первое время после бегства Алексея Анна погрузилась в отчаяние. Ей казалось, что она виновата в том, что семейное счастье для неё потеряно навсегда. Неужели уделяя большое внимание работе, она отпугнула Алексея от себя? Анна иначе не могла – так уж была воспитана. Неужели Алексей, который знал её с шестого класса, не знал об этом? В школе он всегда с удовольствием пользовался её помощью. Что же отвратило его теперь?
Мирра, двоюродная сестра Анны и её близкая подруга, пришла к Анне на второй день после ухода Алексея. Она застала Анну в полном унынии. Анна выложила ей всё, что накопилась на душе.
- Я точно не могу тебе сказать, почему твой Алексей ушёл, - ответила Мирра, - но думаю, что корни лежат не в твоих успехах в работе. Нет, не в этом. Корень в твоей слепоте. Разве ты не видела, что твой Алёша никчемный человек? Извини меня, но твой Алексей глупый, завистливый и подлый трус. Я даже рада, что ты от него избавилась. Что ты в нём нашла?
- Как ты можешь такое говорить? Ты несправедлива. Он красивый, сильный и добрый.
- Красивый и сильный – с этим я не спорю, а то, что он добрый, это ты заблуждаешься. Он твоей маме ни разу даже флакон одеколона не подарил. Но не в этом дело. Он пользовался своей красотой. Только ты одна не замечала скольким девочкам он вскружил голову.
- Как ты смеешь!
- Да, я смею! Я наблюдала, как в нём выпирало чувство превосходства над нами. Я думаю, что не так уж сильно он был влюблён в тебя, чтобы ради любви жертвовать своими увлечениями. Он при таком успехе у женщин решил, что и на работе у него должен быть успех. Но не получилось. Тогда он решил, что всё из-за того, что он женат на еврейке.
- Он не антисемит! – Анна бросилась на защиту.
- Я не говорю, что он антисемит. Он трезво оценил сегодняшнее положение вещей, или кто-то помог ему это понять.

Откровения Мирры действовали на Анну удручающе. Она начала анализировать поведение Алексея, и вынуждена была признаться, что и она несколько раз подмечала, что её Алексей твёрдо рассчитывал на то, что его происхождение поможет ему в продвижении по службе. Это не вызывало у неё подозрений. Так был устроен тогда мир, в котором они жили. Все знали, что лицам коренной национальности отдавалось предпочтение. Но Алексей успехов не добился. Неужели действительно Алексей испугался того, что еврейская жена стоит на пути его успехов? Анна внимательно обдумала такой поворот и пришла к выводу, что это вполне возможно. К этому надо добавить, что у Анны не сложились отношения с родителями Алексея, особенно с его отцом, бывшим офицером.

Измена Алексея повлияла на дальнейшую жизнь Анны. Уход мужа как бы перерезал пуповину, связывающую её с негостеприимной страной. В начале семидесятых годов, когда началась эмиграция из Союза, желание удрать подальше, добавило последний камень в чашу, перевесив весы в пользу решения покинуть Советский Союз.
Прошло более пятнадцати лет с того времени как Анна с семьёй живёт в США. Теперь времена изменились в Украине. В новых экономических условиях национальность не помогает, а ума и поворотливости у Алексея нет. Несомненно, ему там тяжело. У Алексея появилось желание переехать в Штаты. А как? Вот он и вспомнил о дочери. Он там рассудил, что не стоит ему и его семье пропадать в Одессе, если за океаном текут молочные реки и там уже живёт его дочь?

Анна считала своим долгом объяснить дочери суть вопроса. А там пусть Лена решает сама. Если захочет оформлять приглашение, пусть оформляет. Анна ей препятствовать не будет, но и помогать не хочет.
Лена возвращалась от мамы к себе в Беркли. Мама бы хотела, чтобы Лена осталась ночевать у неё в Купертино, но Лена не могла себе позволить отдыхать два дня. Утром она должна закончить эссе, срок которого истекал в понедельник, а воскресный вечер она планировала провести в компании сверстников. По дороге Лена решила заехать к бабушке и посоветоваться. Письмо отца произвело на Лену сильное впечатление. Мама отказалась высказать своё мнение. Она довольно долго объясняла Лене, как сильно обидел её отец, но в конечном итоге предоставила принять решение Лене.
Лена привыкла советоваться с бабушкой в важных вопросах. Бабушка воспитала Лену, заменив ей и отсутствовавшего отца и вечно занятую работой мать. Бабушка имела удивительные педагогические способности. Эти способности были у неё не столько оттого, что она всю жизнь проработала педагогом, а скорее врожденные, как говорят, от бога. Основная особенность её педагогического подхода заключалась в том, что она держала себя с Леной просто, дружественно и без превосходства взрослого перед ребёнком. Они были лучшие подруги. Вместе с тем Лена всегда знала предел дружеского потакания, дальше которого заходить нельзя. Лена любила бабушку и уважала её. Бабушка всегда помогала Лене и лучше других могла понять, что волнует внучку. К кому же другому Лена могла обратиться за советом?
Бабушка жила в доме для пожилых людей. Проживание в таком доме частично оплачивается государством. Наличие таких домов в стране позволят старикам жить независимо от своих детей, жить самостоятельно и достойно даже при очень ограниченных доходах. Сознание этой независимости поднимает настроение и способствует сохранению чувства собственного достоинства, которое так важно в старости. Бабушка, не успевшая в Штатах заработать пенсию, благодаря этому дому и пособию от государства жила экономически независимо.

Лена припарковала машину на парковочной площадке у бабушкиного дома. В вестибюле на креслах и диванах сидели старушки. Они с любопытством следили за Леной, энергично пересекшей вестибюль к лифту. Пока лифт медленно поднимался на четвёртый этаж, где жила бабушка, Лена прочла все объявления вывешенные в лифте. Объявления были на английском и русском языках. Русские тексты были написаны от руки. Лена узнала бабушкин почерк. Бабушка помогала администрации дома переводить объявления для русскоязычных жильцов.
Бабушка обрадовалась Лене. Она обняла внучку и усадила её за стол. Лену уже ждал стол, уставленный угощениями, специально заготовленными бабушкой на тот случай, если придёт внучка.
- Я очень рада тебе Леночка. Это очень мило, что ты приехала навестить меня. Но я знаю, что у тебя немного времени на посещения, поэтому выкладывай, что тебя мучает?
- Бабушка, мой отец прислал письмо. Он просит, чтобы я организовала приглашение ему и его семье. Они созрели для эмиграции. Мама на него в обиде. Я тоже не имею оснований его любить. Что же делать?
- Да, он обидел маму. И тобою не интересовался. Как ты думаешь, что заставило его пойти на унижение и, зажав свою гордыню, написать маме это письмо?
- Я этого не знаю. Но я думаю, что причина в том, что развал Советского Союза повлёк за собой полную остановку промышленности. В стране очень много людей живет за чертой бедности. Очевидно, и он попал в число этих несчастных.
- Вот видишь, ты сама знаешь ответ на вопрос. А теперь скажи мне, как бы ты поступила, если бы на дороге нашла голодную собачку? Ты бы накормила её?
- Бабушка, зачем задавать такой вопрос.
- Твой отец просится, как та голодная собачка, просит спасти его. Для меня ясно, что спасать надо. Но твоя ли это задача? Ты ещё не стоишь на ногах сама. Проблема дополнительно состоит в том, что даже если он приедет, будет ли он счастлив в Америке? Америка — это не то, что он думает. Привезти в Америку - полдела. Надо, чтобы он успел в Америке. Это сложнее. Ты не можешь взять его на своё иждивение, ты ещё учишься, не работаешь. Я тоже не могу, мама не хочет и не может взять на себя целую семью, принесшую ей одно только горе. Он должен рассчитывать на себя. А сможет ли он?
- Бабушка ты преувеличиваешь. Все, кто приехал из Союза, как-то устроились. Кто-то лучше, кто-то хуже, но никто не голодает.
- Это правда. Но если ты решишься вызывать, напиши ему о тех трудностях, которые ему предстоят.
- Что он сам не понимает?
- Думаю, что он не понимает. Там у них искаженная информация. Многие думают, что здесь их ждёт рай земной. А здесь их никто не ждёт, и рай надо строить своим трудом. Причём тяжелым трудом.
- Я это знаю.
- Так вот было бы хорошо, чтобы и твой отец это знал.
- Я не могу это ему написать. Он подумает, что я его запугиваю.
- Пусть думает, что хочет. Ты будешь оформлять бумаги?
- Да, буду. Я должна им помочь. Ты знаешь бабушка, оказывается, у отца есть два сына от второй жены. Они мои братья. Я не могу их оставить в беде.
- Не отвлекайся. Если ты будешь оформлять бумаги, то я могу тебя познакомить с теми, кто такие бумаги уже оформил. Они расскажут тебе, что и как нужно сделать.
- Спасибо бабушка.

Мысль о том, что у неё имеются два брата, волновала Лену. Братья, о которых она ничего не знала. Какие они? Лена росла одна и в детстве иногда мечтала иметь брата или сестру. Позже, когда она выросла, Лена забыла об этих детских мечтах. Жизнь её была заполнена учёбой, танцами, и другими увлечениями далёкими от желания иметь брата. Теперь же, когда оказалось, что у неё в действительности есть брат, даже два брата, её мысли часто обращались к ним.
Первое, что Лена сделала, она написала тёплое письмо братьям. Писать это письмо было очень непросто, ведь Лена не имела никакой практики писать письма на русском языке. Сначала она написала письмо по-английски, потом перевела его на русский язык. Пришлось обратиться к бабушке за помощью, чтобы исправить все ошибки и неточности перевода. Бабушка порекомендовала Лене отправить оба варианта письма: русский и английский. Пусть братики потренируются в чтении английского письма. Лена так и сделала.
Письмо от старшего брата, которого звали Костя, пришло на английском языке. Хотя в письме было много грамматических ошибок, и оно состояло всего из трёх предложений, но Лена всё равно была в восторге. Ради этого письма стоило потратить время и нервы на оформление бумаг. Лене очень хотелось увидеть братьев и познакомиться с ними.
Лена привезла письмо Кости маме. Анна прочла письмо, горько улыбнулась и задумчиво сказала:
- Я не держу зла на Алексея. Но до сих пор не могу не переживать, когда думаю о том дне, когда он спокойно объявил, что он уходит от нас. Уже позже я узнала, что Алексей имел на стороне женщину. Но это была не мать Кости. У твоего отца было много женщин. Он был красивый, статный, и многие женщины заглядывались на него. Я не удивлюсь, если окажется, что кроме этих двух мальчиков у него имеются ещё и другие дети.
- Мама, почему мужики такие?
- Не все мужики такие. Просто мне в жизни не повезло. Я поспешила. Не спеши замуж. Ты молодая. Хорошо присмотрись, узнай глубже. Не спеши связывать свою жизнь с человеком, который смотрит по сторонам.
- Ты видела жену папы? Что ты о ней знаешь?
- Я видела её один раз, когда мы уезжали.
- Расскажи мне о ней. Чем она привлекла папу?
- Ты знаешь, это был очень тяжёлый момент в нашей жизни. Мне надо было добыть у Алексея бумагу, разрешающую тебе покинуть страну со мной. Что-то вроде отказа от отцовства. Я должна была пройти через это. Поверь, мне было очень трудно и унизительно просить милости у человека, который фактически давно отказался от нас. Выхода не было, и я пошла. Мне открыла дверь молодая женщина. Она была очень скромно одета, и я сразу было подумала, что эта деревенская женщина работает няней в семье Алексея. Оказалось, что это жена Алексея Полина. Я изложила мою просьбу Алёше. Он страшно испугался и отказался оформлять необходимую бумагу. Я не могла отступать. Я начала спокойно и настойчиво просить необходимую бумагу. Алексей, потупив глаза, отказывал мне. Я начала предлагать откупные. Тут вмешалась Поля. Она сказала, что откупных они не возьмут. Она берёт на себя обеспечить, чтобы Алексей бумагу мне дал. Бумага была у меня заготовлена. Я вынула из портфеля бумагу и положила на стол. Алексей начал волноваться и кричать, что он не хочет бумагу подписывать. Поля строго посмотрела на него и, протянув ручку, сказала:
- Подписывай!
- У меня будут неприятности!
- Переживём твои неприятности. Подписывай!
Алексей вдруг стал какой-то жалкий. Куда-то девалась его самоуверенность. Он, продолжая бурчать, покорно взял ручку и подписал бумагу. Я посмотрела на Полю с благодарностью. Вся сидевшая во мне враждебность к этой женщине, забравшей у меня мужа, тут же улетучилась. Эта девочка держала Алексея в руках. Ей удалось то, что мне никогда не удавалось. Значит, я сама виновата в том, что его упустила. Я была слишком увлечена им, а он не ставил меня ни во что. Я дала себе слово, что никогда не дам своим чувствам одолеть разум.
Лена выслушала это с волнением. Она и не подозревала, что мама так сильно переживала в те годы. Лена подумала о себе. Вот она дружит с Олегом. Олег профессиональный танцор. Он, как и её отец, обладает уникальными физическими данными: высокий, стройный, красивый. Замечательный любовник. Каким он будет мужем? Так ли она влюблена, чтобы навсегда связать с ним жизнь? Будет ли Олег ей верен? Лена знала, что не она одна увлечена этим красивым мужиком. С ним никогда не будешь уверена, что он не смотрит налево. Нет, не следует спешить замуж и обзаводиться детьми.
Прошло более полугода, а разрешения на иммиграцию для семьи отца не приходило. Лена начала волноваться. Чего доброго, американские власти могут им и отказать. Бабушка узнала номер телефона центра в штате Виржиния, где обрабатывают заявления на иммиграцию. Лена позвонила по этому номеру, но ничего не добилась.
За прошедшие полгода жизнь Лены изменилась. Её роман с Олегом пришёл к концу. Увлечение красивым танцовщиком прошло и сменилось отвращением. Это произошло после того, как Лена обнаружила, что Олег употребляет наркотики. Она знала, что Олег любит выпить. Водку она могла простить, но то, что он колется, она не могла стерпеть.
Видно так уж устроено, что женщине необходимо кого-то любить. Место в душе Лены, которое раньше занимал Олег, теперь прочно заняли далекие и незнакомые братья. Она много думала о них и с нетерпением ждала того момента, когда она сможет с ними поближе познакомиться. Ей хотелось принять на себя часть забот о них. Лена как-то рассказала маме о том, с каким нетерпением она ждёт их приезда. Мама, задумавшись, сказала:
- Ты не очень увлекайся, дочка. Мы не знаем, как сложатся наши отношения с ними. Твой отец, возможно, не захочет, чтобы ты принимала участие в жизни братьев. Хотя они твои сводные братья, они, по сути, совсем чужие. Ещё не известно, что думает о тебе их мать. Она показалась мне симпатичной, но я сужу по одной короткой встрече. Я её совсем не знаю.
- Я уверена, что она хорошая. Она же помогла нам в тяжёлую минуту!
- Я тоже надеюсь, что она хорошая.
Дома Лена нашла в почтовом ящике письмо от какой-то организации «IOM». Лена решила, что это обычный рекламный мусор. Нехотя она вскрыла конверт. К своему удивлению в конверте она обнаружила письмо, касающееся семьи её отца. Неизвестная организация, которая в переводе называется «Международная организация по перемещению», писала, что семье отца предстоит интервью в Американском посольстве в Москве и по результатам этого интервью необходимо обратиться в контору этой организации в Москве и оплатить проезд из Москвы в Соединенные Штаты. Проезд оценивался в 700 долларов на каждого человека. Для семьи отца это набегало в круглую сумму в 2800 долларов. Эту сумму можно выслать из Соединенных Штатов, для чего в бумаге приводился адрес организации.
Лена задумалась. Для неё это были очень большие деньги. Откуда у студентки такие деньги? Лена подрабатывала, чтобы не сидеть полностью на шее мамы. Её заработки не превышали тысячи долларов в месяц. Этого едва хватало на оплату квартиры. Остальные расходы Лены покрывала мама. Мама оплачивала обучение в университете. Зная, что мама не в восторге от возможного приезда отца и его семьи, Лена не решалась обратиться за помощью к ней. У бабушки таких денег нет. Что же делать?

Лена так свыклась с мыслью, что скоро к ней приедут её братья, что неожиданно возникшее препятствие привело девушку в ужас. Простая мысль о том, что, затеяв иммиграцию в США, отец тем самым взял на себя ответственность за обеспечение переезда, даже не пришла Лене на ум. Она была уверена, что таких денег у отца нет и быть не может. Лена рассудила так, что если бы у отца были бы такие деньги, то он бы не думал о бегстве из страны. Не такой он храбрый, судя по тому, что о нём мама рассказала. Он бы сидел там, в Одессе, и пережидал, когда времена изменятся к лучшему.
Лена знала, что единственным человеком, который мог дать ей толковый совет, была бабушка. Если бабушка ничего не придумает, то никто не поможет. Обратиться к маме Лена не решалась. Мама не простила отцу его измену. Если честно признаться, то и у Лены самой было чувство обиды на отца, бросившего её. Но это чувство давно уже не было острым. Бабушка сумела компенсировать Лене отсутствие отца. Что только она не делала, чтобы Лена не чувствовала себя сиротой: и на футбол водила Лену, и на танцы, и с уроками Лене помогала. Милая бабушка. Самое дорогое, что у Лены есть в жизни!
Бабушка очень серьёзно отнеслась к письму из IOM. Прочла его дважды и с улыбкой сказала:
- Хорошее письмо! Оно, по сути, означает, что решение пустить твоего отца в Штаты практически принято. Что тебя смущает?
- Ты обратила внимание, сколько стоят билеты?
- А ты думала, что приглашая людей, ты не берёшь на себя никаких обязательств? Тогда зачем же вмешивать тебя в процесс? Правительство рассчитывает, что родственники, заметь речь идёт только о прямых родственниках, возьмут на себя часть финансового бремени.
- Но я не зарабатываю так, чтобы иметь столько свободных денег!
- Деньги свободными никогда не бывают! Я знаю, что у тебя нет таких денег. Надо подумать, как выбраться из этой ситуации. Сложность не только в сумме необходимой на перелёт. К сожалению, это только начало расходов. Еврейская община, которая должна дать согласие на приём твоего отца, тоже не захочет тратить на него деньги. Они потребуют какую-то сумму. Теперь представь себе, что ты добилась, и семья отца прилетела. Куда ты их поселишь? В комнате, которую ты делишь с подругой? Значит надо им искать квартиру. Это потребует, по крайней мере, приготовить деньги на арендную оплату за два месяца – за первый и последний. Таковы правила. Некоторые хозяева требуют ещё залог на чистку квартиры, на случай если жильцы повредят что-то в квартире. Денег надо много.
- Где же я возьму столько денег? – ужаснулась Лена.
- Правильный вопрос. Тут без совета Ани не обойтись.
- Мамы? После всего, что было? Мама ещё не простила папе. Как же у неё просить?
- Я не сказала, что нужно у неё просить. Я только сказала, что нужно посоветоваться с ней. Я готова предложить мои сбережения. Но этого не хватит. У меня накопилось на чёрный день около трёх тысяч. Мне они не нужны.
- Бабушка, я не могу забирать у тебя последнее. Ты не работаешь и доходов не имеешь. А вдруг тебе понадобятся деньги?
- Если припечёт, я попрошу у Ани. Беда не в том, что мне могут понадобиться мои сбережения, а в том, что их мало. На билеты хватит, а что дальше? Понимаешь ли, очень важно, чтобы община захотела их взять. А это значит, что туда надо срочно внести деньги. Они тебе ещё не звонили?
- Нет, – сказала Лена. - Но я не буду ждать, чтобы они позвонили. Я сама позвоню им первая. Меня смущает, что едет русская семья. С чего это еврейская община должна о них заботиться? Дело деликатное. Я должна к ним поехать и переговорить.
Когда Лена приехала в отдел иммиграции еврейской общины, она узнала, что и они уже получили запрос о согласии принять семью отца. Нина Евсеевна, представитель этой организации, выслушав Лену, сказала, что для того, чтобы община согласилась принять семью отца, Лена должна внести около трёх тысяч долларов. Эти деньги будут выплачены семье отца полностью в виде пособия в течение первых трёх месяцев. Бабушка была права. Денег на приём отца нужно много. Пришлось Лене обратиться к маме за советом.
- Я, честно говоря, - сказала Анна, - не очень хотела бы им помогать. Но я чувствую свою вину перед тобой. Я тебя не сдерживала, хотя прекрасно знала, что потребуются деньги. Правда, я не ожидала, что такие большие деньги. Я тебе дам необходимые деньги. Скажешь отцу, что я одалживаю им десять тысяч на два года. Пусть чувствуют, что необходимо отдать. Это будет дисциплинировать их. Позвони Алексею и объясни ему мои условия.
Лена, как это не было тяжело для неё, сдержала слово и позвонила отцу по поводу денег. Отец долго сопел в трубку и жалобно сетовал, что он должен начинать жизнь в Штатах с долгов. Лена объяснила ему, что она не зарабатывает и своих денег не имеет, а мама поставила такое условие. Отец сказал, что мама бы могла и не требовать возврата денег. Лена вынуждена была напомнить отцу, что мама ему ничем не обязана. Мама и так растила Лену много лет без материальной помощи со стороны отца. На этом разговор закончился. В душе остался тяжелый осадок, как будто эти деньги облили грязью отношения между нею и отцом.

В молодости долго не переживают по таким пустякам. К моменту встречи отца и его семьи в аэропорту Сан-Франциско горький осадок улетучился, особенно если учесть, что между злополучным разговором о деньгах и встречей прошло более четырёх месяцев. Лена с большим букетом цветов стояла у выхода из таможенного отделения международного аэропорта. Она пришла одна. Мама не захотела встречать отца, а бабушка осталась в квартире, снятой для семьи отца. Уже давно на табло появилось сообщение, что рейс, на котором прилетали новые родственники Лены, приземлился, а их всё не было. Лена боялась, что она не узнает никого. Отца она помнила очень смутно, а остальных членов его семьи она видела только на черно-белом фото, присланном Костей. Чтобы родственники узнали её, Лена держала небольшой плакат с жирной надписью: «Червоненко». Червоненко была фамилия отца.
Первым её узнал Денис, младшенький из братьев. Он вышел из таможни, таща за собой большой чемодан на колёсиках, делово оглянулся и, увидев Лену, уверенно пошёл к ней. За ним, катя тележку с огромным количеством чемоданов, показалась долговязая тонкая фигура Кости. Костя улыбался. Отец шёл за ним. Последней показалась Поля. Лена невольно сравнила Полю с мамой. Невысокая изнеможенная женщина выглядела значительно старше мамы, хотя Лена точно знала, что мама старше. Глубокие морщины и седые волосы усиливали впечатление. Лена подумала, что отец должен был быть слепым, чтобы предпочесть эту женщину маме.
Лена предусмотрительно приехала на маминой машине «Караван». Вместительная машина с трудом справилась с задачей поместить пять человек и восемь чемоданов. Лена обратила внимание на то, что мальчики и Поля активно помогали укладывать чемоданы, а отец стоял в стороне и командовал.

На квартире бабушка уже расставила на столе блюда с закусками и бутылки с напитками. Чемоданы внесли в спальню и сложили штабелем. Лена с гордостью показала семейству Червоненко квартиру, которую она с помощью бабушки сняла для них. В квартире было две спальни, гостиная и кухня. Лена даже обставила квартиру. В спальне мальчиков стояла двухэтажная кровать, купленная Леной на гараж-сейле. Денис сразу же дал заявку на верхнюю койку, чем вызвал недовольство Кости. В спальне родителей была установлена широкая кровать, которую подарили друзья мамы, менявшие мебель в своём доме. Стол в гостиной тоже был от них.
Поле квартира понравилась. Даже подержанная мебель, которой меблировала квартиру Лена, произвела на Полю приятное впечатление. В отличие от жены, Алексей ходил по квартире с унылым видом. Лена видела это и не могла понять, чем она отцу не угодила.
- Папа, - спросила Лена, - ты здоров?
- Здоров.
- Почему же ты недоволен? Что тебя мучает?
- Не обращай на него внимания, Леночка, - сказала Поля. – Он просто не в духе. Это пройдёт.
- Почему он не в духе?
- Тоскует по Одессе, – сказал Костя. – Он не хотел ехать.
Костя сказал это с пренебрежением. Было очевидно, что отца в этой семье не очень уважают. В семье главенствовала Поля.
Обед прошел весело. Мальчики были в восторге. Особенно им понравилось то, что Лена сама вела машину. Они поинтересовались маркой машины и её техническими данными. Лена объяснила, что это мамина машина, а её, Ленина машина, стоит около маминого дома. Для ребят сам факт, что у Лены есть своя машина, показался фантастическим.
- В Америке автомобиль не является предметом роскоши, - сказала Лена.
- Автомобиль не роскошь, а средство перемещения, - заявил Денис, показывая знание классиков.
- Вот именно, - подтвердила Лена.
Разговор ушел на тему об автомобилях, водительских правах и правилах их получения. Ребята были в восторге, когда узнали, что в Америке можно получить водительские права уже в шестнадцать лет.
Лене понравились братья. Она была рада встрече с ними.

Прошло ещё несколько месяцев. Лена мало уделяла внимания семье отца из-за большой загруженности в университете. За Лену отдувалась бабушка. Она опекала эту семью так, как будто они были её родные. Бабушка на своей старенькой машине возила Алексея и Олю в различные учреждения. Она помогла оформить номера по социальному страхованию, требующиеся для устройства на работу. Помогала с оформлением мальчиков в школу, с устройством родителей в классы по изучению английского языка. Даже с открытием счёта в банке, куда семья Червоненко с гордостью поместила свой первый чек, полученный в качестве пособия. Лена тоже старалась помочь. Узнав, что Поля имеет университетское образование по математике, Лена предложила Поле попробовать свои силы в программировании. Оказалось, что Поля в Одессе работала на вычислительном центре, и она хорошо владеет языками фортран и ассемблер. Просмотрев объявления в газете, Лена не нашла таких языков программирования среди требований работодателей. Лена не теряла надежды, что знания Поли найдут применение. Она стала расспрашивать всех своих и маминых знакомых о возможном устройстве Поли. Один из её знакомых посоветовал Поле обратиться в фирму, которая разрабатывала новый язык программирования. Им мог понадобиться эксперт в ассемблере. К великой радости Лены отдел кадров этой фирмы заинтересовался Полей, и её пригласили на собеседование.
С отцом дело было намного хуже. В отличие от Поли он практически не знал английского языка и учил его с большой неохотой. В результате этого речи об устройстве отца не возникало. Даже в классы по обучению языку Поле приходилось загонять его силой. Говорить с ним было тяжело. Ему не нравилась жизнь в Америке. Он ненавидел всё, что его окружало. В своих неудачах он был склонен обвинять всех окружающих, особенно Полю. Лена постепенно поняла, что отношения в этой семье не очень дружеские. Отец не любил и боялся Полю, а Поля не уважала отца. Мальчики относились пренебрежительно и к отцу и к матери. Лена не могла понять, на чём держится эта семья. Ей было неприятно выслушивать постоянное бурчание отца. Дошло до того, что Лена несколько раз приглашала братьев на ленч, не поставив в известность их родителей только из-за того, чтобы лишний раз не сталкиваться с отцом.

Однажды, в середине второго года пребывания отца в Америке, Лена слегка задела в разговоре тему необходимости вернуть маме те деньги, которые она дала Лене для приема отца в Штатах. Лена помнила то условие, которое поставила мама и хотела бы вернуть ей деньги. Реакция Поли на намёк Лены была мгновенная и бурная.
- Мы никому не намерены возвращать деньги. Твоя мама богатая, и ей должно быть стыдно требовать от нас эти деньги. Мы только становимся на ноги. Твой отец не работает! Так и передай ей, что мы ничего ей не должны. Мы денег не брали, расписок не давали. Она не докажет, что мы обязались отдать ей затраченные деньги. Суд не примет её жалобу!
- Я же говорила папе, какое условие мама поставила! Как я посмотрю в глаза маме после этого?
- Ничего с ней не будет. Она тебя не выгонит. И вообще ты уже взрослая, могла бы сама вернуть своей маме деньги, которые ты у неё взяла!
Лена ушла с горечью в душе. Она могла бы понять, если бы Поля попросила отсрочку, или выплату по небольшим частям. Но такое наглое отрицание долга, укололо Лену в самое сердце. Неужели она и её мама заслужили такое? Лена твёрдо решила больше не появляться в доме отца. В конце концов, у неё не было отца раньше, и не будет теперь. Ей они не нужны!
Прошло ещё пару месяцев. Лена перестала переживать по поводу денег. Она для себя решила, выкинуть Полю из своей жизни, забыть её навсегда. Поля для неё никто. Отец под пятой у неё. Он не может пойти против неё. На это характера у него не хватает. Лена не стала говорить маме о деньгах ничего. Она твёрдо решила сама заработать эти деньги и отдать маме. Для этой цели Лена нагрузила себя дополнительной работой продавцом в аптеке.
Всё лето Лена работала на двух работах. С утра она работала в аптеке, а по вечерам официанткой в небольшом ресторане недалеко от её дома в Беркли. Работа в ресторане зависела от чаевых. Улыбчивой, вежливой и красивой девушке всегда давали хорошие чаевые. Работа заканчивалась очень поздно, и приходилось поздними вечерами идти домой. Лене было страшно идти одной домой. Хорошо ещё, что Лена жила в квартале от ресторана. Работа требовала много времени. Лена на всё лето рассталась с беззаботной студенческой жизнью. Редкие выходные Лена старалась провести с бабушкой. Изредка виделась с подругами. Заработанные деньги она не тратила, собирала всё лето.
К концу лета Лена накопила десять тысяч долларов, и в начале сентября она с гордостью отправилась в Купертино возвращать маме деньги. Мама не знала причину столь внезапного визита, но ждала дочь с нетерпением. За лето они виделись всего пару раз.
- Мама, - сказала Лена, - я привезла тебе деньги. Это возврат долга отца. Ты поставила условие, чтобы тебе вернули деньги.
- Он вернул деньги? – спросила Анна, пытливо глядя в глаза Лене.
- Да, – ответила Лена, краснея и отводя глаза от мамы.
- Что-то не то. Ты что-то скрываешь. Что случилось?
- Ничего. Я принесла деньги.
- Они отказались возвращать долг? Я сразу же заподозрила неладное, как только узнала, что ты всё лето работала.
- Я принесла деньги.
- Дочка, не в деньгах дело. Деньги служат лакмусовой бумажкой, проявляющей истинное лицо человека. Так ты работала всё лето, чтобы отдать их долг?
- Ну и что из этого? Это моё дело.
- Я не вижу ничего плохого в том, что ты работала. Я даже очень горда тем, как я тебя воспитала. К тому же я рада, что ты узнала истинное лицо этого подлеца.
- Это не он. Он под её пятой.
- Если бы он не был с ней согласен, он бы ушёл от неё, как он ушёл от меня. Не уговаривай меня в его хороших качествах. Мне эти деньги не нужны. Я хочу потратить их на тебя. Я бы хотела купить тебе новый автомобиль к окончанию колледжа. Тебе нравится машина марки «Миата» фирмы Мазда?
- Этих денег не хватит на такую машину.
- Я спросила тебя нравится ли тебе «Миата», а не сколько она стоит.
- Нравится. Как может такая машина не нравиться. Но она стоит более двадцати тысяч!
- Вот и мне нравится. Я добавлю недостающие деньги, и мы купим тебе эту машину. Ты у меня заслужила.
- А что сделаем с моей машиной, она не такая уж старая и хорошо бегает?
- Подари её Косте. Они ему машину не купят. Костя ведь перед нами ничем не провинился.
- Это я провинилась перед братьями. Я им не звонила с того дня.
- Вот это напрасно. Мы их привезли специально, чтобы у тебя были братья. Нет отца, так братья имеются.
- Ты права мама. Косте уже шестнадцать лет и ему пора обзавестись машиной.
Лена позвонила Косте. Трубку поднял отец.
- Куда ты запропастилась? Мы отвыкли от твоего голоса за это время.
- Я была всё это время занята. Зарабатывала те деньги, которые я потратила на вас, – жестко ответила Лена. - Я же не могла не отдать деньги маме. Я воспитана так, что свои обязательства я должна выполнять. Я хочу поговорить с Костей. Можно?
- О чем вам говорить? Костя!!
- Лена, - послышался голос Кости.
- Слушай Костя, я хотела бы встретиться с тобой. Давай завтра повезу тебя и Дениса на ленч.
На следующий день Лена повезла братьев кушать куриные ножки в ресторане «KFC». Ребята были рады встрече с Леной. Невольно разговор зашел о долге, который их мать отвергла.
- Ты не удивляйся, Лена, – сказал Костя. – Мама такая. Я её не люблю из-за этого. Всё, что я зарабатываю в Макдоналдсе, она забирает, а денег на завтраки не даёт. Требует, чтобы мы с вечера готовили себе бутерброды.
- Да, жадная. Ты думаешь, что у нас денег нет? – вмешался Денис. – Квартиру продали, бабушкин дом в деревне продали. У мамы деньги есть. Просто она жадная!
- Не будем её обсуждать, – сказала Лена. – Я не для этого вас пригласила. Моя мама решила сделать мне подарок – новую машину, а моя отойдёт Косте. Как это вам нравится?
- Мне? Ты не шутишь?
- Тебе. Лично тебе.
- Почему ему? – возмутился Денис.
- Ему уже шестнадцать. Он должен научиться водить машину и получить водительское удостоверение. Я беру на себя оплатить страховку на первый год. Дальше Костя на страховку и бензин должен будет заработать сам.
- Не надо мне машины, – невесело и очень серьёзно сказал Костя.
- Это почему?
- Мама не даст мне денег на страховку. Она заберёт у меня машину.
- Я же говорю, что ты должен заработать сам.
- Мама заберёт всё, что я заработаю, а страховку оплатить не даст.
- Ты спрячь от неё деньги на страховку! – сказал Денис.
- Как спрятать? Деньги дают чеком. Чек в банк надо положить. До восемнадцати лет я не могу самостоятельно открыть счёт в банке. Вот мама и забирает все мои деньги!
- Нехорошо это, но я помогу тебе открыть счёт в банке, – сказала Лена. - Я уже взрослая и твоя сестра. Ты сам будешь класть деньги на этот счёт и сам брать. Мама даже знать не будет об этом счёте.
Лене стало грустно. Чему она учит брата? Учит скрывать деньги, которые он честно заработает. Не этому она бы хотела учить брата.
- Лена, а как же я? – спросил Денис. – У Кости будет машина, а у меня?
- Не волнуйся Дениска. К тому времени, когда тебе исполнится шестнадцать, Костя заработает на новую машину, а эту подарит тебе.
- А потом я заработаю на новую машину? – спросил Денис.
- Конечно. Ты научись мастерству и заработаешь не только на машину. Что бы ты хотел в жизни делать?
- Деньги, – серьезно сказал Денис.
- Печатать деньги?
- Мама так говорит. Нужно делать деньги!
- Деньги не делают, а зарабатывают. Надо работать, чтобы заработать деньги.
- Я знаю, - уверенно сказал Денис, - но мама говорит, что есть работы, где трудиться нужно много, а заработок невелик, а есть работы, где деньги сами в руки идут без особого труда.
- Таких работ нет.
- Твоя мама же работает на такой работе.
- Это тебе твоя мама сказала? Она ошибается. Мама очень много трудится. Очень много! Мама хорошо зарабатывает потому, что её работа требует знаний, таланта и упорного труда. Надо много учиться.
- Папа учился не меньше, а его не берут на работу.
- Папу и не возьмут, пока он не научится английскому языку. Ты же знаешь, что папа не знает английский язык! Кроме того, моя мама всё время учится без перерыва, а папа перестал учиться много лет назад, когда он окончил институт.
Лене было обидно, что братьям дома внушают, будто её маме не приходится трудиться. Лена хорошо видела, что это далеко не так. Мама добилась успеха в работе благодаря таланту и тяжёлому труду. Семья отца приехала тогда, когда самые тяжёлые дни в жизни мамы были уже позади, вот они и думают, что маме все досталось без особого труда. Полине завидно, и она внушает братьям глупости.
Костя видел, что Лена помрачнела. Он решил поменять тему:
- Знаешь Лена, я думаю, что эту машину следует отдать папе. Он на ней начнёт работать и его настроение поднимется.
- Эта машина будет твоя. Пусть твоя мама купит папе машину. Надо же вашей семье начать рассчитывать только на свои силы когда-то!
- Мама никогда не купит папе машину! Если бы она хотела, то давно уже купила бы.
Лена подумала, что её брат не в свою маму пошёл, если отказывается от такого подарка в пользу отца. Отказывается от подарка, о котором в его возрасте она мечтала и днём, и ночью! Хороший братик у неё растёт! Добрый.
- А ты Денис, как ты считаешь?
- Подари машину мне. Я не отдам её никому!
- Тебе ещё нельзя такие подарки делать. Подрасти немного и мы что-нибудь придумаем. А пока я, пожалуй, подержу машину, пока Косте не станет восемнадцать лет.
- Это почему?
- Тогда родители не смогут забрать у Кости мой подарок. Я хочу, чтобы это была его машина!
Прошло несколько дней. Вечером, когда Лена трудилась над очередным заданием, телефонный звонок оторвал её от работы.
- Леночка, дочка, - голос отца в трубке был сладким, унизительно нежным, - мне Костя рассказал о твоём любезном предложении. Ты не можешь себе представить, как мы тронуты твоей добротой. Ты наш ангел хранитель! Костя и Денис от тебя в восторге!
- Папа перестань изливать мёд! Тебе что-то нужно?
- Нет, ничего. Я просто хотел поблагодарить тебя.
- Спасибо.
- Да вот ещё немного. Понимаешь, я не работаю и всегда на мели. Даже сигареты купить не на что. Всегда должен унижаться и просить деньги на любые пустяки. А тут мне подсказали, есть такая работа, которая в моих обстоятельствах самая идеальная. Развозить пиццу! Там все, кому доставляют пиццу, дают чаевые. Это совершенно неучтённые деньги. Поля никогда не сможет узнать, сколько я чаевых получил! Я всегда смогу иметь карманные деньги. На сигареты не надо ни у кого просить.
- Папа, ты же инженер! Неужели тебя устроит работа по доставке пиццы на дом?
- Ещё как устроит. Эта работа не требует приличного знания языка. Я там смогу работать. Только одна проблема. Там надо работать на своей машине, а у меня машины нет.
- Тётя Поля может тебе купить подержанную машину на те деньги, которые я за неё отдала маме.
- Ты оказывается злопамятная! Если бы Поля мне купила машину, то разве я бы звонил тебе? На Полю я рассчитывать не могу. Дай мне машину, которую ты для Кости держишь! Христом богом молю – выручай! Пропадаю я! Пожалуйста!
- Я подумаю, - холодно сказала Лена и положила трубку.
Настроение сразу упало. Она испортила себе последнее студенческое лето, работая и днём и ночью, чтобы вернуть маме занятые для отца деньги, а отец не только считает это нормальным, но ещё хочет забрать машину у Кости! Думает только о себе. Ни она, ни Костя его не волнуют! У Лены пропало желание возвращаться к учебному заданию. Позвонила бабушке.
- Бабуля! Как тебе это нравится, папа просит, чтобы я отдала свою машину ему, а не Косте. Он рассчитывает на ней работать по доставке пиццы на дом. Эта работа позволит ему иметь деньги, о которых Поля не будет знать!
- Неужели Поля держит его в чёрном теле?
- Похоже не только его, но и всю семью. Костя жаловался, что мама забирает все его деньги. Те, что он зарабатывает, жаря гамбургеры! Ему платят чеком, а она контролирует банковский счёт.
- Значит, Алексей действительно нуждается в такой работе. Ну и мужик! Постоять за себя не может!
- Неужели и я такая слабая?
- Нет, – решительно возразила бабушка, - ты в нашу породу.
- Что же делать?
- Тебе решать.
На этом разговор закончился. Лена осталась со своими проблемами сама. Бабушка решительно отказалась давать совет. Маму спрашивать не хотелось. Мама не поймёт папу. Интересно, где он взял решимость, когда ушел от мамы? Куда делась эта решимость? Жалкий человек. Самая большая мечта – зарабатывать деньги, которые Поля не сможет у него забрать! Где же его желание устроить своё будущее? Неужели он не достоин большего, чем доставка пиццы?
Рассуждения прервал телефонный звонок.
- Лена привет! – Костя с волнением дышал в трубку. – Отдай папе эту машину. Я не смогу её взять. Папе она важнее. Папа помешался на мысли, что его спасёт собственная машина. Меня совесть замучает, если машина останется за мной. Она ему нужнее!
- Костя, ты чудо. Ты мой любимый брат! Я хочу, чтобы машина была твоею!
- Леночка! Я стану старше, я обязательно куплю себе машину, а эту я взять не могу. Я сам заработаю! Я не боюсь работы! Пожалуйста, отдай эту машину папе!
- Ты настаиваешь? Я не могу тебе отказать. Обрадуй отца. Но знай, что я очень, очень огорчена! Я так хотела, чтобы ты получил эту машину!
- Я тоже хотел. Но я не могу спокойно смотреть, как папа переживает. Ему обязательно нужно поднять дух, иначе он пропадёт!
Лена положила трубку и задумалась. Ей было очень приятно, что в её жизни появились братья. Замечательный человек Костя! Счастливой будет та, которой он достанется! Он не в своих родителей пошёл. Такой добрый, такой отзывчивый! Как за отца переживает! Придётся предложить отцу автомобиль. Видно он в этом действительно нуждается.
Прошла неделя. Анна сдержала своё слово, и у Лены появился новенький автомобиль марки «Миата». Двухместная машина голубого цвета, как будто специально спроектированная для молодых девушек. Лена была в восторге от подарка мамы. Старую «Тойоту» пора отдавать отцу. Лена сообщила отцу, что пора оформлять передачу машины. Отец униженно благодарил Лену, чем её сильно смутил. Ей было неприятно слушать елейные речи отца. Даже выслушивать это было унизительно.
Вечером Лене позвонила Полина. Она прокричала в трубку:
- Не нужна нам твоя машина! Мы уже не нищие! Мы сами можем купить машину, если это необходимо. Это, наверное, твоя мама придумала, чтобы унизить нас.
- Извините, но причем тут мама? Я хотела подарить машину Косте. Отец попросил, чтобы я дала эту машину ему. Вот и всё. Никто никого не хотел обидеть.
- Я покупаю себе новую машину, а моя отойдёт Алексею. Ему не нужна твоя машина.
- Очень хорошо! Тогда моя машина отойдёт Косте. Ему шестнадцать лет и он уже может получить водительские права.
- Нет, рано ему этим заниматься. Он ещё слишком юный, чтобы самостоятельно ездить по дорогам.
- Не волнуйтесь, я помогу ему со страховкой.
- Не в этом дело! Они внушили тебе, что я жадная, что я не даю денег! Мне всё Денис рассказал! Это не так! – в её голосе чувствовалась боль. - Я бьюсь как рыба об лёд, чтобы семья жила по-человечески! Я стараюсь воспитать детей бережливыми. Я не сняла ещё ни одного доллара с Костиного счёта. Мне его денег не надо. Я только не хочу, чтобы он бесполезно тратил деньги на пустяки. Он должен собирать на колледж. Я с трудом сдерживаю их желание всё растратить. Они не хотят понять, что нам нужно накопить на первый взнос для покупки дома. Они не хотят понимать, что нам нужны накопления на тот случай, если, не дай бог, я потеряю работу. Мы не можем бездумно тратить деньги. Стараюсь Алексею всё это объяснить, а он как ребёнок, понять меня не хочет. И работу не ищет!
- Я бы всё же хотела отдать мою машину Косте! Все его ровесники постепенно будут иметь машины.
- Костя должен знать, что мы за американцами гоняться не можем. Пусть у них будут машины, а ему не надо!
- Я уверена, что он всё понимает. Это не значит, что ему не будет обидно. Особенно если учесть, что у него фактически есть машина. Стоит и гниёт в гараже без пользы. Пожалуйста, разрешите ему взять машину.
- Я не могу! Я буду всегда волноваться, если он будет задерживаться. Тебе не понять меня! Он ещё ребенок! Ему рано ездить на автомобиле.
- Рано или поздно он сядет за руль. Это неизбежно!
- Лучше позже, чем раньше. Подожди хотя бы до восемнадцати лет.
Лена не знала, что ей ответить. Вежливо попрощавшись, Лена задумалась. Ничего неразумного Поля не сказала. Они действительно должны быть осторожны в расходах. Отец то ведь не работает.

Бабушка, которой Лена рассказала разговор с Олей, пояснила:
- Леночка! Жизнь так устроена, что нельзя судить только со своей колокольни. У каждого свои заботы и своё понимание правды и справедливости. Ольга считает справедливым не отдавать деньги Ане, как будто Аня должна за неё платить. Но, это не значит, что она обижает Алексея. Она просто ему не доверяет, считая его несерьёзным. Разве он ходит у неё голодный? Может быть, она не заботится о детях? В этом ведь её нельзя упрекнуть. Они упрекают её в том, что она не раскидывается деньгами. По её понятиям это просто бережливость в условиях, когда она одна работает!
- По отношению к маме она поступила нечестно.
- Твоя мама её не волнует. Она вне её интересов. Ты, наверное, тоже. Можно, конечно, иногда тебя использовать, как это было с долгом маме или с приглашением в Америку. Вот и всё! Но с тобой ей приходится считаться. У тебя есть рычаг. Ты дочь Алексея и сестра её детей.
- Что же делать с машиной?
- Ничего не делать. Пусть стоит в мамином гараже. Время придёт, отдашь Костику или Денису.
- А в университет на выпускную церемонию их пригласить?
- Это ты решай. Это же твой праздник!
- Я бы хотела только братьев. Не хочу ни отца, ни Полину там видеть.
- Вот видишь, ты и приняла решение! Так и сделай.


Рецензии