3. 7. Время Общих Дел. Мир Библии и Разведка, 1994

Ну вот, настало время оторваться от взгляда на любимый отряд и посмотреть вокруг. Потому что, после Полигона, все, что мы делали, давало резонанс и приносило плоды. Вокруг «Сталкера» стали появляться и расти новые отряды, совсем другие, не такие, как мы, но все они несли на себе наш отпечаток, как генетический код.
- Академгородковский «Эдельвейс» Маши Махневой, который то входил в наш отряд, то ему становилось тесно, и он выходил из него в самостоятельное плавание,
- Нижнеельцовский «Контакт» Олега Фульмана (мы их прозвали «Лоси из Контакта», поскольку народ был почти выпускного возраста),
- конечно, «Зимородок» Любы Третьяк, с ее незаменимыми инструкторами – Вовчиком Храмушкиным, Виталом Литвиновым, Максом Аксеновым, и Костя Чебаков с его недолгим, но совершенно самостоятельным отрядом,
- болотнинский «Таежный» Леши Дубровина,  самым популярным среди наших девочек мальчиком Глебом),
- а в Новосибирске вскоре появился отряд «Спрей» Сереги Анцифирова, а потом и «Пилигрим» Кости Рыбаченко.
И были еще другие отряды и группы, которые появлялись и исчезали, были дружественные «Берендеи» Иван-Иваныча, дававшие нам приют на своей маленькой базе – пятачке на берегу Берди, прямо в черте Бердска, кольцовские «Свечи» и МГИВовоские (от «Мужество, Героизм И Воля») «юные моряки», была Таня Авдеева, попытавшаяся взяться за слишком тяжелый вес – скаутский отряд для глухонемых детей, построенный на игре вокруг «толкиениады»…

Я до сих пор не понимаю, как мы успевали быть собой, заниматься отрядными делами (а жизнь внутри «Сталкера» просто кипела) и быть акушерами для новых отрядов… Думаю, огромная роль в этом деле принадлежит Скаутской Христианской Миссии «Ступени», которую мы создали с молодежью из лютеранской  церкви и баптистов. Это был и мой личный путь к Богу, о котором нужно говорить отдельно, потому что если бы не скаутинг, я, возможно, никогда не нашел бы двери в Церковь. Говоря языком моих лагерей, лагерь «Сталкер» открыл мне самому Комнату Исполнения Желаний, а «Полигон» испытал мою веру и привел меня туда. И к началу 1994 года неофитская жажда поделиться верой стала «Ступенями». Копаясь у себя в архиве, я нашел письмо еще 91-го года, когда, после «Салаира» возникла идея провести «духовный» семинар для скаутлидеров Сибири. У нас в Новосибирске и окрестностях еще только рождались отряды, а идея миссии среди скаутлидеров уже бродила в моей еще нецерковной голове ;
Приведу кусок из этого письма:

ВСЕМ кого это заинтересует
Салют!
Дорогие друзья!
(…) Памятные всем нам семинар и съезд в С.-Петербурге (27 ноября 1991г, учредительный съезд Федерации Скаутов России - ПЗ) продемонстрировал большой разрыв между потребностями и возможностями в области духовного развития и воспитания. Речь идет о том, чего так сейчас не хватает в большинстве отрядов - о квалифицированном подходе педагогов к вопросам религиозного и, прежде всего, христианского воспитания.
Хотелось бы надеяться, что многие задумались над словами отца Франсуа (Эве – ПЗ) о том, что он может представить себе неверующего скаута, но не скаутмастера.
Скаутский отряд «Сталкер» и Западно-Сибирская Христианская миссия предлагают всем заинтересованным скаутмастерам и инструкторам собраться в марте 1992 г. на. недельный семинар по основам христианства. (…)
Да поможет нам Бог!
Руководитель отряда «Сталкер» Павел Заякин

И вот, спустя годы, идея вызрела. В приложении к этой главе я разместил свое письмо к скаутлидерам Сибирской Ассоциации скаутов, написанное, кажется, в канун Рождества 1994 года. Даже сегодня, перечитывая это письмо, я вижу его актуальность, а ведь прошло почти 20 лет к моменту написания этих строк… Что было бы, если бы скаутинг в России, даже в Сибири, пошел предлагаемым путем? Может быть, не было бы нынешнего странного деления всероссийских скаутских организаций и их не менее странного соперничества, может не рождались бы сейчас в стране псевдоскаутские образования, типа Российской Скаутской Организации (РСО), а конфессиональный скаутинг, типа Братства Православных Следопытов, не стал бы в нашей стране единственным рекомендованным образцом духовного направления в движении?
Но – чего гадать? История, в том числе и скаутская, не очень любит сослагательного наклонения… Жаль, только, что начинать приходится вновь с того же самого. Однако, вернемся на двадцать лет назад.

Тогда, в конце марта 1994, собравшись в профилактории «Тимуровец» на весенний лагерь, мы назвали его «Мир Библии» - вот так, немудрено. Потому что главную свою задачу видели в духовной мотивации как взрослых – скаутлидеров и инструкторов, так и детей. Мне удалось тогда собрать активную и вполне рабочую команду из молодых миссионеров, но уже не иностранцев, как это было в «Сталкере» и «Полигоне», а их наших. Лютеранская и баптистская молодежь тогда, в девяностых, горела желанием быть полезной Богу, у всех на глазах собирались стадионы на евангелизациях, а телепроповедники сменили Кашпировского и Чумака. Сотни тысяч людей, потерявших опору в виде коммунистической идеологии, искали нового бога.
И наша Скаутская Христианская Миссия решила начать с самого простого.
Четыре полных дня лагеря – четыре темы. Никаких документов и дневников не сохранилось, но я очень хорошо помню этот лагерь и эти дни. Почему – поймете, когда прочитаете эту историю до конца. Итак, четыре темы:
- Бог и Его творение
- Человек и его грех
- Иисус и Его цель
- Ваш выбор?
Вот так, простенько, в стиле протестантских «четырех шагов» ;
Мы заехали в детский профилакторий «Тимуровец», расположенный километрах в десяти от цивилизации, предварительно договорившись с руководством этого заведения. Нас заселили в один корпус, трехэтажный, поселили поотрядно по комнатам, убрав оттуда кровати (мы спали в спальниках на полу), выделили место для приготовления еды (готовили мы сами на кострах, а чай грели в корпусе в ведрах большими кипятильниками). Не помню, сколько нас было, но, кажется, все отряды, что появились на тот момент: «Сталкер» с «Эдельвейсом», «Контакт», «Зимородок» кажется были гости из других городов, но немного, довольно большая группа миссионеров…
Оказалось, что кроме нас в этом заведении больше никого нет! Красота! И мы принялись за обустройство.
Конечно, хроме христианской программы, у нас было еще много чего – и ежедневные лыжные программы, и строительство снежной крепости, и организация веревочной «полосы препятствий» - загружены мы были по самое горло! Но самым веселым (и важным) было вечернее время, когда мы, после всех учеб и трудов, собирались в рекреации первого этажа, пели песни вокруг импровизированного «костра» из свечек и откровенно говорили о теме дня. Дискуссии разгорались нешуточные, и все проходило очень искренне, без показухи и формальностей.
Зря говорят, что дни «пролетели», когда берутся описать что-то увлекательное. Дни, конечно, «летят», но их «емкость» такова, что у некоторых столько событий не бывает за неделю, как у нас за день в лагерях. Так было и тут – прошли три полных дня программы, и мы вышли к последней теме, как помните, она звучит: «Ваш выбор». В то утро, после  зарядки, завтрака и молитвы мы, лидеры, ушли доделывать «полосу препятствий» в ближайшем лесочке, а миссионеры начали свое занятие с отрядами. После обеда все отправились на «полосу», в здании остались только дежурные, девчонки из Миссии.
Помню, уже ближе к вечеру, я одним из первых вернулся с «полосы», прямо на лыжах подъехав к крыльцу корпуса. Там стояло несколько крутых иномарок – джипов, а с крыльца ко мне уже летели девчонки-дежурные с дрожащими губами.
«Там… Там… Паша… Ой, что делать?»
Ничего не понимая, я скинул лыжи и стал их успокаивать: «Да что вы? Что стряслось-то?» И тут на крыльцо вышли они. Их было человек пять, упакованных в кожу, здоровых, как молодые бычки. С мощными шеями, золотыми цепями, перстнями… «Эй, девчонки, ну чо торгуетесь? Мы не обидим, не бойтесь… Тока приласкаем!».  И гогот…
Оправившись от столбняка, я завел девушек в корпус и отправил на второй этаж: «Запритесь и ждите, сейчас разберусь…». Выскочил снова на крыльцо, застав там одного из «бычков», докуривающего сигарету. Парень, отодвинув меня плечом, вошел внутрь. За поясом у него торчала ручка пистолета.
Я кинулся в административный корпус, к начальству. Была, кажется, суббота, был только дежурный врач, и тот собирался уходить домой.
«Постойте, постойте! – закричал я. – Это что там за люди у нас в корпусе?»
«Отдыхающие, - спокойно ответил администратор. – Они заказали у нас первый этаж, вы ж все равно на втором-третьем? Приехали отдохнуть до завтра, договорились с главврачом…»
«Отдохнуть?! – задохнулся я. – Да вы видели их? Это ж бандюганы какие-то! У них даже оружие имеется, а тут дети!»
«Да бросьте, - закрывая кабинет, сказал дежурный врач. – Что вы такое говорите? Какое оружие? Нормальные люди. Да я и ничего не могу сделать, даже отселить их. У нас только один жилой корпус рабочий. Если что – звоните»
И он уехал.
А мы остались. С толпой раскрасневшихся пятнадцати – семнадцатилетних девчонок и пацанов, радостно возвращающихся из леса со своего испытания. С парой-тройкой взрослых мужиков и десятком двадцатилетних юношей и девушек из Миссии.
«Бычков» было человек пятнадцать, еще приехала машина с какими-то визжащими девицами, я видел, как выгружали несколько ящиков водки, невиданные тогда ананасы, еще какую-то жратву…
План был простой и очень ненадежный – запереть девчонок на третьем этаже, самим расположиться на втором, перекрыть межэтажные двери (знаете, такие фанерные, с рифлеными стеклами) заложив ручки дверей швабрами, переждать до завтра. Расположили. Перекрыли. Когда сломали швабру и попытались войти, я пошел разбираться.
«Вы что, не понимаете? Тут дети!»
«Где дети? Ты чо, паря? Какие это дети? Это мясо! Щас мы вас употребим и порежем на ленточки»
И я пошел вниз.
«Ну, кто тут у вас главный? Ведите меня к нему!» Адреналин во мне торжествовал и пел песни, но я четко понимал, что если мы не договоримся – быть беде, большой беде…
Главный сидел в «комнате отдыха» для персонала. У дверей стоял бык с меня, помноженного на три.
«Пропусти. Базарить идет…»
Я вошел.
В кресле сидел прикрыв глаза, тщедушный маленький человек неопределенного возраста, весь, насколько можно было видеть, разукрашенный татуировками. На веках у него тоже что-то было написано. Присмотрелся: «Не буди». Ох-хо-хо… на столике рядом стояла бутылка водки, стопарь…
Главный открыл глаза: «Ну и чо, баклан, говори?»
Я сказал. Плохо помню, что, а по смыслу, чтоб он своих людей попридержал, что тут – детский лагерь, несовершеннолетние, что дети напуганы и заперлись в комнатах. Типа того.
Он тогда спросил меня, помню: «А если нет, то чо? Защищать будете? Так мы вас тут всех и положим…»
В моей голове будто что-то лопнуло, я подошел к нему и сказал: «Ну, тогда начинай с меня…». Человечек засмеялся и сказал: «Не боишься? Уважаю! Ну ладно… Никто вас не тронет, я скажу пацанам… А телки у нас свои есть. Иди уже…» И я ушел на второй этаж.
Двери мы не только заперли, но и забаррикадировали, собрали всех пацанов в одной комнате, девчонок – в другой, объявили, что все, отбой, типа. Да какой там! Первый этаж колбасило и подергивало от криков, женского визга и музыки. Ребята и впрямь приехали отдыхать. К нам никто не заходил.
Ночью меня разбудили – «Ромка пропал!» Ромка Черепанов был из «Беркута», моего кольцовского патруля, парнишка с проблемами в прошлом, да и в настоящем были у него некоторые проблемы, с дисциплиной в основном.
Как, говорю, пропал? Из комнаты выходил?
Нет, отвечают, в окно вылез, спустился на первый этаж… Давно? Да, часа два назад, просил не светить его…
Ё-мое! А там, на первом этаже гульба в самом разгаре! Только закончили мы совещаться, только дверь разобрали, чтоб идти вниз (ой, как не хотелось!), как мне опять сообщают – стукнулся в окно, залез обратно. Я - в комнату, а там Ромка ну просто мертвецки пьяный сидит, уж не знаю, как он до окна добрался… У меня вся злость выключилась, спрашиваю его: «Ну ты чего? Куда полез-то?» А он: «Да пацан знакомый был в этой толпе, в Кольцово жил когда-то, позвал, а я отказать ему не мог».
Уложил я всех, Ромку отдельно запер в комнате. Вскоре шалман затих, все уснули.
Утром  я не стал устраивать общего подъема, разобрал дверь по-тихому, спустился на первый этаж (кажется, умывалки нормальные были только на первом этаже). На нижних ступеньках лестницы пришлось переступать через тело одного из «бычков». Тот валялся, как убитый, весь в кровище, но дышал и крепко спал. Видать ночью чего-то не поделили…
Пока эти спали, мы организовали быстрое умывание (через тело все переступали опасливо, но парень даже не проснулся), бутерброды с чаем и выгнали всех на лыжный кросс. Когда вернулись, «бычки» уже уехали, оставив гору грязи и пустых бутылок по всему первому этажу.
Пока готовили обед, я допросил Рому, что это были за люди. Оказалось, что это была бригада из Первомайской ОПГ под командой то ли Васи, то ли Коли с кличкой «Не буди» В общем, нам крупно повезло, что все обошлось без беспредела.
До сих пор, вспоминая эту историю, думаю: а как спалось людям, взявшим деньги с бандитов и разместивших их в одном корпусе с детьми? Ничего, кошмары не мучили?
…А потом был урок на вчерашнюю тему: «Ваш выбор». Впрочем, урок, конечно, был раньше, а в тот день мы просто подвели итоги ночного урока. Такого единодушия я еще не встречал. ;

Лагерь «Разведка» был уже общим творением. Помню, перед этим мы с небольшой командой миссионеров – Аллой, Элей и Костей, побывали в Анапе, на большом семинаре по молодежным христианским лагерям, жили в бывшем пионерлагере у моря, каждый день бегали вдоль берега кросс и купались до посинения. Морские прелести уравновешивались консервативным окружением, большей частью в лагерь приехали баптисты, ведущие у себя детское служение, которые держались своим кругом и устанавливали свои правила. Нам, мужикам, было нормально, мы с Костей могли найти общий язык хоть с кем, а вот девушкам повезло меньше – Эля даже расплакалась однажды вечером, рассказала, что в их комнате общепринято все девицы должны целоваться «поцелуем мира» на ночь. Я пошел в Дэйву Лоуэну, который командовал этим парадом, и он навел порядок. Нас больше не доставали.
Там же познакомился с очень классными молдавскими баптистами и сделал открытие, что баптисты – не всегда трезвенники. «Павел, приезжай к нам в Кишинев, там такие виноградники, такое вино!» А один из мужиков, лет на пятнадцать постарше меня, Алек, сказал мне как-то: «Павел, вижу, будешь ты служителем в церкви, есть в тебе это…» Я тогда отмахнулся от его слов, и вспомнил только год спустя.
Из Анапы мы привезли кучу спортинвентаря – луки со стрелами, мячи, тарелки, парашют для игр и, главное – батут. Он был такой огромный, что везти его, разобранный, пришлось в проходе купейного вагона, и все пассажиры, запинаясь о его трубы, жутко нас материли… Ну вот, этот батут, тогда диковинка в наших краях, собственно, стал в «Разведке» таким знаковым местом, как курилка в армейской части. Там всегда можно было собраться, обсудить чего-то, найти кого-то, а заодно и попрыгать (для детей у нас было отведено четкое время, а взрослые прыгали всегда ;)
В «Разведке» мы отошли от привычной схемы «один лагерь – одна большая игра» и устроили большую «обучалку» по трем станциям – «лес» (веревки, переправы, ориентирование, ночные убежища); «река» (байдарки Иван-Иваныча и работа с ними); «пещеры» (любимая спелеология, в том числе и поисковая).
Лагерь проходил в Маслянинском районе, но не в излучине Берди, где проходиди первые три лагеря с 1991 года, а на Суенге, неподалеку от пещеры Егорьевская и наших новооткрытых мелких дыр. Мы нашли на берегу заброшенный здоровущий коровник, врезанный в склон, расчистили его, накрыли полиэтиленом и попытались организовать там столовую-сцену-штаб (правда, несмотря на наши труды, воняло в нем навозом по-прежнему, и мы его, кажется, так и не использовали по назначению).
На каждой станции обучали азам, давали практику и готовили свой специфический участок «испытания», проходить которое предстояло каждому.
Не помню всего лагеря в целом, сохранились только отрывочные «пунктирные»  моменты.
Войцель, Гречушкин и примкнувший к ним атеист Моисеев пошли в деревню разносить книги Нового Завета (типа, такая была миссионерская программа). На окраине Егорьевского прошли мимо мужиков, сидящих на срубе и тюкающих топорами. Друзья до этого спорили, как надо с народом в деревне говорить, и вот Моисеев, который имел опыт фольклорной практики, решил показать пример: «Бог в помощь, мужики! Что, баньку строите?». Мужики прекратили тюкать и дружно уставились на трех интеллигентов, «вышедших в народ». Потом молча закурили и продолжили тюкать. Контакт не состоялся
Кого-то из «Таежного» укусила гадюка. Мальчика увезли в медпункт села ставить укол, а гадюку «таежники» убили и съели – в назидание другим. Мальчик потом весь оставшийся срок лагеря ходил героем.
В одну из ночей инструктора «Зимородка» исхитрились «наказать» задремавших лагерных дежурных и сперли флаг лагеря. Это был чистый экспромт. Меня разбудили утром перед подъемом и сообщили о краже флага. Пришлось подыгрывать. Построили лагерь и, вместо зарядки устроили погоню, кажется за Виталом или за Максом. Полдня гнались и возвращались, уфф…
Как обычно, в лагере было человек 100, испытания затянулись, но ничего форс-мажорного, как в предыдущие годы, не было. Дождь не пытался нас смыть с берега, а Суенга, в отличие от Берди, мелкая речушка, не давала нам даже нормальной глубины для купания и вовсе не старалась нас утопить…
Еще запомнил черную, как уголь, августовскую ночь после лагеря, как мы сидели у костра со «сталкерами»-старшими, оставшимися для съема лагеря, и разговаривали о любви (а о чем еще говорить с подростками ночью у костра?) Не помню как, разговор зашел об абортах и меня поразили та рассудительность и ясность мысли, которую высказывали в споре шестнадцати-семнадцатилетние парни и девушки – кто за, кто против…

Из комментов к рассказу о «Разведке» в сети:

Олеся Владимирова (Косенко): …Разведка - один из лучших лагерей в плане эмоций, единения, приколов и подколов)) Я была еще маленькой, но достаточно большой для батута для "взрослых".. А еще был самодельный трамплин на обрывистом берегу Суенги, в единственном глубоком месте))

Михаил Моисеев: Моисеев не имел "опыта фольклорной практики", это как раз и было самое её начало. Зато он начитался Дейла Карнеги. И, вдохновленный этим господином, выдал:"Что мужики делаете?" - "Баню строим..."- "Баню строите? Хорошее дело" На этом я, видимо, обнаружил, что собственно больше сказать-то нечего... После этого неудачного контакта из главных переговорщиков меня отставили. Правда, вскоре вернули.

Сергей Анциферов: Паша, увы, но кража флагов была твоей идеей. На планерке около двух часов ночи ты тогда сказал: "лагерь как-то закисает, надо встряхнуть". Так что подыгрывать пришлось как раз инструкторам)
А еще лагерь запомнился непрерывными дождями, которые прекращались или ослабевали только на время общих сборов. Единственные приличные дрова поставлял как раз коровник, и потому к последнему дни коровник исчез в кострах полностью, до последнего бревна вместе с запахами))

Павел Заякин: Спасибо, освежил память... Я, вот, помню, как был шокирован кражей флагов. Наверное, я просто, как босс наркокателя, намекнул, а Вит и Макс решили - что и как?

Артем Литвинов: Пересылаю с разрешения Саши Макарова его комментарий: Летник (коровник) оказался непригоден ни к какому использованию кроме как источник дров и тир для стрельбы из луков. Штаб у нас был в палатке "БАМ", ели все по отрядам.
Никакого "Таежного" я там не припомню. "Таежным" свой отряд назвал Алексей Дубровин из Болотного, но было это в 1995 году, в "Разведке" его не было. Про гадюку не помню. Т.е., помню, но в другое время и в другом месте – а именно в "Костровых братьях" в 1995 году на Бердской вышке. И, кстати, именно в лагере "Костровые братья" было около 120 человек, а в "Разведке" было около 80. Похоже, за давностью лет кое-что уже подзабылось и перепуталось.
Что касается кражи флага - не так все это было, совсем не так. Началось все с того, что Паше показалось, что отряды мало общаются между собой, все замкнулись в своих отрядных подлагерях, и он решил устроить такую вот общую беготню по лесам и полям. Я не знаю, кто именно сочинял сценарий, но в его реализации Паша участвовал с самого начала - именно он отвлекал дежурных, когда те самые инструктора тырили флаг. И сначала было объявлено, что все по серьёзному - типа не знаем, кто флаг спер. А на зачехленный батут бросили перочинный ножик - типа, остался от тех, кто приходил ночью и флаг стырил. И кое-кто из парней уже был готов идти в деревню разбираться.
Погода не скажу, чтобы была совсем уж плохая, но дождь лил каждый день - обычно после обеда. У многих палатки подмокли. Вечерами было, как правило, сухо. А по утрам был неслабый колотун и туман.

Олеся Владимирова (Косенко): Я поняла, чем занимался химик Макаров все эти годы: изобретал эликсир памяти! Иначе как еще можно помнить такие детали и идентифицировать их по лагерям?!

Да, правда, не все вспоминается ясно и четко. Даже странно – в «Сталкере 1992 года или в «Полигоне-93» детали ярки и блестящи, а в 94-ом уже замылился взгляд… Если б не бумажки, записи, которые я вел тогда – вряд ли я вспомнил бы об итоговой игре в «Разведке». Называлась она «Через тернии – к звездам». Припоминаю, что мы должны были спасти мир, (это мы будем делать регулярно почти во всех наших лагерях) введя собранный из шифров код в компьютер (тогда «компьютер» мы смастерили из продуктовых ящиков, лично я настоящий компьютер в те годы не видел в глаза)
Итак, из моих записей…

«Цель игры – подведение итогов лагеря по всем параметрам программы: духовный, спортивный и игровой аспекты. Цель лагеря = цели игры, это кульминация, тест…
Ход игры:
1. Каждый патруль следует избранной специализации – вода, лес, пещера
2. Каждой команде выдается карта с обозначенной на ней ее частью маршрута
3. Задача каждой группы:
a. Собрать буквы на КП («тернии»)
b. На конечном КП найти долевой шифр
c. С конечного КП добраться до места старта кратчайшим путем
4. Срок игры жестко ограничен временем
5. На промежуточных КП («тернии») система судейства – особая
«Тернии»:
1. Доверие: падение на руки (игра на доверие)
2. Повиновение: запрет и обход судей
3. Молитва: письмо Богу
4. Доброе дело: собрать бутылки в пещере, убрать бревно на дороге, вытащить полиэтилен из кустов.
5. Мир, отдавать: поделиться едой
6. Прощение: «опоздание» судей. Вопрос-провокация

Конечный КП: шифр, указывающий на место в Библии:
28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся. (Ис.40:28-31)
Ввести в компьютер!»

«Разведка» стала новым этапом нашей скаутской жизни в Новосибирске и области. Мы стали своими друг другу, мы, взрослые, скаутлидеры и инструкторы стали одной командой, которой интересно работать. Мы сделали шаг к созданию Новосибирского Скаутского Центра.  Впрочем, он и так уже был в нас.

Этот период был весьма драматичным для отряда «Сталкер». Именно после «Разведки» мы собрались в сентябре на историческую встречу отряда в наш детский клуб «Снежинка», где бессменно собирались почти четыре года, и решили провести последний выпуск отряда.
Выпуски я практиковал и до этого – нужно же было как-то отпускать «в большой мир» старших, тех, кто закончил школу и у кого совсем не оставалось времени на сборы, встречи и лагеря. Единицы из выпускников становились инструкторами – помощниками, остальные обретали статус «друзей отряда». Но к концу девяносто четвертого года я понял, что не смогу разорваться между своим отрядом, скаутской Миссией и народившимся Скаутским Центром.  Извечный ужасный вопрос «если не я, то кто?» поставил меня перед выбором, и я принял решение – провести последний выпуск членов отряда и больше не набирать новичков. «Сталкер был принесен в жертву.
В архивах сохранился исторический документ с того последнего сбора, вот он:

ПРИКАЗ
по скаутскому отряду "Сталкер" от 9.09.94г.
Приказываю:
1 Провести выпуск  членов С0 "Сталкер" в полном составе:
с/п "Пилигрим":
1. Дымин Антон, разведчик,
2. Грозенок Юра, разведчик,
3. Киселев Гена, разведчик,
4. Кискин Миша, стажер ,
5. Чернаков Дима, стажер.
с/п "Ястреб"
1. Васильев Игорь,  разведчик,
2. Финогенов Сергей, разведчик,
3. Шеметов Петр, разведчик,
4. Руднев Виталий, разведчик,
5. Жуков Валя, стажер.
Скаут - инструктор Казанцев Алексей, проводник.

2. Деятельность СО "Сталкер", в связи с отсутствием нового набора, ПРИОСТАНОВИТЬ на неопределенный срок.
3. Для хранения флага отрада предложить Совету друзей отряда создать, из числа выпускников, группу ХРАНИТЕЛЕЙ флага.
4. Предоставить все права и аксессуары юридического лица СО "Сталкер" (расчетный счет, печать, бланки),а также все имеющееся в наличии снаряжение (по акту) скаутскому объединению Ассоциация содействия скаутскому движению "Новосибирский скаутский центр" до окончательной регистрации данной организации.  Срок передачи - 3 месяца - по 9 декабря.
Руководитель СО "Сталкер" Павел Заякин

Я помню, как нелегко давалось мне, всем нам, «сталкерам» и выпускникам это решение. Я помню ваши лица. И я до сих пор не знаю, насколько правильным было «закрывать» «Сталкер». Кажется, вместе в ним я «закрыл» часть своей души…
Единственное, что меня утешало тогда – это слова, найденные мной в Евангелии от Иоанна, в 12 главе:
…Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. (Ин.12:24)

Приложение: Письмо по программе Скаутской Христианской Миссии «Ступени»

Скаут-лидерам СибАС
Всем, кого это заинтересует

Дорогие братья и сестры!
Я рад вас приветствовать и поздравлять с Рождеством Христовым и с Новым годом! Я также рад, что программа, «о необходимости которой так долго говорили» в СибАС наконец-то представлена для обсуждения, уточнения и реализации.
Но, прежде чем вы приступите к критике или воплощению этой программы, хотел бы сказать «несколько слов» (на несколько листов) в качестве пояснения. Заодно попробую предугадать ваши вопросы  и ответить на них.
Может быть то, что здесь написано, понравится не всем - это нормально. Это письмо - не попытка чему-то вас научить, что-то вам навязать, это всего лишь соображения авторов данной программы, ее концепция (или попытка ее создать).
Итак....

1. Что делать с долгом перед Богом?
В Господней молитве есть такие слова: «...И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матфея,6,12). Речь, конечно, не о наших должниках, речь о нас. Мысль о том, что мы кому-то что-то должны, наверное, не очень приятна. Долги нужно возвращать. Понимание этого очень важно для нас, ибо оно формирует наши (и скаутские!) фундаментальные принципы. И если с долгами по отношению к себе и к другим  более-менее понятно (помните?-«жить в обществе и быть свободным от него...»),то с абстрактным долгом перед абстрактным Богом возникает масса проблем, это - наше духовное  татаро-монгольское иго, рабами которого мы все являемся, это -десятилетия госатеизма, формировавшие нас. Но ведь и нам формировать наше будущее, пусть в части, но, мы надеемся, не в самой худшей части.
КАК воспитать ребенка не только, хватким, ловким, сильным, умным, ПЕРВЫМ, но и добрым, честным, умеющим любить и уступать?  А ведь это не физические, не социальные категории, это категории духа.
Мы все  прекрасно понимаем,  как важна взаимосвязь   в социальном и личностном, между «я» и «мы». Так же и с духовным аспектом. И гармоничное сочетание именно трех этих аспектов  личности образует мировоззренческий фундамент, формирование которого, на наш взгляд, и составляет нашу цель.

Второе. Мы считаем, что духовное (религиозно-нравственное) воспитание приоритетно, поскольку оно закладывает в ребенке базис, платформу, понимание того, что мы называем «естественным  законом», или «нравственным законом», или «моральным кодексом».
«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне, А всякий, кто слушает олова Мои сии и, не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и налетели на дом тот; и он упал, и было падение его великое» Матфея 7:21-27
Именно «естественный закон», хотим мы этого или нет, определяет взаимоотношения людей друг с другом и наши личностные поступки. Именно поэтому мы считаем, что очень важно открыть его для себя, особенно в детском возрасте, и открыть Того, Кто стоит за этим законом.

И последняя скучная сентенция в этом разделе – мы, пользуясь различным инструментарием, и по разному формулируя одну цель, пытаемся научить ребенка ставить перед собой проблемы и искать  пути их решения.
Ну и что, спросите вы, мы это и так знаем. Тогда ответьте себе, только честно, вставали ли перед вами духовные проблемы? И не отмахивались ли вы от них, как от второстепенных, или опасных, или ненужных, или глупых?
Отец Франсуа Эве («Скауты  Франции»), будучи гостем первого съезда Федерации скаутов России, сказал очень важную вещь: «Конечно, в отряде дети могут быть неверующими, дети, но не взрослые» (цитата не дословная).
У нас это не так. И единственный честный вариант. который на наш взгляд существует, это вместе с детьми ставить, перед собой эти вопросы, учиться видеть эти проблемы ИДТИ К БОГУ. Как вы считаете?

2. Почему христианство?
В первую очередь, наверное, потому что авторы этой программы - христиане. Было бы по меньшей мере странно, если бы мы, будучи христианами, предлагали путь воспитания через Агни-йогу или оккультизм, или через учебник по «научному атеизму» , или через указания «живых богов» секты «Белых братьев» , или через все это, вместе взятое, только потому, что все вышепоименованное  (и еще многое другое) имеет духовную природу.
Представьте - в городе эпидемия, вы знаете, как можно излечиться, вы и ваши  друзья это уже испробовали на себе и  живы - здоровы. Но, вместо того, чтобы предлагать этот способ лечения, вы, «объективности ради», предлагаете сотни способов лечения, в том числе и те, что еще быстрее загонят в гроб, только потому, что на всех коробочках написано «лекарство».
Конечно, это не значит, что не нужно ничего знать о других религиях и культах, и не нужно общаться с людьми, их исповедующими. Речь не об этом. Думаем, что не ошибемся, если скажем, что в СибАС большинство лидеров и детей - не христиане, не мусульмане, не буддисты, не мормоны и даже не кришнаиты ;. Поэтому ставить вопрос об «объективном» (т.е. об эклектичном, т.е. никаком) духовном воспитании - по меньшей мере - демагогия, а по большей - нежелание самому перед собой ставить проблему выбора, проблему своего пути к Богу. А наши дети (в этом) - точная наша копия.

Теперь - о выборе церкви, о деноминациях. Нам кажется, что в этом вопросе (как и в .любом другом, касающемся духовной сферы) нельзя оказывать давления  ни на ребенка, ни на взрослого. Это - путь личного предпочтения и выбора, и, слава Богу, если этот выбор был совершен искренне, а не под влиянием моды или еще чего.
Есть в христианстве то единое, что  делает православных, католиков и протестантов братьями и христианами - это Библия и это Благая Весть об Иисусе Христе. То, что Клайв С.Льюис называл «просто христианство».
И еще. С поместными церквями разных деноминаций не нужно заигрывать, с ними нужно сотрудничать, делать единое дело, иначе возникают прецеденты
типа Ассоциации православных скаутов или одноименной Лиги, провоцирующие создание в будущем объединений скаутов-католиков и скаутов-протестантов. Давайте будем едины хотя бы с детьми.
И все-таки - почему христианство?   Рискнем сказать, что мы знаем путь. «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь»- так сказал Иисус.
Мы ему доверяем. А вы?

3. В чем проблемы?
Проблем, конечно, очень много, ведь мы - часть нашего взбаламученного, не очень здорового общества. Постараемся выбрать наиболее важные.

- ЛИЧНАЯ ПРОБЛЕМА. Мы о ней уже говорили, это ваша проблема, ваша головная боль или ее отсутствие. Именно вы - лидер и авторитет для ваших детей, и за вас никто не будет воспитывать их «духовно» - ни священник, ни просто дядя со стороны. Потому что смотрят, прежде всего, на вас. И  здесь важно не только иметь смелость  признаться в некомпетентности, но и, вместе с детьми идти ж к Нему, искать Его... «В траве, в слове, в камне».

- СЕМЕЙНАЯ  ПРОБЛЕМА. На «диком» Западе духовное воспитание ребенка это, прежде всего, прерогатива семьи, затем церкви, затем других «воспитательных» организаций. Наша семья эту роль не играет, более того - зачастую способствует насмешливому, несерьезному отношению к духовным проблемам. Иногда возникает даже сопротивление, например - запрет на посещения библейских занятий. Но чаще родители индифферентны и даже не сразу  замечают изменения в своих детях. Как в песне у А. Турьянского: «Не хватает времени, не хватает сердца...»

- ОТРЯДНАЯ  ПРОБЛЕМА. Как сделать первый шаг, как «раскрутить» патруль, отряд, дружину, чтобы увидеть стоящие перед нами духовные проблемы? Как объяснить, что не смеяться надо над подростком, спрашивающим «В чем смысл жизни?», а радоваться, что он был задан и  пытаться на него отвечать? Это очень, серьезная проблема, и мы думаем, что в ее решении вам должны помочь, компетентные люди - христиане. Они станут вашими друзьями, если вы захотите, а мы поможем вам их найти. Общение с христианами и организация проблемных дискуссий - один из вариантов решения этой проблемы.

- ПРОБЛЕМА  БЕССИСТЕМНОСТИ. Большинство христиан читают Библию систематично, и это очень здорово им помогает в решении личных проблем. Конечно, на вопросы отвечают тогда, когда их задают. Но еще лучше их задавать регулярно - и себе, и детям. Мы готовы предложить вам несколько вариантов программ библейских занятий, а ваши друзья—христиане помогут вам их провести.

- ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ КНИГ, ФИЛЬМОВ, МАТЕРИАЛОВ. Эту проблему мы намерены решать одной из первых. Мы надеемся, что регулярное снабжение лидеров книгами Нового Завета, адаптированной детской литературой, методическими пособиями, видеофильмами и аудиокассетами по их заявкам помогут разрешить эту проблему.

- ПРОБЛЕМА ЛЕГКОВЕРИЯ.   Человек не может без веры - так он устроен. Отсюда, после взрыва тотальной «коммунистической идеи» - феномен Кашпировского, бум астрологии, рост сект. Можно смеяться над «концертами» Чумака и над «Белыми братьями», но недооценивать их влияние - просто преступно. Они тоже занимаются «духовным воспитанием», очень активно, и, зачастую, под вывеской христианства.
Авторы данного письма не рекомендуют сотрудничество с некоторыми организациями .называющими себя христианскими, но таковыми не являющимися
В Сибири активны следующие секты:
- международная организация «Свидетели Иеговы»,
- организация «Юсмалис» («Белые братья»)
- «Церковь Объединения» Муна,
- «Церковь учеников Христа»
- «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны)
и некоторые другие. Будьте внимательны, «Ибо многие придут под именем Моим  и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят» Матфея 24,5

4. Почему – «Ступени»?
Каждый из нас  на практике знает, что такое прогрессивная программа.  В каждом отряде, по-своему, эта программа давно или недавно воплощается через систему «специальностей», званий, возрастных категорий, сопровождаясь интересными тестами - Испытаниями или Посвящениями.
«Ступени» - это попытка создать долговременную прогрессивную программу в области духовного воспитания на межотрядном (СибАС) и отрядном уровнях. Приоритетным является отрядный уровень, т.е главная задача программы - помочь отрядам в данном весьма обширном вопросе, явиться своеобразным указателем на дороге со множеством развилок.
Кстати, об «указателях». Это, наверное, было и есть в жизни каждого - люди или книги, или жизненные ситуации - как указатели, как ступени, благодаря которым мы, не спотыкаясь (или спотыкаясь и падая)  добрались до сегодняшнего  нашего состояния.
Наше духовное развитие представляется нам в виде высотного здания со множеством ступеней, лестниц и переходов, комнат и этажей. Иногда бывает, что кто-то из окружающих нас людей, как на лифте взлетает вверх, «к вершинам духа», но чаше мы медленно и тяжело преодолеваем ступеньку за ступенькой, или блуждаем в тупиках этого здания, или, привлеченные незаслуженной возможностью, садимся в лифт, который едет вниз...
(…)
«Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» Псалом 31,8

5. Ну и что?
Здесь хотелось бы сказать о некоторых методах и направлениях деятельности в области духовного развития, в частности используя опыт СО «Сталкер». Будем рады помочь в разработке программ по этим направлениям на любом уровне.

1. Межотрядный уровень
А) Обмен информацией. На сегодняшнем этапе вся информация по программе «Ступени» будет проходить через информбюллетень СибАС и сборник «Скаутинг. Шаг за шагом». В этих изданиях будут публиковаться программы, раз работки, советы, подробная информация по мероприятиям программы. Обмен оперативной информацией будет также осуществляться через почту, телефон и факс. В дальнейшем возможен выпуск собственного бюллютеня «Ступени».
Б) Перевод и адаптация   скаутских программ ВОСД в области духовного воспитания.   На сегодняшний день в распоряжении Комиссии имеется программа БСА. Если у кого-то есть еще что-то - шлите!
В) Разработка скаутских разрядов (специальностей) в области духовной сферы. Имеются разработки специальностей СО «Сталкер» - «Основы христианства» и «Миссионер»
Г) Организация семинаров «Духовное воспитание и скаутинг». Есть опыт проведения подобного семинара в рамках СибАС весной 1992г. в Новосибирске. Возможен выездной вариант.
Д) Налаживание связей с христианскими организациями и миссиями
Это направление расширяет возможности отрядов, начиная со спонсорской помощи и заканчивая совместными программами.

2. Отрядный уровень
1) Организация систематического изучения Библии (библейские занятия.
христианские школы, воскресные школы и т.д.). Изучение опыта работы местных воскресных школ, использование опыта христианской школы СО «Сталкер», школ Западно - Сибирской христианской миссии, организации «Открытая Библия». Мы располагаем рядом подробно разработанных программ по изучению основ христианства.
2) Связь с церквами. Эти  связи дадут вам возможность, кроме посещения; богослужений, наладить работу христианской школы в отряде, найти спонсоров, организовать хор и т.д.
3) Христианские праздники.  Всеми христианами признаются и отмечаются праздники Рождества Христова и Пасхи. Участие в них скаутов - очень действенный метод духовного воспитания. Мы располагаем  некоторыми программами проведения рождественских вечеров.
4) Программа «Милосердие». Чуть ли не у каждого отряда существует аналог этой программы. Подобная деятельность широко распространена среди скаутов и хотелось бы высказать свое мнение: «добрые дела», «милосердие» абстрактны  без христианских понятий любви, добра и блага, точно так же, как христианству нельзя  научиться  в школе, пусть даже и христианской. Опыт отряда «Сталкер» в подобной программе  имеет три составляющих:
- связь с церквами, обществами инвалидов, больницами (нас знают и могут позвать),
- от разовых акций - к некоторому постоянству,
- связь с миссионерской деятельностью  (подарки христианских книг, брошюр, показ фильмов .слайдов и т.д.)
5) Миссионерские маршруты.
А) В наших походах и экспедициях мы забредаем в такую глушь, куда миссионеры с книгами, и фильмами об Иисусе доберутся, наверное, очень нескоро. Уже три года отряд «Сталкер» берет на себя  функции миссионера - и никаких внутренних противоречий в связи с этим не возникает.
Б) Дети очень любят дарить. .Пожалуй, самое сильное впечатление от лагеря 1992 года -это бабушка, которой 12-летние пацаны подарили Евангелие от Иоанна. Она впервые в жизни (!) открыла кусочек Библии и заплакала...
В) Во время подобных маршрутов дети учатся говорить .формулировать свое мнение, убеждение не только в кругу друзей, но и среди незнакомых людей.

3. Уровень комбинированный (можно использовать на обоих уровнях).
А) Совместная молитва. Христиане, имеющие даже небольшой духовный опыт, знают, как действенна молитва, наше общение с Богом. Коллективная молитва - это то, что нас объединяет перед Богом. В отряде «Сталкер» стало естественным  начинать и заканчивать занятия, день в лагере или походе, какое-то серьезное дело - общей молитвой.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, стучите, и отворят вам, Ибо всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворяют» Матфея 7 ,7-8.
Б)Сюжетные игры. Сюжетно-ролевые игры, ставящие во главу угла проблемы духовные, связанные с выбором, с принятием на себя ответственности разрабатываются давно многими отрядами. Есть разработки следующих игр:
-«Сталкер»
-«Полигон»
-«Поход Ермака»
-«Путешествие пилигрима»
-«Туда и Обратно»
В) Христианские лагеря.. Опыт христианских лагерей разрабатывается повсеместно в России с помощью церквей и христианских международных организаций. Присутствие группы христиан в скаутском лагере уже превращают его в христианский. Попробуйте, и вы убедитесь, что это:
- нравится: детям,
- разнообразит программу вашего лагеря,
- дает возможность для дальнейшего духовного развития,
- дает связи и спонсорскую помощь.
СО «Сталкер» имеет опыт проведения  подобных лагерей и готов  им поделиться со всеми.

Конечно, существует еще масса способов организовать подобного рода деятельность, здесь очень многое зависит от вас, от вашего интереса, ваших методов, вашего мировоззрения. Комиссия - лишь помощник и консультант, копилка вашего опыта.

И последнее. На всех нас - ответственность за наших детей, но не нужно переоценивать свои силы, ведь «только Дух, коснувшись глины, творит из нее человека» (А. де Сент-Экзюпери, «Планета людей»).

Пусть Бог поможет нам всем в наших начинаниях.

От Комиссии по духовному воспитанию СибАС,
руководитель отряда "Сталкер" Павел Заякин.


Рецензии