Как мы служили Родине

                1970-1972 г.
В принципе все служили по-разному, страна наша большая, кто-то изнывал от жары в степях, кто-то мерз на наших Северных территориях, кто-то плавал по морям, большинство  топтал наши  дороги пешком, а по сути, наша армейская жизнь отличалась мало чем. Да и задача перед нами стояла одна, Родина из нас делала мужиков. Все-таки «мудрые» были наши правители, знали что делали, основная масса ребят возвращались из Армии совсем другими, нас просто готовили к самостоятельной жизни, и в большинстве это получалось успешно. А вот Воинов, Защитников Родины, да просто настоящих Солдат,  из нас ни кто не делал, да и не могли сделать.  Мы знаем, как становились солдатами в Великую Отечественную Войну, для этого потребовались долгие, мучительные годы страданий всей страны, бесчисленные жертвы, не измеримые материальные потери, да и вообще не дай Бог.  Я с великим уважением отношусь к ребятам, которым выпало служить в «горячих точках», дорого нам стояли, Чехословакия и Доманский, Афганистан  и Чечня, было бы гораздо меньше потерь и страданий, если бы оружие в руках держали настоящие Войны профессионалы. Увы,  очень жаль, что под пулями оказались обыкновенные мужики. 
             Поэтому назову свой рассказ,  «Как  я становился мужиком»
Мне выпало  служить на Дальнем Востоке.
  Сначала, правда, дали повестку, сказали, что в Германию, попросили, чтобы в военкомат пришел кто-то из родителей, я передал, пошла мама.  Она  и принесла новую повестку, отправка  чуть позже и в другой регион. До сих пор не знаю, что  их интересовало, и что оказалось не так. Догадался позже, заграница для меня закрыта,  впоследствии несколько раз пытался выехать за границу, но, увы. Ну да ладно, я в Уфе на призывном пункте, ждем «покупателей», это войны из частей приехавшие за призывниками.  Через трое суток нас сажают на поезд и куда-то отправляют, куда едем нам сказали тоже  через трое суток, сказали, что едем в Приморский край в город  Бикин, я вспомнил, там начинал службу  1939 году мой отец, он рассказывал.  Тащились мы туда четырнадцать суток, через всю страну с запада на восток мимо Байкала  к Приморью. Представляете полмесяца в поезде, это нужно испытать. Эшелон призывников, я  в последним  вагоне, кухня в первом, чтобы поесть на полустанках надо бежать через весь эшелон, редко удавалось. Добрались за счет денег, которые везли из дома и цыган, которые  стояли на всем пути  на полустанках, по сходной цене продавали какую-то еду. Короче доехали.

 Небольшой городок, сплошь «учебки», учат всех, танкистов, артиллеристов, связистов, медиков, разведчиков и еще Бог знает кого. В городе большинство военных, гражданских мало, говорили что это ссыльные и их потомки, жуткий город под названием Бикин. Меня определяют в наводчики танка, пытался пояснить, что у меня не все в порядке со зрением, (это действительно так) что я разбираюсь в электронике и автоматике, не послушали, просто  не стесняясь, «послали». Но учился не плохо, в танках типа Т-55 прицел имел штифт настройки, это отнимало какое-то время  во время стрельбы (там все по секундам), но в итоге отстреливался не плохо. Нужно сказать что в танках того типа экипаж составлял четыре человека, командир и механик, они выходили из «учебки» сержантами, наводчики орудий и заряжающие, были рядовыми, последние вообще  в экипаж приходили с гражданки, их в « учебках» не обучали.  Сложно было, учится. Кроме теории была и «практика», кто был танкистом, тот знает что такое «пеше по танковому». Это бесконечные  имитации боевых действий на танкодроме когда «воюешь»  на своих ногах, перемалывая ими, пыль танкодрома, нам не завидовали.  Появилась возможность, пристроится на полигоне наладчиком подъемников мишеней, классная служба, но не срослось, просто не повезло, на меня были другие планы. «Учебу» я закончил  отлично, и меня решили там оставить «капралом», присвоили звание сержанта и дали для обучение вновь призванных наводчиков орудий. Не приветствовалось это в курсантской среде, мы все хотели в «линейку» то-есть в действующие войска, слишком « дорого»  нам стояла это учеба, но приказы не обсуждаются, и я принимаю взвод украинцев для обучения. Эти ребята очень волновались, как это так они в учебки и выйдут без званий. В общем, разозлили они меня, и я устроил им настоящую службу. Командование это не одобрило, назвало меня узурпатором, и сделали замечание. Я с ними не согласился, сорвал с себя лычки сержанта, и настоятельно попросил отправить меня в линейные войска, гордый был. Меня могли отправить  в дисбат, но «сжалились» и отправили на Китайскую границу, напомню там в это время шла война. Напряженность  с китайцами на большой протяженности по Амуру и Уссури. Я попал в танковую часть, которая создана в виде укреп района, не далеко от Хабаровска, на Амурской протоке. Мы прикрывали Хабаровск.
   Хочется вспомнить отца, 1940 год, он обучается в Бикине на связиста, учился, я так понимаю хорошо, (вот совпадение), и его оставляют «капралом» и он уже обучает курсантов. Только я своих «хохлов» выдержал месяц и отправился на Китайскую границу служить, а он служил в этой части долго, в крайнем случае, уже началась война, и он отправлял своих курсантов на восточный фронт, то-есть на запад.   От курсантов приходили письма с фронта, естественно во время обучения появлялись друзья, учились они в отличие то нас целый год. Наша  учеба длилась ровно половину. Так вот во время войны в «учебках»  очень плохо кормили (все для фронта, все для победы), отец рассказывал, чувство голода преследовало постоянно, а с фронта пишут, что едят до отвала, дают водку, табак, помогало и местное население. В общем, все рвались на фронт, о героизме отец что-то не говорил, говорил, что голод стал страшнее смерти на фронте. Несколько раз писал рапорты с просьбой отправить его на фронт, не разрешали. И тогда он взломал склад с продуктами, наелся там Американских галет, что-то съел еще, в принципе не скрывался. Его арестовали, почему не расстреляли, он не сказал, разжаловали и отправили на фронт. Схожие судьбы, не прав доли?
 
 Ну а ваш покорный слуга прибыл с начало в район Красной Речки Хабаровска, там в те времена находилось много воинских частей, а от туда в сторону Владивостока в район поселка , он и располагался на Протоке Амура. Отъехав от поселка километров за шесть в тайгу мы, танковой ротой в десять танков и 44 служаки остановились в двух километрах от границы в Хихцирском  заповеднике.
Не могу не рассказать о природе этих мест. Во первых заповедник этот «крутой», туда даже за шишками местных жителей не пускали, девственная тайга, зверья всякого не меряно, изюбры , медведи , кабаны, рыси, я не перечисляю мелочи типа лис, белок и прочей живности. Мы сами жили как медведи, пытались охотиться, собирали кедровые орехи, отапливались валежником, местные лесники пытались нас урезонить, но потом махнули рукой, выдали нам охотничьи билеты и попросили помогать им в охране заповедника. Нам труда это не представляло, потому что мы и так охраняли свою «часть», а прежде всего самих себя. Напомню, с Китаем в то время было сложно, а это в двух километрах. Потом узнали таких танковых рот, вдоль Уссури и Амура выставлено было много, и были случаи, когда такие роты подвергались нападению  китайцев. Мы об этом слышали и пытались себя охранять, страх был постоянный, у некоторых «сносило» крышу, доходило до галлюцинаций, а что вы хотели нам  всего 18-20 лет.
  Постараюсь обрисовать  ту ситуацию,  в которой я оказался. Еще раз подчеркну, сорок солдатиков  четыре офицера, командира взвода, позже выяснилось, что это не кадровые офицеры, а ребята закончившие институты с военной кафедрой, их год обязывали отслужить в войсках. Командир роты, капитан по званию, в должности майора, он очень рвался получить это звание, по этому, зверствовал, и все это в девственной тайге, без каких либо бытовых условий, на границе с воюющей страной.
 Обеспечивали себя практически сами, раз в неделю завозили из Хабаровска продукты, воду брали из рядом протекающего ручья, варили сами как могли, был среди нас узбек немного умеющий варить, дрова брали в тайге, зимой мы сжигали машину дров в день, их надо было заготовить. Все остальное в бытовом плане естественно делали сами. Позже привезли дизельный генератор, появилось электричество, электроснабжение естественно монтировал я.  Кстати, мне присвоили звание и повысили в должности, я стал командиром  танка.  А честно говоря,  чувство страха постепенно притупилось, больше заботились просто о том, чтобы выжить на бытовом уровне, думали, как покушать, где помыться, где постираться, и   тд и тп.

 Да, а танки у нас были «лихие», в конце войны в противовес немецким «понтерам» и «тиграм» наши выпустили тяжелые танки типа ИС « Иосиф Сталин», ИС -2; ИС-3; ИС-4, насколько я знаю, повоевать они не успели. И вот эти 60- ти тонные машины  из Белоруссии  пригнали на Дальний Восток на Китайскую границу. Мы их закопали по самую башню, пушки там были 122 миллиметровые, и использовали  их как дальнобойную артиллерию. Выезжали из танковых окопов довольно редко, только тогда когда нужно было своим присутствием помочь нашим пограничникам, им приходилось довольно туго. Амурская флотилия это называлось, летом ребята бороздили реки на катерах, зимой отбивались от китайцев пешим ходом. Нужно сказать, на рубежах,  которые мы прикрывали, не было  регулярных войск китайцев.  Хлопоты доставляли  простые  крестьяне. Оголтелые они были, без страшные, в чем-то убежденные. Короче «хунвейбины».
Ну а после таких выездов на позиции, работы экипажу хватало надолго.  Тяжелые танки, на Дальнем Востоке, грунт,  это практически болото, не Белорусские конечно, но сантиметров 70-100 там было повсюду.  Гробили двигателя, тонули в трясине, гусеницы были не пригодны для передвижения по данной местности, зимой их практически нельзя было завести, короче мучились. Потом чистили, ремонтировали,  а чистить пушки это вообще была проблема. Чистили соляркой, другого просто ни чего не было, летом ладно, мы просто купались в ней, в этом был определенный плюс, комары и гнус, которого в тайге не меряно, к нам просто не подлетали, мы приспособились, поэтому, летом, и спали в танках, в казарме это было не возможно. Зимой хуже, руки костенели от солярки, пытались греть ее в ведрах на костре, она иногда вспыхивала, тушили тем, что просто садились на горящее ведро задницей, если сесть удачно, чтобы не было доступа воздуха, все обходилось, промахнешься, штаны  комбинезона выгорали по контуру ведра.  Короче хлопотно было. Много мучились с аккумуляторами, четыре их было, под заряжать их надо было постоянно, весили они,  по-моему, килограмм по шестьдесят, от танков они находились в метрах в 200, а установить их в танке, в случае тревоги, необходимо было в какие-то секунды, тревоги были все боевые. Не завести танк во время это преступление.

   В общем, служба была еще та. Но мне немного везло, мои познания в электричестве во многом мне помогало. Ну во первых, в  поселке, он находился в шести километрах,  не далеко, я писал, находился санаторий, когда началась война с округи все бежали, китайцы в Китай, русские по дальше от границы, в санатории оставался директор и несколько людей обслуги, отдыхающих практически не было, только единицы.  Ротный договорился с директором, и мы там иногда мылись в душе, нас привозили и это для нас был праздник.
Так вот рассчитывался он за это удовольствие тем, что мы ему помогали  разовой рабочей силой и мной, я вообще там жил одно время и занимался ремонтом электричества, в принципе можно было там и прослужить до конца службы, подвела моя наглость. Я просто ушел в поселок по своим делам,  а в это время приехал ротный, меня не нашли в санатории, перепугались, все-таки не спокойная граница. Когда вернулся, меня за шиворот  отправили в часть и долго не выпускали. Наказание жуткое, ведь жили как медведи в тайге, не одного гражданского лица, развлечений ни каких, от нечего делать охотились, ловили белок и собирали кедровые шишки. Кстати, белок там было миллионы, маленькие, с крысу, черные и шустрые. Ловили, обстукивая деревья палками, на то дерево, по которому стучали, белки не прыгали, блокировали, таким образом, белка спрыгивала на землю, здесь поймать ее было проще, что нибуть на нее накидывали и все. Потом в принципе отпускали, если она не умирала от страха. Вот так и развлекались. 
 Но в моих услугах все-таки нуждались. То офицерам что-то нужно было, а жили они в поселке семьями, то  ремонтировал телевизоры, отечественные они были, ламповые, и все время ломались,  в том числе и у ротного, а жил он в Хабаровске, да и в санатории помогал, директор меня уважал и частенько забирал из части, правда, без ночевки. Все-таки мне жилось лучше, чем остальным, я хоть гражданских людей видел
Много можно рассказывать о службе, всякое было, и горел в танке ( это по дури) и в автомобильную аварию попадал, меня в госпитале с того света вытащили, а вот друг Юра Туров в той аварии погиб. Я сопровождал его тело на родину и похоронил. Жил он в станице Зеленчукская, на Кавказе, представляете, куда меня носило с Дальнего Востока, налетался я тогда на самолетах. ТУ-114 тогда еще летали, кошмарные самолеты, каждые взлет и посадку я считал последние в своей жизни, а их было много, ведь летел через всю страну, а она большая.  Тепло меня в станице приняли, добрые люди, старые отец с матерью стонут от горя, старший брат, с ним везли труп Юры с Хабаровска, невеста Татьяна, горевала, меня чуть на ней не женили, у них обычаи такие. Не женился Юра, должен был жениться я, традиция такая. Они меня ждали с армии, но мне хотелось домой, знал что, ни чего толкового тут в Башкирии нет, но это Родина, я понял, что это такое. Больше скажу, в часть приезжали и уговаривали после армии идти работать в авиацию, в те времена участились угоны и захваты самолетов, ввели должности сопровождающих, это как член экипажа, хорошая работа, я отказался, домой хотелось.
 О друзьях немного . Самый близкий друг был Вася Паршин, земляк считался, он из под Оренбурга. Земляков ближе не было, я пытался позже его найти, не получилось, а жаль.

 С экипажем дружил, писал, что я был командиром танка, механик- водитель у меня был Сашка Матвеев, классный парень, он откуда-то с Приморья. Наводчик орудия был Витька Долингер, немец с Павлодара, стрелял изумительно, не то, что я «слепой», благодарности и звания  мне присваивали благодаря нему. Заряжающим был Ваня Уральцев, его пригнали прямо с гражданки, из какой-то деревни Ивановской области, Здоровый  детина, руки спускались ниже колен. В наших танках снаряд заряжался отдельно от гильзы, для удобства использовали так называемый   «досылка », деревянную палку, ей и вставляли снаряд в ствол, так вот у нас его не было, Ваня обходился своими руками.
 Ну, а уникальный заряжающий был в экипаже у моего друга Васи Паршина. С Казахстана парень, в степях вырос, абсолютно дикий, первая его боевая тревога, для начала ему просто нужно одеть шлемофон, подключится к розетки внутренней связи и выполнять команды. Одел шлемофон, подключился, а когда получил команду заряжать,  с криком выскочил из танка и с квадратными глазами заорал « шапка разговаривает». Для него было не понятно, что в шлемофоне наушники. Я даже сомневаюсь, знал ли он про радио  вообще. Прослужил он не долго, очень не удачно упал с лестницы, на копчик что ли, домой отправили.  Ну а  служилось, в общем-то, не плохо, ни каких тебе строевых, учений, ходили и жили как на «гражданке», единственное, что напрягало так это совсем рядом очень не спокойная граница, с враждебной в то время страной.
Зато природа шикарная, растет все кроме картошки, лимонник, виноград, дикий правда, но вкусный, орех грецкий даже, только скорлупа у него на много толще, разбить хлопотно, и называется   «Уссурийский». Полей мало,  все-таки тайга, и сажают сою. Зверья не меряно, рыбы, ручей рядом с нами тек, мы с него воду брали, так вот во время нереста по нему поднималась кита. Говорили что где-то в сопках есть озеро где кита нерестится, мы искали его но не нашли, это тайга, спрашивали у егерей, один вышел на него случайно, но второй раз найти не смог. Вообще на службу не жалуюсь, были, конечно, и неприятности, но о них вспоминать не хочется.
Отслужил я два года, поехал в Хабаровск и на базаре купил себе форму, своей не было, а домой нужно было ехать одетым по форме, ладно хоть лето было, денег переведенных из дома хватило, короче оделся, получил документы и поехал домой. Ехал не очень  долго, всего девять суток, терпенье, правда лопнуло, и где-то под Уфой я пересел на электричку и на несколько часов домой приехал раньше. Два года меня не было дома, встретили как с фронта, зашел в дом, мама мыла полы, у нее тряпка из рук выпала и слезы потекли, ну и  я был, конечно, счастлив безмерно. В общем, на этом Армия, для меня, кончилась.
 Хочется добавить только одно. Ни кто из моих друзей и знакомых, отслуживших в Армии, не жаловался на тяготы службы, все о проведенных годах вспоминают без сожаления и с теплотой. Напомню что жили мы тогда в Советском Союзе.
 


Рецензии